Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аллаh Та'аля сказал: «Терпи то, что они говорят, и уходи от них красиво (т.е. не жалуясь и не думая о мести)». (73 Завернувшийся: 10).



ХАДИСЫ ПОСЛАННИКА АЛЛАHА (салляллаhу ‘алейхи уа саллям)

99. ‘Айша (радиаллаhу 'анха), жена Посланника Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саллям), рассказывает, что она спросила у Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям): «Был ли для вас день труднее, чем день битвы при Ухуд? » Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Натерпелся я от твоего народа. И самое трудное, что я перенёс, было в день 'Акаба (в Таифе). Я представился Ибн ‘Абд Ялийлю бин ‘Абд Капяль (вождю Таифа), но он не откликнулся на то, что я хотел. Я ушел опечаленным и не мог прийти в себя до самого Карн Са'алиб.

Здесь я поднял голову и вдруг увидел облако, которое накрывало меня тенью. Когда я присмотрелся, то увидел в нём Джибриля ('алейхис- салям). Он позвал меня и сказал: “Аллаh слышал слова твоего народа, и что они тебе ответили. Он послал тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему, что захочешь”. Ко мне обратился ангел гор, дал мне салям, затем сказал: “О Мухаммад! Истинно Аллаh слышал, что сказал тебе твой

народ. Я ангел гор. Меня послал твой Господь для того, чтобы я выполнил любой твой приказ, какой пожелаешь. (Если ты захочешь), я столкну на них две горы (Абу Кабис и Ахмар, чтобы погубить их)" ». Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа салпям) ответил: «Нет, я надеюсь, что Аллаh выведет из их потомства тех, кто будет поклоняться Аллаhу, Единому, не придавая Ему сотоварищей». (Муслим).

100. Ибн ‘Умар (радиаллаhу 'анхума) рассказывает, что они были вместе с Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саплям) в путешествии, когда встретили бедуина. Когда он подошёл ближе, Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) спросил его, куда он направляется? Он ответил: «Домой».

Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа салпям) спросил: «Не нужно ли тебе благо? » Он спросил: «Что это? » - «Свидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаhа, Единого, нет у Него сотоварищей, и что Мухаммад — Его раб и посланник», — сказал Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям). Бедуин спросил «Кто может быть свидетелем того, что ты говоришь? » Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Это дерево». И он позвал одно дерево, росшее на краю долины. Дерево, разрывая землю, подошло и встало перед ним. Посланник Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) трижды попросил его засвидетельствовать, и дерево трижды засвидетельствовало то, что сказал Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям). Затем дерево вернулось на место, где оно росло. Возвращаясь к своему народу, бедуин сказал: «Если они послушают меня, я приведу их к тебе, если нет, — приду сам и буду с тобой». (Табарани, Баззар, Абу Я'ля, Маджма'уз-заваид).

101. Сахль бин Са‘д (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) в день Хайбара сказал ‘Али (радиаллаhу 'анху): «Отправляйся, не спеша, и расположись на их равнине. Затем призови их к Исламу и сообщи им о том, что они должны соблюдать из обязанностей перед Аллаhом. Клянусь Аллаhом, если, благодаря тебе, Аллаh наставит на прямой путь хотя бы одного — это лучше для тебя, чем иметь красных верблюдов». (Муслим). Примечание: Красные верблюды считаются у арабов самым дорогим имуществом.

102. ‘Абдуллаh бин ‘Умар (радиаллаhу 'анхума) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Передайте от меня хотя бы один аят». (Бухари). Примечание: Хадис означает, что необходимо стараться, насколько возможно, доводить до других учения религии. Даже если вы расскажете совсем немного, возможно, кто-то получит наставление на прямой путь, И вы получите за это награду и приобретёте огромное множество хороших дел на своём счету. (Мазахируль хакк).

103. ‘Абдуррахман бин ‘Айз (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что когда Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) отправлял какой- нибудь отряд, он говорил: «Добивайтесь расположения людей, проявляйте с ними выдержку, не нападайте на них, пока не призовёте их к религии. Сколько есть на земле обитателей домов и хижин, для меня будет приятнее, если вы приведёте их всех ко мне мусульманами, чем убьёте всех их мужчин и приведёте ко мне их женщин (в качестве рабынь)». (Маталиб уль'алия, Исаба).

104. Ибн ‘Аббас (радиаллаhу ‘анхума) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «(Сегодня) вы слушаете меня, затем будут слушать вас, а после будут слушать тех, кто слушал вас». (Абу Дауд).

105. Ахнаф бин Кайс (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что когда он совершал обход Ка‘бы во времена правления халифа ‘Усмана (радиаллаhу ‘анху), подошёл человек из племени Бану Ляйса, взял Ахнафа за руку и сказал: «Не сообщить ли тебе хорошую весть? » Он сказал: «Да, конечно». Тот сказал: «Помнишь, когда Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) отправил меня к твоему племени Бану Са'д, я начал предлагать им ислам и призывать их к нему, и ты сказал: “Истинно, ты призываешь к добру и велишь делать добро, и он (Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям)) тоже призывает к добру и велит делать добро". И я передал это Посланнику Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саллям). И он сказал: “О Аллаh, прости Ахнаф бин Кайса" ». И Ахнаф (радиаллаhу 'анху) говорил: «Нет никакого деяния, с которым у меня больше надежд, чем с этим ду'а». (Мустадрак Хаким).

106. Анас (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) поспал человека из своих сподвижников к одному из вождей многобожников, чтобы призвать его к Аллаhу. Тот спросил: «Бог, к которому ты призываешь, сделан из серебра или меди? »

Его слова глубоко ранили душу посланника Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям). Он пришёл к Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) и рассказал обо всём. Посланник Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Возвращайся и призывай его к Аллаhу». Он пошёл снова. И вождь опять сказал ему подобные слова. Сахаби пришёл к Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) и рассказал обо всём. Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Возвращайся и призывай его к Аллаhу». Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) был в дороге и не знал (о случившимся). К нему вернулся его сподвижник и сообщил о том, что Аллаh уничтожил вождя (молнией). И Посланнику Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) был ниспослан аят:

«Посылает Аллаh молнии на землю и поражает ими, кого захочет. А они спорят между собой об Аллаhе». (Абу Я‘ля).

107. Ибн 'Аббас (радиаллаhу ‘анхума) рассказывает, что когда Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) отправлял Му'аза бин Джабаля в Йемен, он сказал ему: «Истинно ты идёшь к народу обладателей Писания. Когда придёшь к ним, призови их к свидетельству, что нет бога кроме Аллаhа и что Мухаммад Его раб и Посланник. Если они подчинятся тебе в этом, то сообщи им, что Аллаh сделал для них обязательным пятикратный намаз в течение каждого дня и ночи. Если они подчинятся тебе в этом, то сообщи им, что Аллаh сделал для них обязательным платить закят, который следует брать с богатых и отдавать бедным из них. Если они подчинятся тебе в этом, то избегай брать их лучшее имущество. Остерегайся проклятий обиженного, так как между его мольбой и Аллаhом нет преграды». (Бухари).

108. Бара (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) отправил Халида бин Валида к жителям Йемена призывать их к Исламу. Бара говорит: «Я был среди тех, кто вышел с Халидом бин Валидом. Мы остановились на шесть месяцев. Халид призывал их к Исламу, но они не принимали. Затем Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) послал 'Али (радиаллаhу ‘анху) и велел ему отправить Халида обратно, а из тех, кто был с Халидом, кто захочет, мог остаться с'Али».

Бара (радиаллаhу ‘анху) рассказывает: «Я был из числа тех, кто остался с 'Али (радиаллаhу 'анху). Когда мы подошли ближе к народу, который вышел к нам навстречу, 'Али (радиаллаhу 'анху) встал вперёд и вёл наш намаз. Затем он выстроил нас в один ряд, встал перед нами и прочитал им письмо Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям). Всё племя Хамдан приняло Ислам. 'Али (радиаллаhу 'анху) написал письмо Посланнику Аллаhа (салляллаhу 'алейхи уа саллям) о принятии ими Ислама. Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям), прочитав письмо, упал ниц в сажда, затем поднял голову и произнёс: «Мир для Хамдан, мир для Хамдан». (Байхаки, Бухари, Аль-бидая ван-нихая).

109. Хурайм бин Фатик (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто тратит что- нибудь на пути Аллаhа, то ему записывается в семьсот раз больше». (Тирмизи).

110. Му'аз (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Намаз, ураза и зикр на пути Аллаhа в семьсот раз больше, чем тратить на пути Аллаhа». (Абу Дауд).

111. Му'аз (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Поистине, зикр на пути Аллаhа выше, чем тратить на пути Аллаhа в семьсот раз». В другом хадисе сказано, что он выше в семьсот тысяч раз. (Муснад Ахмад)

112. Му'аз Джуханий (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh {салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто прочитает на пути Аллаhа тысячу аятов, Аллаh запишет его вместе с посланниками {‘алейхимус-салям), сыддикын (правдивыми), шахидами и благочестивыми». (Мустадрак Хаким).

113. ‘Али (радиаллаhу ‘анху) рассказывает: «В день Бадра ни у кого из нас не было лошади кроме Микдада (радиаллаhу 'анху). Я увидел, что все спят, кроме Посланника Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саллям), который читал намаз под деревом и плакал, пока не настало утро». (Муснад Ахмад).

114. Абу Са'ид Худри (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саплям) сказал: «Кто держит на пути Аллаhа уразу один день, того Аллаh отдалит от дхаханнама за этот день на семьдесят лет пути». (Нисаи).

115. ‘Амр бин, 'Абаса (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Кто держал уразу на пути Аллаhа один день, от того отдалится огонь джаханнама на сто лет пути». (Табарани, Маджма'уз-заваид).

116. Абу Умама Бахилий (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто держит уразу на пути Аллаhа один день, Аллаh сделает между ним и джаханнамом ров, как от неба до земли». (Тирмизи).

117. Анас (радиаллаhу ‘анху) рассказывает: «Мы были с Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям). Самая большая тень была у того из нас, кто держал над собой накидку. А кто держал уразу, те ничего не могли делать. Кто не держал уразу, они выгнали верховых животных на пастбище, занялись тяжёлой работой и другими делами. И Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Те, кто не держал уразу, забрали сегодня все награды». (Бухари).

118. Абу Са'ид Худри (радиаллаhу ‘анху) рассказывает: «Мы были с Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) в походе в месяц рамазан. Некоторые из нас держали уразу, а некоторые нет. Кто держал уразу, они не обижались на тех, кто не держал. А кто не держал уразу, они не обижались на тех, кто держал. Каждый понимал, что кто чувствует в себе силу, тот соблюдает уразу, и это правильно. И все понимали, что кто чувствует слабость, тот не держит уразу, и это тоже правильно». (Муслим).

119. 'Абдуллаh Хатмий (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что когда Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) собирался провожать войско, то говорил:

«Я вверяю Аллаhу вашу религию, ваши аманаты и завершение ваших дел». (Абу Дауд),

Примечание: Аманатом называется то, что доверено человеку. Здесь понимается семья, богатство, имущество и т.д. Словом все эти вещи доверены человеку Аллаhом. Также здесь имеются в виду вещи других людей, которые могут быть доверены путнику или вещи путника, которые он отдал на сохранение другим людям. Насколько многое охвачено в таком коротком ду'а: Пусть Аллаh бережёт вашу религию, вашу семью, богатство и имущество и даст хорошее окончание всем вашим делам. (Базлуль маджхуд).

120. 'Али бин Раби'а (рахматуллаhи 'алейхи) говорит, что он наблюдал, как к ‘Али (радиаллаhу 'анху) привели верховое животное. Когда он вставил ногу в стремя, то сказал: «Во имя Аллаhа». Когда сел верхом, он сказал: «Альхамдулиллях, - потом добавил:

 «(Субханаллязи саххара ляна хаза ва ма кунна ляху мукринин ва инна «ля раббина лямункалибун). Хвала Аллаhу, Который подчинил нам это. И не были мы на это способны. Поистине, к нашему Господу возвращение». Затем произнёс три раза: «Альхамдулиллях, — затем три раза — Аллаhу акбар». Затем произнёс:  «(Субханака инни залямту нафси фагфирли иннаху ля ягфируз- зунуба илля анта). Поистине, я причинил зло своей душе, прости меня, поистине никто не прощает грехи кроме Тебя». Затем он улыбнулся. И его спросили: «Отчего ты улыбаешься, о повелитель правоверных? » Он ответил: «Я видел, как Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сделал то же, что я сейчас, затем он улыбнулся, и я спросил его,.отчего он улыбается. Он ответил: " Поистине, твой Господь радуется Своему рабу, когда тот говорит: “Прости мои грехи”, — зная, что никто не прощает грехи, кроме Аллаhа”». (Абу Дауд).

121. 'Абдуллаh бин ‘Умар (радиаллаhу ‘анхума) рассказывает, что когда Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям), отправляясь в путешествие, садился на своего верблюда, он говорил трижды: «Аллаhу акбар, - затем говорил:  «(Субханаллязи саххара ляна хаза ва ма кунна ляху мукринин ва инна иля раббина лямункалибун. Аплахумма инна нас-алука фи сафарина хазаль бирра ват-таква ва миналь ‘амапи ма тарда. Аллаhумма хаввин 'аляйна сафарана хаза ватви 'анна бу'даху. Аллаhумма антас- сахибу фис-сафари валь халифату филь ахли. Аллаhумма инни а‘узу бика мин ва'саиосафари, ва кабатиль манзари ва суиль мункаляби филь мали валь ахли).

Хвала Аллаhу, Который подчинил нам это. И не были мы на это способны. Поистине, к нашему Господу возвращение. О Аллаh, поистине, мы просим у Тебя в этом нашем путешествии благочестия, богобоязненности, а таюке совершения тех дел, которыми Ты будешь доволен! О Аллаh! Облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллаh, Ты спутник в путешествии, и остаёшься смотреть за семьёй. О Аллаh, поистине, я прибегаю к Тебе от трудности пути, от уныния при удручающем зрелище, от неприятных перемен в имуществе и в семье».

Когда Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа салпям) возвращался, он говорил те же слова и добавлял: «(Аибуна, таибуна, ‘абидуна, ли Раббина хамидун). Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу нашему Господу». (Муслим).

122. Сохайб (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что всегда, когда Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) видел местность, в которую он хотел зайти, он читал при виде её:

 «(Аллаhумма раббас-самаватис-саб‘и ва ма азляльна, ва раббаль ардыйнас-саб‘и ва ма акпяльна, ва раббаш-шаятыйни ва ма адляльна, ва рабба рияхы ва ма зарайна, фа инна нас-алкжа хайра хазихиль карьяти ва хайра ахлиха ва хайра ма фиха, ва на'узу бика мин шарриха ва шарри ахлиха, ва шарри ма фиха).

О Аллаh, Господь семи небес и того, что они собой прикрыли, и Господь семи земель и того, что они несут на себе, и Господь шайтанов и того, кого они сбили с пути, и Господь ветров и того, что они развеяли, прошу Тебя о благе этого селения, и благе тех, кто его населяет, и благе того, что в нём есть, и прибегаю к Тебе от зла его, и зла тех, кто его населяет, и зла того, что в нём есть». (Мустадрак Хаким).

123. Хауля бинт Хаким Суламия (радиаллаhу 'анха) рассказывает, что она слышала, как Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) говорил: «Кто приедет в какую-нибудь местность и прочитает: “(А'узу би калиматилляхит-таммаати мин шарри ма халяк). Прибегаю к совершенным (приносящим пользу и исцеляющим) словам Аллаhа от зла того, что Он сотворил", то ничто ему не принесёт вреда, пока он не покинет местность». (Муслим).

124. Абу Са'ид Худри (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что в день битвы у Рва, они спросили: «О Посланник Аллаhа (салляллаhу 'алейхи уа саллям), есть ли что-нибудь, чтобы произносить, потому что наши сердца подошли к горлу». Он сказал: «Да!

 (Аллаhуммастур ‘ауратина ва амин рау'атина). О Аллаh скрой нашу слабость и защити нас от страха». Абу Са'ид (радиаллаhу ‘анху) рассказывает: «Аллаh послал сильный ветер в лицо врагов, и нанёс им поражение». (Муснад Ахмад).

125. Абу Хурайра (радиаллаhу " анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа салпям) сказал: «Кто отдаст на пути Аллаhа две пары чего-либо, того позовут стражи джанната. Страж каждых ворот скажет: «О такой-то, заходи». Абу Бакр (радиаллаhу ’анху) сказал: «О Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям), такому человеку не будет никакого страха». Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саплям) сказал: «Я надеюсь, что ты тоже будешь одним из них». (Бухари).

126. Саубан (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа салпям) сказал: «Лучший динар — это динар, который человек потратит на свою семью, и динар, который человек потратит на своего коня на пути Аллаhа, и динар, который человек потратит на своего спутника на пути Аллаhа». (Ибн Хиббан).

127. Абу Хурайра (радиаллаhу ‘анху) говорит: «Я не видел человека, который советовался бы со своими товарищами чаще, чем Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа салпям)». (Тирмизи).

128. ‘Апи (радиаллаhу ’анху) рассказывает, что он спросил: «О Расулюллаh (салляллаhу ’ алейхи уа саллям), если мы столкнулись с делом, о котором у нас нет разъяснения или похожего случая, тогда что вы нам велите делать? » Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саплям) сказал: «Советуйтесь с постигшими религию и предавшимися поклонению. И не решайте на основе мнения отдельных людей». (Табарани, Маджма'уз-заваид).

129. Ибн ‘Аббас (радиаллаhу ‘анхума) рассказывает, что когда был ниспослан аят: «И советуйтесь с ними в деле», Расулюллаh (салляллаhу ‘апейхи уа саллям) сказал: «Аллаh и -Его Посланник не нуждаются в совете, но Аллаh сделал его милостью для моей общины. И кто- из них советуется, тот никогда не лишится руководства, а кто не советуется, тот никогда не избавится от тяготы». (Байхаки).

130. ‘Усман бин 'Аффан (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что он слышал, как Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) говорил: «Стоять в карауле одну ночь на пути Аллаhа лучше, чем тысячу ночей, в которые выстаивать в намазе ночью и держать уразу днём». (Муснад Ахмад).

131. Сахль бин Ханзалия (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) спросил (в день Хунайн): «Кто будет охранять нас этой ночью? » Анас бин Аби Марсад Ганави (радиаллаhу 'анхума) сказал: «Я. О Посланник Аллаhа». Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Садись на коня». Он сел верхом на коня и подъехал к Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям), который сказал ему: «Иди на тот горный проход, пока не окажешься на самой вершине. Чтобы нас не застали ночью врасплох из-за тебя». Когда настало утро, Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) пришёл на место намаза, прочитал два рака'ата (суннат утреннего намаза) и сказал: «Не слышали ли вы нашего всадника? » Сахабы (радиаллаhу ‘анхум) сказали, что ничего от него не слышали. Затем встали на намаз, Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) начал читать намаз, и его внимание было обращено на горный проход. Прочитав намаз, Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи у а саллям) сказал: «Добрая весть. Наш всадник подъехал». Мы стали смотреть между деревьев в горном проходе. И вдруг он подъехал, остановился около Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа салпям), дал салям и сказал: «Я отправился, пока не достиг самой вершины, где мне велел быть Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям). Когда настало утро, я осмотрел оба ущелья, и не увидел никого». Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саплям) спросил его: «Слезал пи ты ночью с коня? » Он ответил: «Нет, кроме намаза и чтобы справить нужду». Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал ему: «Ты сделал для себя (джаннат) обязательным. И тебе ничего не будет, если ты не совершишь после этого никакого (нафль) деяния». (Абу Дауд).

132. Ибн ‘Айз (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) пришёл прочитать дженаза (похоронный) намаз для одного человека. Когда положили носилки, 'Умар (радиаллаhу 'анху) попросил: «О Посланник Аллаhа, не читай за него намаз, потому что он человек грешный». Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) повернулся к людям и спросил: «Видел ли кто-нибудь, что он совершал деяния Ислама? » Один человек сказал: «Да. О Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям). Он был на страже одну ночь на пути Аллаhа». Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) прочитал для него дженаза намаз и бросил в его могилу землю. Затем сказал: «Твои товарищи полагали, что ты из обитателей огня, а я свидетельствую, что ты из обитателей рая». (Байхаки).

133. Са‘ид бин Джумхан (рахматуллаhи 'алейхи) рассказывает, что он спросил у Сафина (радиаллаhу 'анху) о его имени (кто его так назвал). Он ответил: «Я расскажу тебе о моём имени. Так меня назвал сам Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям)». «А почему именно Сафина? » — спросил Са‘ид (рахматуллаhи 'алейхи). Он ответил: «Однажды Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) вышел в дорогу со своими сахабами. У них был очень тяжёлый груз. Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал мне расстелить мою накидку. Я расстелил её. Посланник Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) завернул в неё вещи сахабов, положил всё на меня и сказал: “Неси. Ты наш сафина (т.е. корабль)’. Если в тот день я понёс бы на себе груз одного или двух верблюдов, даже если пяти или шести, то он не был бы для меня тяжелым». (Хилья, Исаба).

134. Ахмар, освобождённый раб Умм Салама (радиаллаhу ‘анхума) рассказывает: «Мы были в походе вместе с Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям). И я начал перевозить людей через долину или реку.

Увидев это, Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал мне: “Ты сегодня стал сафиной (т.е. кораблём)”». (Исаба).

135. ‘Абдуллаh бин Мас'уд (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что в день Бадра у них был один верблюд на троих. Абу Любаба и ‘Али (радиаллаhу ‘анхума) были в группе с Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям). Когда приходила очередь Расулюллаh (салляллаhу. ‘алейхи уа саллям) слезать с верблюда, они говорили, что они пойдут пешком вместо него. Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) говорил им: «Вы оба не сильней меня, и я не меньше вас нуждаюсь в наградах». (Шархус-сунна).

136. Сахл бин Са'д (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Предводитель народа в путешествии — их слуга. Кто опередил всех с обслуживанием, того нельзя опередить никаким деянием, кроме мученической смерти». (Байхаки).

137. Н/ман бин Башир (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «(Быть) с джама'атом — милость, быть отдельно — наказание». (Муснад Ахмад, Табарани, Баззар, Маджма‘уз-заваид).

138. Ибн ‘Умар (радиаллаhу 'анхума) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Если бы люди знали то, что знаю я про путешествие в одиночку, то никакой всадник не выехал бы один ночью». (Бухари).

139. Анас (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Путешествуйте в раннюю часть ночи. Поистине, земля ночью сворачивается». (Абу Дауд).

140. ‘Амр бин Шу'айб {радиаллаhу ‘анхума) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Один всадник - один шайтан, два всадника - два шайтана, а три - это джама'ат». (Тирмизи).

Примечание: Под всадником подразумевается путник. Шайтану легко сбить тех, кто путешествует а одиночку или вдвоём. Для разъяснения, путешествующих в одиночку или вдвоём назвали шайтанами. Следовательно, желательно путешествовать хотя бы по трое, чтобы быть защищёнными от шайтана, была возможность читать намаз с джама‘атом и помогать друг другу. (Мазахируль хакк).

141. Абу Хурайра (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Шайтан старается сбить одного и двоих, но когда их трое, то он уже не старается этого сделать». (Баззар, Маджма'уз-заваид).

142. Абу Зарр (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Двое лучше, чем один, и трое лучше, чем два и четверо лучше, чем трое. Вы должны быть с джама'том, так как Аллаh Та'аля объединяет мою общину только на истинном пути». (Муснад Ахмад).

143. Фаджа бин Шурайх Ашджа'ий (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саплям) сказал: «Поистине, рука Аллаhа над джама'атом, и, поистине, шайтан с отделившимся от джама'ата, и он подстрекает его». (Нисаи).

144. Джабир бин ‘Абдуллаh (радиаллаhу ‘анхума) рассказывает, что в пути Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа салпям) шёл сзади, он подгонял слабых животных, подсаживал к себе, (кто шёл пешком) и делал ду'а за всех. (Абу Дауд).

145. Абу Са'ид Худри (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа салпям) сказал: «Когда выходят в путь трое, пусть назначат одного амиром». (Абу Дауд).

146. Абу Муса {радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что он и два его двоюродных брата пришли к Расулюллаh (салляллаhу ‘апейхи уа саллям). Один из них сказал: «О Посланник Аллаhа (салляллаhу 'алейхи уа саллям)! Сделайте нас руководителем части того, над чем Аллаhа Та'аля дал вам власть». Второй сказал то же самое. Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Клянусь Аллаhом! Мы не поручаем это дело никому, кто просит или жаждет его». (Муслим).

147. Хузайфа (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что он слышал, как Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саплям) говорил: «Кто отделяется от джама'ата и принижает значимость амира, тот встретит Аллаhа, будучи ничтожным». (Муснад Ахмад, Маджма'уз-заваид).

148. Анас (радиаллаhу ’анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саплям} сказал: «Поистине, Аллаh спросит у каждого ответственного за то, что ему было поручено, сберёг он его или погубил». (Ибн Хиббан).

149. Ибн ‘Умар (радиаллаhу 'анхума) рассказывает, что он слышал, как Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) говорил: «Поистине каждый из вас попечитель, и с каждого из вас будет спрошено за ваших подопечных. Правитель — попечитель, и с него будет спрошено за его народ. Мужчина — попечитель своей семьи, и с него будет спрошено за них. Женщина — попечительница дома своего мужа, и она будет спрошена за него. Слуга — попечитель имущества своего хозяина, и с него будет спрошено за него. Так каждый из вас попечитель, и с каждого будет спрошено за его подопечных». (Бухари).

150. Ибни ‘Умар (радиаллаhу ‘анхума) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Если Аллаh назначит какого-то человека попечителем большого числа подопечных или маленького, в День Суда Аллаh Та'апя обязательно спросит его о них, установил ли он среди них приказы Аллаhа или уничтожил их, в том числе особенно, спросят его о семье». (Муснад Ахмад).

151. Абу Зарр (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «О Абу Зарр! Я вижу, ты слаб. Я желаю для тебя то же, что желаю для себя. Никогда не будь амиром даже двоих человек, и не берись отвечать за имущество сироты». (Муслим).

152. Абу Зарр (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что он сказал: «О Посланник Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саллям)! Почему вы не назначите меня амиром? » Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) хлопнул его рукой по плечу и сказал: «О Абу Зарр! Поистине, ты слабый, а быть амиром большая ответственность, и в День Суда это будет унижением и стыдом, кроме как для того, кто взялся за порученное, как следует, и выполнял все, что на него возложено». (Муслим).

153. 'Абдуррахман бин Самура (радиаллаhу ‘анху) говорит, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «О Абдуррахман бин Самура, не проси власти. Если тебе дали её по твоей просьбе, ты останешься справляться с ней сам. А если тебя назначили амиром без твоей просьбы, тебе будет помощь от Аллаhа». (Бухари).

154. Абу Хурайра (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Вы будете жаждать власти, она вызовет сожаление в День Суда. Как хороша (дпя ребёнка) кормящая мать, и какое дпя него несчастье, когда она отнимает его от груди». (Бухари).

Примечание: Последняя фраза хадиса означает, что когда человек получает власть, она дорога ему, как кормящая мать для ребёнка. Когда он теряет власть, это такое же несчастье, как для грудного ребёнка, когда его отрывают от груди.

155. ‘Ауф ибн Малик (радиаллаhу ‘анху) рассказывает: «Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: “Если желаете, я расскажу вам о том, что такое власть? ’ Я громким голосом три раза спросил: “Что же она такое? О Посланник Аллаhа! ’ Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: “Сначала это упрёк, второе — это сожаление, а третье — это наказание в День Суда. Это не относится к тому, кто был справедлив.

Но как можно поступать справедливо с родственниками? » (Баззар, Табарани, Маджма'уз-заваид).

Примечание: Кто становится правителем, того упрекают со всех сторон, что он сделал то-то и то-то. Затем из-за упрёков он начинает сожалеть, что он принял эту должность. И наконец, совершённая несправедливость в День Суда обернётся наказанием. Так в этом мире этот человек терпит унижения, а в ахирате будут трудности в расчёте.

156. Ибн ‘Аббас (радиаллаhу ‘анхума) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа салпям) сказал: «Кто назначил человека амиром группы, когда в ней есть другой, кем Аллаh доволен больше, тот предал Аллаhа и Его Посланника и верующих». (Мустадрак Хаким).

Примечание: Если, имея лучшего человека, есть религиозная целесообразность назначить амиром другого, то этот случай не попадает под данное предостережение. Однажды Расулюллаh (сапляппаху ‘апейхи уз саллям), отправляя делегацию, в которой амиром был назначен ‘Абдуллаh бин Джахш (радиаллаhу ‘анху), сказал: «Он не самый лучший из вас, но он больше вас проявляет терпение в голоде и жажде».

157. Ма'кыйль бин Йасар (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что он слышал, как Расулюллаh (салляллаhу ’алейхи уа саллям) говорил: «Тот амир, который заведует делами мусульман, но не старается для них и проявляет равнодушие, он никогда не войдёт в джаннат вместе с ними». (Муслим).

158. Ма'кыйль бин Йасар (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Всякому правителю, заведующему какими либо мусульманами, который умирает, обманывая их, Аллаh запретит вход в джаннат». (Бухари).

159. Абу Марьям Аздий (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что он слышал, как Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) говорил: «Кого Аллаh назначит заведовать за какими-нибудь делами мусульман, и он отворачивается от их нужд, несчастий и бедности, то Аллаh отвернётся от его нужд, несчастий и бедности». (Абу Дауд).

160. Абу Хурайра (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто становится амиром десятерых и более человек и не поступает с ними справедливо, тот придёт в День Суда в цепях и оковах». (Мустадрак Хаким).

161. Абу Ваипь (рахматуллаhи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Умар назначил Бишра бин ‘Асыма собрать закят с племени Хавазин, но Бишр остался. Его встретил ‘Умар (радиаллаhу ‘анху) и спросил: «Из-за чего ты остался? Разве для тебя не обязательно слушаться и подчиняться нам? » Бишр (радиаллаhу ‘анху) ответил: «Конечно да, но я слышал, как Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) говорил, что если кого-то назначили заведовать делами мусульман, в День Суда его приведут и поставят на мост над джаханнамом». (Бухари, Исаба).

162. Абу Хурайра (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Каждого амира десятерых человек приведут в День Суда, и он будет закован в ошейник, пока его не освободит собственная справедливость или не погубит собственный произвол». (Табарани, Баззар, Маджма'уз-заваид).

163. ‘Абдуллаh бин Мас'уд (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Скоро станут руководить вами правители, которые будут творить нечестия, но добра, которого принесёт Аллаh с помощью них, будет больше. Кто из них будет проявлять покорность Аллаhу, тому за это награда, а вы должны быть благодарны. А кто из них будет проявлять неповиновение Аллаhу, то грех будет на нём, а вы должны проявлять терпение». (Байхаки).

164. 'Айша (радиаллаhу ‘анха) рассказывает: «Я слышала, как Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) говорил в моём доме следующее: " О Аллаh! Кто правит делами моей общины и жесток к ним, будь жесток к нему. А кто правит делами моей общины и добр к ним, будь добр к нему”». (Муслим).

165. Джубайр бин Нуфайр, Касир бин Мурра, Амр бин Асвад, Мивдам бин Ма'дикариб и Абу Умама (радиаллаhу ‘анхум) передают, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Когда амир выискивает в народе недостатки, то этим он портит его». (Абу Дауд).

Примечание: Когда амир вместо того, чтобы доверять людям, ищет в них недостатки и подозревает их, то он сам становится причиной порчи и беспокойства среди людей. Поэтому амиру надо скрывать недостатки людей и думать о них хорошо. (Базлуль маджхуд).

166. Умми Хусейн (радиаллаhу ‘анха) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Даже если над вами назначили амиром черного раба с отрезанными носом и ушами, который управляет вами по Книге Аллаhа, слушайтесь и подчиняйтесь ему». (Муслим).

167. Анас бин Малик (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Слушайтесь и подчиняйтесь амиру, даже если назначили над вами эфиопского раба, голова которого, как изюм». (Бухари).

168. Вайл Хазрами (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Слушайтесь и подчиняйтесь амирам, потому что они ответят за свои обязанности, а вы за свои». (Муслим).

169. 'Ирбад бин Сариа (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Поклоняйтесь Аллаhу и не придавайте Ему сотоварищей, и слушайтесь тех, кого Аллаh Та'аля назначил заведовать вашими делами. Не спорьте с амиром в его делах, даже если он — черный раб. Вы должны держаться сунны своего Посланника (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) и праведных халифов, идущих прямым путём. И вцепитесь зубами за истину». (Мустадрак Хаким).

170. Абу Хурайра (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Аллаhу нравятся в вас три вещи и не нравятся три вещи. Аллаhу нравится, когда вы поклоняетесь Ему и не придаёте Ему сотоварищей, когда вы держитесь за вервь Аллаhа и не разъединяетесь, когда вы доброжелательны к тем, кого Аллаh назначил управлять вашими делами. И не нравятся Ему ваши пустые разговоры, растрата имущества и много вопросов». (Муснад Ахмад).

171. Абу Хурайра (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Кто подчиняется мне, тот подчиняется Аллаhу, а кто не покорен мне, тот не покорен Аллаhу. Кто подчиняется амиру, тот подчиняется мне, и кто не покорен амиру, тот не покорен мне». (Ибн Маджа).

172. Ибн ‘Аббас (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Кто увидит в амире, что ему не нравится, пусть проявляет терпение, потому что кто отдалился от джама'ата на одну ладонь и умер, тот умер смертью (времён) невежества». (Муслим).

Примечание: Под смертью времён невежества, то есть периода до ислама, имеется в виду то время, когда люди жили, не слушаясь и не подчиняясь вождям.

173. 'Али (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Нет подчинения никому в непокорности Аллаhу, поистине, подчинение только в хороших делах». (Абу Дауд).

174. Ибн ‘Умар (радиаллаhу ‘анхума) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саплям) сказал: «Послушание и подчинение амиру обязательно для каждого мусульманина, нравится это ему или нет, кроме как, если приказано совершить грех. И если амир прикажет непокорность Аллаhу, то нет ему ни послушания, ни подчинения». (Муснад Ахмад).

175. Абу Хурайра (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) сказал: «Когда вы в дороге, пусть вашим имамом станет тот, кто больше знает Коран и (хорошо разбирается в вопросах религии), даже если он самый младший из вас. А когда он стал вашим имамом, то он ваш амир». (Баззар, Маджма'уз-заваид). Примечание; Из некоторых хадисов становится ясно, что иногда Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) назначал амиром человека за какие-то его особые качества, хотя в джама'ате были люди лучше его. (См. примечание к хадису 156).

176. ‘Убада бин Самит (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто поклонялся Аллаhу, не придавая Ему сотоварищей, выстаивал намаз, платил закят, слушался и повиновался амиру, того Аллаh введёт в любую из дверей джанната, в какую тот пожелает. А кто поклонялся Аллаhу, не придавая ему сотоварищей, выстаивал намаз, платил закят, слышал амира, но не повиновался ему, его дело в руках Аллаhа. Если Аллаh захочет, то проявит милосердие, а если захочет, то накажет его». (Муснад Ахмад, Маджма'уз-заваид, Табарани).

177. Му'аз бин Джабаль (радиаллаhу ’анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Джихад бывает двух видов. Кто стремился к лику Аллаhа, подчинялся амиру, расходовал самое дорогое ему, был добр с товарищами, отстранялся от нечестия, то его сон и бодрствование будет приносить ему награды. А кто сражался для гордости, на показ и для известности, не подчинялся амиру, творил нечестие на земле, тот не вернется даже с самым малым». (Абу Дауд).

178. Абу Хурайра {радиаллаhу 'анху) рассказывает, что один человек сказал: «О Посланник Аллаhа {салляллаhу ‘алейхи уа саллям)! Человек хочет сражаться на пути Аллаhа, преследуя мирскую цель». Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саплям) ответил: «Ему нет награды». Это произвело на людей тяжелое впечатление, и они сказали человеку: «Вернись к Посланнику Аллаhа {салляллаhу ‘алейхи уа саллям). Может быть, ты не объяснил вопрос? » И он вновь спросил: «О Посланник Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саллям)! Человек хочет сражаться на пути Аллаhа, преследуя мирскую цель». Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саплям) ответил: «Ему нет награды». Люди сказали человеку: «Иди снова». Он спросил в третий раз. Расулюллаh (салляллаhу ‘апейхи уа саллям) ответил: «Ему нет награды». (Абу Дауд).

179. Абу Са'ляба Хушаний (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что когда Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) разбивал лагерь, сахабы (радиаллаhу ‘анхум) обычно располагались в разных местах: в ущелье, в долине. На это Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Это ваше разделение в ущелье и в долине — от шайтана». После этого, сахабы, где бы они ни останавливались, располагались вместе, так что говорили, что если накрыть их одной накидкой, то она покроет всех». (Абу Дауд).

180. Сахр Гамидий (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уз саллям) сказал:

 «(Аллаhуммз! Барик ли уммати фи букуриха). О Аллаh! Дай баракат моей общине в начале дня». Когда Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) отправлял какую-нибудь группу или армию, то отправлял её в первой половине дня. Сахр (радиаллаhу ‘анху) был торговцем и отдавал товар на продажу в начале дня. Он стал богатым, и его имущество увеличилось. (Абу Дауд).

Примечзние: Цель ду’а Посланника Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) заключается в том, чтобы люди его общины, начинали своё путешествие и другие религиозные ши мирские дела в начале дня и получали баракат от Аллаhа.

181. Анас бин Малик (радиаллаhу “анху) рассказывает, что он сказал Аксаму ибн Джаун Хуза'ий (радиаллаhу ‘анху): «О Аксам! Выходи сражаться и вместе с другими, помимо своего народа. Из-за этого улучшится твоё поведение, ты станешь уважаемым в глазах своих друзей. О Аксам! Лучшие спутники, когда их четверо. Лучший отряд — в четыреста человек. Лучшая армия — из четырёх тысяч. И непобедимы двенадцать тысяч из-за своего количества». (Ибн Хиббан).

182. Абу Са‘ид Худри (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, ^что когда они были в походе с Посланником Аллаhа (салляллаhу'апейхи уа саллям), к

нему подъехал человек на верблюде и начал озираться направо и налево. Расулюллаh (салляллаhу ’алейхЖ.уа саллям) сказал: «У того есть лишний транспорт, пусть даст тому, у кога нет, у кого есть лишняя еда пусть даст тому, у кого её нет». Рассказчик говорит: «Расулюллаh {салляллаhу ‘алейхи уа саллям) упомянул разные виды имущества, пока мы не поняли, что никто из нас не имеет права на излишек». (Муслим).

183. Джабир бин ‘Абдуллаh (радиаллаhу ‘анхума) рассказывает, что однажды, Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям), собираясь на джихад, сказал: «О ансары и мухаджиры! Среди вас есть братья, у которых нет ни имущества, ни родственников. Пусть каждый из вас возьмёт с собой двоих или троих», (Абу Дауд).

184. Мут'им бин Микдам (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh {салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда человек собирается в путь, нет лучшего, что он может оставить для своей семьи, чем прочитать около них два рака’ата намаза». (Джами'у сагир).

185. Анас (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саплям) сказал: «Облегчайте и не затрудняйте, радуйте и не отвращайте». (Бухари). Примечание: Радуйте людей, рассказывая им о наградах за хорошие деяния, и не пугайте их наказаниями за грехи, так они могут отчаяться в милости Аллаhа и отдалиться от религии. (Мазахири-Хакк).

186. 'Абдуллаh бин Амр (радиаллаhу 'анхума) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу 'апейхи уа саллям) сказал: «Возращение с джихада, подобно отправлению на джихад». (Абу Дауд).

Примечание: Те же награды, которые даются за джихад на пути Аллаhа, даются после возвращения домой, при условии, что есть намерение выйти на джихад, как только нужды, из-за которых вернулись, будут удовлетворены, и как только призовут выходить на пути Аллаhа.

187. ‘Абдуллаh бин ‘Умар (радиаллаhу ‘анхума) рассказывает, что когда Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) возвращался с джихада, хаджа или ‘умры, он произносил «Аллаhу акбар» на каждом возвышении три раза и говорил:  «(Ля иляха илляллаhу вахдаху ля шарикя ляху ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хуа ‘аля кулли шаййн кадир. Аибуна таибуна ‘абидуна саджидуна ли раббина хамидун. Садакалпаху ва‘даху ва насара ‘абдаху ва хазамаль ахзаба вахдаху).

Нет бога кроме единого Аллаhа, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть и слава, Он над каждой вещью мощен. Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу нашему Господу. Аллаh выполнил Своё обещание, помог Своему рабу и один разбил союз врагов ». (Абу Дауд).

188. 'Амр бин Мурра Джуханий (радиаллаhу 'анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) призвал-его к Исламу и сказал: «О 'Амр бин Мурра, я пророк, посланник ко всем рабам Аллаhа. Я призываю их к Исламу, заповедую не проливать кровь, поддерживать родственные отношения, поклоняться Аллаhу, отвергнуть идолов, совершать хадж к Ка'бе и из двенадцати месяцев держать уразу в Рамазан. Кто примет, — тому джаннат, а кто не примет, — тому джаханнам. О 'Амр! Уверуй в Аллаhа, и Он защитит тебя от ужаса джаханнама». ‘Амр сказал: «Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаhа и что ты Посланник Аллаhа. Я уверовал во всё, что ты принёс, что из них халяль и что харам, даже если это не нравится многим народам».

Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) обрадовался и сказал: «Добро пожаловать! О 'Амр бин Мурра». 'Амр (радиаллаhу 'анху) попросил: «Пусть мои родители будут в обмен за тебя, отправь меня к моему народу, может быть, Аллаh даст им благо через меня, как Он даровал благо через тебя мне». Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) отправил 'Амра к его народу и сказал: «Ты должен быть добросердечным, говорить правильно. И не будь грубым, высокомерным и завистливым».

Он пришёл к своему народу и сказал: «О Бани Рифа'а! О народ Джухайна! Истинно, я посланец от Посланника Аллаhа (салляллаhу 'алейхи уа саллям) к вам. Я призываю вас к джаннату и предостерегаю от джаханнама, заповедую не проливать кровь, поддерживать родственные отношения, поклоняться Аллаhу, отвергнуть идолов, совершать хадж к Ка'бе и держать уразу в Рамазан, один месяц из двенадцати. Кто примет,

— тому джаннат, а кто не примет, — тому джаханнам. О люди Джухайна! Аллаh сделал вас лучшими из арабов. Он дал вам отвращение ещё во времена вашего невежества к тому, что нравилось другим. Они женились сразу на двух сёстрах или на жене отца (после него), воевали во время священных месяцев. Примите этого Пророка (салляллаhу ‘алейхи уа саллям), Посланника из Бани Луйи бин Гапиб. Вы достигните благородства в этом мире и почета в следующем. Торопитесь, и это станет для вас преимуществом у Аллаhа». Все приняли Ислам, кроме одного человека. (Табарани, Маджма'уз-заваид).

Примечание: Арабы не воевали во время четырёх священных месяцев: мухаррам, раджаб, зуль ка'да, зуль хадж. (Тафсир Ибн Касир).

189. Ка'б бин Малик (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что обычно Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) не возвращался из путешествия, кроме как днём, до полудня. И когда возвращался, то сначала он шёл в мечеть, читал два рака'ата намаз и затем сидел в ней. (Муслим)..

190. Джабир бин 'Абдуллаh (радиаллаhу ‘анху) рассказывает, что когда они вернулись из (путешествия) в Медину, то Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) сказал ему: «Иди в мечеть и прочитай два рака'ата намаза». (Бухари).

191. Шихаб бин ‘Аббад (рахматуллаhи ‘алейхи) рассказывает, что он слышал, как некоторые люди из делегации племени ‘Абдуль Кайс говорили: «Мы приехали к Посланнику Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саллям). Мусульмане были очень нам рады. Когда мы подошли к собранию людей, они расступились для нас, и мы сели. Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) поприветствовал нас и сделал за нас ду’а. Затем, посмотрев на нас, спросил: ‘Кто у вас вождь и предводитель? " Все указали на Мунзира бин ‘Аида. Посланник Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) спросил: “Этот Ашадж (т.е. человек со шрамом на лице)? " Это был первый день, когда его назвали таким именем. На его лице был след от удара копыта осла. Мы ответили: ‘Да. О Посланник Аллаhа! ”

Он оставался позади своих людей, привязал верховых животных, уложил вещи. Затем он вытащил свой мешок, снял дорожную одежду, надел чистую и пошёл к Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям). В это время Расулюллаh (салляллаhу 'алейхи уа саллям) вытянул ноги и сидел, облокотившись. Когда Ашадж подошёл, то люди расступились для него и предложили сесть. Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саплям) сел, подобрал ноги и пригласил его к себе. Он сел по правую сторону от Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям).

Посланник Аллаhа (салляллаhу ‘апейхи уа саллям) поприветствовал его и был с ним очень любезен. Он спросил его о его краях, и назвал некоторые селения: Сафа, Мушаккар и другие селения Хаджара. Ашадж (радиаллаhу ‘анху) сказал: “Да будут мои родители жертвой за вас, вы знаете названия наших селений лучше нас*. Расулюллаh (салляллаhу ‘апейхи уа саллям) сказал: “Я бывал в ваших краях, и мне стало известно про них".

Затем, он обратился к ансарам и сказал: *0 ансары! Почитайте ваших братьев, потому что они такие же мусульмане, как и вы. Они похожи на вас цветом волос и коя»!. Они привяли Ислам добровольно, без принуждения и без ущемления, когда другие народы отказывались принимать ислам и их убивали*. На утро Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саплям) спросил их: ‘Как вы находите почёт и гостеприимство ваших братьев". Они ответили: “Хорошие братья. Они уложили нас на мягких постелях, накормили вкусной едой, утром и вечером учили нас книге Аллаhа и сунне Пророка (салляллаhу ‘алейхи уа саллям)'.

Посланнику Аллаhа (салляллаhу ‘алейхи уа саплям) понравилось. Он был рад. Затем он обратился к каждому по отдельности. И мы рассказывали, чему научились. Кто-то из нас выучил аттахият, кто-то суру “Фатиха", кто-то одну суру, кто-то две, а кто-то суннаты». (Муснад Ахмад).

192. Джабир бин ‘Абдуллаh (радиаллаhу ’анху) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саплям) сказал: «Самое лучшее, когда человек возвращается домой, — это возвращаться из путешествия в начале ночи». (Абу Дауд)

193. Джабир бин 'Абдуллаh {радиаллаhу 'анхума) рассказывает, что Расулюллаh (салляллаhу ‘алейхи уа саллям) запретил, когда человек долго отсутствовал, приходить домой глубокой ночью». (Муслим).

Примечание: Из этого хадиса становится известно, что не хорошо приходить домой неожиданно ночью после долгого отсутствия, так как его домашние морально не готовы его встретить. Конечно же, если они заранее знают о приезде, то он не поставит их в неудобное положение. (Навави).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.139 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь