Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 8. Божественный замысел и назначение человека
Итак, исходя из всего вышесказанного, какие требования предъявляет Творец к своим помощникам в этом мире? В общих чертах этих требований три. Первое. Его помощники должны как минимум рано или поздно обрести возможности осуществлять эту помощь. Причем обрести эту возможность сами. Своим умом и трудом. Второе. Понять замысел Творца. Третье. Иметь искреннее желание реализовывать этот замысел. Что означает первое требование? Ни много, ни мало овладеть всей Вселенной. Иметь возможность управлять всеми процессами, протекающими в ней. Звучит фантастично? Но, не поленимся повторять, разве не менее фантастично звучали бы для наших далеких предков рассказы о наших нынешних возможностях управления Природой. Пусть и не в масштабах Вселенной, но в масштабах земной поверхности. В этом направлении можно выделить два момента. Человек (а ведь именно он является помощником Творца) в процессе своего развития обретает возможность использовать все новые и новые материальные и энергетические ресурсы. При этом он вынужден стремиться использовать их в максимальной степени. Примером этой тенденции является стремление всемерно повышать КПД двигателей и энергоустановок. Эта тенденция естественным образом вытекает из самой внутренней логики развития нашей цивилизации. И здесь есть очень тесная аналогия с доктриной разумного дизайна. Как из самой логики построения Вселенной следует неизбежность появления жизни, а затем и разума, так из самой логики развития цивилизации вытекает неизбежность овладения человеком все новых и новых сил Природы. В начале в масштабах Земли, потом Солнечной системы, потом ближайшего Космоса и так далее. Второе требование сложнее выразить столь же наглядно и технократично. Тут имеют место только упреждающие обобщения, достигающие масштабов Божественных Откровений. Этим занимались все пророки прошлых времен. Однако, по нашему мнению, они по большей части зацикливались на частностях. В самом деле, по большому счету Творцу должно быть глубоко безразлично очень многое, из-за чего так яростно спорят так называемые нынешние «мировые» семитские авраамические религии. Что, в какие месяцы можно есть (все эти «посты» и прочее) и чего есть вообще не стоит (все эти перечни «чистой и нечистой» пищи), какие напитки пить можно, а какие нельзя, сколько жен должен иметь мужчина и сколько мужчин может позволить себе женщина, с кем дружить, а кого уничтожать в процессе установления «правильной» веры. Да и зачем вообще Творцу все эти детали отправления культа и разные догматы? Он создал наш мир и нас развивающимися, а значит, принципиально чуждыми мелочных догматов и любого окостенения. В том числе, окостенения в обрядах. Разумеется, все упомянутые моменты имеют (либо имели в свое время) некоторое отношение к организации реализации Его замысла. Ибо мы должны как-то скооперироваться, работая над выполнением этого замысла. И установить некие правила нашего общения в процессе такой работы. Но это очевидно слишком мелкие детали, которые имеют отношение к нашим собственным текущим «рабочим моментам», а не к Его замыслу. Прибегая к производственным аналогам, не дело генерального директора распределять премии в рабочих бригадах. А тем более, вспоминать, как ее распределили пару тысяч лет назад. Не будем пока далее развивать эту тему. Отметим лишь, что даже постановку вопроса о целях Творения из более или менее известных пророков осуществил только Зороастр. А ведь это самый главный вопрос, вопрос о целях Творения, вопрос о том, зачем вообще сотворен этот мир. Без ответа на этот вопрос все остальные откровения имеют мало толку. Вслед за Зороастром нам ясна цель Творения. Однако, что конкретно мы должны делать для достижения этой цели, помимо овладения всей Вселенной, мы пока не знаем. Наверное, позже, по мере достижения успехов на этом пути, нам во все большей степени будут открываться все новые детали Божественного замысла. А пока можно лишь отметить, что наша экспансия не бессмысленна. Она не только и не столько связана с нашим жизнеобеспечением, но и освящена высшей целью. «Плавать по морям необходимо. Жить не столь уж необходимо», - сказал один из великих организаторов великих географических открытий португальский король Генрих Мореплаватель. И в этой фразе он проявил тонкое понимание Божественного замысла. Жизнь без высокой цели бессмысленна. Бессмысленна и с точки зрения Творца, и с точки зрения тех, кто понял Его замысел. И поэтому, в те времена было необходимо плавать по морям, постигая мир. Не взирая на то, найдешь ты золото на вновь открытых островах и землях, или нет. А сейчас необходимо осваивать Космос. Не зависимо от того, имеет ли это экономическое или военное значение для тех, кто это делает. Впрочем, заметим, что доктрина разумного дизайна может быть расширена. И тогда мы поймем, что те, кто действуют в соответствии с Божественным замыслом, в стратегической перспективе получают существенные преимущества и в достижении чисто утилитарных жизненных потребностей. Те, кто плавали по морям и открывали новые земли, в итоге жили богаче и зажиточнее. Не говоря уже о том, что более красочно, интересно, радостно. Поэтому «плавать по морям» необходимо. Необходимо заниматься наукой. Необходимо летать в Космос. Необходимо думать над Божественным замыслом и стремиться реализовывать его. Это желание присутствует отнюдь не у всех. Но присутствовало и присутствует у многих. И именно о них сейчас наша речь. Итак, почему так происходило и происходит? Почему помимо чисто утилитарных соображений у многих лидеров прогрессивного развития присутствовало ощущение причастности к чему-то высокому? Не знаем. Но можем утверждать, что человечество не раз подходило к осознанию того, что «плавать по морям необходимо» отнюдь не только потому, что это практически целесообразно. Но и потому, что в этом есть еще и нечто высокое. Неуклюже и как-то «угрюмо» этот тезис был выражен в протестантской этике, которая, если несколько упростить и взглянуть с нестандартной точки зрения, объявляла «угодным Богу», говоря современным языком, «развитие производства». Не будем долго обсуждать этот тезис в отношении протестантской этики. Возможно, он сформулирован нами не столь точно. Но здесь важно другое. Человечество долго шло к осознанию того, что некоторые направления его развития соответствуют Божественному замыслу. И формулировало это с той или иной степенью понимания. Посему желание выполнять этот замысел имеется. Причем в том смысле, который следует в итоге из откровений Зороастра, подкрепленных доктриной разумного дизайна. Так что третьему требованию к помощникам Творца человечество, вернее некоторая его часть, удовлетворяет. И твердость в выполнении этого замысла только укрепится по мере понимания этого замысла, понимания того, что некоторые направления развития человечества действительно имеют не только сиюминутное, утилитарное обоснование, но и высшую ценность. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы