Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сравнение психологических понятий, описывающих человека: «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект труда».



Понятия «индивид» и «личность» трактуются в психологической литературе неоднозначно. Представители школы А.Н.Леонтьева, продолжая традиции своего учителя, разводя эти понятия сужая при этом объём последнего понятия (индивидом рождаются, личностью становятся).

Понятие «индивид» включает биологически обусловленные характеристики человека. Понятие «личность» его социальные проявления. Индивид обозначает конкретного человека как природного существа, продукта биологической эволюции. Под индивидом подразумеваются генотипические (наследуемые) и фенотипические свойства, возникающие в результате взаимодействия генотипа и среды. Становление индивида как носителя врождённых и приобретённых свойств можно лишь абстрактно отделить от становления личности, которая характеризует человека с другой – социальной – стороны. Поэтому А.Н. Леонтьев давал более узкое определение личности, считая, что личностью человека можно назвать с определённого момента его развития.

Личностью можно назвать человека, который выделяет себя из окружающего мира, структурирует свои отношения с ним и подчиняет им свою жизнедеятельность вопреки сиюминутным влечениям и внешним стимулам. Личность как психическое образование выполняет важные функции: интеграции, связывания психической активности в нечто единое устойчивое целое, составляющее внутренний стержень человека; саморегуляции, возможности совершать поступки, строить свои отношения с другими людьми; самоопределения, благодаря чему человек управляет не только своим настоящим, но и будущим.

В психологическом словаре зафиксировано два определения:

«Личность» – 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности,

2) определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Гуманистическая трактовка человека его как субъекта противостоит пониманию человека как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций. Субъект – это человек на высшем уровне активности, целостными, автономности и т.д. Для субъекта окружающая действительность выступает не только как система раздражителей, но прежде всего как объект действия и познания. Человек как субъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической деятельности человек в той же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфических знаковых систем. Субъект изучал Брушлинский (категория субъекта – интгерирующая; Абульханова Славская – субъект рассматривает как субъект жизненного пути).

Б.Г. Ананьев выделяет два основных класса индивидных свойств: возрастно-половые и индивидуально-типические. Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Эти свойства Б.Г. Ананьев называет вторичными, производными эффектами основных параметров индивида. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте и в задатках. Индивидные свойства – предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни.

А.Г. Асмолов выделяет следующие наиболее общие особенности индивидных свойств, которые характеризуют их роль в регуляции поведения личности:

- индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально общественного приспособительного значения;

- индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов;

- превращение индивидных свойств в «знаки» меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности;

- использование индивидных свойств как знаков, средств, с помощью которых человек овладевает и корректирует индивидные особенности, лежит в основе происхождения индивидуальных стилей в онтогенезе поведения личности и открывает большие возможности компенсации и коррекции при обучении различным профессиям.

Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека. Это понятие используется в психологии при описании двух явлений:

1) при анализе индивидуально-психологических различий индивидуальность – понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющихся в разных сферах, например, интеллекте, темпераменте, личности;

2) при анализе иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням. В этом случае индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности.

По образному выражению Б.Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность «глубиной» личности.

Исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности является зрелая личность, т.е. человек, интегрированный в общество, являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом. Чем больше социально интегрирован человек, тем больше у него возможностей реализовать свою индивидуальность.

Зрелая личность способна к самоактуализации, т.е. к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Если на уровне адаптивности гармоничным считается «принятие других и мира», то на уровне самоактуализации – «принятие себя». Принятие себя начинается с реальной самооценки и формирования самоуважения. Зрелость включает в себя умение человека разграничивать идеальные и реальные цели. Инфантилизм (незрелость, «детскость») как противоположное зрелости свойство включает в себя наивность, несамостоятельность, нездравомыслие.

Чем более зрелой является личность, тем менее действенной становится привычная для психолога формула о личности как продукте общества, тем утопичнее выглядят попытки вывести все поступки и действия человека, апеллируя исключительно к его биографии. По мере превращения личности из объекта общественного развития в субъект этого процесса жизненный опыт меняет свой вклад в личность, происходит переоценка прежнего, что-то отвергается, что-то приобретает новое значение

Понятие «индивидуальность» и «личность» тесно связаны. Нельзя быть индивидуальностью, не став личностью и, наоборот, личность может существовать только в форме индивидуальности.

Становление личности – процесс социализации, принятие норм и правил, социальных функций и ролей. Становление индивидуальности – процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности, неповторимости. Личность – персонификация, олицетворение общественных отношений. Индивидуальность – выделенность из этих отношений.

10 - 1. личность как предмет психологического исследования. +11-1, 18-1,

Личность – это категория. Существуют подходы, направления, теории. 2 направления:

1)теоретическое исследование – создание теории личности

2)эмпирические – методы исследование личности.

Личность как предмет исследования связана с:

а) пониманием что личность – явление социальное.

б) изобретением методов измерения личности.

Личность как предмет психологического исследования в отечественной психологии

Личность – человек, как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя (А.Г. Асмолов).

Следствием многогранности феноменологии личности явилось то, что в исследованиях по психологии личности переплетаются между собой различные проявления человека, такие как мотивы его деятельности, потребности, биохимические свойства, социальные роли, способности, интеллект, эмоции, установки, образ «Я» и т.д.

В отечественной психологии личность определяется таким образом:

1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

При наличии разных подходов в отечественной психологии имеется ряд характерных общих тенденций в изучении личности.

Первая тенденция заключается в том, что психологические исследования личности сознательно включаются в комплекс наук, изучающих человека. В общей структуре человекознания, по Б.Г. Ананьеву, выделяются очаги проблем, в которых как бы стягиваются нити от многих наук в целях познания той или иной формы бытия и сознания человека. Такими очагами являются проблемы:

а) человека как биологического вида;

б) человечества;

в) онтогенеза человека как индивида;

г) развития человека как личности.

Психология вносит свой вклад в разработку каждого блока этих проблем.

В качестве второй тенденции развития психологии личности в нашей стране выступает обоснование и реализация в конкретных исследованиях системно-структурного подхода. Суть его заключается в том, что личность понимается не как совокупность отдельных психических процессов, а целостное образование. Личность представляет собой единство двух взаимосвязанных подструктур: человека как природного организма и человека как социального существа.

В качестве третьей тенденции можно выделить последовательную реализацию в этой области принципа единства сознания и деятельности. Деятельность каждого индивида всегда есть совместная деятельность и в ней происходит постоянное взаимодействие людей. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, личность формируется в жизненных отношениях индивида, в ходе его деятельности.

Четвертая тенденция – индивидуальный подход к личности. Изучение психического в его социальной обусловленности необходимо предполагает анализ социального бытия конкретного человека.

Социально-психологическая ориентация – пятая тенденция. Социально-психологический подход к личности не сводит личность к набору общечеловеческих свойств, а предполагает также вычленение и социально-специфических свойств, неповторимых психических особенностей человека, таких как: социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных социально-психологических условиях, система ее ценностных ориентаций, закономерности формирования и проявления общественной активности личности и др. В настоящее время формируется социальная психология личности как особая отрасль психологии.

Шестая ее особенность – практическая направленность. Практическая ориентация проявляется, прежде всего, в исследованиях закономерностей формирования и развития личности, ее нравственных качеств, интересов, отношений к окружающему и др.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь