Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


К теме 1. Место, роль и воспитательные возможности праздника в современном обществе



Студент — будущий режиссер, специалист по художественной организации и разработке театрализованных массовых праздни­ков, должен хорошо знать их историю, их сущность и функциональное значение в жизни нашего общества

Массовый праздник, как социальное явление, сегодня нельзя рассматривать только с позиций общепринятых понятий: «свобод­ный от работы день», «день игр и развлечений», традиционный или обрядовый «день торжества», «день радости и торжества по поводу...» и т. д.

Безусловно, праздник обычно означает свободное время и развлечение, но он не тождественен им.

Западные социологи культуры Р. М. Макивер и Ч. X. Пейдж еще в начале века рассматривали массовый праздник как необычайно старый и широко распространенный «род института», связанный с установленными формами и способами поведения людей, характерными для их групповой активности».

Современный польский исследователь социологии культуры К. Жигульский связывает массовые праздники с «общественной структурой и ее изменениями» как на фоне «больших групп религи­озных, этнических, классов или слоев», так и на фоне «малых, начиная с семьи».

Современные советские социологи культуры, опираясь на важные определения А. В. Луначарского и Н. К. Крупской (кото­рые будущему режиссеру массовых праздников следует хорошо изучить), определяют массовый праздник как многофункциональ­ное социальное явление.

Сегодня в стране повсеместно проходят тысячи праздников разной организации, форм и масштабов. Об этом каждый день пишут газеты, сообщают радио и телевидение.

Анализ общественного мнения показывает, что преимуществен­ный акцент на праздники, обряды и ритуалы трудовых коллективов, наметившийся в культурно-просветительной работе в последнее десятилетие, обнаружил дефицит региональных праздников города и села, выходящих за рамки отдельных коллективов и позволяющих людям приобщиться к жизни своего города, района, села, к своим традициям. Последний аспект также немаловажен, ибо праздники, связанные с семьей, бытом, досугом, культурой, укладом и ритмом жизни людей, не менее важны, чем праздники трудовые.

Анализ практики показывает, что это содержательное направ­ление нуждается сегодня в более интенсивном развитии. Систе­матическая организация, внедрение и развитие системы массовых праздников и новых обрядов превратилось в определенное направление культурно-просветительной работы, интегрирующее деятельность общественности и всего комплекса учреждений, занимающихся организацией досуга населения, причем — направ­ление самостоятельное, не привязанное только к одному типу учреждений досуга (скажем, к клубу), активно развивающееся на уровне региона.

Прогнозируя дальнейшее развитие культурно-просветительной работы, организации досуга всех социально-демографических групп населения нашей страны, можно сказать, что праздники и обряды как форма коллективной эмоциональной жизни нашего общества, активного досуга и общественной самодеятельности будет распространяться еще более эффективно, создавая своеоб­разный эмоционально-художественный календарь социально-экономического развития страны.

Актуальные задачи дня требуют исследований социальной сущности празднично-обрядовой сферы. Особенно широкий размах празднично-обрядовая деятельность приобретает в новых условиях, когда идет активный процесс создания новых традиций и совер­шенствования утвердившихся.

Праздничный календарь в нашей стране делится на три важнейших уровня:

1. Всеобщие праздники. Это праздники, которые отвечают наиболее масштабным, большим событиям и датам, создающим общесоюзный календарь. В этой сфере преобладают стабильные, повторяющиеся из года в год массовые праздники, к которым, однако, периодически добавляются знаменательные памятные даты, имеющие конкретный событийный характер.

2. Региональные праздники. Эта группа праздников отражает историю, культуру, национальные и демографические особенности, современную жизнедеятельность данного региона. Среди таких праздников также преобладают «стабильные», хотя конкретных, событийных здесь значительно больше, чем на общесоюзном уровне.

3. Праздники трудового коллектива. Календарь этой группы праздников конкретизирует оба предыдущих уровня, отбирая из всесоюзных и региональных праздников (особенно из их событий­ной части) те, которые наиболее соответствуют жизнедеятельности данного коллектива. Важную часть этого календаря составляет стабильная система праздников труда, охватывающая последова­тельно все этапы производственной деятельности рабочего. Эта система ежегодно дополняется событийными праздниками, отра­жающими повседневную жизнь коллектива.

Массовый праздник — это своеобразная педагогическая система, которая удовлетворяет потребности людей в социальном общении, творчестве, приобщении к важным, значительным целям, отражает мировоззрение, идейно-нравственную и эстети­ческую позицию человека.

ЛИТЕРАТУРА к теме 1

Генкин Д. М. Массовые праздники. — М., Просвещение, 1975.

Жигульский К Праздник и культура,— М., Прогресс, 1985

Луначарский А. В. О массовых праздниках, эстраде, цирке. — М., Искусство, 1981.

Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. — М., Наука, 1976.

Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества. Сб. научных трудов. —Л., ЛГИК, 1981.

Орлов О. Л Массовый праздник в городе.— Клуб и художественная самоде­ятельность 1982, № 18.

Руднев В. А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе. — М., Профиздат, 1984.

Туманов И М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. — М., Просвещение, 1976.

Шароев И. Г Режиссура эстрады и массовых представлений — М., Просве­щение, 1986

Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. — М., Наука, 1981.

 

Л. А. Дронов, доцент


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь