Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОВЕРШЕНИЕ ЧАСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ



(ТРЕБЫ)

 

«И ныне Христос действует!

И ныне Дух Святой совершает

Спасительные знамения в

Христианских Таинствах».

Епископ Игнатий (Бряченинов)

Т.4. стр.276-277.

 

ЗАДАЧИ ЧАСТНОГО ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ.

Господь Иисус Христос для Церкви власть низводить Святого Духа на верующих в совершаемых пастырями таинствах. Пятидесятница некогда совершившаяся над ликом апостольским в Иерусалиме, всегда совершается в Церкви в таинствах, посредством апостольского преемства, через иерархию. Церковь установила седьмеричное число таинств, но в церковной практике количество тайнодействий значительно больше, нежели семь. Так, Церковь имеет различные чины и молитвы освящения (например, храма, святой воды, особенно в день Богоявления, икон, крестов, плодов, всякой вещи и др.) в которых при молитве священнослужителей и соблюдении определенной внешней формы низводится божественное освящение и Благодать Святого Духа. Литургическое служение священника по своему объему очень обширно и обнимает, как служение в храме, так и вне его. Священнослужитель всегда является сосудом и орудием Божественной Благодати, даруемой на освящение человеческого рода.

Совершение треб для верующих есть продолжение того богослужения, которое совершалось для всей приходящей общины. Частное богослужение можно назвать малым служением (или микрослужение). Оно по своему объему является более кратким, сокращенным вариантом основных церковных служб (например, молебен построен по плану утрени, а панихида, особенно парастас – всенощной), совершается для меньшего числа людей.

Конечная цель всякого богослужения, совершаемого для всей общины или для одного ее члена, одна – спасение человека. Пути же к достижению поставленной цели многоразличны.

Общественное богослужение, наиболее полно выраженное литургией, обычно совершается в храме, в этой соборной службе принимает участие (активное или пассивное) вся приходская община.

Частное богослужение удовлетворяет религиозную потребность (отсюда название треба) отдельных прихожан (например, крещение или венчание) или известной группы верующих (например, служение молебнов, освящение воды).

В требоисправлении особенное значение приобретает момент служения священника людям. Приходящий в храм обращается к священнику со своим желанием освятить какое-либо событие его личной жизни, получить благословение на начало нового этапа жизни, реже – принести молитву благодарения. Болезнь физическая, горе душевное приводят человека в храм.

Священник очень часто является той соломинкой, за которую схватывается человек в своем одиночестве, в своем отчаянии. Если в богослужении общественном большую часть «паствы» священника составляют люди церковные, имеющие больший или меньший опыт церковной жизни, то в частном богослужении пастырь часто сталкивается с людьми далекими от Церкви и даже не знающими истинного Бога (особенно во время отпевания умерших).

В общем богослужении на человека влияет вся сумма духовно-нравственного воздействия Церкви (обстановка храма, пение, чтение, проповедь). В частном богослужении исключительное значение имеет личность священника, его отношение к приходящему, его молитвенность и духовная настроенность.

Как важно, чтобы приходящий встретил священника – духовного отца, любящего, отзывчивого, умеющего врачевать больного, дать соответствующее лекарство для души. Совершенно неправильная практика современной приходской жизни, когда приходящий в храм попадает «в опеку» некультурных уборщиц или свечного ящика, которые определяют что необходимо делать: служить ли молебен и какому святому, с акафистом или без него. Вместо духовного пастырского окормления часто прививается ложная вера (суеверие), создается обстановка купли-продажи. Только пастырь может решать все вопросы, связанные с духовными нуждами людей. Правильный диагноз болезни, верный анализ жизни человека – первая задача пастыря.

Каждая треба, совершенная молитвенно и с благоговением, не только низведет просящим благословение Всевышнего, но и послужит приобретению новых духовных друзей для пастыря. Друзья познаются в беде! Как много у священника будет друзей, как для многих он станет другом через истинное пастырство.

Дух формализма и бюрократизма (например, собирание священником номерков, талонов или квитанций о регистрации треб), да не заслонит живые души, пришедшие в храм за благодатным Божественным Благословением. Пусть пастырь окажет больше сердечности к молодым родителям и восприемникам младенца крещаемого, до совершения венчания найдет ласковое отеческое слово к брачащимся и узнает, хотя бы немного, о жизни того, кого они будут провожать в последний путь.

Духовная жизнь предполагает индивидуальный подход, а массовость, огульное решение личных вопросов наносит непоправимый вред. За толпой, стоящей в храме, истинный пастырь всегда увидит человека, среди большого стада отличит овцу немощную, которой надо дать немедленно соответствующее болезни лекарство.

В частном богослужении священник вступает в личный, непосредственный контакт с людьми, и ответственность за душу каждого неизмеримо возрастает. Никого не оттолкнуть, не оставить без внимания и помощи!

Треба есть выход священника в мир, соприкосновение даже с инакомыслящими. Как важно, чтобы пастырь при этой встрече проникся духом благожелательства, любви к человеку, кто бы он ни был, с каким бы вопросом нм подошел. Как разнообразны человеческие души, как различны пути человеческой жизни, так многогранны должны быть слова и действия истинного пастыря: одному надо сказать или посоветовать одно, а к другому необходим иной подход. Шаблон в служении низводит священника до уровня ремесленника.

Пусть пастырь не смущается большим количеством записок на молебне или панихиде, не падает духом от множества приходящих к исповедальному аналою. Хуже во много раз печальнее, если нет обилия записок, если нет и жаждущих духовного обновления.

Большой, тяжелый труд пастыря – показатель того, что священник нужен народу. Сознание приносимой пользы доставит пастырю нравственное удовлетворение, чувство исполненного долга, даст силы для нового служения. Только бы не потерять себя среди прихожан и для прихожан, т.е. не утонуть самому в пучине зла и греха и не оттолкнуть от себя кого-либо своею «занятостью» или невниманием. Быть всем для всех!

Чтобы непрерывно давать прихожанам духовные блага, надо пастырю самому непрестанно их получать от Верховного Пастыря, Господа Иисуса Христа. Молитва даст духовное зрение, приведет к духовной зрелости. Требоисправление будет не тяжким исполнением служебного долга («несением своей чреды»), а радостным общением живых человеческих душ во Христе Иисусе. Скупо сеющий Божественное Благословение в среде молящихся принесет малую пользу в душах верующих, а щедро сеющий – соберет обильные плоды радости здесь, на земле, и получит Венец Жизни у Судии Праведного.

 

 

Дидактический момент в требоисправлениях.

Божественный голос Спасителя, призывавший идти за Ним (Мф.4,19), убедил не только галлилейских рыбаков оставить все и вслед Его следовать (Лк. 5,11) и многих святых (Например, услышав чтение Евангелия сразу изменил свою жизнь преп.Антоний Великий, свят. Филипп Московский) отказаться от обычного образа жизни и целиком отдать себя служению Богу и людям.

Зовет этот же голос и пастырей наших дней:

«Идите, научите все народы,

крестя их во имя Отца и Сына

и Святого Духа, уча их соблюдать

все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).

В этих словах открываются две стороны апостольского (и значит вообще священнического) служения: УЧИТЕЛЬСТВО и СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ.

Обе области пастырского служения тесно связаны между собой, но не надо забывать, что Сам Господь сказал: «сначала научите, а потом уже крестите» Таким образом, священнодействие предваряется некой подготовкой.

Можно спросить: «Почему нужна подготовка?» Для того, чтобы сознательно принять в душу Божественную Благодать, чтобы не одна ЕЕ частица не осталась незамеченной, не пропала из-за человеческого невнимания или непонимания.

Истинный пастырь, думающий о спасении души ближнего, всегда найдет возможность в своем служении сочетать область литургии с задачей педагога-воспитателя.

В храмовом богослужении множество людей освящается тайнодействиями и поучается проникновенной проповедью.

В «малом богослужении» (требоисправлении) меньшая, количественно, группа верующих получает, часто неведомыми ей до того путями, освящение и благословение.

В каждом таинстве и каждом требоисправлении непременно должен быть дидактический момент, поясняющий сущность совершаемого, открывающий доступ в глубину Православной церковности.

Путь священнослужения является для большинства пастырей знакомым, ясным и четким, а путь любвеобильного учительства открыт еще не всем. Долг священника продумать свое служение людям и в каждое Таинство, священнодействие, требу вложить зерно Вечной Правды, зерно, которое в свое время принесет обильный плод.

 

 

1. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ.

«Если кто не родится от воды

и Духа, не может войти

в Царствие Божие». (Ин. 3,5)

Крещение полагает начало духовной жизни в человеке; образно говоря, это дверь в Царство Небесное. Долг пастыря сделать эту дверь «удобопроходимой», широкой, видимой для всех, сделать ее подобием прекрасных Райских (Царских) врат, ведущих во Святая Святых. Святыня алтаря зрится через Святые врата, со Святынею Божества человек соединяется через Святое Крещение.

По словам преподобного Симеона Солунского, в Крещении совершается «великое дело Бога – воссоздание человека».

Духовное возрождение человека есть торжество, почему таинство Крещения положено совершать необыкновенно радостно и торжественно (в белых ризах, с зажженными светильниками, воскурением фимиама, с начальным возгласом прославляющим Св. Троицу, как при начале самой главной службы – Божественной Литургии.

В древности «ради чести великой и святой тайны крещения» как священник крещающий, так и крещаемый (предполагается взрослый) приступали к таинству натощак. Крещение (взрослых) приурочивается к дням великих праздников (Св.Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления). В память множества крестившихся в эти праздники и доныне поется на Литургии: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся».

 

Обязательность крещения.

Святая Церковь, придавая таинству крещения исключительное значение, разрешает в случае крайней необходимости (смертельной опасности) совершать крещение любому верующему мирянину, и даже лицам женского пола. По Требнику митрополита Петра Могилы, «в нужде смертной отец или мать крестит свое собственное дитя». Только бы кто не умер некрещеным, только бы не закрыть вход в Царство Небесное!.

Расширяя круг лиц, имеющих право совершать крещение, Церковь этим подчеркивает безусловную необходимость и обязательность таинства крещения. Канонические правила налагают строгую ответственность на всех тех лиц, по нерадению которых умирают некрещеные: священник отрешается от места службы и низводится в причетники для очищения совести раскаянием. Мирянин, по требованию Номоканона (правило 68-е), отлучается от Причастия на три года и несет соответствующую епитемию.

Священнику следует чаще напоминать прихожанам об этом праве, данном Церковью мирянам в случае необходимости совершать Крещение. Наличие большого количество подаваемых синодиков с упоминанием «о упокоении некрещеного младенца» свидетельствует о том, что смертность некрещеных младенцев очень велика. Долг священника чаще говорить, что за некрещеных молится запрещено, тогда как крещеные мирянами могут быть вносимы в синодики. Так же надо объяснить, как должно происходить крещение мирянином. Наливается в чистый сосуд обыкновенная вода (не святая!), читаются молитвы обычного начала (Царю Небесный, Трисвятое по Отче наш, Символ веры и др.) Затем ребенок трижды окунается в воду (в случае слабости ребенка разрешается обливать) с произнесением слов: «Крещается младенец (назвать имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Эти слова должны быть сказаны, без них крещение недействительно.

Совершенное мирянином Крещение, если ребенок остается жив, священник дополняет молитвами и священнодействиями, положенными в Требнике за троекратным погружением в воду. Причем, при пении «Елицы во Христа креститеся…» бывает хождение не вокруг купели, а вокруг стола со Св.Крестом, Евангелием и крестильным ящиком. Крестить мертворожденных или умерших после рождения запрещается.

Чтобы не лишать Божественной Благодати лиц, о которых точно нельзя установить, крещены они или нет, Требником митрополита Петра Могилы допускается в исключительных случаях крещение по форме: «Крещается раб Божий … аще не крещен есть».

 

Крещальня.

Лучшим местом для совершения Таинства Крещения является сам храм. Во многих приходах существует особое помещение, называемое «крещальнею». Иногда это помещение неуважительно называют «крестилкой». Это название решительно следует искоренить из обихода приходской жизни.

Помещение для совершения Таинства Крещения необходимо оборудовать по образцу часовни, в которой должны быть святость (церковность), чистота и благолепие.

Церковность придает помещению множество икон, размещенных по стенам в известном порядке и со значением. Хорошо, если в крещальне находится картина «Христос, благословляющий детей». Перед иконами зажигается лампада, а для зажигания свечей стоят несколько подсвечников. В большом углу стоит аналой или специальный угловой шкафчик для Св.Креста, Евангелия, облачения, Требника и др.

Пример: в г. Иваново в 1958 г. под собором была оборудована крещальня, состоящая из двух помещений, разделенных между собой стенкой-иконостасом. В первом помещении стоял особый двухсекционный шкаф. Верхняя половина имела откидную дверцу, служившую столиком. Внутри верхний шкафчик был обтянут бархатом и в нем постоянно находились Святые Дары, крещальный ящик, Крест и Евангилие. Эта верхняя часть шкафчика во внекрещальное время закрывалась на ключ. В нижней части шкафа находилось все остальное, необходимое для крещения. Вдоль стен стояли столики-ясли, разделенные между собой невысокими перегородками. За стеной-иконостасом, в полу была сделана купель для крещения взрослых. Все помещение было выложено белой кафельной плиткой, в купель вели ступеньки, на стене сделаны перила (поручни) для удобства спускающихся в воду. К купели подведены краны горячей и холодной воды и выводящая канализационная труба.

Полезно на стенах развесить в рамках под стеклом тексты молитв («Верую», «Отче наш», «Богородце Дево», молитвы «начальные» и общий тропарь святому).

Все помещение крещальни и каждая вещь, находящаяся в ней, должны быть в идеальной чистоте и порядке. Стены лучше окрасить масляной краской светлых тонов и регулярно их промывать. Стекла в окнах (особенно при двойных рамах) всегда должны быть чистыми. Особое внимание обратить на вентиляцию помещения, чтобы в помещении не было запаха детских пеленок. При большом количестве крещаемых, перед тем как впустить новую партию, необходимо хорошенько проветрить помещение. Особенно чистой должна быть купель. Надо следить, чтобы стенки ее не были жирными или закапанными свечами. Согретая вода пусть будет прозрачно чистой, и приносить ее желательно в белых эмалированных ведрах, имеющих крышки. (В г.Т. перед совершением крещения представителем Гос.санэпидемиологической станции была взята проба для анализа чистоты воды). Для сливания воды после крещения нужно иметь особое место, непопираемое ногами (человека или животных). (Пример, В г.Т. вблизи крещальни в землю была врыта железная бочка без дна. Бочка закрывалась крышкой с крестиком. В некоторых старообрядческих храмах существует обычай крещальную воду из храма не выносить, а выливать под поднимаемую половицу).

Облачение при совершении таинства крещения следует употреблять только белое и нужно следить за тем, что бы оно не было мятым или закапанным.

Помещение крещальни-часовни должно быть светлым, жизнерадостным и уютным. Уют достигается так же коврами или дорожками на полу (особенно необходим ковер в большом углу перед аналоем), занавесками на окнах, цветами (например, небольшие пальмы на подоконниках), картинами религиозно-нравственного содержания на стенах. Содействовать благолепию будут электрические светильники с отражающими свет абажурами. Для того, чтобы придать крещению более семейный характер, восприемники должны снимать верхнюю одежду, поэтому в крещальне надо иметь отдельную вешалку для пальто или рясы священника и несколько вешалок для пальто восприемников.

В больших приходах крещальня-часовня может служить так же местом для совершения экстренных заочных отпеваний или соборований. Иногда в крещальне происходят спевки хора.

Перед совершением Таинства Крещения священнику нужно осмотреть крестильный ящик: все ли в нем в порядке, есть ли св. миро и елей?

В прежнее время крестильные ящики обычно делали деревянными. В больших приходах флаконы для св.мира и елея бывали с серебряными завинчивающимися крышками, а в маленьких храмах флаконы закрывались простыми пробками. Дерево напитывалось маслом и весь ящик приобретал неприглядный вид.

Современные металлические крестильные ящики, выпускаемые мастерскими Московской Патриархии, после небольшой реконструкции гораздо лучше отвечают своей цели. Пример, в г.Т. металлический ящик был хромирован, внутри стенки и перегородки, два точеных флакона с притертыми пробками и два помазка (один прозрачно-белый, другой золотисто-желтый) сделаны из оргстекла, а губка из поролона. В флакон с елеем наливается репейное масло.

 

Порядок крещения.

Таинству крещения предшествуют молитвы: «по внегда родити жене отроча» (в первый день после родов женщине читаются три молитвы) и молитва «назнаменовании» (т.е. наречения) имени младенцу в восьмой день по рождении. Обычно эти молитвы отпускаются, но желательно в священнических семьях их читать в положенные сроки, а молитвой наречения имени начинать крещение.

 

С Х Е М А


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь