Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепты: переменные, законы, принципы



 

Реализуя интерес к социальным наукам, прежде всего необходимо определиться относительно целого ряда терминов, которые у всех на слуху. Это, в частности, «понятие», «теория», «наука». В дальнейшем выяснится правомерность сделанного терминологического выбора.

Для начала определимся относительно известной иерархии, согласно которой наука состоит из теорий, а теории содержат понятия. В соответствии с этой иерархией схему познания можно строить двояко:

понятия → теория → наука

либо

наука → теория → понятия

Два эти способа интерпретации мира знаний дополняют друг друга.

Итак, что такое понятие? В простейшем случае это признак некоторой вещи, например масса тела (mi), стоимость товара (pj), черта характера (b k). Возможно, читатель готов возразить, утверждая, что понятие присуще не вещам, а сознанию и языку. Такой позиции придерживаются многие авторы. Но она кажется очевидной лишь на первый взгляд. Действительно, нетрудно убедиться, что, например, «масса» как свойство физического объекта, имя (слово) «масса» и идея «масса» обладают общим содержанием. Иначе люди были бы не способны, руководствуясь идеями и именами, судить о свойствах объектов. Указанное общее содержание как раз и является понятием.

Часто рассуждают так: объекты обладают признаками, которые не являются  понятиями. Понятием является идея этих признаков, которая образуется каким-то причудливым образом, например посредством операций абстрагирования и идеализации. В дальнейшем у нас будет возможность детально ознакомиться с этими операциями, но пока предложим читателю другой ход мысли: существуют вещи, обладающие теми или иными качествами (переменными), которые могут быть представлены в различном виде, а именно, в онтологическом, ментальнологическом и лингвологическом.

Онтологическое (от греч. on — действительно существующее) отражает объекты и их признаки, ментальнологическое (от лат. mentalis — умственный) — эйдосы и их качества (ментали), а лингвологическое (от лат. lingua — язык) — имена и их качества (предикаты). Почему в трех терминах используется прилагательное «логическое» (от греч. logos — рассуждение)? Речь не идет о логике. Имеется в виду, что любые наши знания, в том числе об объектах, эйдосах и именах, содержатся в теориях. Эйдос в буквальном переводе с греческого языка означает конкретный ментальный целостный образ. Предикат есть сказанное о некотором качестве. Итак, понятие существует, по крайней мере, в трояком виде. Это признаки объектов, ментали эйдосов и предикаты имен (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1. Три представления вещей и их качеств

Представление Вещи Качества (переменные)
           
1 Онтологическое   Объекты       Признаки  
           
2 Ментальнологическое       Эйдосы       Ментали  
           
3 Лингвологическое       Имена   Предикаты  

 

Исторический экскурс

Природу понятий пытались раскрыть уже во времена Античности и Средневековья. Так, Платон полагал, что понятия (идеи) представляют общее. Возражая ему, Аристотель считал, что понятия, которые он называл формами, представляют единичное. По сути, понятие выражает и единичное, и общее. Это нетрудно установить на примере переменной, например pi. Все стоимости идентичны, именно поэтому правомерно обозначать их одним символьным значком p (Платон прав). Но каждая стоимость индивидуальна, о чем свидетельствует индекс i (Аристотель тоже прав). В Средние века номиналисты (Д. Скотт, У. Оккам) продолжали линию Аристотеля, а реалисты (Фома Аквинский, Альберт Великий), напротив, последовали за Платоном. Концептуалисты (П. Абеляр) пытались объяснить природу понятий посредством операции абстрагирования. Все указанные мыслители владели представлением переменной крайне неуверенно.

 

Итак, понятия — это переменные. Следует различать элементарные и производные понятия. Элементарные понятия нельзя свести к каким-либо другим понятиям. Производные же понятия всегда тем или иным образом составлены из элементарных понятий. Если, например, рассматривается скорость изменения некоторой переменной х i, то она сопрягается с другим элементарным понятием, а именно, с длительностью. От производных понятий следует отличать законы: они являются связью понятий, которые не сводятся друг к другу. В простейшем случае закон выражается функцией всего двух переменных:

                                                             f (xi, yi)  0.                                                                 

Критика догмы

В учебниках определение закона как связи переменных часто дополняется некоторыми дополнительными требованиями (устойчивости, необходимости, повторяемости этой связи и т.д.). На наш взгляд, такого рода требования несостоятельны. Так, если связь переменных не является устойчивой, то она не перестает быть законом.

В отличие от ситуации с определением производных понятий связь переменных в законе не исчерпывается ее постулированием. Результаты экспериментов свидетельствуют об относительной самостоятельности переменных, входящих в уравнение закона. Исследователи должны быть готовы к любым сюрпризам: переменные изменяются самопроизвольно!

Замечательная особенность закона состоит в том, что если известно достаточное число переменных, то можно предсказать значения остальных переменных. Так, если в приведенной выше формуле известна одна переменная, то можно предсказать (вывести) значение второй.

Законы выводятся из принципов. Допустим, студент поставил себе задачу получить в качестве итоговой оценки успеваемости по данному учебному предмету оценку 100 баллов. Это становится его принципом. Студент понимает, что преподаватель не поставит ему желаемой оценки при условии невыполнения им учебных заданий, в частности при неряшливой обработке результатов лабораторной работы. Избранный студентом принцип вынуждает его сочетать вполне определенным образом те переменные, которые учитываются преподавателем. Таким образом, и принципы часто становятся связью переменных.

 

Определение понятия

Законы — это связь переменных, которые выводятся (дедуцируются) из принципов.

 

Принципы, законы и переменные — это составляющие любой теории. Для их обозначения желательно использовать определенное имя. Предлагаем называть их концептами (от лат. concipere — нечто захватить, понять), а теории — концепциями. Итак, в составе теории самыми содержательными концептами являются принципы, на втором месте идут законы, на третьем — понятия и, соответственно, их совокупности в форме объектов, эйдосов и имен.

Разумеется, не только понятия и вещи, но также законы и принципы существуют в различных представлениях, а именно, в онтологическом, ментальнологическом и лингвологическом.

Подчеркнем, что в научной литературе нередко забывают о принципах. Часто утверждают, что явления объясняются посредством законов, но при этом оставляют без внимания объяснение самих законов, которые следуют за принципами.

 

Исторический экскурс

Значимость принципов была осознана как в философии, так и в науке относительно поздно. Показательно, например, что И. Ньютон в созданной им механике выделял три закона, но не принципы. Можно сказать, что первым исследователем, глубоко осознавшим первостепенную актуальность принципов, был И. Кант (в конце XVIII в.). Размышляя над устройством научного знания, он пришел к выводу, что теория начинается с принципов. Впрочем, подлинные научные принципы он не назвал.

 

Онтологическое представление стало широко известным благодаря исследованиям американца У. Куайна[3], утверждавшего, что наши представления об объектах формируются не безотносительно к теориям, а как раз на их основе. Очевидно, то же самое справедливо и относительно представлений о ментальных и лингвистических образованиях, которые не были упомянуты У. Куайном. Еще одно существенное обстоятельство состоит в том, что исследователи не могут обойтись без переходов от одного представления к другому.

 

Выводы

1. Вещи выступают как совокупности переменных.

2. Переменные являются чертами вещей, понятиями.

3. Закон — это связь переменных, которая выводится из принципов.

4. Принцип является самым содержательным концептом. Часто он также выступает как связь переменных, но в отличие от закона принцип не выводится из какого-либо концепта.

5. Переменные, законы и принципы существуют в различных представлениях, в частности в онтологическом, ментальнологическом и лингвологичесом.

 

1.2. Интратеоретическая[4] концептуальная трансдукция

 

Концепты, по определению составляющие концепцию, т.е. теорию, очевидно, каким-то образом связаны друг с другом. Но каким именно? В поисках ответа на этот вопрос следует учитывать многовековой путь развития представлений о науке. В этой связи показательно, что за последние четыре века сложилось противостояние двух лагерей — дедуктивистов (Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, К. Поппер) и индуктивистов (Ф. Бэкон, Дж. С. Милль, Р. Карнап, Х. Рейхенбах).

Представители первого лагеря делают акцент на дедукции, а второго — на индукции. Латинский глагол ducere означает вести, руководить. Спорящие стороны по-разному понимают способ управления понятиями. Дедуктивисты, по определению, превыше всего ставят дедукцию как управление понятиями в следующем порядке: принципы → законы → переменные. Индуктивисты предпочитают начинать с фиксируемых в экспериментах значений переменных, т.е. с фактов, а затем из них выводить законы и принципы. Линия индукции с учетом принципов выглядит так: переменные → законы → принципы[5].

Обе спорящие стороны имеют друг к другу существенные претензии. Дедуктивисты полагают, что нельзя начинать строительство теории с фактов потому, что их смысл задается принципами и законами. Индуктивисты же считают, что дедуктивисты не используют должным образом потенциал эксперимента, в результате не проясняется происхождение законов и принципов.

На наш взгляд, есть возможность преодолеть нескончаемый спор дедуктивистов и индуктивистов: развитие современной науки подтвердило актуальность и дедукции, и индукции, следовательно, надо признать актуальность обеих операций. Достаточно понимать теорию как управление понятиями. В таком случае взаимодополнительность двух «дукций» становится очевидной. В этой связи уместны некоторые разъяснения.

Относительно дедукции существует менее всего разногласий. Никто не отрицает ее актуальность. К сожалению, часто дедукцию связывают в основном со статусом логики и математики, хотя в таком случае следует говорить о логической и математической дедукции. В остальных науках имеют место другие типы дедукции. Отметим также, что дедукция осуществляется многими способами.

Дедукцию и индукцию разделяет эксперимент. Господствует представление о том, что эксперимент не является концептуальной операцией. Полагаем, что это неочевидное заблуждение. Исключать эксперимент из мира концептов неправомерно. Нетрудно видеть, что на «входе» эксперимента фигурируют предсказанные переменные. Их также можно называть гипотетическими, или дедуктивными. На «выходе» эксперимента фигурируют эмпирические переменные, которые почти всегда не совпадают с гипотетическими. Итак, эксперимент есть переход от гипотетических (дедуктивных) переменных к экспериментальным.

 

Определение понятия

Предлагаем называть переход «дедуктивные переменные — эмпирические перееменные» термином «аддукция» (от лат. adduction — прикрепление), имеющим тот же корень, что у слов «дедукция» и «индукция». Гипотетические переменные «прикрепляются» к экспериментальным понятиям.

 

Что касается индукции, то и ее право на «научное гражданство» не отрицается. Она осуществляется посредством корреляционного и регрессионного анализа, с основами которого читатель, надо полагать, знаком. Тщательно проведенный индуктивный анализ доводит сначала до индуктивных законов, а затем — и до индуктивных принципов. Но как протекает операция перехода от индуктивных  принципов к их дедуктивным концептуальным родственникам? Ясно, что и этот процесс есть разновидность дукции, но какая именно?

Философы часто используют термин «абдукция» (от лат. abductio — отведение). К нему на рубеже XIX—XX вв. привлек внимание американский философ Ч. С. Пирс. Смысл абдукции он объяснял следующим образом: «В результате наблюдения неожиданно был обнаружен некий факт, С. Но если бы А было истинно, С был бы в порядке вещей. Отсюда есть основание предполагать, что А истинно»[6]. В рассуждении Пирса есть слабое место. То, что он называет А, вполне может быть интерпретировано как индуктивный закон, полученный в результате обработки экспериментальных переменных. Ясно, что полученный закон позволяет объяснить неожиданный факт. Но суть рассматриваемого дела состоит в том, что неожиданность факта свидетельствует о ложности дедуктивных принципов и, соответственно, законов. То есть А является заменой прежних оснований теорий. При таком истолковании абдукция понимается как переход «индуктивные принципы → дедуктивные принципы».

Исследователь ставит перед собой следующий вопрос: «Какие корректировки следует внести в дедуктивные принципы с тем, чтобы можно было использовать теорию для новых циклов познания? » Ответом на этот вопрос как раз и является абдукция. Она, подобно другим разновидностям дукции, также осуществляется разными путями. В одних случаях устаревшие принципы просто-напросто заменяются индуктивными принципами. Но часто этого недостаточно. В таком случае перебираются всевозможные претенденты на роль дедуктивных принципов до тех пор, пока теория вновь приобретет необходимую степени гармонии.

Итак, начав управление концептами с дедуктивных принципов, мы снова вернулись к ним. Налицо цикл познания (рис. 1.1).

 

                  

                   новые д-принципы

д-принципы  д-законы  д-переменные

   аддукция   
абдукция
                                                                                                                 

                       

                  и-принципы и-законы э-переменные

 

                                                

Рис. 1.1. Цикл познания

 

Смысл использованных в рис. 1.1 аббревиатур очевиден: д — дедуктивные, э — экспериментальные, и — индуктивные. Совокупность четырех «дукций» резонно называть трансдукцией (от лат. trans — через).

На рис. 1.1. в виде квадрата, сторонами которого являются дедукция, абдукция, индукция, абдукция, представлен один цикл познания. Разумеется, познание реализуется посредством многих циклов. Их последовательность графически можно изобразить в форме квадратной спирали (рис. 1.2). На указанном рисунке изображено всего два цикла познания, но их число никак не лимитируется. Рассматриваемая цикличность обеспечивает рост знания, она всегда открыта для изобретения новых концептов.

Рис. 1.2. Квадратная спираль концептуальной трансдукции

 

Как видим, рассматриваемые концепты образуют систему. Она-то и является концепцией, или теорией. Целостность теории обеспечивается концептуальной трансдукцией. Теория есть управление концептами посредством трансдукции.

 

Исторический экскурс

Слово teoria понималось древними греками как пристальное рассмотрение чего-либо, сопровождаемое соответствующими размышлениями (сравните: театр). Относительно же устройства теории они могли сообщить немногое.

 

Как было отмечено выше, представления о «дукциях» создавались усилиями многих поколений ученых и философов. В этой связи возникает естественный вопрос об альтернативах концептуальной трансдукции. Вполне резонно предположить, что связь концептов теории осуществляется каким-то особым способом, который еще не был упомянут. Но каков же он?

 

Исторический экскурс

В истории философии было немало поклонников различных систем категорий, между которыми они пытались, но, как правило, неудачно, установить некоторый тип связи. Аристотель выделял 10 категорий: субстанция (или сущность), количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Сколько-нибудь четкое представление об их взаимосвязи он выработать не сумел. Главным его успехом стало учение о силлогизмах, т.е. некоторая теория логической дедукции.

Впечатляющую попытку выразить связь категорий сделал всемирно известный диалектик Г. Гегель. Он полагал, что движение категорий реализуется триадами «тезис — антитезис — синтез». Примерами этих триад являются: «ничто — становление — нечто», «качество — количество — мера», «сущность — явление — действительность», «субъективность — объективность — идея». Ни в одной из наук категории Гегеля обнаружены не были.

Многие исследователи, например феноменолог Э. Гуссерль, настаивали на синтезе переживаний или же идей. Как именно происходит указанный синтез, они объяснить не могли.

Таким образом, возьмем на себя смелость утверждать, что никакой актуальной альтернативы концептуальной трансдукции не существует: ее не удалось обнаружить ни в философских системах, ни в какой-либо науке.

 

Выводы

Теория представляет собой управляемую человеком систему концептов, а именно, принципов, законов, переменных.

Управление концептами осуществляется посредством дедукции, аддукции, индукции и абдукции.

Целостность теории обеспечивает концептуальная трансдукция.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь