Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ты их подожди лишь до завтра.
Эта песня была символом силы и храбрости людей, которые среди смерти и лишений видели впереди светлое будущее. Черчилль назвал это время «самыми прекрасными часами». Такое же упорство было проявлено в то время и во многих других странах. Оно достигло своего апогея в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург), где русский народ терпел ужасные лишения во время 872-дневной немецкой осады. Только в 1942 году погибло более 650 тысяч ленинградцев, в основном от голода, болезней и обстрелов. Но спасшиеся отказывались уступить агрессорам. И их поведение среди невыразимого ужаса стало одним из самых поразительных примеров человеческой отваги в истории. Сегодня Санкт-Петербург носит статус города-героя. Если верно то, что в трудное время в человеке вырабатывается эмоциональная и физическая сила, то должно быть верным и обратное. Это действительно так. Легкая жизнь и достаток всегда производят на первый взгляд незаметную слабость. Не в обиду моим согражданам будь сказано, я считаю, что материализм и довольство сделали нас слабыми и уязвимыми. Многолетнее по сравнению с другими странами процветание выработало в нас соблазнительную любовь к комфорту. Временами я спрашиваю себя: «А смогли бы мы вынести те лишения, которые переживают большинство людей?» У нас, казалось бы, достаточно проблем, связанных с простой ежедневной рутиной. Русский писатель и философ Солженицин осознал слабость американской нации вскоре после того, как его выслали из Советского Союза. В своем выступлении в Гарвардском университете 8 июня 1978 года, он упоминал о мягкости и неустойчивости, присущими демократии. Для него было очевидно то, что западные страны не настолько стабильны и находятся в безопасности, как это кажется на первый взгляд. Признаки социального разложения в их культуре были очевидны для Солженицына. Он, в частности, ссылался на отсутствие великих государственных деятелей и вседозволенность, примером которых могут быть грабежи и драки, начинающиеся с приходом в город темноты. Солженицын привел много других примеров, прежде чем сделать вывод о том, что эта социальная система очень нестабильна и нездорова. Это замечание Солженицына в еще большей мере справедливо по отношению к американцам сегодня. Как мало нужно, чтобы вывести нас из себя. Водители на дорогах Лос-Анджелеса даже стреляют друг в друга по мелочным причинам. Общество пропитано всякого рода насилием. Беспорядки в Лос-Анджелесе и других городах в 1992 году потрясли мир своей жестокостью и вандализмом. Алкоголизм, наркотики, непонимание в семьях, насилие над детьми, порнография, детская преступность, гомосексуализм, азартные игры, – все это сейчас распространилось более, чем когда-либо раньше. Культура нации закипает на медленном огне. Нужно совсем немного, и она изживет сама себя. И это проявляется в относительно хорошее время. Выходит, что процветание, в самом деле, является гораздо большим испытанием для характера, нежели трудности и несчастье. Справедлив ли этот принцип и в контексте христианства? Бесспорно. Сравните церкви Восточной и Западной Европы. До развала коммунистической системы и открытия границ христианская община в этих странах была гораздо сильнее и сплоченнее, чем при оттепели свободы. Этот факт изумляет меня. В Польше, Чехословакии, Румынии, Восточной Германии, где не было ни семинарий, ни христианских конференций, ни религиозных теле- и радиопрограмм, где было мало Библий и духовной литературы, церковь была живой. Давление социалистического строя на верующих было велико. На шесть-восемь церковных приходов приходился один пастор или священник по причине недостатка обученных лидеров. Чтобы быть в то время христианином, человеку приходилось платить высокую цену. И все же в этом жестоком окружении вера не только существовала, она процветала. И все это, когда религиозные собрания на Западе томились и чахли в своей свободе. Безразличие и апатия были особенно очевидны в тех странах, где церковь поддерживали общественные фонды: в Дании, Швеции, Норвегии и Греции. На основании вышесказанного кое-кто мог бы решить, что самый верный способ убить или ослабить церковь – это лишить ее возможности бороться с определенными трудностями. Давайте рассмотрим действие принципа несчастья в личностном аспекте. Какое отношение имеет он лично ко мне или к вам? Возможно ли, что наш Небесный Отец допускает, чтобы Его дети боролись с чем-то и становились через это сильнее? Я убежден, что это именно так. Именно об этом говорил апостол Иаков христианам-евреям первого века: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание веры вашей производит терпение» (Иак. 1:2-3). Павел затрагивает эту же тему в своем Послании к Римлянам: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» (Рим.5:3-4). Иисус говорил об этом еще яснее: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мат. 16:24). Или еще: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот обретет ее» (стих 25). Эти слова не оставляют почти никаких сомнений. Иисус хочет, чтобы мы были верными, послушными и сильными. Он предупреждает нас об опасности «тихой» жизни. Я уверен, что Он именно это имел в виду, говоря: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Map. 10:25). Он не имел в виду то, что Бог установил другой, более сложный стандарт для богатых людей. Скорее Он давал нам понять, что изобилие может сделать нас зависимыми от комфорта и беззаботности. По сути, ведь это очень соблазнительно. Человека, привыкшего жить в достатке, практически вряд ли будет привлекать жертвенная жизнь и несение своего креста. Точно так же, как тот богатый юноша, который отошел от Иисуса, им будет сложно следовать за Господом, который призывает нас отдать величайшую жертву. Но опасно для нас не только богатство, а и страсть к власти над другими людьми. Если хотите узнать, что представляет собой какой-то человек, предоставьте ему высокий социальный статус и общественное признание. Сокрытые стороны его характера проявятся очень скоро. Соломон писал: «Что плавильня для серебра, горнило для золота, то для человека уста, которые хвалят его» (Пр.27:21). Из этого и многих других отрывков очевидно явствует то, что христианская жизнь никогда не была и не будет прогулкой по цветущему саду. Эта идиллия закончилась, когда Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада. С тех пор жизнь постоянно бросает нам вызов. Уверен, вы это уже ощутили. Я пережил время потрясений несколько лет тому назад. Тогда разочарования приходили ко мне, как лодки к берегу. Я чувствовал себя, как Иов, когда гонцы с плохими новостями выстраивались в очередь, чтобы о них рассказать. Так прошел целый месяц. Потом как-то вечером, когда Ширли уехала на конференцию в другой город, я решил поехать в свой любимый ресторан быстрого обслуживания, где делают заказ и забирают еду, не выходя из автомобиля. (Это было до встречи моей жены с кардиологом, которая разрушила одну из самых больших радостей моей жизни). Я сел в машину нашего сына, забыв, что я аннулировал страховку на нее, когда сын уехал в колледж. Я успел проехать три квартала, когда до меня дошло, что я ехал на машине, рискуя очень многим в случае аварии. «Одна глупая ошибка – и мы можем лишиться нашего дома», – подумал я. Моя цель находилась в двух кварталах, и я поехал прямо туда. Фактически я не ехал, а плелся, останавливаясь на каждом углу и глядя по сторонам. Я уверен, что те, кто меня в это время видели, думали, что я или чудак, или уже слишком древний, а может, и то и другое. Я благополучно добрался до ресторана и вздохнул с облегчением. «Могу я принять ваш заказ?» – спросил приглушенный юношеский голос из черного ящика-приемника. Я сделал заказ и подогнал машину к окошку выдачи. Там мне протянули пакет с прекрасно пахнущей едой, я высунулся из окна, чтобы его взять, и тут увидел, что пожилая женщина на «мерседесе» позади меня теряет управление своей машиной. Ее нога соскочила с тормоза на акселератор. Эффект мы сравнили с результатом удара танка «шерман» по маленькой вагонетке. Мы вместе с машиной мгновенно полетели в неизвестность вниз по дороге. Свой гамбургер я так и не увидел. Когда машина наконец-то остановилась, я был настолько потрясен, что не мог и шевельнуться. В этот момент подошла эта милая восьмидесятилетняя старушка, осведомилась, все ли у меня в порядке, и попросила не звонить в полицию. Она сказала: «Прошу прощения. Две недели назад я сделала то же самое с другой машиной. Я отремонтирую ваш автомобиль; пожалуйста, не сообщайте в полицию». Я знаю, что я должен был позвонить в участок, но мне просто стало ее жаль. Мы оба переживали время неудач. Как и в этом случае, бывают времена, когда кажется, что земля уходит из-под ног и небо сваливается на голову. Много лет назад я увидел этот комикс, очень точно отражающий то, как жизнь может «ударить» тебя, когда ты меньше всего ожидаешь этого.
Итак, жизнь – это вызов. Она, очевидно, и была задумана такой. Посмотрите на отношение Иисуса к Его ученикам во время Его служения на земле. Едва ли можно было обвинить Его в том, что Он их баловал. Вспомните их в маленькой лодке поздним вечером. Известная история. Иисус вздремнул, и, пока Он спал, началась буря. Вы знаете, что некоторые из учеников были рыбаками и хорошо знали, чем может обернуться такой шторм для их суденышка и всех, кто в нем находится. Они были испуганы, точно так же, как боялись бы вы и я. Но их Учитель, спокойный и безмятежный, спал на корме. Волны заливали палубу и грозили потопить лодку. Охваченные паникой, мужчины не могли больше бездействовать. Они разбудили Иисуса и сказали: «Господи, спаси нас! Мы тонем!» Прежде, чем успокоить шторм, Он обратился к ученикам: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мат.8:23-26). Если бы я имел только поверхностное знание этой истории, мои симпатии были бы в данном случае на стороне учеников. Можно ли обвинять их в том, что они испугались шторма? Поблизости не было спасательной службы. Не было бы удивительно, если бы они утонули в такую ужасную бурю. И все же Иисус не одобрил их паники. Почему? Да потому что страх и вера никогда не ходят в паре. И потому что Он хотел, чтобы они доверяли Ему даже перед лицом смерти. Эта уверенность им очень понадобится через несколько месяцев. Давайте рассмотрим еще один эпизод, когда Иисус и ученики оказались на озере. Согласно Евангелию от Марка (6:45-50), Он поручил им сесть в лодку и отправиться на другую сторону к городу Вифсаида. А Сам взошел на гору помолиться. Очевидно, Иисус мог видеть все озеро с того места, где Он сидел, и наблюдал за Своими учениками, «налегающими на весла, так как ветер был противный». Библия говорит нам, что «около четвертой же стражи ночи подошел к ним, идя по морю» (стих 48). Заметьте, от начала вечера до четвертой стражи ночи семь часов. Все эти семь часов, пока Он не подошел к ученикам, Иисус наблюдал, как они сражались со штормовым ветром. Они были в поле Его зрения и контроля всю ночь. Он явно хотел, чтобы они прошли через это испытание, прежде чем пришел им на помощь. Иногда Он так же позволяет вам и мне бороться с трудностями до тех пор, пока мы не осознаем свою полную зависимость от Него. Таким образом Он дает возможность нашей вере возрастать. Но одно всегда неизменно: мы всегда остаемся в поле Его зрения. Если цель Его достигнута и время верно, Он успокоит штормящее море и безопасно проведет нас к другому берегу. Разрешите мне сказать еще кое-что о тех христианских писателях и проповедниках, которые говорят об ожидании легкой христианской жизни. Они пытаются нас убедить, что следование за Иисусом не несет никаких испытаний или разочарований, которые имеют неверующие. Некоторые говорят нам с особой страстью и убедительностью то, что мы хотим услышать, искажая истины, записанные в Слове. Они заставляют нас поверить, что Господь, ставя нас перед лицом трудностей, сразу же убирает всякие нужды и неудобства. Да, иногда Он так и поступает, но далеко не во всех случаях. Другими словами, Он всегда с нами, и наша жизнь всегда находится под Его совершенным контролем. Давайте рассмотрим другой пример обращения Иисуса со Своими «не очень сильными» учениками. Это случилось в Гефсиманском саду перед Его арестом и распятием. Там с Ним были Петр, Иаков и Иоанн. Когда наступила ночь, Им овладела скорбь о том, что должно было с Ним произойти. Он попросил этих троих учеников побыть с Ним и бодрствовать, пока Он помолится. Трижды Он возвращался и находил их спящими, потому что «глаза их отяжелели» (Мат.26:43). Как и раньше, Он не скрывал недовольства их слабостью. Нам нужно помнить, что эти люди в те дни также жили в очень трудном стрессовом ритме. Они осознавали, что их могли казнить за тесную связь с Иисусом. Ощущение опасности изматывает, к тому же они бодрствовали с раннего утра. Неудивительно, что им было сложно просидеть всю ночь, не уснув. И все же Иисус именно этого и хотел от них, говоря: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мат.26:41). Опять-таки, Иисус настаивает, чтобы ученики укрепляли свой дух – стремились к большему самообладанию. Зачем? Потому что слабая плоть более подвержена искушению. Сквозь все Писание алой нитью проходит эта мысль. Господь хочет, чтобы Его народ был сильным. Прочтите еще раз историю израильского народа, блуждавшего в пустыне – их мучил голод, жажда, отсутствие крыши над головой. Они устали от однотипной пищи – манны небесной; они тосковали по жизни в Египте. Если бы я оказался в подобной ситуации, я вероятно, вел бы себя так же. Но заметьте, что написано в книге Чисел 11:1: ... народ стал роптать вслух на Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край их стана. Если это кажется жестоким, то следует вспомнить, что Бог избрал этих людей по Своему изволению и что Он совершал большую работу в их жизни. Он освободил их от четырехсотлетнего египетского рабства. Он накрыл их преследователей волнами Красного моря. Он восполнял их потребности, а они все ворчали и жаловались. Писание говорит нам, что Бог долготерпелив и медлен на гнев, но наконец и Он пресытился хныканьем и ворчанием этого народа. Значит ли это, как может показаться нам, что мы не должны свободно выражать свои сокровенные желания и разочарования пред Господом? Неужели Он так требователен и беспристрастен, что мы должны скрывать от Него свои страхи или пытаться быть тем, кем не являемся на самом деле? Должны ли мы скрывать свои переживания за улыбкой, когда каждая клеточка твоего естества сотрясается от горя? Следовать ли нам примеру уток, которые выглядят такими спокойными на поверхности озера, но бешено гребут лапами под водой? Нет! По меньшей мере сто отрывков из Писания опровергнут такое понимание требований Бога. Иисус сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мат. 11:28). Сказано, что Он «знает состав наш, помнит, что мы – персть» (Пс.102:14). Он также понимает, что некоторые из нас сильны и уверены в себе в силу темперамента. Другие же более склонны переживать и беспокоиться. Выходит, что нет неожиданностей для Того, кто создал нас такими, какие мы есть. Меня ободряет также Божье сострадание к Давиду, когда тот пролил все свои слезы, когда все его надежды были разрушены. Мы нигде не находим выражения неудовлетворения Господа, когда Давид изливал Ему свои многочисленные страхи и горести. В чем же разница тогда между его «жалобами» и жалобами детей народа израильского много лет назад? Ответ кроется в природе этого плача царя Давида. Он изливался вместе с верой и выражением полной зависимости от Господа. Даже тогда, когда он был подавлен, он помнил, каков есть его Бог и какова его верность и преданность. А в рыдании детей израильских веры не было. Еще раз мы можем убедиться, что в Писании все сводится к одному короткому, но жизненно важному слову «вера». Давайте подытожим: мы знаем теперь, что вера должна быть сильной. Но зачем? Существует ли логическое объяснение, почему Господь просит нас укрепляться и встречать трудности с высоко поднятой головой? Я верю в то, что это происходит по причине тесной взаимосвязи между разумом, телом и духом человеческим, о которой говорилось раньше. Мы не можем в одно и то же время быть духовно стойкими и эмоционально нестабильными. Мы находимся в духовной борьбе со смертным врагом, преследующим нас в любое время суток. Мы должны быть в наилучшей форме, чтобы отражать стрелы, встречающиеся на нашем пути. Вялые, слабохарактерные, чрезмерно предающиеся удовольствиям, избалованные христиане просто не имеют достаточно жизненных сил и выдержки, чтобы сражаться в этом бою. Таким образом, Господь надевает на нас сейчас духовное всеоружие, чтобы держать нас в отличной «военной форме». Вот это и есть «принцип несчастья», которому все из нас так или иначе подвержены. 8. Вера должна быть твердой
Предыдущую главу мы закончили словами о христианской жизни, вспоминая о хорошей «военной форме». Эта аналогия появилась не случайно. Апостол Павел пользовался военной терминологией для описания служения, на которое он был призван. Он писал во Втором послании к Тимофею, 2:3-4: «Переноси страдания (опять упоминание об этом), как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику». Это наталкивает нас на вопрос: что значит эта параллель? Какое отношение может иметь к жизни верующего солдатская жизнь? И что же значит «переносить страдания, как добрый воин»? Мы все видели фильмы с участием Джона Вейна, в котором сражения похожи на романтическую игру в парке. Люди, испытавшие войну на себе, рассказывают о ней по-другому. Самое наглядное описание битвы я нашел в прекрасных книгах Брюса Кеттона, посвященных гражданской войне в Америке. Вот что я написал о военной жизни XIX века и о жизни солдат во время войны между Севером и Югом после прочтения нескольких подобных описаний. Читая, подумайте о сравнении Павла хороших христиан с укрепленной армией. «Армия Потомака» и другие книги Кеттона дают поразительное описание силы солдат-янки и солдат-южан. Их жизни были наполнены такими опасностями и лишениями, которые сегодня даже трудно себе представить. В то время было привычным делом совершить двухнедельный марш-бросок, и тем, кто отставал, командование грозило смертью. Их часто бросали в центр ужасного сражения, как только они достигали линии фронта. Изо дня в день они участвовали в изнурительных боях, а по ночам валились на землю, иногда под холодным дождем или снегом. Их едой был сухой черствый хлеб, сухарь, другую пищу давали не так часто. Когда ожидались не очень напряженные сражения, солдатам позволяли скупой кусок соленой свинины и кофе. И все! Неудивительно, что их кишечники были подвержены постоянным расстройствам, дизентерии и другим болезням, которые «косили» их ряды. По отчетам Объединенной армии, более двухсот тысяч солдат умерли в результате болезни, половина солдат остались калеками. Армию южан постигла такая же судьба. В то время сражения отличались невероятной жестокостью. Тысячи солдат, стоящих лоб в лоб, убивали друг друга, как мух. После одной кровавой битвы в 1862 году пять тысяч мертвых тел занимали площадь в три квадратных километра. Еще двадцать тысяч были ранены. Один свидетель рассказывал, что можно было пройти сто метром по мертвым телам, не найдя места, чтобы поставить ногу на землю. Многие раненые оставались там же, где они упали, по двенадцать-четырнадцать часов среди человеческих и лошадиных трупов, наполняя всю округу стонами. Недавно я держал в руках мушкетную пулю, найденную на месте одного исторического сражения. Я был поражен, увидев, каким огромным и массивным был этот литой свинец. Если такой метательный снаряд попадал в человека, сохранить конечности уже не удавалось: он разрывал плоть и раздробливал кости так, что их было невозможно восстановить. Операции делались без анестезии, врачи использовали нестерильный инструментарий. После каждого крупного сражения было привычным видеть груду рук и ног, сваленных возле операционной палатки. Мужчины, возвращающиеся домой с фронта в фургонах, держали окровавленные конечности вверх раной, чтобы облегчить боль. Антибиотиков в то время не было, и гангрена часто завершала страшную работу, начатую пулей меткого стрелка. По мере роста способности людей переносить физические страдания моральная выдержка армии становилась также все более и более поразительной. Они верили в свое дело, и Северная армия, и Южная, и они отдали этому делу всю свою жизнь. Большинство солдат были готовы к тому, что не доживут до конца войны, но это уже было второстепенным вопросом. Не поймите меня неправильно. Я не вижу абсолютной добродетели в героических событиях того времени. Люди были готовы отдать свою жизнь, по сути, за войну, в которой они мало что понимали. Но их приверженность и личная жертва увековечивают воспоминания тех лет. Возможно, письмо майора Объединенной армии Салливана Баллоу – один из лучших примеров принципа чести и преданности. Это письмо он написал 14 июля 1861 года, перед началом Булранского сражения своей жене, с которой прожил всего шесть лет. Эти исполненные силы строки все еще трогают мою душу: Дорогая моя Сара, Обстоятельства сложились таким образом, что мы выезжаем через несколько дней, возможно, завтра. Может, я тебе больше уже не напишу, поэтому хочу сейчас черкнуть несколько строк, которые смогли бы остаться у тебя, когда меня уже не будет... Я не имею ни сожаления, ни недостатка уверенности в том, что делаю, и храбрость моя не ослабела. Я знаю, как сильно зависит сейчас американская нация от триумфа правительства и как велик наш долг перед теми, кто шел перед нами сквозь кровь и страдания за Революцию. И пишу эти строки, всем сердцем желая отдать радость обладания этой жизнью, чтобы помочь укрепить наше правительство и чтобы исполнить свой долг. Сара, моя любовь к тебе бессмертна: она как бы обвила меня крепкими канатами, которые не разорвать никому, кроме Всемогущего. Но все же моя любовь к этой стране сильнее всего меня, и она несет меня вперед на поле битвы вместе со всеми узами и привязанностями. Когда я вспоминаю то блаженное время, которое я провел с тобой, меня наполняет благодарность Богу и тебе за то, что я мог так долго наслаждаться этими мгновениями. Как тяжело мне прогонять их, сжигать все надежды на будущее, когда по воле Божьей нам следовало бы любить друг друга, видя, как подрастают наши сыновья. Если я не вернусь, моя милая Сара, никогда не забывай, как сильно я тебя люблю. Я буду шептать твое имя, когда дыхание будет покидать меня на поле битвы. Прости меня за всю боль, что когда-либо причинил тебе. Как порой глупо и бессмысленно я себя вел... О Сара, если мертвые смогут вернуться на эту землю и невидимо кружить вокруг тех, кого они любили, я всегда буду рядом с тобой: и в солнечные дни, и в самые темные ночи, и в радости, и в несчастьи, всегда-всегда; и когда легкий ветерок коснется твоей щеки, знай, что это мое дыхание, а если на виске ты ощутишь прохладную струю, то знай, что это мимо проносится мой дух. Сара, если я погибну, не рыдай обо мне; думай, что я просто ушел и ожидаю тебя, ибо мы встретимся снова... Салливан
Майор Баллоу погиб спустя неделю на передовой Булранской битвы. Мне все же интересно – не знаю, как вам, – успел ли он прошептать mm жены, когда умирал? В результате той ужасной войны Сара, несомненно, испытала огромное горе. Все это примеры преданности и жертвенности, о которых говорил апостол Павел во Втором послании Тимофею. Хотя в наш век самоутверждения и требования своих прав это может показаться почти бессмысленным. А ведь когда-то мы считали себя дисциплинированными воинами армии Божьей? Когда-то эта тема была очень популярной. Одним из самых любимых гимнов в церкви был «Вперед, солдаты Господа». В нем пелось, что христиане шли с крестом Христовым, как на войну, а Сам Господь был впереди них: «Вставайте за Христа, крестовые солдаты». Или: «Будь, как Даниил. Будь стоек, ставь перед собою цели и достигай их». Именно так относились христиане прошлых лет к своей ответственности. Как видите, мы ушли достаточно далеко. Сейчас наша цель заключается в использовании Божьей силы, чтобы добиться более успешной и богатой жизни. Что-то на этом пути из прошлого к будущему мы, очевидно, потеряли. Герой сегодняшнего дня поет: «Что-то хорошее произойдет сегодня, случится сегодня, случится сегодня. Что-то хорошее случится сегодня, ведь Иисус из Назарета идет к нам сюда». Мне эти строки очень не нравятся, потому что они отражают влияние искаженной теологии на сознание христиан. Я в свои годы знаю, как нужно понимать стихи, но здесь дело не в форме. Здесь поется о том, что христианство обещает человеку только блага, только положительные эмоции. А это не так. Давайте будем честны сами с собой. Слово говорит нам, что в любой момент на вас может нагрянуть что-то неприятное. Христиане тоже болеют и умирают, как и все люди. Они теряют работу, попадают в автокатастрофы, имеют проблемы с зубами, и их дети тоже болеют. Если думать иначе, то вера станет ловушкой, которой не избежать ни молодым верующим, ни некоторым верующим со стажем! Причина, по которой многие церковные гимны дошли сквозь столетия до наших дней, – это то, что они были основаны не на приятных для уха слушателей словах, но на глубоких теологических истинах. Одним из любимых моих гимнов является «Иисус, я взял свой крест». Слова написал в 1824 году Генри Лайт, музыка Моцарта. Ощутите истину этих прекрасных слов: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы