Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Утром перед операцией я сказал врачу: «Скотт, проверь еще раз перед операцией, не исцелена ли опухоль. Я уверен, что Бог должен был вмешаться».
Он ушел, но вернулся нескоро. Прошло сорок пять минут. Мы с Салли и двумя другими дочерьми все еще сидели в комнате ожидания. Прошел час, затем второй. Я стал понимать, что операция будет долгой, и что сейчас она, должно быть, в самом разгаре. И в этот момент вышел доктор и сказал, что они ампутировали Бекки ногу. Я был разбит до основания. Я потерял веру в Бога! В гневе я бился о больничные стены и кричал: «Ну где же Ты, Боже? Где же Ты?» В шоковом состоянии я спустился в подвал больницы, где размещалось отделение морга. Казалось, мое место было там, в окружении смерти. Я столкнулся с чем-то более страшным, чем операция Бекки, какой бы ужасной она ни была. Я был неспособен сделать какие-либо теологические выводы из происшедшего. Я не мог понять, почему Бог это допустил. Лучше бы я был водопроводчиком, а не пастором. На следующий день я пошел бы опять чинить трубы, и мое духовное замешательство не отразилось бы на моей работе. Но я был обязан стоять на кафедре и учить людей библейским принципам. Что я мог сказать теперь им? Если бы я не верил в истинность и буквальность Библии, я бы смог жить, давая критические обзоры книгам и обсуждая библейские темы, не вызывающие вопросов. Но я был пастором библейской церкви. Мой стиль учения состоял в подробном толковании Слова, в анализе каждого стиха выяснении его точного смысла. Как мог я вернуться и сказать людям, что Бог позволил отнять ногу моей дочери? Это был ужаснейший момент в моей жизни. Когда я вышел из отделения морга в morn день, меня нашел в больничном коридоре друг и попытался вывести из этого состояния. Воистину его послал мне Бог! Хоть я и не отношусь к харизматам, это был Дик Фос, пастор объединения «Ассамблея Бога». Он стоял возле меня и плакал вместе со мной, и молился за меня. Он сказал мне тогда: «Я переживаю не за Бекки. Я переживаю за тебя. Несколько тысяч людей в вашей церкви и тысячи верующих из других церквей зависят от тебя. Ты должен это пережить». Он и еще два брата провели со мной несколько часов. Когда один выходил, другие его заменяли. Они просто помогли мне выговориться и выйти из состояния подавленности и гнева. Они не осуждали меня, хотя я так гневался на Бога. Я сказал по поводу той ситуации: «Наверное, Он был так занят поисками места для парковки машины какой-нибудь пожилой леди, что у Него не оказалось времени спасти ногу Бекки». Когда я замолчал, Дик снова спрашивал: «Может, ты хочешь еще что-то сказать?» Я не испытывал угрызений совести за свои такие недостойные христианина слова, я не думал о том, что кто-то рядом, возможно, засомневался в Боге. Мне было безразлично, упаду ли я в чьих-то глазах как служитель церкви. Мне не нужно было сдерживаться, говоря себе: «Ты проповедник и должен вести себя достойно. Ты должен вести себя соответственно». Они позволили мне самостоятельно разобраться со своей болью. Когда человек переживает такую ужасную депрессию, некоторые верующие не знают, как при этом себя вести. Одни говорят: «Я за тебя помолюсь», – что может означать «я не хочу больше тебя слушать». И таким способом они снимают с себя ответственность за поддержку ближнего. Фактически, когда дело доходит до того, чтобы разделить с кем-то его бремя, случается, что не христиане это делают лучше, чем мы. Они знают, как важно помочь человеку избавиться от обиды и гнева, в то время как христиане носят все внутри себя. Писание говорит нам: «Праведные воззовут, и Господь услышит их» (Пс.33:18). Меня беспокоило позже то, что люди стали предлагать наивные объяснения и легкомысленные комментарии, чтобы меня «развеять». Меня раздражало, когда они цитировали Римлянам 8:28 – «все содействует ко благу». Разве имели они право утешать меня? Мне хотелось сказать: «Давай, давай. Расскажи мне об этом, Чарли, когда твоей шестнадцатилетней дочери ампутируют ногу. Вот когда ты переживешь что-то подобное, тогда и поговорим». Иногда мы так привыкаем к христианскому «радостному» стилю, что становимся неискренними. Я слышал от людей в то время и такое: «Тише! Тише! Не говори так: вдруг Бог услышит?» Как будто Бог не знал, о чем я думал и с чем боролся в своих мыслях! Бог знал, что я переживал и понимал мои чувства. Моя любовь к Бекки начиналась с любви к Нему. Кого я обманывал бы, пытаясь скрыть агонию моей души? Я помню, как встретил одного человека в ресторане несколько дней спустя после операции Бекки. Он сидел за столом и, увидев, что я проходил мимо, дотронулся до моего пальто и сказал: «Джим, я думаю, Бог допустил это, потому что это стало началом пробуждения в вашей церкви». Я ответил: «А что Бог сделает для следующего пробуждения, когда это закончится – отнять у Бекки другую ногу? Потом руку, потом вторую? Если такие у Него условия, никакой Бекки не хватит, чтобы поддерживать духовную жизнь церкви». Такого рода примитивные объяснения и утешения убивают тех, кто страдает в настоящий момент, и наносят оскорбление всемогущему Богу, который любит и заботится об угнетенных. Я не мог найти ответ, почему Бекки потеряла ногу, но я знал, что предлагаемые мне объяснения не были верны. Наверное, самое важное, чему меня научили эти обстоятельства, – это тому, что мой выбор состоит только из двух вариантов. Один – это продолжать гневаться на Бога и идти дальше по пути отчаяния. Другой – позволить Богу оставаться Богом и сказать: «Я не знаю, как все это соединить. Я не понимаю причин, обусловивших то, что произошло. Я даже не прошу мне все это объяснить. Я просто принимаю тот факт, что Ты – Бог, а я – лишь слуга, а не наоборот». На этом я и остановился. Этот выбор помог мне справиться со своими трудными обстоятельствами. И хоть прошло уже столько лет, откровенно говоря , я не смог справиться со своей болью до конца. У меня по-прежнему щемит сердце, когда я вижу свою дочь на одной ноге. Но я пришел к пониманию, что у Бога есть высшая цель, которую мне не понять. Я готов ждать, если нужно до самой вечности, чтобы получить ответы на мои вопросы. Как Иов, я могу сказать: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов. 13:15). Есть либо отчаяние, либо принятие Его воли. Только два варианта выбора. Позвольте повторить снова – или отчаяние, или Бог, третьего не дано. Наша семья выбрала быть с Богом. Спасибо вам, Джим Конвей, вашей жене Салли и вашей дочери Бекки за то, что поделились с нами своей глубочайшей болью. Даже среди христиан мы редко находим такие искренние свидетельства. Я верю, что Бог на вашем примере укрепит в вере тех, кто сегодня одинок, кто не видит своего места среди живых. Все, во что они верили и на что надеялись, попрано силами ада. Философский и теологический фундамент, на котором строилось все их понимание, раскололся. Что же им делать теперь? Есть только один ответ – и это вывод, который сделал Джим Конвей в час испытания: «Не требуйте объяснений». Не опирайтесь на свои способности понять. Не теряйте своей веры. Доверьтесь Ему, Он дал вам сильную волю. Ваш второй вариант выбора – отчаяние. Не дайте ему одержать победу.
5. «Он избавит нас, но если и нет...»
Ну а сейчас самое время разобраться с вопросами, которые крайне необходимы для понимания того, что мы до сих пор обсуждали. Какова роль Бога в ситуациях, которые смущают и разочаровывают Его последователей? Какое место Он занимал в тех обстоятельствах, с которыми столкнулись Боб и Эстер Верной, Джим и Салли Конвей, Даррэл и Кларита Густавсон, Джерри и Мэри Уайт, Чак и Кэрен Фрай и другие, о ком мы говорили? То есть, слышит ли Бог и отвечает ли на молитвы Своих последователей? Удивительно большой процент американцев верит в силу молитвы. В журнале «Ньюсуик» была напечатана статья под названием «Разговор с Богом» (январь 1992, № 6), где Голлап Пол информировал, что 78 % американцев молятся по крайней мере один раз в неделю и 57 % – раз в день. Вообще иногда молятся 91 % женщин и 85 % мужчин. Это включает 94 % негров и 87 % белых. «Некоторые из этих молитв, – комментирует «Ньюсуик», – рождаются в экстремальных ситуациях: среди раковых пациентов или в очередях безработных очень немного атеистов». В материалистической, эгоцентричной и якобы не имеющей корней Америке существует голод по личному общению с Богом, который может удовлетворить молитва. Автор обобщает: «Даже в университете – в храме всего, чего достигло просвещение, – молитва находит место. Профессор права и психологии Стэндфордского университета Дэвид Розенхен говорит: «Двадцать лет назад в колледжах очень трудно было найти реальную религиозную жизнь. Теперь же молитвенные собрания насчитывают от 300 до 500 регулярно посещающих студентов». Я не так наивен, чтобы верить, что все эти молящиеся американцы ищут посвященных отношений с живым Богом. Для некоторых молитва недалека от суеверия, как, например, астрология, или просто является попыткой проникнуть во что-то таинственное. Во всяком случае, принятие духовных истин очень ободряет тех из нас, которые с нетерпением ждут огня духовного пробуждения в нашем народе. Но что вы думаете по поводу значения молитвы? Правда ли то, что сказано в Послании Иакова 5:16: «...много может усиленная молитва праведного»? Подразумевал ли Иисус именно нас, когда говорил: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мат.7:7)? Говоря лично, я укрепил свою жизнь реальностью этих обетований. Они были произнесены Богом и потом тщательно записаны боговдохновенными людьми. Наше основание как верующих лежит в Писании, которое безошибочно. Давайте рассмотрим эти стихи: «Взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его» (Шар. 16:И). «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Пр.15:8). «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лук. 18:1). «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26). «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом» (Фил.4:6). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2). «Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5:17-18). «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» Очевидно не только то, что молитва угодна Господу, но и то, что нам заповедано вступить в личное общение с Ним. Какая привилегия! Интересовались ли вы природой этого дара, который мы получили от Всемогущего? Не нужно заранее назначать встречу, чтобы привлечь Его внимание. Не требуются администраторы и секретари, с которыми нужно обо всем договориться. Он никогда не переносит встречу на менее загруженный день. Вместо этого мы смело можем входить в Его присутствие в любой момент, днем или ночью. Он слышит слабый зов больного, одинокого, презираемого этим миром. Он знает каждого из нас и любит нас, несмотря на наши неудачи и несовершенства. Действительно, приглашение к молитве является драгоценным выражением несравнимой любви Творца и Его сострадания к человечеству. Это понимание вошло в мою жизнь с раннего детства. В 1957 году я уже заканчивал колледж. Как-то после обеда раздался зловещий телефонный звонок из дома. У мамы был очень взволнованный голос. Она быстро сообщила мне, что у отца на правой руке появилось серьезное воспаление. Они наблюдали за ним некоторое время, но оно не проходило. В конце концов, они пошли к дерматологу и вот только что вернулись. Моему отцу был поставлен диагноз – рак. Это была разновидность рака кожи, который лечится только на ранних стадиях заболевания и является очень опасным в случае долгого медицинского невмешательства. Врач очень сильно обеспокоился. Он сказал, что исследования кожной ткани под микроскопом показали очень зрелые клетки рака. Он не мог сказать, распространились ли они по другим частям тела или нет, но не исключалась и такая возможность. Было решено лечить рак радиоактивным излучением на протяжении шести недель. В конце этого периода должен был начаться процесс выздоровления. Если бы повреждение ткани поддалось лечению, оно исчезло бы полностью за пять недель. А если б этого не случилось, мы бы столкнулись с куда более серьезными проблемами. В этом случае оставалась только ампутация. Мой отец был артистом, и мысль о потере правой руки (или его жизни) взволновала всю семью. Мы начали за него молиться. Спустя четыре недели после лечения радиацией воспаление оставалось таким же. Никакого признака выздоровления. Напряжение возрастало по мере того, как мы получали все более тревожные выводы медицины. (Я уверен, что сегодня эта болезнь менее опасна, чем в 50-х, но в то время ситуация была экстремально бедственной.) Врач, лечивший моего отца, начал обдумывать следующий этап. Настало время более упорной молитвы. Отец пошел к нашим духовным лидерам и попросил их помазать его елеем и особенным образом просить Господа исцелить его раковую опухоль. По окончании пятой недели, когда дерматолог должен был указать на дальнейшее решение, было проведено короткое служение. Спустя точно два дня опухоль прошла и больше никогда не возобновлялась. Это только один пример желанных ответов на молитву, свидетелем которых я был в детстве и юности. Можно было бы наполнить всю книгу примерами из того времени, потому что мы были семьей, которая верила в силу молитвы. Как много историй приходит на память! Я помню случай, когда мой отец отдал весь свой месячный заработок пастору, чьи дети нуждались в обуви и теплой одежде. Он действительно был палочкой-выручалочкой для людей с финансовыми проблемами. Естественно, несколько дней спустя у нас закончились деньги – и мы преклонили колени в молитве. Я все еще помню папину молитву после того, как он собрал вокруг себя нашу небольшую семью. Он сказал: «Господи, Ты сказал, что если мы будем верны Тебе в доброе время, Ты будешь верен нам в час испытаний. Сейчас нам очень кстати была бы Твоя помощь». Я скажу вам честно, что на следующий после молитвы день по почте пришел чек на 1200 долларов. В течение этих лет формирования моя вера росла рывками, потому что я видел, как Бог отвечал нашей семье на то, что зависело от Него. Это случалось сотни раз. Моя жена Ширли не росла в доме христиан, и ее жизненный опыт коренным образом отличается от моего. Ее отец был алкоголиком, который плохо обращался со своей семьей. Он упоминал Бога только в ругательствах. Мать Ширли, даже когда еще не была христианкой, была прекрасной женщиной, сильно любящей двух своих детей. Она понимала, что для того, чтобы воспитать детей правильно, ей нужна помощь, и с раннего детства стала посылать их в евангельскую церковь по соседству, когда они подросли. Там Ширли узнала об Иисусе и научилась молиться. Эта маленькая девочка, живущая в бедности, с болью в сердце из-за отца-алкоголика, начала молиться за свою семью. Особенно после развода родителей она просила Господа дать ответ на две просьбы. Во-первых, она просила об отчиме-христианине, который любил бы и заботился о них. Во-вторых, Ширли желала иметь когда-нибудь домашний уют и христианскую семью. Она начала просить Бога о муже-христианине, когда придет для нее время выйти замуж. Это трогает меня и сегодня, когда я думаю об этом одиноком ребенке, стоящем на коленях в спальне и говорящем Богу о своих нуждах. Что касается меня, то я был где-то там, невдалеке, и просто не замечал ее существования. Господь отправил меня в долгий подготовительный поход. И к тому времени, как мы познакомились в колледже, Господу уже не нужно было «подталкивать» меня к верному решению. Эта история чудесным образом иллюстрирует силу молитвы. Великий Бог вселенной, при всей Своей силе и всем величии, не был слишком занят, чтобы услышать тихий голос нуждающегося ребенка. Он не только соединил нас, но и послал прекрасного, никогда не бывшего в браке мужчину, чтобы он стал отчимом для Ширли. Оба ее родителя сегодня христиане, служащие Богу там, где они живут. Когда мы с Ширли встретились и полюбили друг друга, мы оба принесли в наш союз сильную веру. С того времени мы решили, что Иисус Христос должен занимать ведущее место в нашей жизни. Я помню, как перед нашей свадьбой мы сидели в моей старой дряхлой машине и молились вместе за устройство будущей жизни. Мы просили Господа в праведном пути для себя и, особенно, о благословении для детей, которых Он нам подарит. Тогда я дал обещание Ширли, что проведу остаток своей жизни, пытаясь обеспечить ее тем счастьем и безопасностью, которого так не хватало ей в детстве. Это стало основанием, на котором строилась наша маленькая семья. И сейчас, уже более чем через три десятилетия совместной жизни, мы видим постоянную Божью верность в ответе на наши молитвы. Я не знаю, чем бы мы были без этого источника силы и поддержки. В сущности, наиболее важной частью развития в нашем браке стали зрелость и рост в молитвенной жизни Ширли. Она стала тем, кого иногда называют «воин молитвы», подразумевая постоянное общение с Господом. В ней горело такое духовное пламя, что ее назначили председателем правления организации «Национальный день молитвы». Теперь позвольте мне затронуть нечто более важное. Хотя сотни мест из Писания говорят, что Бог слышит и отвечает на молитвы, важно понять – и многие из нас уже это поняли: Бог не делает все именно так, как этого хотелось бы нам. Могут пройти годы, прежде чем мы увидим результаты. Бывают и другие случаи, когда Он говорит «нет» или «жди». И – давайте будем откровенны – бывает время, когда Он вообще ничего не отвечает. Как мы уже заметили, многих верующих эти случаи просто сбивают или смущают, и вера их начинает колебаться. Избавление от иллюзий – такова тема классического романа Сомерсета Моэма под названием «Бремя страстей человеческих». Главный герой романа – молодой человек с деформированной ступней, который с раннего детства ненавидел свое уродство. Он думал, что нашел быстрый способ избавиться от него, после того как открыл для себя христианство. И он начал молиться, чтобы Бог исцелил его стопу. Когда же стало очевидно, что на постоянные просьбы не будет ответа, он почувствовал, что его вера стала безжизненной, и потерял интерес к Богу. Задумайтесь: сколько раз подобная драма происходила на протяжении столетий? Каждый верующий со стажем обязательно имеет опыт молитвы за что-то, чего Бог так и не даровал. По этому поводу давайте вернемся к истории раковой опухоли у моего отца. Он и моя мама сейчас уже на небесах, хотя отец и был исцелен от болезни. Наши молитвы об избавлении от последующих болезней не задержали их на земле, когда Господь позвал их на ту сторону. Если это непонятно читателю, пусть он вспомнит, что Лазарь, которого Иисус воскресил чудесным образом, позднее снова умер. Говорят, что время лечит все раны. Это, может быть, и правда, но оно также стирает все исцеления. Нет ли здесь противоречия тому, насколько важна молитва? Совсем нет! Представьте на секунду, каким стал бы мир, если бы Бог точно исполнял все, чего мы требовали в каждом конкретном случае. Сначала верующие столетиями пережили бы неверующих. Остальная часть человечества была бы заключена в ужасные распадающиеся стареющие тела, но христиане и их дети жили бы отдельно в своем идеальном мире. У них никогда не болели бы зубы, не было бы камней в почках и близорукости. Все их дела преуспевали бы, а их дома были бы прекрасны, и т.д. и т.п. Но цельное основание для отношений Бога с человеком было бы подорвано. Люди искали бы дружбы с Ним, скорее чтобы получить дополнительные благословения, чем выразить сердечное покаяние и любовь. В самом деле, самые жадные среди нас были бы первыми, чтобы получить благословения христианской жизни. Наиболее важно то, что эти проявления потрясающей Божьей силы отодвинули бы на задний план потребности веры. Как писал Павел в Послании к Римлянам 8:24: «Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться?» Наша вера основывается не на знамениях и чудесах, но на Великом Боге вселенной. Не ждите от Него чудес на удивление. Иисус осуждал тех, кто хотел, чтобы Он явил чудеса: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему...» (Мат. 12:39). Он хочет, чтобы мы приняли Его в отсутствие доказательств. Иисус сказал Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан.20:29). Мы служим Господу не потому, что Он пляшет под нашу дудочку, а потому, что верим в Его превосходство над нами. В конце концов Он должен быть и Он будет определяющим наши наилучшие интересы. Мы не видим будущего. Мы не знаем определенного Им для нас плана. Мы видим только маленькую картинку, да и то нечетко. Понимая наше несовершенство, кажется невероятно самонадеянным указывать Богу, что делать, вместо того, чтобы рассказать Ему о своих нуждах и согласиться с Его Божественными целями. Сам Иисус показал нам пример послушного поведения. Он просил Своего Отца в Гефсиманском саду, чтобы чаша унижения и смерти была удалена от Него. Он полностью понимал, что значило распятие на кресте. Эмоциональное давление было так велико, что большие капли крови просачивались через Его кожу. Медицина говорит, что этот феномен называется гема- тидрозом и что это случается только тогда, когда человек проходит через наиболее сильные потрясения. Но даже посреди этой агонии Иисус молился: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:42). Есть много других библейских примеров полного подчинения Божественной силе. Апостол Павел трижды просил Господа удалить болезнь, которую он называл «жало во плоти». Трижды ответ был отрицательным. Вместо этого Господь сказал: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» Шор.12:9). Вспомните историю Моисея и его неожиданную встречу с голосом Божьим, звучащим из горящего куста (Исх.3:4). Господь дал ему указание потребовать у фараона освобождения детей Израилевых из египетского плена. Когда Моисей спросил, поверят ли израильтяне, что это Бог послал его, Господь вооружил его чудодейственной силой. Он превратил его посох в змею, а потом обратно в посох. Затем Он покрыл руку Моисея проказой и исцелил ее. В конце концов Бог сказал ему, что если люди не поверят этим двум знамениям, он должен будет взять воду из Нила и вылить ее на землю, и тогда она превратиться в кровь. Эти проявления устрашающей силы были призваны явить силу Божью и удостоверить Моисея как Его посланника. Однако вскоре случилось очень любопытное происшествие. Моисей пожаловался, что для этого задания он недостаточно красноречив: «Я тяжело говорю и косноязычен» (Исх.4:10). Но Господь не предложил исцелить его немощь. Не кажется ли вам это странным? Он только что проявил сверхъестественную силу, которая позволила Моисею выполнить его миссию. Почему же Он не удалил эту речевую преграду? Естественно, это было в Его силах. И было бы только логичным для Господа сказать: «Тебе нужно иметь и сильный голос, чтобы вести миллионы людей через пустыню. Отныне ты будешь говорить как власть имеющий!» Нет, совсем не то ответил Иегова. Сначала Бог разгневался на Моисея за использование этой слабости как оправдания. А потом назначил брата Моисея Аарона быть у него глашатаем. Почему Он не сделал все «как надо бы» и не избавил Моисея от этой проблемы? Мы не знаем. Как я уже говорил: «Бывают случаи, когда в действиях Бога не видно смысла». Мы можем допустить, что Господь не исцелил косноязычие, чтобы Моисей, подобно Павлу, понял, что наиболее великая сила – в немощи. Он был выбран для руководства не потому, что он был волшебником или необыкновенным человеком, а потому, что Господь решил использовать его недостатки. Слава Богу, что Он принял и меня на таких же условиях. Каждый из нас страдает из-за своих пороков и недостатков, от которых Господь с легкостью может нас избавить. Вместо этого Он часто позволяет нам бороться с нашей слабостью, чтобы проявить Свою силу. Это понимание приходит из Писания. Павел писал: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор.4:7). Мне кажется, каждый верующий имеет по крайней мере одну проблему со своим «глиняным сосудом», которая причиняет ему особенное беспокойство: что- то раздражающее или просто болезнь – которую Господь упорно отказывается удалить. Я называю такие проблемы «если бы да кабы». Поговорите со своими друзьями-христианами о подобных обстоятельствах. Исполнение «если бы да кабы» сделало бы жизнь многих из низ близкой к идеалу. Если бы только у меня не было диабета, глухоты или других проблем со здоровьем. Если бы мой муж и я не были бездетны. Если бы я только не был втянут в эти ужасные деловые отношения, или в судебное разбирательство, или в брак не по любви. Если бы только мы не имели больного ребенка, недоразвитого сына или дочь, или вечно создающей проблемы тещи. Если бы мы не были так задавлены финансово. Если бы только надо мной не надругались в детстве. Если б только Бог разрешил трудную для меня ситуацию. Но проблемы все еще остаются. Имея в виду эти трудные обстоятельства, Господь снова и снова повторяет то, что Он сказал Павлу почти две тысячи лет тому назад: «...довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя свершается в немощи» (2Кор.12:9). Если бы я мог перефразировать это место из Писания, я бы сказал: «Он просит каждого из нас вынести какую-то долю дискомфорта, боли и печали. Это ваше. Примите это. Несите это. Я дам вам Свою благодать, чтобы вы это пережили...» Итак, жизнь продолжается в состоянии относительного несовершенства. Другое объяснение трудностей человечества предложила Элизабет Эллиот в коротком очерке под названием «Тем не менее мы должны сесть на мель». Вот что она написала: Посвящали ли вы когда-нибудь полностью сердце и душу, молясь о чем-то, делая это с полной отдачей, потому что верили, что этого хотел Бог, и в конце концов «сели на мель»? История путешествия узника Павла Адриатическим морем говорит нам о том, что ангел, стоя позади, призвал его не бояться (несмотря на ветры и силу урагана). И сказал, что Бог спасет его жизнь и жизни находящихся с ним на борту корабля. Павел утешил своих охранников и пассажиров и добавил: «Однако мы должны сесть на мель возле острова» (Деян. 27:26). Казалось, что Бог, Который обещал спасти всех, мог «сделать все правильно» и сохранить корабль, и спасти их от неприятностей, переживаемых жертвами корабле - крушения. Как Он не сохранил от этого их, так Он не делает этого и с нами. Небеса не здесь, они – там. Если бы нам было дано то, что мы хотим, здесь, наши сердца привязались бы к этому миру больше, чем к будущему. Бог нас всегда влечет вверх и в сторону от этого мира, призывая к Себе и к Своему невидимому Царству, где мы точно найдем то, в чем действительно нуждаемся. «Сесть на мель» не означает «конец мира». Но это помогает «не ввести нас в искушение» – искушение самодовольно успокаиваться видимым. [2] В этих словах практическая мудрость. Все верующие в свое время садятся на мель, и они (мы) должны научиться не паниковать, когда корабль уткнется в песок! Самообладанию до определенного уровня можно научиться. Павел написал к Филиппийцам 4:12: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке». Это приобретенное спокойствие. К несчастью, есть несколько заметных христианских служителей, которые сбивают людей своим учением, что нет нужды в стойкости и самообладании. Зачем практиковать выносливость, когда здоровье и благоденствие доступно каждому? Мы можем обеспечить себе беспечную жизнь, просто правильно к Нему обращаясь. Они превратили Царя вселенной в обслуживающего волшебника или наделенного большой силой мальчика на побегушках, который обязался исполнять желания и капризы нас, смертных. Это опасное искажение Писания. В недавней радиопередаче один проповедник сказал: «Если у вас есть нужда, вам придется просить помощи от Господа. В то время, когда вы начнете молиться – ваша просьба уже будет выполнена. Бог разрешит эту проблему, какой бы она ни была: болезнь, безработица или потребность в деньгах. Если у вас есть вера, – Бог все разрешит». Это правда, Господь часто вмешивается в трудные обстоятельства жизни. Писание не может говорить более ясно по этому поводу. Но только Он определяет, что Ему отвечать. Никто не имеет право принимать решения за Него! После того как я прослушал по радио огульное утверждение служителя, я пошел прямо в свой офис на религиозное собрание. Я поделился тем, что услышал по радио с коллегами, на что один из них сказал: «Очень плохо, что мой отец этого не знает». Его престарелый отец перенес инсульт и, частично парализованный, проводил свои дни в коляске. Этот прекрасный человек, в прошлом проповедник, посвятил свою жизнь христианскому служению и сейчас находился в тяжелом положении. Он подолгу смотрел в окно на поле для игры в гольф, по которому он никогда уже не сможет пройтись. Это бессовестно – говорить таким обиженным людям, что им просто недостает веры. Я был свидетелем другого примера ошибочного понимания веры прошлым летом, когда посетил Англию. Я поехал туда, чтобы написать первые главы этой книги, и запутался в трудных вопросах, которые мы рассматривали. Я узнал, что один американец, «исцелитель по вере», приезжал, чтобы провести свои широко рекламируемые собрания в Лондоне. Средства массовой информации дали более завышенную оценку его деятельности, чем она того стоила. Назвав его одним из наиболее популярных телеевангелистов США (в действительности в Америке он был мало известен), британская пресса была уверена, что этот обманщик приезжал, чтобы обокрасть легковерных во имя Господа. Это и в самом деле выглядело так. Я не буду судить о мотивах этого евангелиста, потому что я лично с ним не знаком. Возможно, он верит, что делает Господню работу. Но некоторые аспекты его лондонских выступлений очень тревожны. Его рекламой в газетах было изображение черных очков, наподобие тех, что носят слепые. Они были расколоты. Другой рисунок изображал белую трость, также разломанную посредине. Заголовок статьи гласил: «Некоторые увидят чудеса впервые!» Я уверен, что тысячи физически неполноценных мужчин, женщин и детей в Лондоне поняли это обращение следующим образом: для тех, кто посетит собрания исцеления, будет возможно положить конец страданиям. Не то чтобы Бог не мог исцелить слепоту или любую другую болезнь или физическую неполноценность. Он может, и Он исцеляет. Но, насколько я знаю, Он никогда не проявляет эти чудеса в массовых масштабах. Скажем по-другому. Я никогда не видел, чтобы какой-нибудь служитель церкви выполнил обещание полного исцеления всем приходящим. Некоторые люди уверяют нас, что обладают даром исцеления. Однако здесь есть основание для скептицизма. На подобных собраниях исцеления часто царит атмосфера раздражающей истерии, напоминающей неудачное цирковое представление. Такие всеобще проводимые чудеса оскорбляют всемогущество Бога и превращают прославление Его в бутафорию. Я также уверен, что у каждого сторонника массового исцеления глубоко в душе есть маленькая тайна. Он сам когда-то молился за безнадежно больного члена семьи или близкого друга, который однако не выжил. Это случается с каждым пастырем, к какому бы вероисповеданию он ни принадлежал. Но эта тайна редко раскрывается среди притворства и сумбурности на «служениях с чудесами». Согласны ли вы с тем, что есть что-то не совсем честное в утаивании тех случаев, когда Бог отвечает: «Это не Моя воля»? Возвращаясь к телеевангелисту, который приехал в Лондон, можно упомянуть, что скептический взгляд британских средств информации еще более усилился после завершения этой кампании. Они пригласили врачей, чтобы те протестировали слепых и больных людей после таких «чудодейственных» служений. Результаты привели в замешательство искренних христиан в этом большом городе и заставили отвернуться некоторых неверующих, чье сердце было близко к тому, чтобы принять Евангелие. Я обеспокоен учением о полном здоровье и благоденствии и по другой причине. Оно укрепляет «ожидание», что в конце концов может ранить и ослабить колеблющихся христиан. Кто-то сказал: «Тот, кто ничего не ожидает, никогда не будет разочарован». Но с другой стороны, человек, который действительно верит, что для последователей Христа все проблемы и беды должны быть сметены, не имеет никакого объяснения, когда Бог не приходит ему на выручку. Рано или поздно болезнь, банкротство, несчастный случай или что- либо другое приведет его в отчаяние. Во что должен он верить, когда открывает, что жизнь, какая она есть, сильно отличается от той, какой она должна быть? И он склоняется к одному из следующих заключений, а они все являются разрушительными по отношению к его вере: 1) Бог – мертв, безразличен, устал или не имеет отношения к человеческим делам; 2) Бог гневается на меня за грехи, которые я совершил; 3) Бог – капризен, ненадежен, несправедлив или зол; 4) Бог игнорирует меня из-за того, что я недостаточно молюсь или за то, что во мне мало веры. Все эти четыре умозаключения ведут к тому, чтобы изолировать человека от Бога как раз в то время, когда духовно он нуждается в этом более всего. Я уверен, что это уловка сатаны для разрушения веры уязвимых людей. А начинается это с теологического искажения, которое обещает безмятежную жизнь и уверяет, что Бог всегда делает то, чего от Него просят. (Однако нельзя забывать, что причина некоторых неприятных ситуаций в жизни – грешное, недостойное поведение. Мы поговорим об этом в главе 9). Те, кто дает бойкие ответы на устрашающий вопрос о человеческом страдании, вероятно, не много времени размышляли на эту тему. Они, скорее всего, не работали, в отличие от меня, в детском медицинском центре, где маленькие дети день за днем проходят через ужасные испытания. Некоторые уже родились с болью и ничего другого в жизни не знают. Некоторые имеют зависящих от кокаина или героина матерей и, придя в мир, также безнадежно нуждаются в определенной дозе наркотиков. Их жалобный крик целыми днями слышен в палатах. Сюда попадают и старшие дети, которые были унижены, избиты недостойными родителями. Другие подобны маленькой девочке с карими глазами, которую я хорошо запомнил в онкологическом отделении детской больницы Лос-Анджелеса. Она была очаровательной четырехлетней крошкой, и родители думали, что она была нормальной и здоровой. Но накануне мать во время купания заметила у нее на боку выступ. Оказалось, что это была злокачественная опухоль. Девочке осталось жить лишь несколько месяцев. Я покинул ее палату с комком в горле и с сильным желанием поскорее добраться домой, чтобы крепко обнять своих здоровых сына и дочь. Вы, возможно, заметили, что жизнь временами бывает чудовищно несправедливой. Она балует одних и бьет по щекам других. Пожалуй, это самый тревожный вопрос для умов многих христиан. Как объяснить такую очевидную несправедливость? Как может бесконечно любящий и справедливый Бог позволить некоторым людям переживать трагедию на протяжении всей жизни, в то время как другие как бы упиваются благами жизни? И что можно сказать, когда несчастье сваливается на ребенка? Да, мне известны ответы, которые предлагают теологи, что болезнь и смерть пришли в мир в результате греха и теперь мы все обречены на смерть. Просто с одними людьми это случается раньше, с другими позже. Я понимаю и принимаю это объяснение, хотя оно не может не тревожить наш дух. Любой согласится, что такое объяснение страдания не даст утешения больному ребенку. Но это лучшее, что можно сделать в подобной ситуации. Я говорил, что наши способности понять Божий замысел существенно ограничены возможностями нашего разума. Его мысли не только неизвестны нам, они вообще непостижимы. Он никогда не отчитывался перед людьми и никогда не будет этого делать. Он никогда не будет подвергнут допросу. Нигде в Библии не написано, что Бог должен оправдываться или искать одобрения своим действиям. Он просто говорит: «Доверься Мне». Иегова ни разу не попросил прощения у Иова и не пытался объяснить Своему слуге смысл его длительного тяжелого состояния. Нам говорят, что Бог – любящий, добрый, милостивый, долготерпеливый, что Он полон благодати, нежности, любви и т. п. Так что же нам делать с тревожными мыслями и вопросами, на которые мы не находим ответа? Все опять сводится к двум альтернативам выбора, о которых говорил Джим Конвей. Мы или продолжаем верить в Божью благость и откладываем свои вопросы, пока не встретимся с Ним лицом к лицу, или погружаемся в горечь и гнев за страдания, которые переживаем. Других вариантов не существует. Поэтому мы опять возвращаемся к необходимости веры. Позвольте мне закончить таким примером. Помните историю о Седрахе, Мисахе и Авденаго, записанную в третьей главе Книги Даниила? Они вызвали страшный гнев царя Навуходоносора тем, что отказались пасть и поклониться идолу, которого тот сделал. Царь дал им понять, что если они снова откажутся повиноваться его указанию, они будут брошены в раскаленную печь. Их ответ является одним из самых вдохновляющих мест в Писании: Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет тебе известно, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся (Дан.3:17-18). Какое мужество проявили эти юноши пред лицом смерти! Какую уверенность! Какую веру! «Бог силен спасти нас, – сказали они, – но если же нет, мы все равно будем Ему служить». Это то, что заповедано нам в Библии, выраженное самыми простыми словами. Он может исцелить болезнь, поразившую мое тело, но даже если этого и не произойдет, я все равно буду Ему верить. Он может снова сделать моего ребенка полноценным, или вернуть мне сына с войны не пострадавшим, или спасти меня от банкротства. Но если этого не случится, я все равно буду доверять Ему. Именно это имел в виду Иов, говоря: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов. 13:15). То же самое имел ввиду Павел, когда сказал: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5). В 8-м стихе он описывает эти «чувствования»: «...смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Всецелого повиновения воле Господней – вот чего хочет Он от христиан – всегда, даже когда кажется, что обстоятельства полностью вышли из-под Его контроля. Он силен избавить, но если и нет!.. Позвольте мне предложить последнее слово ободрения тем читателям, которые узнали о смертельной болезни – своей или своего ребенка, тем женщинам, которые недавно овдовели и теперь страдают от одиночества. Помните, что Навуходоносор, глядя в раскаленную печь, увидел четырех человек вместо трех и четвертый был подобен «Сыну Божьему»? Как утешительно то, что из огня вышли только Седрах, Мисах и Авденаго. Тот четвертый, и мы верим, что это был Иисус Христос, остался там, чтобы утешить и защитить вас и меня, когда мы попадем в «огненные испытания». Он никогда не оставит вас в беде, хоть никогда и не сделает вашу жизнь беззаботной! 6 . Вопросы и ответы Люди, которые страдают, часто задаются вопросами о жизни и смерти, о добре и зле и о том, каков же Бог. Почему плохое случается? Я перечислю несколько вопросов, которые раскрывают некоторые темы и опасения, волнующие людей, переживающих трудности. Вопрос 1 . Когда моему сыну было восемь лет, Господь чудесным образом ответил на молитву за него: он выжил после сложной операции на сердце и без всяких осложнений. Когда моему мужу был поставлен диагноз и мы узнали, что у него рак, мы тоже молились день и ночь. Однако в январе прошлого года он умер. Я просто не могу понять, почему Бог услышал молитву о нашем сыне, но допустил смерть моего мужа. Существует ли Он вообще или нет?
Ответ 1. Уверяю вас, Он существует, и вашим молитвам за мужа было уделено не меньше внимания и участия, чем молитвам за сына, когда его жизнь была в опасности. То, что вы пережили, является доказательством независимости Бога. Как я уже сказал, Он всегда будет Сам определять, что лучше для тех, кто Ему служит. Один из самых ярких примеров этого качества Бога – случай в жизни моих хороших друзей Бона и Джоан Лезереров. Когда Бону был всего год, его родители заметили, что у него появлялись кровоподтеки, как при сильных ушибах, когда он падал или просто переворачивался в своей кроватке. Они показали его врачу, который определил гемофилию. В его организме недоставало вещества, необходимого для свертывания крови, что угрожало его жизни всякий раз, когда он ушибался или повреждал кожу. В то время было немного медицинских препаратов для лечения гемофилии, и семье сказали, что Вон вряд ли доживет до совершеннолетия. Но он дожил, и прожил больше, благодаря многочисленным молитвам и двумстам литрам перелитой крови. В течение всей его ранней юности, когда жизнь Вона буквально висела на волоске, с ним рядом была девушка по имени Джоан. Она была его подружкой с детства. Джоан прекрасно понимала, что будущее Вона непредсказуемо, но очень его любила. Они решили, что не позволят гемофилии диктовать им, как жить, и поженились, когда ему было двадцать два, а ей девятнадцать лет. Через некоторое время, когда Джоан носила их второго ребенка, на их семью обрушился очередной кризис. Она тяжело заболела, и у нее обнаружили болезнь Ходжкинса – разновидность рака, поражающего лимфатические узлы. В те дни это обычно было неизлечимо. И хотя существовал курс лечения, врачи не могли его назначить беременной женщине. Конечно, Джоан и Вон могли решиться на аборт, но не сделали этого, решив довериться Господу. Они стали просить чуда. Через несколько недель после установления диагноза врачи повторили лабораторные тесты и анализы. От болезни Ходжкинса не осталось и следа. С тех пор и до сего дня Джоан здорова. Поразмыслим теперь, что в данном случае происходило. Как мы знаем, Вон родился с тяжелой и опасной болезнью, об исцелении которой много молились его родители. Отец Бона к тому же был служителем церкви. Когда Вон подрос, он стал молиться за это и сам. Затем появилась Джоан и тоже присоединилась к этим ходатайствам. Но несмотря на эти и другие молитвы, Господь избрал не исцелять Вона от гемофилии. В возрасте пятидесяти шести лет он по-прежнему страдает от недуга. С каждым днем его суставы теряют подвижность и ему становится все труднее передвигаться. Ежедневно в течение многих лет Вон принимает обезболивающие препараты. Но его неукротимый дух был и остается прекрасным свидетельством для меня и тысяч других людей все эти годы. Почему не захотел Господь исцелить этого достойного человека? Не знаю. Кто-то, может, скажет, что тем, кто за него молился, недоставало веры, разве что за исключением случая, когда Джоан получила исцеление. Но за нее ведь молились те же самые люди, что и за Вона. В одном случае ответ был положительный, в другом отрицательный. А жизнь продолжается. Господь не дал никакого объяснения или истолкования Своих ответов, кроме очевидного: «Такова Моя воля». Из этого и множества других случаев, происходящих с людьми, можно сделать только один вывод: Бог сделает то, что лучше, и нам следует продолжать доверяться Ему независимо от результатов. Я хочу обратиться со словом ободрения к женщинам, мужья которых недавно погибли от рака: Отец Небесный помнит о вас, даже если кажется, что все у вас идет «наперекосяк». Он рядом. Посреди всех этих безответных вопросов верьте, держитесь своей веры. Однажды вы узнаете смысл того, что происходит сейчас, а чтобы об этом поговорить у вас будет вечность. Я же буду молиться о том, чтобы Господь помог вам справиться с вашей трагической утратой, вернее, временной разлукой с вашим дорогим другом и партнером. Вопрос 2. Я знаю, что Бог может творить чудеса, даже воскрешать мертвых. Но я должен сознаться, что мне тяжело быть зависимым от Него, когда я переживаю трудности. Означает ли это слабость моей веры?
Ответ 2. Большинство из нас испытывают трудности в выполнении повеления «не заботьтесь ни о чем», когда на нас давят или когда мы напуганы какими-то событиями в своей жизни. Но все-таки нам нужно научиться давать возможность Богу быть Богом и принимать Его водительство и Его суд. Что касается вашего вопроса, я думаю, вы нечетко понимаете разницу между верой и доверием. Есть одна очень известная иллюстрация, показывающая оба эти понятия и объясняющая их. Заключается она в следующем: Представьте себя возле прекрасного и опасного Ниагарского водопада на границе между Канадой и штатом Нью-Йорк. Предположим, там происходит цирковое представление, и над водопадом натянут канат, по которому собирается пройти канатоходец, толкая впереди себя тележку. Если он потеряет равновесие, то упадет и погибнет в бурлящих потоках воды. Вступив на канат, человек оборачивается к публике и спрашивает: «Верите ли вы, что я смогу проделать этот путь?» Вы отвечаете, что его мастерство непревзойденно, и что вы нимало не сомневаетесь в его способности пройти по канату на другой конец водопада. Другими словами, вы верите, что ему это удастся. Но тогда он говорит: «Если вы действительно считаете, что я могу это сделать, садитесь в тележку, и мы этот путь проделаем вместе». Если вы примете это предложение, то проявите прекрасный пример доверия. Для многих из нас нетрудно верить, что Бог способен творить чудеса. В конце концов, Он всю вселенную создал из ничего. Он может сделать все, что пожелает. Вера в него может быть совершенно очевидным для вас моментом. Однако, чтобы показать свое доверие, отношения должны развиться на шаг дальше. Тут появляется элемент риска. Это требует, чтобы мы полагались на Него и Его обещания, даже когда не имеем доказательств их истинности. Это значит продолжать верить, когда все свидетельствует как бы об обратном. Да, это значит сесть в тележку и проделать этот путь по канату над водопадом. Я убежден, что одной веры в критические моменты недостаточно. Мы должны доверить Ему полную заботу о всей нашей жизни. Этому можно научиться, причем для некоторых людей это тяжелее, чем для других в силу особенностей темперамента. Вопрос 3 . Иногда я ощущаю, что Господь очень близко и что Он одобряет мой образ жизни. Но бывает и время, когда кажется, что Он находится за тысячи километров. Как я могу иметь духовную стабильность, если присутствие и одобрение Божье так непостоянны?
Ответ 3. Его присутствие не бывает непостоянным. Это ваше ощущение Его приходит и уходит. Если ваше хождение в духе зависит от приливов и отливов чувств, то и уверенность будет спотыкаться и качаться, как корабль на волнах в бурю. Мало что является настолько ненадежным и недостойным доверия, как то, что мы чувствуем день ото дня. Поэтому наша вера должна основываться на твердом волевом решении вести молитвенную жизнь и прилежно изучать Писание. Еще один фактор исключительно важен для понимания Божьего вмешательства в дела людские. Он связан с естественным ритмом нашей жизни – постоянное движение эмоций или обстоятельств от положительных к отрицательным и обратно. Нам редко дается больше двух недель спокойствия, прежде чем что- то произойдет. Или крыша начнет протекать, или тормоза в машине откажут, или дети подхватят краснуху, или что-то произойдет на работе. Марк Твен сказал, что жизнь – это всего лишь одна неприятность, следующая за другой. Именно так все происходит в несовершенном мире. Может быть для тех, кто уже устал от этих эмоциональных американских горок, будет утешением знать, что из Писания явно видно, что даже у Христа не все было постоянным. Его служение было начато у реки Иордан, где Его крестил Иоанн. Должно быть, этот день был самым волнующим за Его тридцатилетнюю жизнь на земле. В Евангелии от Матфея 3:16-17 говорится: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Как, должно быть, переполняли чувства юного Мессию. Нет слов для описания того, что значит получить посвящение и благословение от Отца таким образом. Но заметьте, что говорит следующий стих: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мат.4:1). Он был перенесен из самого радостного эмоционального переживания Своей жизни прямо в одно из самых ужасных испытаний, с которым Ему довелось столкнуться – сорокадневную битву с сатаной? Заметьте также, что Он не преодолевал расстояние до пустыни пешком. Он даже не пошел туда по Своему собственному намерению. Он был возведен туда Духом для искушения от дьявола! Этот переворот в жизни Иисуса был только началом. В сущности, все Его служение характеризуется подобными перепадами. После трудного времени в пустыне и пронесшегося слуха, что среди людей появился «пророк», Он сталкивается с низкопоклонством толпы. Можете себе представить сцены истерии, когда больные и уродливые люди протискиваются, пытаясь пробраться поближе к Нему? Затем первосвященники и фарисеи стали замышлять убийство Иисуса. Он стал ненавистным человеком, и в конце концов Его разыскивали, как преступника. Они пытались смутить и запугать Иисуса везде, куда бы Он ни пошел. Спереди и сзади Он слышал хвалу обычных людей и враждебность религиозных лидеров. Давайте перейдем к событиям последних дней Иисуса на земле. Толпы шли приветствовать Его, когда Он подходил к Иерусалиму, восклицая: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев» (Иоан.12:13). Однако спустя несколько дней Он прошел через ужасные испытания – Его преследовали и судили. Те же люди, которые Ему поклонялись, теперь требовали Его казни. Затем Он был распят между двумя ворами на вершине Голгофы. Этот самый темный день в человеческой истории предшествовал трем дням, по истечении которых человечеству была дана самая прекрасная весть. Затем сто двадцать учеников получили крещение от Духа Святого в День Пятидесятницы, и так родилась Церковь. За этим последовали невероятные преследования святых и мученичество. За хорошей вестью сегодня следовала плохая на следующий же день. Иаков был убит, но Петру удалось спастись. Первым христианам приходилось переживать взлеты и падения в своем труде по созиданию Церкви. Все, что я попытался показать этими превратностями в служении Иисуса – это то, что в этом несовершенном мире нет стабильности или предсказуемости. То же самое происходит и с вами и со мной. Мы должны ожидать раздражения и каких-то помех, выбивающих нас из колеи. Сегодня мы будем на высоте, завтра – перед захлопнутой дверью. Итак, где же взять стабильность в мире такой неразберихи и кутерьмы? Она может быть найдена только тогда, когда мы поставим якорь нашей веры на неизменяющееся, на непреходящее – вечного Господа, который обещает никогда не подвести и чья любовь объемлет все и всех. Наша радость и наша надежда могут быть такими же стабильными, как восход солнца, даже когда обстоятельства, окружающие нас, меняются от прекрасных к трагическим. Вот чему учит нас Писание: Его мир там и с теми, кто делает выбор принять его. Вопрос 4 . Я часто слышал, что Бог не оставит нас в сложных испытаниях. Но я не понимаю, что это значит практически. Вы показали, что Он позволяет нам проходить через трудности. Чего нам ожидать от Него в это напряженное время?
Ответ 4. У меня возможно не хватит слов, чтобы описать, что происходит с верными во времена личного кризиса. Это фактически невыразимо. Просто скажем, что часто посреди всего хаоса существует спокойное осознание того, что Господь близко и что Он владеет ситуацией. Миллионы людей рассказывают об этом ощущении Его постоянного присутствия, от начала происшествия до Его конца. В других случаях Он помогает нам увидеть доказательства Своей любви в критическое время. Я вспоминаю сегодня о трагическом случае, произошедшем в 1987 году, когда четверо моих друзей погибли в авиакатастрофе. Мы провели вместе вечер накануне, и я помолился за их безопасное возвращение домой (см. фото на стр. 78). Частный самолет, на котором они находились, взлетел рано утром на следующий день, но так и не приземлился. Я никогда не забуду телефонный звонок, сообщивший о катастрофе в дальнем каньоне – никто не уцелел! Я любил этих людей, как своих братьев, и был сражен наповал этой потерей. Четыре семьи просили меня сказать что-нибудь на их похоронах. Несвоевременная смерть таких полных энергии и глубоко любимых людей, казалось, сама взывала к объяснению. Почему Он допустил это? Почему Он забрал этих благочестивых людей от их семей, оставив их в скорби и боли? На эти мучительные вопросы не было ответов, и я даже не пытался их придумать. Но я сказал, что Бог не утратил контроля над их жизнью и что Он хочет, чтобы мы доверялись Ему, даже когда не понимаем смысла происходящего. Он по-прежнему близко. Я стоял, разговаривая с родными и близкими, которые собрались, чтобы проводить моих друзей в последний путь. Внезапно кто-то указал на небо и воскликнул: «Смотрите!». Прямо над шпилем церкви была подвешена маленькая радуга в форме улыбки. В тот день не было дождя, и на небе было только несколько кудрявых облаков. И тем не менее эта прекрасная маленькая радуга появилась над церковью. Позже мы узнали, что она держалась в небе большую часть церемонии, на которой мы присутствовали. Как будто бы Господь говорил скорбящим женам и детям: «Пребудьте в мире. Ваши мужья со Мной, и все будет хорошо. Я знаю, что вы не понимаете, но Я хочу, чтобы вы доверились Мне. Я буду заботиться о вас, и эта радуга – знамение для вас, чтобы вы об этом помнили». Один человек, живущий недалеко от церкви, догадался сделать фото в тот момент. Когда пленка была проявлена, мы увидели то, чего никто не распознал в то время (см. фото). На фотографии, в центре радуги виден маленький частный самолет. Циники и неверующие скажут, что радуга и самолет просто совпадение, не имеющее никакого духовного значения. Ну что же, пусть остаются при своем мнении. Но для каждого члена этих четырех страдающих семей и лично для меня Господь использовал этот феномен, чтобы передать Свой мир и Свой покой всем нам. Он исполнил Свое обещание позаботиться о четырех мужественных вдовах и их детях.
Джеймс Добсон (справа) с четырьмя друзьями, вскоре погибшими в авиакатастрофе. Слева направо: доктор Тревор Мэбри, Хьюго Шулкопф, Крис Дэвис и Джордж Кларк. Есть и другие случаи, о которых стоит рассказать. Сандра Ланд и ее семья спасались от урагана. Проведя ночь в убежище, на следующее утро они возвратились домой и обнаружили разрушенным все за исключением нескольких внутренних стен. Проходя по развалинам, Сандра нашла записку, которую когда-то сама повесила в кухне. Записка оставалась на том же месте, и Сандра прочла: «Я поняла, что должна быть довольна, в какую бы ситуацию я ни попала». На оставшейся стене ванной был другой, прикрепленный ею стих: «Благодарите Господа, ибо Он благ». Сандра приняла это послание.
Радуга, появившаяся во время похорон. Обратите внимание на крошечный частный самолет в центре, который не был виден, пока не проявили пленку.
В конце концов и я испытал то же самое ощущение Его присутствия посреди другого вида бури. 15 августа 1990 года я по своему обыкновению рано утром играл в баскетбол. В возрасте пятидесяти четырех лет я полагал, что был в отменной физической форме. Незадолго до этого я прошел медосмотр, и мое здоровье было признано отличным. Я мог играть в баскетбол целый день с мужчинами на двадцать пять лет моложе меня. Но именно в то утро меня ожидали два неприятных сюрприза. Я находился в нескольких футах от того места, где легенда НБА Пит Маравич скончался на моих руках два года тому назад. (Как вы понимаете, пол этого спортзала для меня сейчас священен.) Внезапно меня пронзила боль в центре груди. Я извинился, сказав друзьям, что не очень хорошо себя чувствую, и поехал в ближайшую больницу скорой помощи. Кстати, это была та самая больница, куда двадцать один год назад привезли моего отца после сердечного приступа. Так начались десять дней, которые изменили мою жизнь. Для мужчины, который все еще думает о себе как о здоровом человеке, осознание того, что он смотрит в лицо смерти, является сильным шоком. Потребовалось какое-то время, чтобы я обдумал все случившееся. Свой первый день в отделении кардиологии я провел, работая над новой книгой «Дети в опасности», которую я писал вместе с Гэри Бауэром. Я попросил медсестру повесить на стене пять возможных вариантов обложки, и по мере того, как в мою комнату подходил медицинский персонал, накапливались голоса в пользу какой-то из них. Я писал целый день. Но когда около полуночи пришел результат обследования, подтвердивший нарушения деятельности сердечной мышцы, я узнал, что оказался в весьма серьезной ситуации. Позже подтвердилось, что моя левая передняя сходящая артерия, которую кардиологи называют «вдовья», была полностью заблокирована. Я был окружен медперсоналом. Трубочки и капельницы были подсоединены ко всему моему телу. На руке у меня неистово работал аппарат автоматического измерения кровяного давления, измеряя его каждые пять минут на протяжении всей ночи, и медсестра запретила мне двигаться за исключением случаев, когда это крайне необходимо. Все это заставляет задуматься. Лежа в темноте и слушая «бип-бип-бип» осциллографа, я начал думать о людях, которых я люблю, и о вещах, которые имеют и не имеют значения для меня. К счастью, повреждение, нанесенное моему сердцу, оказалось незначительным, и я полностью выздоровел. Семь дней в неделю утром я делаю зарядку и ем немного самого лучшего птичьего корма, который могу купить. Я привык быть любителем «пищи из концентратов» и все еще не прихожу в трепет при виде цветной капусты, люцерны, фруктовых напитков и тому подобных вещей, которые несколько лет тому назад смешили мой желудок. Я еще не уверен, что Бог хочет, чтобы взрослый человек питался такой пищей, уподобляясь кролику или чему-то в этом роде. Конечно, есть место в жизни и для блинчиков, пиццы, пончиков, мороженого и вишневого пирога. Но тем не менее сейчас я «играю по правилам». Моя диета разработана несколькими очень изящными диетологами, которые, похоже, никогда не употребляли настоящей пищи в своей жизни. Это грустная история, скажу я вам, но чувствую я себя прекрасно. Передайте мне йогурт, пожалуйста. В течение последующих девяти дней в отделении кардиохирургии я стал задумываться о последствиях своего заболевания. Мой отец и четверо его братьев умерли от этой болезни. Я полностью осознал, что мое время на земле подходит к концу. Но я все-таки чувствовал какое-то необъяснимое спокойствие, о котором я говорил ранее. По всей стране тысячи людей молились за меня, и, казалось, я пребывал в присутствии Господа. Я прожил свою жизнь так, что уже был готов к этому моменту, и я знал, что мои грехи прощены. Это самое ценное осознание, когда все поставлено на карту. Однако был краткий период времени, когда моя уверенность начала рушиться. За день до выписки из больницы мне сделали ангиограмму, чтобы определить работу моих артерий и степень повреждения сердца. Первоначальный результат этой процедуры предвещал гораздо больше опасности, чем полученный позднее, и эти зловещие мысли не покидали моего сознания. Я увидел тревогу на лицах техников, выполнявших эту процедуру. Я услышал, как один молодой японский врач прочел этот отчет и пробормотал на ломаном английском: «О, это плохо». Он также сказал: «Это будет погубить вас». Меня отвезли обратно в палату и оставили размышлять над происходящим. Впервые в течение этого долгого испытания меня охватило беспокойство. Если есть время, можно придумать что угодно. А неопределенность и неизвестность «щекочет» ваши нервы. Я все это прокручивал в голове, ожидая своего кардиолога. Именно тогда я вознес краткую и некрасноречивую молитву из глубины своей души. Я сказал: «Господи, Ты знаешь, где я сейчас нахожусь. Ты знаешь, что я расстроен и очень одинок. Пошли мне кого-то, кто бы помог мне». Спустя некоторое время мой добрый друг доктор Джек Хайфорд, пастор «Церкви на Пути» в Лос-Анджелесе, неожиданно вошел в мою дверь. Многие из вас знают его по книгам и телевизионному служению. Мы тепло поприветствовали друг друга, а затем я произнес: «Джек, твоя церковь находится на противоположном конце города. Почему ты сегодня решил навестить меня?» Я ему не рассказал о своей молитве. Я никогда не забуду его ответа. Он сказал: «Потому что Господь сказал мне, что ты одинок». Вот каков Бог, которому мы служим. Он в любви Своей послал ко мне этого доброго человека еще до того, как я его попросил о помощи. Я признаю, что Господь не всегда решает наши проблемы моментально и иногда Он допускает, чтобы мы прошли сквозь долину смертной тени. Рано или поздно все мы совершаем это путешествие. Но Он там с нами даже в самые худшие часы, и от нас никогда не отойдет Его непреходящая любовь. Во время моей госпитализации я был объят этой мыслью даже в самые темные часы. Псалом 72:23-26 очень много значил для меня во время моего выздоровления. Я думаю, вы поймете почему. В нем говорится: «Но я всегда с Тобой: Ты держишь меня за правую руку. Ты руководишь мною советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое. Бог – твердыня сердца моего и часть моя вовек». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы