Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Даже если они не имеют смысла
На протяжении многих лет я размышлял о ситуациях, при которых Божьи действия кажутся нам бессмысленными. Мое первое «великое почему» нагрянуло на меня, когда мне не было и двадцати. Сейчас причину тех беспокоящих мыслей я уже не помню, но помню, что тогда я столкнулся с ситуацией, решение которой требовало от меня больше пядей, чем имелось в наличии в моей голове. С тех пор я провел некоторое время, да пожалуй даже довольно много времени, в изучении Слова Божьего и осмыслении собственной системы толкования вещей. Около пятидесяти трех лет прошло с тех пор, как я отдал свое сердце Иисусу Христу, будучи трехлетним мальчиком. Я по-прежнему предан Господу всеми фибрами души, и сегодня мои убеждения сильнее и глубже, чем когда-либо ранее. Все это время и советы некоторых ученых-теологов помогли мне найти объяснения, которые, по-моему, позволяют мне верно толковать те периоды, когда вера подвергается серьезным испытаниям. Я стал лучше понимать, каков Бог и как Он взаимодействует с нами, особенно в следующих четырех сферах. 1. Бог присутствует и участвует в нашей жизни, Даже когда кажется, что Он глух или находится так Далеко, что, можно считать, отсутствует. В детстве я слышал по радио передачу, поглотившую полностью мое внимание и взбудоражившую мое воображение. В ней рассказывалось о человеке, приговоренном к заключению в темной одиночной камере. Единственным развлечением для него было бросать маленький мраморный шарик об стену. Часами он слушал звук ударяющегося и откатывающегося назад камешка. Потом он ползал в темноте, пытаясь нащупать свою драгоценную игрушку. Однажды заключенный бросил шарик, но звука удара о стену не услышал. Комнату наполняла ти шина. Он был очень обеспокоен «испарением» шарика и своей неспособностью объяснить это исчезновение. Наконец он дошел до неистовства, стал рвать на себе волосы и вскоре умер. Когда охранник пришли забрать тело, один страж заметил нечто в огромной паутине в углу комнаты. «Странно! – подумал он. – Как, интересно, попал в паутину мраморный шарик?» Эта история об обезумевшем заключенном – хорошая иллюстрация человеческой склонности задаваться порой вопросами, не поддающимися объяснению. Но объяснение все-таки существует. Для тех, кто следует учению Иисуса Христа, достаточно вспомнит о том, что не следует слишком полагаться на наш, способность делать выводы, особенно если мы пытаемся понять что-то о Всемогущем. Но не только человеческое понимание является крайне ненадежным и неточным прибором. Наши эмоции еще менее надежна В них надежности и последовательности – как в весенней погоде постоянства. Я написал книгу «Эмоции: можно ли доверять им?» несколько лет назад. Около двухсот страниц я посвятил исследованию этого вопроса и ответил отрицательно. Нет, на чувства, желание самостоятельно управлять собственной жизнью и собственное толкование окружающего мира полагаться нельзя. Эмоции ненадежны, субъективны и капризны. Они оказываются ложными так же часто, как и истинными. Они управляются гормонами, особенно в подростковый период, и колеблются от раннего утра, когда мы полны энергии, до вечера, когда мы уже устали. Один из признаков эмоциональной зрелости – это способность (и желание) перебороть эфемерные чувства и управлять своим поведением разумом и волей. (Неужели мне потребовалось аж двести страниц, чтобы сказать это?) Если предчувствия или эмоции, мягко говоря, сомнительны, то нам нужно быть крайне осторожными в том, что они говорят нам о Боге. К несчастью, похоже, многие верующие не знают об этом источнике неясности и разочарования. Для чувствительных, уязвимых людей типично то, что они принимают свои чувства относительно Бога за стандарт. Но чувства в каждый данный момент могут отражать не более, чем секундное состояние их ума. Опасность исходит от того, что у человека разум, тело и дух находятся в очень тесной связи друг с другом. На одном обычно отражается болезнь другого. Например, если человек подавлен и находится в состоянии депрессии, это сказывается не только на его эмоциональном и физическом состоянии. Страдает и его духовная жизнь. Он вполне может подумать так: «Бог меня не любит. Я не чувствую Его поддержки». Или другой пример. Первое, о чем подумает человек, узнавший, что он серьезно болен, скорее всего будет: «Как Бог мог это допустить?» Все три сферы человеческого естества взаимосвязаны, и могут ослаблять объективность нашего восприятия. Понимать это особенно важно, когда речь идет об оценке наших отношений с Богом. Даже когда кажется, что Он за тысячи километров вдали и наши дела Его не интересуют, Он так близко, что Его можно даже коснуться. Прекрасная иллюстрация такого незримого присутствия Божьего дается в Евангелии от Луки, глава 24, стихи 13 и 14, когда двое апостолов шли в селение Эммаус, находящееся приблизительно в десяти километрах от Иерусалима. Три дня назад они пережили ужасное событие – распятие Учителя, и это повергло их в сильное уныние. На римском кресте умерли все их надежды. Все, о чем так страстно говорил Иисус, все явления Его силы и власти сейчас казались чем-то далеким и вымышленным. Раньше Он говорил с такой властью, а теперь Его, мертвого, положили в чужую гробницу. Он называл Себя Сыном Божьим, а в последний час они слышали Его крик «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?» (Мат.27:46). Ученики не могли быть в большем смущении. Столько времени они ходили за человеком, называвшим себя Мессией. Зачем? Они не понимали того, что в тот самый момент Иисус шел с ними той же пыльной дорогой и что они были очень близки к тому, чтобы услышать величай шее известие из всего, когда-либо слышанного человеком. Оно перевернет коренным образом всю их жизнь и весь мир. Но в тот момент они видели только факты, не позволявшие сделать счастливые выводы. Я думаю, их проблема была все той же – человеческое восприятие. В работе с семьями христиан, переживающими кризис, я обнаружил, что их замешательство во многом сходно с тем, которое имели апостолы. Они плелись устало в глубокой задумчивости, и не было ни тени свидетельства о том, что частью их мира, их вселенной был Иисус. Они не могли верить в Его заботу, потому что они не «чувствовали» Его присутствия. Поскольку факты не стыкуются, они уверены, что удобоваримого объяснения не существует. Их молитвы не приносят немедленного облегчения, поэтому они заключают, что остались не услышанными. Но они ошибаются. В этих примерах люди слишком сильно полагаются на свои чувства и слишком мало помнят об обетованиях Божьих. Написано, что Он «восполнит всякую нашу нужду по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Фил.4:19). Если и вы сейчас идете в Эммаус по той пыльной дороге и обстоятельства вашей жизни довели вас до депрессии и замешательства, послушайте моего совета. Не думайте, что молчание или бездействие Бога – это знак Его безразличия. Я повторю еще раз: чувства не значат, что Он недосягаем! Нет, и снова нет! Его Слово несравненно надежнее наших призрачных эмоций. Преподобный Рубен Уэлч, писатель и служитель церкви, сказал однажды: «С Богом, даже если ничего не происходит, что-то все-таки происходит». Это правда. Господь по-своему действует, даже когда кажется, что ответом на наши молитвы летит лишь пустое эхо вселенной. Стройте свое основание не на эфемерных эмоциях, а на авторитете Слова Божьего. Он обещал никогда нас не оставить (Мат.28:20). Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мат. 18:20). Он – наш «друг, привязанный более, нежели брат» (Пр. 18:25). Нам дана гарантия того, что «очи Господа обращены к праведным, и уши Его к молитве их» (1 Пет.3:12). Давид сказал: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь ли на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс.138:7-10). Эти обетования и утверждения являются истиной, даже если мы этого не чувствуем. Прилепитесь к этой истине хваткой бульдога, ибо, как сказал Кьеркегор, вера – это когда держишься неопределенности со страстным убеждением. 2. Время, выбранное Богом, – самое подходящее, даже если Он появляется катастрофически поздно. Одним из сильнейших разрушителей веры является еще и несовпадение времени события с нашим субъективным ожиданием того, когда это должно произойти Мы живем в стремительный век, в мире, где на каждую нужду или желание ожидается немедленный ответ. Растворимый кофе. Продукты-полуфабрикаты, готовые к употреблению через минуту-другую. Быстродействующие таблетки от мышечных спазмов или боли в спине. Почти естественным становится считать, что мир должен чуть ли не подпрыгнуть по первому нашему требованию. Но Бог действует иначе. Он никогда не спешит. Иногда Он может даже быть невообразимо медлительным в решении проблем, которые мы представляем Его вниманию. Только этого почти достаточно, чтобы заставить сердиться нетерпеливого верующего и идти искать решения проблемы где-то в другом месте. Но прежде чем сделать это, нам следовало бы призадуматься над историей Марфы, Марии и их брата Лазаря, записанной в Евангелии от Иоанна, 11-я глава. Члены этой небольшой семьи относились к одним из самых близких друзей Христа во времена Его земного служения. Стих 5 говорит, что «Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря». Понятно, что при таком отношении для них было бы естественным рассчитывать на особую благосклонность Иисуса и помощь в случае беды, особенно если кому-то из них грозит опасность. Вскоре они попали именно в такую ситуацию – Лазарь серьезно заболел. Его сестры – вполне логично – срочно отослали гонца к Иисусу сказать: «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен». У них были все основания ждать Его ответа. Мария и Марфа ждали, глядя на дорогу, но Иисус не появлялся. Часы складывались в дни, но от Господа не было никаких вестей. Между тем, Лазарь таял на глазах. Он был явно при смерти. Где же Иисус? Получил ли Он известие? Понимает ли Он, что положение серьезно? Или Ему безразлично? Сестры глаз не смыкают у изголовья Лазаря, но он вскоре засыпает навеки. Какой удар для сестер! Смерть брата – невосполнимая утрата для них, и, кроме того, они очень расстроены поведением Иисуса. Он творит там где-то чудеса, открывает слепым глаза, исцеляет хромых. А когда они очень нуждались в Его помощи, Он оказался слишком занятым. Могу себе представить, как Марфа тихо говорит Марии: «Я просто ничего не понимаю. Я думала, Он любит нас. Почему же в такой час Он нас оставил?» Они облекли Лазаря в погребальные одеяния и похоронили его. Иисус не появился и на похоронах. Тогда они прощаются с любимым братом и кладут его тело в гробницу. Мария и Марфа любили Иисуса всем сердцем, но понятно, у них были основания сердиться на Него, когда Он появился спустя четыре дня. Возможно, на языке у них вертелись слова укора: «Где Ты был? Мы изо всех сил старались сообщить Тебе, что Лазарь умирает, но не смогли обратить на себя Августейшего внимания. Но сейчас-то уже поздно. Ты мог его спасти, но, видно, в то время Ты был занят какими-то более важными вещами». Но ясно, слова Марфы были более уважительными: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Иоан. 11:21). Она произносила это, сдерживая слезы, и Иисус «Сам восскорбел духом и возмутился» (Иоан. 11:33). После этого Иисус творит одно из самых ярких Своих чудес, вызывая Лазаря из гроба. Видите ли, Господь вовсе не опоздал. Так только казалось людям. Он прибыл точно в момент осуществления Божьего плана, и так Он делал всегда. Я не хочу никого обидеть, но позвольте мне сказать: то, что тогда произошло в Вифании, характеризует жизнь христианина. Не казалось ли вам иногда, что Иисус обычно появляется четырьмя днями позже, чем нужно? Он приходит уже после того, как мы все слезы выплакали, переволновались и исшагали всю комнату, после того ужасного медицинского осмотра, после того, как все пробоины в бизнесе уже залатаны? Появись Он вовремя, мы смогли бы избежать большого стресса, связанного с Его отсутствием. И все же нам крайне важно признать, что Он никогда не опаздывает. Просто Его расписание не совпадает с нашим. И несовпадение это в сторону опоздания! Я хотел бы привести еще один пример из личного опыта. В 1985 году Эдвард Миис, Генеральный прокурор США, попросил меня принять участие в работе комиссии по борьбе с порнографией. Я могу не задумываясь сказать, что это было самым тяжелым и самым неприятным поручением всей моей жизни. Восемнадцать месяцев я и еще десять членов комиссии занимались отвратительным и неблагодарным занятием. Мы оценивали самые гадкие в мире журналы, книги, фильмы и видеокассеты, постоянно переезжая с места на место. Так как Соединенные Штаты являются крупнейшим поставщиком непристойности, мы погрязли в этом болоте, казалось, навечно. Более того, порно-фотографы и торговцы преследовали нас повсюду, как стая волков стаю антилоп. Они делали все возможное, чтобы нас запугать и унизить. Я помню, как однажды сидел в день публичного слушания перед тысячей всевозможных видеокамер и фотоаппаратов, направленных мне прямо в лицо. Часами я видел свое изображение в их линзах. Кого угодно это заставит дергаться, скажу я вам. Фотографы караулили меня, чтобы поймать и заснять какой-то неуклюжий момент, чтобы на фотографии я выглядел глупо: с гримасой на лице или пальцем возле носа. Однажды, когда я поднялся, выходя на перерыв, поворачиваясь, я наткнулся на фотографа, щелкающего своим аппаратом в сантиметре от моего лица. Микрофоны на столе, как обычно, были подключены к записывающему устройству, так что каждое слово или замечание фиксировались. То, что я произнес в тот момент, потом еще несколько месяцев пародировалось в разных порноизданиях. Журнал «Хастлер» поместил мою фотографию задом наперед на осла, наградив меня титулом «Осла месяца». Правда, Генеральный прокурор и не говорил, что задание будет легким. Эти попытки всячески досадить нам были только цветочками. Ягодки появились дальше и не замедлили сообщить о себе. Мы еще не успели издать свой финальный отчет, как журналы «Плейбой», «Пентхаус» и Американская журнальная ассоциация начал судебный процесс на тридцать миллионов долларов против нас. Подсудимыми стали все члены комиссии, ее исполнительный директор Алан Сирз и Генеральный прокурор Эдвин Миис. Позыв был раздутым и высосанным из пальца и, по словам юристов, совершенно пустячным. Адвокаты Министерства юстиции призывали нас не волноваться – рассмотрение будет коротким и закончится быстро. Они ошиблись. Дело поручили вести судье Джону Гаррэтту Пэнну, одному из наиболее либерально настроенных судей на Северо-Востоке. Невероятно, но он держал глупейший иск на своем столе свыше двух лет, пока не вынес простой приговор в нашу пользу. Противники немедленно подали апелляцию, и мы провозились с ними еще год. Этот раунд тоже выиграли мы, но последовала еще одна апелляция. Шесть лет этот процесс висел над нашими головами, пока дело подавалось во все существующие в нашей судебной системе инстанции. Наконец, в начале 1992 года оно дошло до Верховного Суда, который, к счастью, дело закрыл. Вот так были вознаграждены одиннадцать верных граждан своей страны за добровольное безвозмездное служение ей! Возвращаюсь к нашей теме. Мы с Ширли молились о процессе с самого его начала в 1986 году. На мне были серьезные обязанности в организации «В фокусе – семья», и конечно этот отвлекающий фактор был мне совсем не нужен. Мы просили, чтобы эта «чаша» была отведена от нас, но немедленного ответа, как вы видите, не получили. Процессу было дозволено длиться, отнимать большую часть моих физических сил и эмоций. Шесть лет спустя Иисус «появился», и вопрос был решен. Но я удивлялся, почему Он «опоздал на 4 дня»? Дало ли что-то это затянутое рассмотрение в судах? Я думаю, что да, зная, что на каждую молитву всегда дается ответ – положительный или отрицательный. Я тоже буквально верю, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). И тем не менее я не могу объяснить или понять, почему мне пришлось убивать время и силы целых шесть лет, чтобы эту занозу выдернуть. Но, по сути, ведь это-то и неважно, неправда ли? Мне нет необходимости знать, зачем Бог позволил этому случиться. Пока я знаю, что Он меня любит и никогда не ошибается, зачем мне беспокоиться, зная, что Он всегда защитит? Изучая Писание и из собственного жизненного опыта я понял, что Божье понимание экономии времени и энергии отличается от нашего. Большинство западных наций стараются в каждую секунду своего существования добиться какой-то выгоды ил пользы. Но Господь иногда позволяет годам «пролетать», по крайней мере так нам кажется, без каких-либо сдвигов. Тяжело, например, понять, почему Он поступил с юным Давидом именно так, а не иначе. Этого мальчика-пастушка Господь лично выбрал из числа всех молодых людей Израиля, чтобы сделать преемником Саула, царем. Даже отец Давида Иессей не мог поверить, что ему было отдано предпочтение перед всеми его старшими сыновьями. Но Давид был действительно избран стать будущим патриархом Израиля. Какое многообещающее начало для скромного пастуха овец! Но посмотрите на это с другой стороны. Бог позволил Саулу преследовать Давида в пустыне, где тот провел четырнадцать лет, спасая свою жизнь. С человеческой точки зрения, какая бессмысленная трата лучших молодых лет Давида! Его же можно было послать на обучение по подготовке национальных лидеров или найти целый ряд других более полезных занятий, чем сидеть у костра, рассказывать военные истории и смотреть, не видно ли поблизости Саула с его компанией бравых ребят. Он, наверное, уже и не надеялся попасть снова домой. Но Господь поставил Давида именно в то место, где тот должен был быть. В Божьей схеме событий, конечно, нет такого понятия, как «необходимая доля тирании». Но у Него все происходит по вполне обоснованному плану. Он не объясняет Себя людям. Мы можем сказать с уверенностью, что Его планы и цели очень отличаются то наших, что Он бесконечно справедлив и что время, которое избирает Он, – лучшее. Он вмешивается в самый подходящий момент и делает это для нашего блага. Поэтому будет мудрым не лезть на рожон, пока не услышим Его команды. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы