Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Задачи и особенности служения священника.



 

 «Будь образцом для верных

 в слове, в житии, в любви,

 в духе, в вере, в чистоте».

 1.Тим. 4,12

Эти слова Апостола Павла, начертанные на иерейском кресте, получаемом священником при посвящении в сан, определяют путь жизни вступающего на пастырское служение.

Святой Иоанн Златоуст в толковании послании Апостола Павла к Тимофею в таких словах определял личность иерея: «Во всем подавай собою пример добрых дел. То есть, сам будь первообразцом в жизни, являясь пред другими как образ, как одушевленный закон, как правило и устав доброй жизни! (Иоанн Златоуст. Творения, т.Х1, кн.2 стр.707)

Разбирая значение Апостольских слов в первоначальном (греческом) тексте Нового Завета, мы открываем внутренний смысл и содержание, которые придавал сам Великий Павел этим словам, обращенным к иерею.

Священник должен быть примером (греч. – образец, выпуклый отпечаток), или рельефным, контрастным отображением Доброго Пастыря Господа Иисуса Христа.

Истинный пастырь является примером для прихожан:

В слове – (греч.) – в разговорах, находясь в обществе, давать направление к разумным  беседам, избегать пусто- и острословия;

В житии – (греч,) – во всем своем поведении в образе и укладе жизни. Греческое слово……. Первоначально употреблялось в значении «сворачивание», «поворот», «ниспровержение». В данном случае указывается на активное изменение направления жизни в сторону ее улучшения;

В любви – (греч.) – любить, принимать ласково, подавать пример дружелюбного, ласкового отношения к людям, без высокомерия или грубости, без гнева или даже раздражения в голосе. От пастыря требуется не просто быть (или казаться) добрым, а иметь в сердце жертвенную любовь, любить Бога больше всего на свете и быть готовым за людей «положить душу» свою. (Ин. 15,18). Господь вопрошает каждого священника: «Любишь ли ты Меня паче (больше) сих?». Только при утвердительном ответе пастырь будет призван: «Паси агнцы Моя» (Ин. 21,15).

В духе – (греч.) быть примером духовного, согласно Евангелия, устроения личной, семейной и общественной жизни. Священник представитель духовенства, т.е. лиц, живущих по Духу, а не по плоти; «духоносность» отличительная его черта.

В вере (греч.). В греческом языке это слово имеет еще значение – «надежность», «доверие». Священник дает своим прихожанам пример истинной веры, надежности, а их взаимоотношения строятся на доверии друг к другу;

В чистоте (греч.) - в святости, в непорочности, в целомудрии. Священник является для верующих примером праведной, чистой от греха жизни.

Вот правила поведения и нормы жизни для каждого священнослужителя, данные Первоверховным Апостолом, вот идеал истинного Доброго Пастыря!

История Русской Церкви свидетельствует, что слова Учителя народов не являются недосягаемым идеалом в жизни русских людей. Многие русские пастыри в своем служении Богу и народу явили образцы подлинного христианского душепопечения. Их сонм бесчислен: начиная с преподобных Киево-Печерских и до наиболее близких нашему времени почивших иерархов и протоиереев – Иоанна Сергеева, Валентина Амфитеатрова, Григория Постникова, Алексея Мечева, Александра Рождественского, Митрофана Блажевича и многих других. Русский народ с благодарностью чтит их имена, а русские пастыри должны изучать их деятельность и подражать им в своем пастырском служении.

К сожалению, иногда в жизни духовенства встречаются отдельные случаи непонимания своего высокого назначения и образа жизни, несоответствующий идеалу пастыря. Жизнь некоторых священников мало чем отличается от жизни своих пасомых, забывается момент руководства духовной жизнью верующих и ответственности за души, порученные духовному окормлению. Заботы о своем благополучии, семейные и прочие «земные дела» заглушают в сердце лучшие порывы души, стремления к служению ближним, т.е. все то, что составляет основу пастырского служения.

Священник не должен забывать, что во всех случаях приходской жизни он должен быть мудрым руководителем, добрым наставником и примером для своих прихожан.

Священник не может опускаться на одну ступеньку с людьми, видящими цель жизни в накоплении материальных благ, с людьми, обуреваемыми злобой, стяжательством.

Иерей должен быть выше обывательской среды, выше мещанства, безупречно чист в материальных делах. Нельзя со своими прихожанами вступать в тяжбу, ссориться, домогаться денег или вещей (например, выпрашивать иконы, книги, стремиться получить наследство по завещанию).

Лучше уступить, лучше не получить чего-либо, чем прослыть стяжателем и тем самым бросить тень на всю Церковь. Ведь по поступкам одного священника судят о всем духовенстве. («все они такие!») и о всей Церкви.

Свое священническое служение следует хорошенько продумать, осмыслить его, иметь у себя перед глазами идеал православного пастыря и к достижению его стремиться всю жизнь. Чем раньше это сознательное следование идеалу засияет в душе, тем светлее будет путь священника. Жить без идеала – все равно, что плыть по морю без руля.

Жизнь и труды Апостола Павла (особенно его пастырские послания к епископу г. Ефеса Тимофею и епископу Крита Титу), слова святого Иоанна Златоуста «О священстве», святые Тихон и Митрофан Воронежские, епископ Феофан Затворник, протоиерей Иоанн Сергеев, святитель Игнатий Брячанинов – дают ясные ориентиры на пути следования пастырскому идеалу и в современной жизни духовенства. Учитывая советы этих совершенных («духовных») пастырей, священник будет правильно строить свою личную жизнь (непрестанное духовно-нравственное совершенствование), жизнь семейную (церковность и духовная жизнь жены, воспитание детей в религиозной атмосфере), найдут пути для устроения «большой семьи» - своего прихода – в духе любви и согласия. Будет найдена золотая середина между внешним (обрядовым) благочестием и пагубной для священника светскостью и омерщвленностью.

Не священник должен следовать моде и вкусам своих прихожан, а последние должны видеть (или чувствовать) добрый образец для подражания жизни своего пастыря. Не телевизор и радио, не гарнитуры полированной мебели являются украшением жилища священника, а хорошие (писаные) иконы с зажженными лампадами и назидательные книги на полках. Не цветные шелковые и греческие рясы, не дорогие облачения возвышают престиж священника, а «сокровенный сердца человек в нетленной красоте» (1 Пет.3,4) подлинно христианского духа.

Требовательность к себе, жертвенная любовь к другим и сознание своей ответственности пред Богом за души людей, помогут пастырю избежать опасных крайностей в жизни.

Что является подлинно ценным для пастыря (и в пастыре) Христовой Церкви? Какие ближайшие задачи должен поставить перед собой священник в своем стремлении приблизиться к идеалу истинного Пастыря?

Множество дел ожидает священника на приходе, длинная цепочка живых душ будет ждать от него ответа на самые разнообразные вопросы. Священник должен быть всесторонне развитым и образованным, он должен иметь многие специальные качества: организатора и строителя, способности певца и чтеца, талант общений с людьми. Но над всеми этими способностями и качествами в священнике должны доминировать МОЛИТВЕННОСТЬ и ДУХОВНОСТЬ пастыря. Приходы ждут не строителя или прораба, не певца-артиста, а молитвенника, своей духовностью могущего проникнуть во все сферы современной жизни и все одухотворить, приблизить к святости.

Особенности священнического служения.

Священническое служение отличается от всех других профессий тем, что оно не ограничивается исполнением определенных обязанностей в известном только месте и на некоторое только время. Нельзя быть священником только в храме, а вне его стать рядовым мирянином. По своему объему священническое служение превосходит все другие должности, и только профессия врача несколько приближается к пастырскому служению. Врач остается врачом во всякое время и в любой обстановке (в свои свободные дни, в вагоне поезда и в самолете), он всегда должен оказать срочную медицинскую помощь.

Священник остается священником ВСЕГДА и ВЕЗДЕ. В любое время суток его могут вызвать к больному, вызвать на срочную требу, и отказа быть не может. Священник всегда должен быть и духовно и физически готовым к служению ближним.

Есть еще одна очень важная сторона священнического служения. Священник является постоянным СВИДЕТЕЛЕМ Христа и живым воплощением христианской веры в современном мире. Апостолы были свидетелями Слова Жизни, Воплотившегося Сына Божия, которого они «слышали, видели, рассматривали и осязали руками» (1 Ин.1,1), священники могут и должны свидетельствовать то, о чем современный мир почти не знает (или знает превратно) о Боге и Его Правде. Имея опыт духовной жизни, обладая богословскими и научными знаниями, священник и словом и делом будет свидетельствовать и подтверждать необходимость для человека религии.

В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ – священник образец (мерка) истинного христианина,

В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ – идеальный муж и отец, разумно устраивающий в малом коллективе семьи великие идеи христианского сообщества. Прихожане входят в дом священника и смотрят широко открытыми глазами на его жизнь, как батюшка сам практически осуществляет то, о чем учит в храме. Малоцерковных людей в частную семейную жизнь священника вводить следует очень осторожно и постепенно: многое понять они могут превратно, а иное может послужить соблазном.

В ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ – поставленной Богом совершитель богослужений и Святых Таинств, духовный руководитель душ ко спасению.

Священник и вне храма, и вне семьи, в обществе других людей всегда должен помнить, что на него смотрят много глаз и оценивают его поступки по высшей мерке требовательности в отношении честности, идейности, справедливости, доброты, благожелательности. И в вагоне, и в трамвае, в магазине или на троллейбусной остановке – везде и всегда священник является живым представителем (свидетелем) живой христианской Церкви, человеком в глазах людей «высшего качества» не обычной земной (греховной) мерки.

Мир охватывает священника со всех сторон и властно требует ответа на многие вопросы. Так называемые «случайные встречи» в поездах и на пароходах являются для многих единственной возможностью вступить в контакт с живым представителем религии.

От устроения собственной духовной жизни священника зависит благополучие множества людей. Если есть в сердце батюшки молитва, мир, радость, внутреннее равновесие, будут те же положительные качества в его семье и в приходской работе, скажется влияние и при встрече с «широким миром». Наоборот, внутренняя неуравновешенность, нервность, злоба, алчность и прочие пороки или отрицательные черты священника непременно, как электрический ток по проводу, передадутся в другие человеческие души.

Греческим слово СВИДЕТЕЛЬ (греческий язык) – свидетельствовать, доказывать, подтверждать) обозначаются не только Ученики Христа, но также и мученики. Таким образом, на языке Нового Завета, свидетель о Христе и мученик – понятия равнозначные. Все ближайшие ученики Христа (исключая Апостола Иоанна Богослова) за свое свидетельствование о Богочеловеке сподобились мученической кончины.

По милости Божей в наши дни свидетельство о Христе не угрожает жизни человека. Но этот факт нисколько не умоляет значения о необходимости исповедания «како веруеши» каждым христианином, а особенно священником, пред внешним миром. Границ и возможности быть свидетелем веры для священника очень обширны.

Сам Иисус Христос, определяя значение и нравственную силу Его учеников для окружающего мира, назвал Апостолов «солью земли» и «светом мира» (Мф. 5, 13-14). Соль имеет свойство не только придавать вкус пище, но и сохранять продукты от порчи и разложения. Христианское учение, проповедуемое и осуществляемое верными свидетелями (священниками), придает жизни особый сладостный «вкус», «аромат» и сохраняет мир от нравственного разложения и окончательной порчи нравов. Какое огромное значение и великая ответственность каждого священника быть «солью земли»! Нельзя самим «попирать» и заглушать, обессиливать Божественную Благодать, получаемую при рукоположении.

Священник на приходе, вся его жизнь являются свечой, поставленной на высоком подсвечнике и обозреваемой со всех сторон. Свеча эта может гореть ярко, давать свет, без которого нельзя людям жить. А может свеча коптить, распространять один смрад и отравлять окружающую среду. Недостатки жизни пастыря, становясь достоянием гласности, преувеличенное часто во много раз, будут «спудом» (по русски – сосудом) закрывающим для народа свет подлинного пастырства. Как соль должна солить, свеча светить, так и пастырь должен сиять чистотой и благочестием своей жизни.

Священнику чаще следует задумываться, правильно ли он живет, не встал ли на несвященнический путь жизни, не прельстился ли нехристианским, языческим образом жизни? «Греховный путь не только лишит священника необходимой для пастыря Церкви чистоты, но и преградит возможность передать другим начала истинного жития», - поучает выпускников Московских духовных школ Святейший Патриарх Пимен («ЖМП», 1972, №7, стр.10).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь