Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Протоиерей Григорий Дьяченко



(Григорий Михайлович Дьяченко; 1850 – 1903)

Известный духовный писатель и публицист, протоиерей Григорий был составителем «Полного церковно-славянского словаря», автором многочисленных богословских и просветительских сочинений, многократно переиздававшихся в наше время.

Грех против Духа Святаго совершил по мнению протоирея Григория, один из апостолов Христовых. Речь об этом идет и катехизических поучениях на десять заповедей Божиих, в разделе, посвященном третьей заповеди: ...не оставит Господь [Бог твой] без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно (Втор 5, 11). Итак, в 4-м по учении (Богохуление и хула на Святаго Духа как величайший грех против третьей заповеди) читаем: «К числу смертных грехов против третьей заповеди принадлежит богохульство. Это дерзкие и хульные слова и суждения против Бога и действий Его мироправления и провидения... Между видами богохуления особенно тяжкий грех — хула на Духа Святаго (см.: Мф 12, 31-32; Мк 3, 28-30; Лк 12, 10). Этот грех не может быть прощен ни в сем веке, ни в будущем. Он состоит в крайнем ожесточении сердца человеческого, которое не принимает самой очевидной истины. Образцом греха против Духа Святаго может служить грех Иуды Искариотского, который принадлежал к тесному кругу учеников Христовых, получил, несомненно, глубокое впечатление от святой личности Христа, но изменил Ему самым вероломным образом. В этом же грехе против Духа Святаго повинны и фарисеи, которые благодаря чудесам Иисуса Христа получили впечатление о истине и святости во Христе, но тем не менее объясняли Его чудеса силою веельзевула.

Св. Исидор Пелусиот, имея в виду слова Господа: Посему говорю вам: всякий грех и хулa простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово ни Сына Человеческого, простится ему; если же и то скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32), — по поводу хулы на Святаго Духа и Сына Человеческого пишет: " Хула на Сына Человеческого потому может быть прощена, что хулящие Его злословят Его дотоле, пока, по слепоте душевных очей, не видят того, что в лице Его непостижимым образом Божество соединилось с бренною плотию, то есть злословят по неведению сокровенного в Нем Божества; но когда очистят душу « вою, то, уразумев воплощение Божества, делаются верующими; а чрез сие избегают осуждения. Но что касается до хульников Святаго Духа, то сии обнаруживают явную злобу и неблаго-дарность, потому что вооружаются против очевидных дел Божииx, как, например, иудеи, кои, хотя ясно виде ли, что Иисус Христос Божественною силою исцелял больных и изгонял бесом, впрочем говорили, что Он это делал по средством веельзевула, а хула, которая касается прямо Божества, не может быть прощена" (Кн. 1, пис. 59).

Но невозможность отпущения грехом против Духа Святаго нужно понимать со стороны самих грешников, а не со стороны Бога и Его благодати. Когда грешники упорно идут против Божественной истины, против самых очевидных доказательств ее, когда отвергают Божественную веру и все святое — не по недостатку оснований на то, а в противность всем основаниям — по одному упорству и ожесточению сердца, то они не получат прощения, не получат не по неимению средств к спасению, ибо милосердие Божие безпредельно и Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха (1 Ин 1, 7; Еф 1, 7), но потому что, при своем ожесточении и нераскаянности, они не способны принять прощение и воспользоваться средствами спасения. Такие люди погибают сами от себя, потому что, по слову апостола, неприемлют с любовию истины, чтобы спастися (2 Фес 2, 10). Следовательно, коль скоро и в этих ужаснейших грехах грешники истинно раскаются, они могут получить прощение от Бога. Свт. Афанасий Великий пишет: " Христос не сказал: не отпустится хулившему и раскаявшемуся, но: хулящему, то есть упорно пребывающему в хулении; ибо у Бога нет греха не-простительного для тех, которые свято и достойно каются Ему"... И свт. Иоанн Златоуст о хуле на Духа Святаго пишет: " И сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, все им было отпущено" (на Мф Беседа 41). Какая бездна милосердия к истинно обращаемуся грешнику»55.

55. Дьямченко Григорий, прот. Вера, Надежда, Любовь. Катехизические поучения: В 3 т. Репринт (изд. не указано): М.: Донской монастырь, 1993. Т. 3. С. 824-825.

Вслед за святыми отцами протоиерей Григорий показывает нам, что грех хулы на Духа Святаго есть в первую очередь грех отвержения Божественной веры и всего святого — не по недостатку оснований для веры, а в противность всем этим основаниям, лишь по упорству и ожесточению сердца, а также специально подчеркивает, что хулители Духа Святаго погибают сами от себя, потому что, по слову апостола Павла, они не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес 2, 10).

Архиепископ Никон

(Николай Иванович Рождественский, 1851-1919)

Подвижник благочестия, богослов и духовный писатель, издатель знаменитых «Троицких листков»56, владыка Никон за активную общественную деятельность много раз получал от революционеров угрозы физической расправы.

56. «Троицкий листок» — общедоступное периодическое издание, ставившее своей целью духовное просвещение и нравственное воспитание народа. Первый номер вышел в 1879 году. За тридцать лет было напечатано более 136 млн. экземпляров.

Толкование греха хулы на Духа Святаго, необычайно актуальное для наших шей, несмотря на то, что сделано около иска тому назад, содержится в дневниковых записях архиепископа Никона, относщихся к 1910 году и связанных с темой самоубийств молодежи: «...в чем спасение от искушений для молодежи нашей? как застраховать детей от этих искушений? где искать спасения от эпидемии самоубийств среди молодежи по преимуществу? А эти самоубийства растут с ужасающей силой... Возьмите любой № газеты, и вы увидите этому страшное подтверждение... за один день зарегистрировано в одном Петербурге — 23! Только за один день! Сколько же за месяц! за год? сколько по всей России?! Ведь ужас берет от этой скорбной летописи! А наша интеллигенция все хочет как-нибудь обойтись без Бога, объяснить все как-нибудь туманными фразами! — Тут — простите — уж просто проглядывает какое-то упорство, нежелание иметь дело с религией, отречение от Христа... Тут и Сам Бог, никого насильно не желающий спасать, ничего не может. Ведь, по учению слона Божия, в том и состоит хула на Духа Святаго, когда человек упорно сопротивляется и очевидной истине. А эти лицемеры интеллигенты не только сами не хотят знать истины, но и от других стараются ее укрыть. Невольно вспоминается слово Господа к подобным им фарисеям: Горе вам... яко затворяете Царствие Небесное пред человеки: вы бо не входите, ни входящих оставляете внити (Мф 23, 13). Невольно думается: как легко и просто разрешился бы мучительный, роковой вопрос о современном положении нашего Отечества, вопрос о том, что делать, как выйти из той смуты, которая, как ядовитый туман, окутала нас со всех сторон, губит и молодых, и старых, и семью, и школу, и образованные классы, и простой народ, как, говорю, легко этот вопрос решился бы, если бы наша интеллигенция в целом обратилась к Богу отцов своих, к Христовой истине! Но — увы! Ко многим из ее среды приходиться применить слово Исаии пророка: «Еда убелит эфиоп кожу свою или изменит рысь пестроты своя? » (ср.: Иер 13, 23). Так и эти люди не способны к обращению, и о них может нить сказано: аще кто от мертвых воскреснет, - они не имут веры (Лк 16, 30-31)»57.

57. Никон (Рождественский), архиеп. Православие и грядущие судьбы России. — М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь; Новая книга, 1995. С. 22-23.

Мы ВИДИМ, что архиепископ Никон определил грехом хулы на Духа Святаго не только упорное сопротивление не желающих знать очевидную истину, но и попытку укрывать эту истину от других. Причастно этому греху и желание образованной части общества объяснять окружающий мир и его проблемы, не касаясь самой веры в Бога, без Бога, старательное нежелание их вообще иметь дело с религией и отречение от Христа. Являются хулой на Духа Святаго попытки разрешать проблемы спасения людей от самоубийств и вечной смерти без Спасителя Иисуса Христа, Который не может и не хочет никого спасать насильно, без свободного желания самого человека. А для такого желания и необходима вера в Бога.

Священномученик Иларион

Архиепископ Верейский

(Владимир Алексеевич Троицкий, 1886-1929)

Профессор Московской духовной академии, автор многочисленных богословских произведений, священномученик Иларион с 1920 года был епископом города Верея и ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона, с 1923 года - архиепископом и настоятелем московского Сретинского монастыря. Почти 8 лет своей жизни он провел в тюрьмах, концлагерях и ссылках; скончался в ленинградской пересыльной тюрьме «Кресты» в возрасте сорока четырех лет.

Для занятий чистой наукой святителю Илариону было отведено историей мало времени. Церковь была любимой темой его богословских изысканий. Его можно назвать певцом Церкви Христовой. Он постоянно напоминал, что вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет Таинств.

В одной из работ священномученика Илариона, носящей название «Священное Писание и Церковь», мы находим ответы на вопрос, что есть истина, и интересующее нас толкование греха хулы на Святаго Духа: «Своим воплощением и вочеловечением Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, сделал людей причастниками Божественного естества. Восприняв человечество в единство Своей Ипостаси, Сын Божий воплотившийся стал новым Адамом, родоначальником нового человечества... Это новое человечество Сам Христос наименовал Церковью. В 16-й главе Евангелия от Матфея мы читаем о том, как апостол Петр от лица всех апостолов исповедал истину воплощения Единородного Сына Божия. И Христос ответил Петру: на сем камне (очевидно, на воплощении, на том, что Он — Сын Бога живаго) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16, 18). А разлучаясь и прощаясь со Своими учениками, Христос обетовал им иного Утешителя — Духа Святаго, Который будет наставлять их, будет вести... ко всякой истине и Который пребудет с ними вовек (Ин 14, 16). Об этом-то Духе Святом и говорится постоянно в Священном Писании, что Он оживляет Церковь, которая есть Тело Христово. В членах Церкви живет Дух Божий (см.: Рим 8, 9; 11; 23; 2(1, 2 Тим 1, 14; 1 Пет 4, 14), Который их водит (см.: Рим 8, 14). Дух Святой есть единый источник всех духовных даров, которыми наделены члены Церкви (см.: 1 Кор 12, 4-11). Церковь, и вся, как целое, и в отдельных своих членах — живет, мыслит и преуспевает в совершенстве, руководимая Духом Святым...

Источник церковного вероучения один — Дух Святой, живущий в Церкви, о Котором обетовано Христом, что Он будет вести... Церковь ко всякой истине. И не потому Церковь имеет истинное вероучение, что она берет его из Священного Писания и Священного Предания, а только потому, что она есть именно Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины — как руководимая Духом Святым. Говорить нужно только о Церкви. Вместе с Церковью стоит или падает и Священное Писание и Священное Предание...

А всякая гордость и кичение с Церковью не совместимы. Еще древнецерковная мысль отметила связь гордости с отступлением и противлением Церкви. " Ереси происходили и происходят часто от того, — пишет свт. Киприан Карфагенский, — что строптивый ум не имеет в себе мира"; «гордые и непокорные люди отступают от Церкви или восстают против Церкви». Кот это-то антицерковное и антихристианское настроение и лежит в основе отделения Священного Писания от Церкви...

Теперь все чаще и чаще приходится сталкиваться с подобными рассуждениями: и Священном Писании мы читаем вот того, а Церковь учит иначе. Значит, Церковь заблуждается. Так до тошноты однообразно поют всевозможные сектанты. Вторят им некоторые и из именующих себя христианами, те именно, которые усвоили себе непонятное высокомерное отношение к Церкви, себя поставляя несравненно выше нее.

Все рассуждения о противоречии Церкви Священному Писанию совершенно ложны и безбожны в самом корне. Дух Святой чрез святых апостолов написал для Церкви Священное Писание, но ведь тот же Дух Святой, по неложному обетованию Спасителя, и самую Церковь наставляет на всякую истину. Дух Святой един и неделим, вечен и неизменен, Он — Дух истины. Как же могло случиться, что в Священном Писании Он говорит одно, а в учении и жизни церковной другое? Разве напрасно как Собор апостольский, описанный в 15-й главе книги Деяний апостольских, так и все последующие Соборы начинали свои определения словами: изволися Святому Духу и нам?

Допускать возможность противоречия между Церковью и Священным Писанием — это значит говорить о самопротиворечии Святого Духа, это поистине возводить хулу на Духа Святого. Только диавол может внушить богохульную мысль о противоречии Духа Святого Самому Себе, и нельзя не согласиться с сильным и резким, но мудрым и справедливым изречением прп. Викентия Лиринского: " Когда увидим, что некоторые приводят изречения пророческие и апостольские в опровержение вселенской веры (то есть говорят о противоречии между Церковью и Священным Писанием), мы не должны сомневаться в том, что устами их говорит диавол". Вспоминается и стих из Послания к Евреям: колико мните горшия сподобится муки, иже... Духа благодати укоривый (Евр 10, 29).

Необходимость именно церковного отношения к Писанию откроется с особенной ясностью, если мы до конца продумаем ту величайшую ложь, которую начертал(о) на своем знамени... всевозможное сектантство и вообще человеческое легкомыслие и неразрывно связанное с ним вольномыслие. Протестантизм в принципе отверг необходимость церковных норм для истолкования Писания. Говорю в принципе, потому что на самом деле эти нормы все же были выдуманы в виде новоизмышленных сектантских символов.

Если нормы церковные отвергнуты, то человек остается с Писанием, так сказать, наедине и при истолковании Писания каждому нужно руководиться своим так называемым здравым смыслом, надев предварительно на свою голову тиару непогрешимого папы»58.

58. Иларион (Троицкий), сщмч. Церковь как союз любви. — М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1998. С. 257, 266, 268-270.

Из работы святителя Илариона мы видим, что он отнес к греху хулы на Духа Святаго само предположение о возможности противоречия между Церковью и Священным Писанием. Говорить и писать это значит утверждать самопротиворечие Святаго Духа, так как Сам Он «через святых апостолов написал для Церкви Священное Писание». Все попытки истолковывать Священное Писание при отвержении святоотеческого опыта, по мысли выдающегося богослова XX столетия и священномученика Илариона (Троицкого), неизбежно должны приводить к греху богохульства, подлежащему вечному наказанию.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь