Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Урок 3. Янгызак - «Орфей» башкирских легенд и сказок ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Беседа о музыкальных инструментах башкирского народа, применении их в быту, в жизни. (Показ видеослайдов инструментов или рисунков.) В башкирских сказках и легендах тоже встречаются такие герои как Орфей, Садко. Одним из любимых героев, который любил свой народ, умел играть на курае, скрипке, был отважный батыр (так называли башкиры юношей-воинов) Янгызак. Чтобы познакомиться с ним, мы посмотрим музыкальные инструменты башкирского народа, послушаем, как они звучат.
Духовые инструменты курай (тростниковый), сорнай (рог), борге (удлиненный вид дух. инстр.) служили как сигнальные инструменты и на праздниках и торжествах; на струнно-щипковом инструменте думбыре играли сэсэны (певцы-сказители) и пели песни с призывами бороться за свои права, свободу. Поэтому два века назад этот инструмент был повсеместно собран и сожжен, а сэсэны отправлены на каторгу; кыл-кубыз (струнно-смычковый инструмент, в прошлом веке его начали заменять скрипкой, привезенной с Запада), ятаган (струнно-щипковый, прототип гуслей) были украшением досуга и народных праздников;
ударные инструменты награ, думбурзяк, киле (башк. литавра), дунгур (бубен) служили в военных походах, на охоте для отпугивания дичи, а шакылдаком (трещетка) пугали воров;
скромный кубыз служил женщинам и мальчикам для досуга. Искусству игры на них обучались с детства. После веселой песенки мы познакомимся с героем башкирских легенд и сказок Янгызаком, каким искусствам он обучался и как эти искусства послужили народу. Игра в оркестр и исполнение песни Г. Шпадэ-Глазыриной «Веселый оркестр» (Приложение 3). Беседа о Янгызаке. В башкирских богатырских сказках мы встречаемся со многими батырами, любимцами народа. Это и Урал-батыр, и Тан-батыр, Ахмет-батыр и Акьял-батыр и др. Каждый из них был защитником и заступником своей Родины, защищал ее, не боясь любых преград. Сегодня мы познакомимся с одним из них. Я расскажу вам о Янгызаке. В старину жили старик со старухой. Они были очень богаты, но не было у них детей. Со слезами на глазах просили они у Аллаха (Бога) детей. Аллах дал им сына. За каждый день этот сын вырастал на целый год. Его назвали Янгызаком, т.к. он был единственным ребенком (янгызак в переводе с башкирского обозначает «один», или «одинокий»). Отдали его учиться. Очень старательно учился Янгызак и сделался муллой. Тот мулла, который учил Янгызака, сказал ему: «Ты, сынок, стал очень ученым; теперь выучись необыкновенным искусствам». Спросив разрешения у родителей, Янгызак отправляется к одному старику, который, увидев в нем храброго человека, научил его необыкновенным искусствам: искусству духовой музыки, научил играть на курае, на скрипке, научил летать в виде птицы. Эти искусства помогли в будущем ему спасти свой народ от врагов. По башкирским легендам о Янгызаке, об Алтындуге, о его возлюбленной - красавице Ай (в переводе с башк. «луна») и борьбе башкирских племен со злым поработителем Катил-батшой создан замечательный фильм-сказка киностудии «Мосфильм» «Всадник на золотом коне». Вместе с батыром, заступником и силой народа Алтын-дугой, мужественно сражается и Янгызак. Силой красоты своего голоса он останавливает сражение, помогает победить врага. Просмотр видеосюжета из х/ф «Всадник на золотом коне». Мосфильм, 1980. Не зря в народе назвали Алтын-дугу силой народа, а Янгызака - его песней. (В ролях: Алтындуга – Фидан Гафаров, Янгызак - Хамид Шамсутдинов, сестра Алтын-дуги, возлюбленная Янгызака – Тансулпан Бабичева - заслуженные деятели искусства, артисты башкирского драматического театра им. Гафури, Ирина Малышева в роли красавицы Ай.) Обобщение темы: - Ребята, мы с вами познакомились с героями разных народов. Что общего между Орфеем, Садко и Янгызаком? - Почему в народе любят, помнят их? - На каких музыкальных инструментах они играли? Как они называются? - Для чего служит искусство музыки в этих сказках? (Оно воспитывает любовь к Родине, уважительное отношение к культурному наследию разных народов…) Приложение 1. Легенда об Орфее вдохновляла композиторов на протяжении многих веков. Одна из первых опер в Европе (Италия, 1600) называлась «Эвридика». В начале XVII в. за ней последовала опера итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей», в начале XVIII века – опера немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей». В конце XVIII века в России появилась мелодрама Евстигнея Ипатовича Фомина «Орфей». В XX веке миф об Орфее возродился в балете Игоря Федоровича Стравинского, современным композитором А. Журбиным создана рок-опера «Орфей и Эвридика». Имя Орфея стало символом художника-творца, символом бессмертия искусства, а его золотая лира – эмблемой музыки. «Золотой Орфей» - международный конкурс вокальных исполнителей, а также конкурс новых болгарских эстрадных песен. Фестиваль проводился с 1965 по 1999 гг. в различных концертных залах, расположенных на курорте Солнечный берег в Болгарии. Приложение 2. Пришел к нам в село музыкант-старичок, В руках музыканта волшебный смычок. Ударил по струнам, сбежался народ, Танцует, играет, смеется, поет.
Шел мимо богач, услыхал скрипача, И вспыхнула зависть в душе богача. «Продай свою скрипку, ты беден и стар, Я дам за нее тебе хлеба амбар».
«Нет, скрипку свою не продам никому, Нужна эта скрипка не мне одному. Под звуки ее веселится народ, Танцует, играет, смеется, поет!»
Приложение 3.
Колокольчики звенят, колокольчики звенят Дзинь-дзинь-дзинь… Ложки, ложки так стучат, ложки, ложки так стучат Тук-тук-тук… А трещоточки трещат, а трещоточки трещат Трек-трек-трек… Барабанчики стучат, барабанчики стучат Бум-бум-бум… Заиграл оркестр весь, заиграл оркестр весь Дзинь-тук-трек-бум… Приложение 4. Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве, на Харьковщине, в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году окончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы - в Куоккале, на И. Репин. Садко. 1876. Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана. Борис Ольшанский родился 25 февраля 1956 года в Тамбове. В 1980 г. окончил Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого. В 1986 г. - Суриковский институт (Москва). С 1989 г. - член союза художников СССР, в 1993 г. - персональная выставка (более 300 работ) в картинной галерее Тамбова. С 1995 г. - выставки в Центральном Доме художника на Крымском валу в Москве. В 2006 г. вышел в свет авторский альбом (издательство «Белый Город», Москва). Борис Ольшанский рисовал Русь, Российскую Империю, библейские сюжеты, античный мир, восточные сказки, философские картины.
Б. Ольшанский. Дополнительный материал Орфей. Марцелло Провенцале, 1608 г.
Орфей у фракийцев. Роспись кратера (деталь). Ок. 450 г. до н.э.
СОДЕРЖАНИЕ
Составитель: Рида Хабиевна Хусаинова
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ МУЗЫКИ Сценарии уроков
Выпуск I
Директор РИЦ: Р.Р. Тухватуллин
Дизайн обложки: З.А. Емалетдинова
Компьютерная верстка и макет: Л.Ю. Королева
Подписано к печати 30.10.2014. Бумага писчая. Формат 60х84 1/16. Гарнитура Times New Roman. Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. 6,5. Уч.-изд. л. 7,2. Тираж 400 экз. Заказ 122. Цена свободная.
Издательство Института развития образования РБ. 450005, Уфа, ул. Мингажева, 120. rio_biro@mail.ru
[1] Разговор о построении (форме) этого произведения пойдет на следующем уроке. [2] Автор текста музыкального приветствия Э. Галлямова. [3] См. электронный учебник по КБ, автор-составитель Хусаинова Р.Х. [4] Хореограф и постановщик танца Хашим Мустаев. [5] Нотная хрестоматия для 4 .класса к программе «Музыка» в ОУ РБ. Составители: Ямалетдинова Н.Г., Хусаинова Р.Х. *Новейшая хрестоматия по литературе. 4 класс / под ред. Т.И. Максимовой. – М.: Эксмо, 2009. С. 61-72. *Башкирские богатырские сказки. Составление, вступительная статья, подготовка текстов и комментарии Л.Г. Барага и Н.Т. Зарипова. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986, с. 35-38. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы