Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Призвание, традиции, дисциплина



Русское духовенство прошлого столетия представляло собой сравнительно замкнутую группировку населения или сословие, носившее название «лиц духовного ведомства».

Обычно сыновья священнослужителей женились на девушках духовного звания и шли по стопам своих отцов; нередко бывали случаи, когда многие поколения насчитывали в своих списках носителей священного сана. В этом преемстве были свои положительные стороны (с детства воспитание церковности, привычка соблюдать известные традиции), но были и отрицательные явления (часто отсутствовало призвание к сану, повторялись ошибки отцов).

Современные молодые священники в своем подавляющем большинстве происходят из семей светских. В этом, что молодые люди добровольно избирают себе нелегкий путь священнослужителя, следует усмотреть идейный подход к служению Церкви, или призвание.

Примечание: Необходимые признаки подлинного призвания к священнослужителю:

А) глубокое чувство своего недостоинства,

Б) искреннее понимание пастырства как жертвенного служения и посвящения Богу всей жизни;

В) реальный духовный опыт веры;

Г) опыт заботы о душе ближнего.

Молодым батюшкам нельзя мыслить свое служение, не считаясь с прошлым нашей Церкви, с великим наследником всего того, что оставили лучшие пастыри нашей Родины.

Начертывая себе идеал пастырского служения, батюшка должен учитывать традиции русского духовенства и приучать себя к соблюдению церковной дисциплины.

ЦЕРКОВНЫЕ ТРАДИЦИИ – это переходящие из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения священнослужителей (семейный уклад, внешний облик, отношение к своему храму и к прихожанам). Примеры нарушения традиций: неправильное воспитание детей, увлечение мирскими удовольствиями, светский образ жизни.

ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА – обязательное для всех священнослужителей подчинение твердо установленному порядку (уважение и подчинение младшими старших по годам и по службе, исполнение предписаний начальства, соблюдение канонических правил и др). Примеры нарушения дисциплины: критика начальства и собратии перед посторонними людьми, непослушание начальству, манкирование исполнением пастырских обязанностей (опаздывание к службе и уход прежде ее конца).

Молодому, не имеющему еще опыта в церковно-богослужебной и церковно-приходской работе, священнику приходится сотрудничать с людьми старше его по возрасту и опытнее его. Хорошо, если это сотрудничество будет основано на благожелательном взаимном отношении и выльется в соработу на общей ниве Христовой. Известное, ставшее крылатым выражением «Опыт старших – это крылья молодости» пусть научат молодых относиться бережно, внимательно к старшим сослужителям, с желанием перенять все хорошее, чем обогатила их жизнь за долгие годы служения Богу и людям. На опыте старшего поколения молодым священнослужителям легче постичь основы духовной жизни, лучших успехов они добьются и в ювелирной работе над душами своих пасомых. Старшие по годам да будут духовными отцами (старцами!) молодых, а все вместе – братьями, духовно развивающимися и стремящимися к единой цели – достижению, святости здесь, на земле, и входу в Царствие Божие.

В среде духовенства не должно быть местничества, т.е. не должны возникать ссоры, кто будет занимать более высокое место в сонме духовенства при соборном служении. Необходимо умет подавить в себе чувство честолюбия. Важно не то, кто после кого или раньше кого встанет, а главное – сознание перед КЕМ стоишь (перед Богом) и ГДЕ стоишь (в Святом Святых, алтаре).

В часы, когда возникнут в душе властолюбивые мечты (искушение властью) или обида и чувство обойденности (тебя не оценили!) при благоволении начальства или явной несправедливости пусть священник размыслит о суетности земных наград, а утешением и ободрением ему да будут Евангельские слова о смирении и уничижении Христа Спасителя в Его земной жизни.

Священник с психологией земного человека мечтает о власти, о ПРЕДСТОЯНИИ (т.е.стоянии впереди других), а пастырь духовного направления заботится о ПРЕДСТАТЕЛЬСТВЕ, т.е. как стать заступником, ходатаем перед Богом за своих прихожан, за всех людей, о всем мире.

Предстоятельство (должность настоятеля, благочинного и т.п.) связанное с исполнением определенных административных функций, часто ложится тяжелым бременем на плечи священнослужителя и отвлекает его от прямых и основных задач душепопечения. Домогаться власти – грех. Получив же от Церкви известные полномочия, пастырю следует принять их как новый вид служения, т.е. исполнять «не себе угождая», без гордости, нести как крест, на пользу ближним.

Предстательство – самое почетное, но и наиболее ответственная сторона пастырского служения. Каких бы вершин иерархической лестницы ни достигал пастырь, какие бы титулы он ни носил – ни что не может быть выше духовнее и необходимее, чем пастырь-предстатель своей паствы пред Богом. Молитвенником должен быть каждый пастырь, невзирая на то место, которое он занимает за службой. Второстепенные места во много раз лучше: остается больше возможности для углубленной молитвы. На предстоятеле же лежит внешняя (организационная) часть службы, которая часто занимает все внимание.

 

2. ПЕРВЫЕ ШАГИ И АВТОРИТЕТ СРЕДИ ПРИХОЖАН.

Вступая на путь пастырского служения, молодой священник в своей повседневной работе сталкивается с множеством вопросов, которые обычно не затрагивались ни в семинарских или академических лекциях, ни в пособиях по пастырскому богословию. Часто это будут на первый взгляд незначительные мелочи, но и они имеют значение для правильного устроения приходской жизни.

Из отношения самого священника к святыням алтаря, от его забота об истовом и «сердечном» совершении богослужений, от отношения сотрудников к приходящим богомольцам и от многого другого, чего иногда и предусмотреть нельзя создается особая духовная атмосфера храма, как места встречи души в Богом.

Сколько забот, молитвенного напряжения надо приложить, чтобы человек, выходя из храма, этого земного неба, ушел духовно успокоенным, примиренным, очищенным и просветленным.

Служители алтаря, работники и сотрудники храма, да и все молящиеся призваны быть носителями культуры Духа и приобщать к ней всех входящих в церковь. За все в храме и за всех в храме несет ответственность священник. Ему должна принадлежать инициатива во всех начинаниях прихода, его же и последнее слово во всех делах церковно-приходской жизни.

Первые шаги служителя в приходе должны быть особенно осмотрительными и неторопливыми. Неправильно, если молодой священник возомнит себя реформатором, призванным решить все сложившиеся до него в приходе, если будет критиковать своих предшественников. Как существует врачебная этика, так и среди духовенства должна быть своя профессиональная этика, недопускающая взаимную критику и очернения друг друга перед прихожанами.

Только по истечении какого то срока (обычно около года), когда будет приобретен определенный авторитет, священник может начинать (и то очень осторожно) проводить в храме нововведения (например, более осмысленно расположить иконы около места служения молебнов, упорядочить выдачу освященной воды, просфор и проч.). В связи с большим гражданским строительством, многие прихожане переезжают в большие коммунальные дома, а иконы из своих прежних квартир приносят в храмы и просят их повесить на стенах. Иконы принимать нужно, но обещать их непременно вывешивать на видном месте нельзя. Расположение икон в храме должно быть разумным (нельзя загромождать иконами окна или ставить несколько рядов, закрывая лики) желательно не повторять одни и те же иконы, а разнообразить их по содержанию. У места служения заказных молебнов хорошо расположить иконы особенно часто призываемых святых. Из принесенных менее ценных икон можно образовать «подарочный фонд» и дарить иконы к знаменательным датам церковным работникам или людям, которые будут просить дать им икону.

В решении организационных вопросов необходимо заручиться поддержкой членов церковного актива, которые затем будут помогать и защищать (противники любого новшества всегда найдутся) среди широких масс новые начинания священника. Не имея авторитета в данном приходе, не опираясь на доверие благоразумной части верующих, нельзя ничего вводить нового.

Выше упоминалось, что для успешной пастырской деятельности священнику необходимо иметь авторитет среди прихожан. Что такое авторитет и из чего и как он складывается? Само слово а в т о р и т е т (от латинского – auctoritas) означает достоинство, сила. В чем же достоинство и сила священника? Они не в личных качествах и талантах человека, не в мудрости мира сего, тем более не в силе физической, не в грубом окрике подчиненных, а в духовных дарах, получаемых от Бога.

Иерей (по гречески - ) означает освященного человека, избранного и посвященного на служение Богу. Священнику чаще следует задумываться, какой ДАР он получил при хиротонии, какая СИЛА дана православному пастырю.

В святом Евангелии сказано, что Христос учил, КАК ВЛАСТЬ ИМЕЮЩИЙ, а не как безблагодатные книжники и фарисеи (Мф.7,29; Мк.1,22) . Апостолы и их преемники получили от Господа заповедь учить и крестить (Мф.28,19; Ин. 20,23), им дана власть прощать и оставлять на людях грехи (Ин. 20,23), устроять на земле Церковь.

Священники имеют ПРАВО и ВОЗМОЖНОСТЬ СО ВЛАСТЬЮ «НЕ ГОСПОДСТВУЯ НАД НАСЛЕДИЕМ Божиим» (1 Пет.5,3), без гордости, в духе любви быть подлинными предстоятелями в Церкви. Выступая от имени Церкви, иногда от лица Самого Христа (например, разрешительная молитва в таинстве покаяния), священник имеет АВТОРИТЕТ НЕ СВОЙ (личный), а Законодавца и Основоположника Святой Церкви Господа Иисуса Христа.

Эта духовная власть священника будет центром и силой в приходе, проникающей во все уголки церковно-приходской жизни. Все остальное (например, власть распорядителя, организатора, финансовые вопросы) приложения само по себе, подчинится как более слабое и малозначительное.

Святитель Иоанн Златоуст приводит цитату из послания священномученика Игнатия Богоносца к иерею, раскрывающую источник авторитета священника: «Ничего да не будет без твоей воли, но и ты ничего не делай без воли Божией» ( Иоанн Златоуст, Творения, т.У1, стр.707, «Беседа о том, что один Законодатель». В этих словах определяется внутренняя духовная основа всей деятельности пастыря: священник есть проводник воли Господней, он посредник между Богом и человеком и все его поступки должны быть согласованы с Божественными Законами.

Задачей священника является сохранить пастырское достоинство и не растерять в земной суете власть, полученную им от Бога. Тогда и авторитет придет сам собой, без искусственного напряжения. Священник должен чувствовать себя в приходе не наемником, не чужим, а именно отцом и пастырем, главным лицом, ответственным за «всех и вся» пред Лицом Божиим.

Призванный к духовному руководству многочисленной паствы, священник может осуществить свою высокую миссию только в том случае, если он сам будет духовно живым, непрестанно совершенствующимся и растущим.

В светских организациях авторитетом на работе может быть специалист своего дела, хорошо знающий его во всех деталях. На приходской работе священник будет иметь авторитет при условии, что он будет «специалистом» в очень многих областях. Прежде всего ему необходимо посвятить всю жизнь Б о г о с л о в и ю в самом широком понимании этого слова, науке из наук, объемлющей не только целый ряд научных дисциплин, но понимаемой как совокупность ведения о Боге, как тесную крепнущую связь с Воплощенным Богом Словом. Священник независимо от того, имеет ли он или не имеет диплом законченных богословских наук должен всю жизнь изучать Богословие, быть богословом по призванию.

Аудиторию священника составляют люди разного образовательного ценза, разных профессий, возраста, взглядов, и для всех должно найтись соответствующее слово. Сочетание богословия с науками общеобразовательными и специальными (особенно историей, психологией, педагогикой) сделает священника авторитетным не только в кругу своего прихода.

Быть всем для всех, радоваться с радующимися и плакать с плачущими, т.е. отказаться от своего эгоистического начала, целиком отдать себя на служение ближним – вот идеал истинного пастыря.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь