Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПАСТЫРСКОГО ИДЕАЛА В ЖИЗНИ СВЯЩЕННИКА.



Д в а п у т и.

Готовясь к принятию священного сана, кандидат священства должен иметь четкий образ русского пастыря, который ему предстоит воплотить в своей жизни. Это касается как внутреннего духовного режима жизни священника, распорядка (уклада) семейной жизни, так и наружного вида пастыря, его поведения в обществе.

Перед молодым священником предстоит множество примеров жизни светской и очень мало живых примеров для подражания духовного устроении жизни.

Евангельское слово о двух путях – широком и узком (Мф.7,13-13) находит свое приложение к начинающему путь священства. Широкий путь – живи как все (светский образ жизни): все мне дозволено; одежда мирская, вид щеголеватый, кино, театр, телевизор, принимать и самому ходить в гости, вино, веселые анекдоты, шути и прочее. Евангельский узкий путь призывает пастыря ради пользы духовной, своей и ближних, себя в многом ограничивать, в частности уменьшить количественно удовольствия, сократить поток поступающей извне информации. Светским образом жизни пастырь себя опустошит и в конечном итоге погубит, а прихожан оттолкнет уже в самом начале своего служения. Духовным устроением жизни священник сам будет восходить «от силы к силе» и поведет к жизни вечной верующих, Богом данных ему духовных чад.

 

Духовная жизнь священника: молитва, подвиг, аскетизм, миролюбие.

Две сферы духовной жизни имеют особо важное значение для благословенного пастырства: МОЛИТВА И ПОДВИГ, согласно им необходимо строить свою духовную жизнь, иметь определенный духовный режим.

Великое значение имеет молитва для духовной жизни христианина, а особенно для священнослужителя, и к молитвенному правилу требуется особое внимательное и серьезное отношение. Глубоко ошибается пастырь, если планирует свой день так, что на молитву не остается времени. Молитва – главное дело пастырской жизни. Без молитвы священник ничто, с неправильной молитвой пастырь сам «хромает» в духовной жизни, без нее не сможет руководить приходом и прихожанами.

Долг священника – как можно больше читать книг о молитве, изучать, как молились святые отцы, какие советы дают они, какие трудности и опасности на пути «духовного делания».

Счастлив тот молодой священник, на жизненном пути которого встретятся старшие братья и отцы, которые помогут ему идти по правильному молитвенному пути. Если же таковых не будет, то пусть ищет молодой пастырь руководства в книгах, в творениях опытно подвизавшихся в «умной молитве» (например, книги святителя Феофана Затворника «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении», «Путь ко спасению» и другие, перечень дан ниже).

Для начала правильной молитвы следует обратить внимание на указание Православного Молитвослова перед утренними молитвами: «Вста от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнося: « Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, тогда произноси….молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным»/ Понятно, что это ценное указание касается не только утренних молитв, а каждого молитвенного обращения к Богу. Благоговение, сознание предстояния пред Богом, отложение земных попечений, неспешность и внимательность к читаемым словам – вот основные моменты духоносной молитвы. Утеряется хоть одно из условий молитвы, и не будет подлинного общения с Отцом Небесным. Теплота и радость молитвы дается не сразу, вначале надо приучать себя к молитвенному предстоянию, вымолить дар самой молитвы. Сыновнее отношение к молитве, радость общения с Великим Пастырем приведет к тому, что священник не только легко будет вставать на молитву, но и с трудом сможет от нее отрываться. «Непрестанною молитвою в душе приготовляйся к предстоянию твоего моления и вскоре преуспеешь» (преподобный Иоанн Листвичник. «Лествица», слово 28-ое, 31).

Молитва должна быть неразлучной спутницею жизни истинного пастыря. Молитвой он сопровождает каждое свое священнодействие в храме, она же составляет основу и домашней жизни.

Священник и молитва, пастырь и духовная жизнь – понятия органически переплетающиеся между собой, соединяющееся в одно целое. Нельзя представить себе истинного священника без молитвенного предстояния Богу, пастыря, стоящего вне духовного совершенствования. Внутренняя сердечная молитва дает священнослужителю разум духовный, силы для несения нелегкого пастырского креста.

Как жизнь церкви разграничивается богослужебными циклами (круг суточных, недельных и годовых служб), так и жизнь священника регламентируется непрерывной цепью молитвословий. Молитвы утренние и вечерние, перед и после еды, правило перед Св. Причащением, перед началом всякого дела – вот обычные ежедневные вехи священнического дня. (Вспоминается благочестивый батюшка о.А., служивший в сельском приходе. Он каждое утро на домашнюю молитву собирал всех домочадцев (включая домработницу), читал и объяснял дневное Евангилие).

А молитва внутренняя, сердечная будет сопутствовать пастырю и на пути в храм или к больному, и во время разрешения трудных вопросов своих прихожан.

Наивысшего напряжения молитвенная жизнь священника достигает в дни его служения Божественной литургии. Бодрствование в молитвах, трезвении и чистоте – все это священника отделяет от земной суеты, заставляет отложить всякое земное попечение, подготавливает к теснейшему соединению с Небесным Пастырем в Святом Причастии. Долг всех домашних, а в особенности жены священника, содействовать святости, миру и безгрешности этих великих дней священнического говения. (Неправильно поступают те женатые священники, которые не имеют отдельной от жены постели. Во дни постов, служения литургии и регул священник не должен касаться жены. Женщина в период месячных не может касаться святынь храма. Логически и священник в это время не должен прикасаться к жене).

В «Практическом руководстве для священнослужителей» П.И.Нечаева (Петроград, 1915г) указан следующий порядок членения канонов готовящемуся к литургии священнику:

Суббота (вечером) Канон Иисусу Христу, параклисис Богородице (ирмос «Воду прошед» (параклисис – молебный канон Богородице, певаемый «во всякой скорби душевной и обстоянии), молитвы на сон грядущий и (если есть усердие) канон Ангелу Хранителю.
Воскресение (вечером) Канон Иисусу, параклисис Богородице, канон Архангелам и (если кто хочет) Ангелу Хранителю.
Понедельник (вечером) Канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, канон св. Иоанну Предтече и Ангелу Хранителю.
Вторник (вечером) Канон Господу Иисусу,канон Богородице Одигитрии и Ангелу Хранителю.
Среда (вечером) Канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, Ангелу Хранителю, Св.Апостолам и (если кто имеет усердие) Св.Николаю.
Четверг (вечером) Канон Животворящему Кресту, параклисис Богородице, канон Ангелу Хранителю.
Пятница (вечером) Канон Иисусу Сладчайшему, акафист Богородице (непременно), канон Ангелу Хранителю, канон Всем Святым *

· пользу для души может принести включение в Правило приготовления «Канон и акафист ко Причащению Божественных Таин самом токмо иереем приличный» (СПБ – 1912 г) и «Акафист ко Причащению Святых Таин» (для мирян) в «Слове Жизни» 1912г. СПБ. выпуск 2. Акафисты на каждый день седмицы.

Как бы священник не был занят, он обязан с сердечным умилением вычитывать положенные молитвы перед Св.Причащением. Если затруднительно прочитать все «Правило перед Причащением в один прием за вечерней молитвой после совершенной всенощной, то можно часть канонов прочитать заранее, а именно: в период от обеда до вечерней службы. В случае особо уважительных причин (например, вызов к больному) и в виде исключения, чтобы не оставлять прихожан без службы, допускается совершение литургии без полного приготовления (непременно прочитать молитвы перед Св.Причащением, а опущенное вычитать после литургии).

Некоторые духовники разрешают в виде исключения, при недостатке времени, ограничиваться чтением канонов Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю.

Правила Святых Соборов требуют, чтобы священнослужители совершали Божественную литургию не пивши и не евши (натощак) – У1 Вселенский Собор, правило 29, Карфагенский собор, правило 58.)

В молитвенный круг священника, как ответственного за спасение всех членов семьи, включаются его жена, дети, родные и близкие. Нельзя отпускать молитву при наличии в доме посторонних (например, приезжих гостей).

Не следует накануне воскресных и праздничных дней (служения литургии) ходить в гости или приглашать кого-либо к себе. Могут быть рассеивающие разговоры, обильные яства, пустые развлечения, стрелки часов могут незаметно перейти за полночь.

Пастырь должен быть не только сам молитвенником (т.е. проводить жизнь в молитве), но ему необходимо воспитывать (приучать) своих прихожан чаще прибегать к молитве. Все свое время, каждое дело, большое или малое, ответственное или обычный труд начинать, сопровождать и кончать молитвой. В проповедях следует чаще раскрывать сущность постоянного молитвенного предстояния христианина пред Богом, приводить примеры из житий святых о силе и значении молитвы. Личная молитвенность пастыря служит основанием духовно-нравственной жизни всего прихода. Одной из задач пастырсокого душепопечения является привить любовь («вкус») к молитве. Понятно, что объем молитвенного подвига у разных людей бывает различным и пастырю надо следить за его постепенным увлечением. От людей церковно настроенных и лиц, желающих часто приступать к Св.Чаше священник вправе требовать соответствующей подготовки к Причащению (говение, чтение молитв «Последования ко Святому Причащению»).

Молитва, являясь основой приходской жизни, носит не односторонних характер предстательства пастыря пред Богом за своих пасомых, но предполагает молитву верующих о своем духовном отце и наставнике. Верующие являются со-молитвинниками своего пастыря и эта общая молитва выражает взаимную любовь и свидетельствует соборность Церкви. Как верующие не могут обходиться без пастыря, так и священнику тоже необходимы молитвы его пасомых.

В Молитвослове дан пример краткой ежедневной молитвы верующих о пастыре: «Спаси, Господи и помилуй отца моего духовного (имя его) и святыми молитвами его прости мои согрешения» (Православный Молитвослов, М. 1970 стр.15). В некоторых местностях существует обычай читать о священниках более пространные молитвы. Например:

1.

«Спаси Господи, и помилуй отца нашего духовно (имя его). Прости ему вся согрешения, не осуди и не стяжи его ради греховной моей жизни, умножь в нем дарования духовне, открой ему вся прегрешения, исполни его мудростью, молитвою и любовию и ради святых его молитв, даруй моим грехам прощение, жизни исправление, в добродетелях преуспевание и ниспосли ему милости Твои богатые, сподоби его, Господи, в день сей (или вечер) без греха сохранитися, побори его враги плотские и бесплотные и от видимых врагов избави его и изыми его от человека льстива и от мужа неправедного, соблюди паству его до конечного его издыхания и дай ему с покоянием придти к тихой и безмятежной жизни. Помяни, посети и утеши его и сохрани его на многие лета ради нас грешных. Аминь».

2.

Молитва к Божией Матери о священниках вообще:

Пресвятая Дево Мария, родшая Христа, Бога нашего, иерея Всесовершенна, умоли Сына Твоего о даровании нам святых пастырей, о воспламенении сердец их любовию ко всем людям и ревностно жертвующих собой неустанно и радостно: Всеблагая Мати, исполни души их благодатью, чтобы они были как Ты – утешением скорбящих, заступлением христиан и надеждой душ ищущих Бога. Да будет жизнь их подобно Твоей преданием себя в руки Божии. Да служат они свято Божественную Литургию, да будет плодотворна в них Кровь Сына Твоего, исполни их советом и силою. Да будут они постоянны в трудах и молитве, спокойны в неудачах, отрешены от всего исполнены благодати, чтобы находить Бога повсюду и давать Его всем. Аминь.

Г О В Е Н И Е.

Говение – дни усиленного подготовления к принятию Святых Таин – требуется от рядовых мирян, но еще в большей степени от священнослужителей.

В ДУХОВНОМ ОТНОШЕНИИ – это время молитвенного трезвения, дни устроения своей жизни по Духу, а не плоти, отложение суетной многопопечительности, уделение большего внимания своей духовной жизни.

Церковь установила «Правило ко Святому Причащению» и этим показывает, как надо правильно (т.е. спасительно) готовить себя к принятию Святых Таин. Цель пастыря не исполнение праила, но исполнение молитвы. На Правило нельзя смотреть формально, сквозь призму ветхозаветной, подзаконно-иудейской психологии. Важно, чтобы душа горела теми чувствами и желаниями, которыми насыщены молитвы Правила. Правило должно привести душу в чувства покояния, сокрушения, умилении и благоговения. Нельзя ограничиваться одним механическим исполнением Павил. Молитвы надо не «вычитывать», а «вымолить». (Приснопамятный митрополит Филарет налагал епитемию тем священникам, которые вычитывали Правило не дома, а во время совершения утрени или всенощной. Владыка усматривал в этом «леность и беспорядок»).

Момент самого Причащения будет естественным завершением всех молитвословий Правила, этой непостижимой, мистической тайны – единения Бога с человеком.

В ФИЗИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ от совершителя Таинства Евхаристии требуется чистота и одежды, умеренность в питии и пище, половое воздержание.

«Известие Учительное» в разделе о чистоте тела заповедует иметь:

ЧИСТЫЕ и ЦЕЛЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ(служение в рваных и грязных одеждах относится к смертным грехам),

«ГЛАВУ УЧЕСАНУ», т.е. волосы должны быть причесаны, убраны под облачения.. Обычай некоторых священнослужителей распускать длинные волосы поверх фелони неправилен. Усы должны быть «не косматы», т.е. подстрижены;

«ПАЗНОКТИ», т.е. ногти обрезаны. Следить, чтобы под ногтями не было грязи. Ногти «с трауром» отталкивают людей от священника;

«ЛИЦЕ и УСТА ИЗМОВЕНЫ» с вечера. По гигиеническим соображениям (чтобы после предосторожность, дабы не проглотить воду, что впрочем, в случае нечаянности, по 16 Правилам св. Тимофея Александрийского, не может служить препятствием к причащению (см. С.Булгаков «Настольная книга для священнослужителей» стр.777)

Кроме внутренней молитвы, священнику необходимо иметь еще второго постоянного спутника в жизни – воздержание. Воздержание в жизни пастыря это не временное, периодическое явление (например, в среду и пятницу пост, а в другие дни во всем полное воздержание!), а устойчивая духовная настроенность, порядок и норма жизни. Воздержание – основа подвижничества (высшая степень которого – подвиг), а устроение жизни по законам воздержания – есть аскетизм. Воздержание и священство имеют одно внутреннее основание, одну цель – с в я т о с т ь.

Таким образом, ПАСТЫРЬ – МОЛИТВА – ВОЗДЕРЖАНИЕ – СВЯТОСТЬ – вот понятия взаимно связанные и сливающиеся в одно целое

Святой Иоанн Златоуст высоко оценив воздержание, назвал его сестрой священства. Святитель даже полагал, что через добродетель воздержания миряне становятся сопричастны священству. «Если я предан воздержанию, я получаю священство» (Иоанн Златоуст. Творения. Т.У1. стр.781, беседа 10ая «О творении мира»). Эти слова Златоуста надо понимать не в отношении благодатных даров, даруемых при хиротонии, а что воздержание есть средство очищения человека и путь к святости, общий для пастырей и мирян.

Обычно утром перед совершением литургии священник читает утренние молитвы, канон и молитвы пред Причащением. (домашние молитвы священнику положено читать в подряснике).

После литургии и «Доброго Причащения» священнослужители «тепле от души» возносят Богу Благодарственные молитвы. Момент благодарения является естественным, органически вытекающим, завершением всего Таинства Евхаристии = Благодарения. «По служении же да хранит себе иерей в трезвении и воздержании, и немного глаголавии, дабы в той день честно соблюл в себе Христа приятного» (Иерейский молитвослов, в к конце молитв по святым Причащении, стр.276).

Духовная жизнь священника немыслима без подвига, понимаемого в самом широком значении этого слова. Молитва есть подвиг; служение народу в храме не так легко, как кажется со стороны, и является подвигом; семейная жизнь очень часто бывает крестом, дающая радость только после огромного напряжения подвига. Священник без самораспятия в жизни не может быть истинным пастырем.

Указывая на необходимость подвижничества в личной жизни священника, Святейший Патриарх Алексий 1 говорил, что «пастыря должен заключаться и в том, чтобы отрешиться от прелестей и утех мира, и если пастырь не свободен от этого соблазна, то признак, что у него нет истинного пастырского духа» (Алексий 1,Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Том 2 Москва,1954г,стр.106). Пастырь всего себя должен отдать своему высокому служению, подвигом он должен освящать свое служение, жить не для себя и даже не столько для своей семьи, сколько для паствы. Подвижническое служение истинного священника приближает пастырское служение к монашескому, оба пути близко сходятся, ибо требуют от человека отречения от себя и непрестанного подвига.(«Пастырство и монашество» - два родных брата». Слово Святейшего Патриарха Алексия ! в храме ЛДА 6 декабря 1949г).

Дорога к венцу подвига облегчается, если священник с молодых лет причен к собранности, духовному трезвению, сознанию своей ответственности пред Богом и людьми.

Духовная жизнь священника связана с воспитанием в себе аскетического начала. Только отречение себя, своей плоти, чувства и даже воли дает пастырю внутренние силы для безропотного несения жизненного креста. Священник, не исполняющий предписаний Церкви о молитве, не соблюдающий постов, - явление ненормальное и с Церковью Христовой несовместимое. Это не только нравственное убожество, а скорее всего духовное уродство; случай духовной патологии. Священнослужители, отрицающие необходимость аскетизма в своей жизни, по Апостолу Павлу имеют только вид благочестия, а силы его отреклись (2 Тим. 3,5).

Соблюдение постов (однодневных и многодневных) укрепляет душу священника в подлинной духовной жизни, дает силы быть выносливым и здоровым со стороны физической. Слова Апостола Павла «старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12,14), обращенные ко всем христианам, приобретают особенное значение для священника в дни его приготовления к Причащению. Имей мир, стремись к святости и сподобишься увидеть Бога. Как просто и ясно сказано, какая логика в выводах!

Священник должен быть незлобивым, миролюбивым; на зло уметь (заставлять себя) не отвечать злом, гасить гнев в себе и в сердце ближнего на самых ранних стадиях. Чтобы со спокойной совестью сказать «Мир всем», нужно предварительно самому примириться со всеми. Особенно много трудностей бывает в больших многоштатных приходах. Только возлюбив друг друга, можно достигнуть единомыслия. Молитва собратий и сослужителей друг за друга, взаимные уступки и желание сохранить мир помогут наладить отношения в алтаре. Находящимся во вражде и не примирившимся совершать литургия нельзя.

 

Выработка характера

Иногда люди совершая неблаговидные поступки, ссылаются на свой характер: «иначе мол не могу, в характере заложено». Ссылка на характер, как незыблемое основание поступков, не оправдана ни для кого, а особенно для священнослужителя.

Каждый человек в течение своей жизни обязан непрестанно работать над собой: бороться с отрицательными чертами своего характера, преодолевать леность, грубость и духовную рутину, стремиться воплотить в своей жизни высокие идеалы подлинного христианина. Подвижники прошлого достигали победы в пустынях. Современному человеку борьба за душу предстоит в других условиях, но она должна состояться, если христианин не хочет быть отсеченным от великого Древа Жизни.

С чего начинать борьбу за характер? С познания. Познать Бога и божественные законы жизни, необходимость осуществлять их в своей личной жизни. А еще по совету древнего мудреца, необходимо познать самого себя. Узнав цель и узнав себя (т.е. как далеко ты отстоишь от Евангельского идеала), духовно живой человек будет совершенствоваться и непрестанно отбрасывать все лишнее, приставшее извне, мешающее ему идти намеченным путем.

Борьба за характер, за целостность мировоззрения, за осуществление идеала в повседневной жизни – это борьба долгая и трудная, но тем и ценная, что она восстанавливает в человеке образ Великого Бога, затуманенный в грехопадении.

Каждому христианину, даются огромные возможности, неисчерпаемые силы для осуществления своего нравственного совершенствования: святое Евангелие, учение Отцов Церкви, богослужебные чины, основанные на молитве сердца. Все это дает правильное разумение жизни, удерживает от греха и зла, указывает истинные путь жизни. Священник же, кроме того, что имеет любой христианин, получает еще большую силу, динамичность в развитии добра, сообщаемые ему в дарах Таинства священства (об этом подробнее будет сказано в последней главе работы).

К проявлению недоброжелательности, вспышкам гнева и обидам пастырю нужно быть особенно внимательным и осмотрительным. Нельзя «разрешать» себе или своему собрату злобствовать, иметь неприязнь. Не откладывая на будущее, как можно скорее, следует открыто «по душам» поговорить и устранить те мелочи, часто ничтожные причины, которые вносят разделение и отчуждение между людьми. Зло в любой его стадии, побеждается жертвенной любовью (принудить себя сделать первый шаг, признай свою ошибку!), за «трудных людей» нужно особенно горячая молитва.

Для того, чтобы низвести мир на души верующих, пастырь должен его иметь в своем сердце. «Стяжи (т.е. достигни, получи) мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи» - эти слова своей жизнью доказал Великий Старец преподобный Серафим Саровский.

Пастырь должен иметь в душе полную душевную свободу, независимость от внешних материальных дел и забот. Как это можно согласовать с жизнью семейного, особенно многодетного священника? Нельзя отрицать необходимости иметь священнику свое благоустроенное, уютное жилье, нужные вещи, одежду и питание. Все это необходимо, но зорко надо следить, чтобы заботы о необходимом не переходили границы простоты, чтобы дом, одежда, вещи, питание не стали идолом жизни. Следует наметить границы устроения своего земного благополучия и строго их придерживаться. Излишества светского образа жизни, идеалы помещика или хоромы с убранством богачей неприемлемы и несовместимы с жизнью священника.

Невозможно умиротворенно совершать службу или требу, если священника ждут мастера для работ в доме или ему надо скорее бежать покупать какой-либо стройматериал. Зачем батюшке строить в своем саду фонтаны или затейливые беседки, делать частые переделки и перестройки в своем доме? Разве купленная автомашина не будет священнику обузой, духовным тормозом из-за необходимости постоянно о ней заботиться (иметь благоустроенный гараж, бесконечный ремонт и приобретение запасных частей?).

Все это уводит священника от главного: от собственной души и душ многочисленной его паствы.

«Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душой своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16,26.). Эти слова звучат, что выше и ценнее души нет ничего на земле. Это высшее сокровище дано в руки каждого человека, а священнику вверены, кроме своей души, еще множество душ, за которые он несет ответственность перед Богом.

Руководя мирянами на жизненном пути, священник сам для себя должен выработать твердую жизненную линию, определить путь по которому ему следует идти в жизни. Наметить раз и на всегда границы дозволенного и недозволенного, ему, как священнику, или как теперь часто говорят, иметь собственный и неповторимый «почерк». Для примера возьмем две черты характера необходимые каждому человеку, а священнику в особенности. В своей домашней и приходской жизни от священника требуется АККУРАТНОСТЬ и ТОЧНОСТЬ. Оба эти понятия имеют сходство, вернее они дополняют одно другое.

Аккуратность – это исполнительность, выполнение своей работы со старанием, отчетливо, тщательно. Аккуратность понимается в духовном смысле – духовная подтянутость, понимание ответственности своего служения, непрестанные контроль за собой, строгая самокритичность. В более простом понимании аккуратность – это умение вокруг себя, как дома, так и в храме, все приводить в систему, порядок, чтобы книги лежали в определенном порядке и на «своем месте», облачения после службы не бросать, покровцы для сосудов держать в чистоте и разложенными по сортам. Священнику, особенно в молодых годах, не следует себя жалеть и бояться того, чтобы он «перерабатывает», нужно свои силы духовные и физические отдавать целиком на благо ближних. Приучать себя служить одинаково хорошо, как в праздники, так и в будни.

Точность – в обычном понимании это работа (продукция) высшего качества. Для священника точность – безукоризненное исполнение своих священнических обязанностей как пастыря-молитвенника, священнослужителя, наставника и воспитателя. Точность не только в личном плане, но и организация синхронности между членами притча, хором и всем обслуживающим персоналом. Точность во времени это понимание значения времени в человеческой жизни, сознание неповторимости каждой прожитой минуты. Человек, имеющий много обязанностей сможет только тогда все выполнить, если он будет точен в выполнении своего часового дневного плана. Точность в назначенных сроках совершенно необходима, ибо по словам современного мыслителя и художника Н.К.Рериха «худшая кража есть кража чужого времени». (Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. М. 1974г. стр.24.). В отношении священника это будет означать точное начинание богослужений в объявленный час, совершение треб в обещенный срок. Конечно, могут быть небольшие отклонения, например задержка начала литургии в Родительские субботы или опоздание на требу из-за транспорта. Но такие случаи должны быть исключением, а как правило назначенные часы должны быть точно выполняемы. Один пожилой священник любил говорить: «Зачем точно начинать службу? Мы не на вокзале и не поезд отправляем!» Увы, этим он хотел оправдать свою собственную, лишенную порядка, жизнь. Прихожане очень на него обижались, что служба задерживается и они не знали когда попадут домой. Время прихожан надо беречь – многие связаны с работой, другие – с семейными обязанностями.

Слово священника не должно расходиться с делом. От того, как пастырь сам подчиняется порядку зависит отношение прихожан к своему наставнику. «Не опаздывайте, если хотите, чтобы вас уважали» - говорить народная мудрость. Приходская жизнь и сам священник должны быть образцом и примером аккуратности и точности для всей приходской общины.

 

СЕМЬЯ СВЯЩЕННИКА.

Если каждая семья, по слову Апостола Павла (Еф. 5,32), является отображением таинственного союза Христа и Церкви, то семья православного пастыря преимущественно должна носить образ «малой церкви», олицетворяющей, представляющей в миниатюре все величие, красоту и славу Церкви Христовой. Брак есть великое таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного нерасторжимого соединения Христа и Церкви. Христианский брак, представленный священнической семьей, должен преизобиловать дарами благодати духовной, как преизобилует ими Христова Церковь.

Молодой батюшка пусть чаще внимательно прочитывает и вдумывается в слова Священного Писания, дающие ясные указания, какой должна быть христианская семья (Ис. 62,5; Иер. 3,14; Ос. 2, 19-20; 1 Пет. 3; Еф.5,20-33; Кол.3,17-25. Члены этого благодатного семейного союза имеют свои определенные целенаправленные задачи и обязанности.

МУЖ – глава семьи, таинственно прообразует главу Церкви Христа. Глава не в смысле восточного деспота, повелителя, властителя, а как разумный руководитель и строитель семейного коллектива, заботящийся о благополучии всех членов семьи. Положение главы не только дает известные права, но гораздо еще больше налагает обязанностей, ответственности за всех домочадцев. Умный глава не кичится своим положением, а стремится быть старшим товарищем и помощником во всех житейских делах. Муж в семье все силы прилагает к тому, чтобы взаимоотношения членов семьи складывались по законам любви, уважения, искренности «во образ Христа и во Церковь». «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы», «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела, любящий свою жену, любит самого себя» (Кол. 3,19 и Еф. 5,28).

ЖЕНА – связана с мужем в единое целое. Они являются членами одного мистического тела. Союз мужа и жены теснее, чем кровное родство родителей и детей (Быт. 2,24). Жена не рабыня, а помощница, она подчиняется не силе, а авторитету своего мужа. Если жена не может словом убедить мужа, то, говорит Апостол Петр (1. Пет. 3,1-2) «чистое и богобоязненное житие» ее может быть залогом возможности изменения (в русском тексте «приобретения», в славянском – «пленения» духовного устроения жизни мужа. Победить мужскую грубость, маловерие или неверие, жизнь, несогласную с Евангелием – вот задача женщины-христианки.

ДЕТИ - Ветхозаветная заповедь «Почитай отца твоего и мать» (Исх. 6,1) полностью определяет отношение детей к родителям и в Новозаветный период. Апостол пишет:»Дети, повинуйтесь своим родителям; ибо сего требует справедливость» (Еф. 6,1). Почему именно справедливость? Родители дают детям не только жизнь, но и все необходимое для жизни хорошей и благоустроенной. Как правило, понятие «ребенок» у родителей связывается с безграничной любовью, с самопожертвованием, с полным соединением своего «Я» с личностью ребенка, уничтожаются границы между интересами родителей и детей. Это отношение родителей к детям с годами должно иметь ответную любовь сына или дочери, которые в свое личное «Я» обязаны включить отца и мать. Этого требует СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Отец и мать составляют малый круг любви, который с появлением детей расширяется и перерастает в большой (расширенный) круг любви. Нарушение этого круга любви, выпадение из его границ приводит к большому горю, к трагедии. Недаром заповедь о почитании родителей заканчивается обещанием долголетия и счастья («да будет тебе благо») (Втор. 5,16). Не будет почитания родителей – не будет и счастья в жизни. Заповедь Апостола «не раздражать детей своих» (Ефес. 6,4) часто в жизни нарушается, т.к. не соблюдается совет того же Апостола Павла воспитывать детей «в учении и наставлении Господнем». Надо правильно и своевременно воспитывать детей, тогда меньше будет раздражения и огорчения в жизни.

 

ЖЕНА СВЯЩЕННИКА

Как священник должен иметь в душе идеальный образ пастыря и к нему всегда стремиться в своей жизни, так и жене священника нужно начертить себе образ идеальной матушки и ему следовать. Об этом кандидату священства лучше всего еще до брака договориться со своей невестой, чтобы, соединившись в одну семью вместе, помогая друг другу, идти к намеченной цели.

Священник для прихожан является отцом (уменьшительное – батюшка), а жена священника носит ласкательное имя матушки. Эти названия ОТЕЦ и МАТЬ показывает глубину и сердечность отношений их с паствой. Нет ничего ближе отношений родителей и детей в плотском родстве, а духовное родство ведь во много раз сильнее и глубже.

Матушка тоже несет и разделяет труды пастырского служения своего мужа. Круг ее интересов шире семейного. Он охватывает, если не всех, то очень многих прихожан. Как часто люди прежде, чем идти со своими наболевшими вопросами к батюшке, попадают «на дух» к матушке. Сколько терпения и такта, мудрости и забот должна проявит матушка в отношении паствы своего батюшки. Сознательные священник и его жена – это истинные руководители, попечители, просветители, духовные вожди своих пасомых. На долю матушки часто выпадает самая ответственная трудная («черная») работа с душами человеческими. Только углубленная молитва и духовное устроении жизни дает матушке силы к несению своего подвига. Она должна быть для своего мужа, приходящего после трудов усталым и нервным, подобие ангелу хранителю. Священник о много может поведать, излить скорбь сердца своей верной помощнице, а она должна хранить печать молчания. Священник, передав хотя бы часть своих переживаний матушке, испытывает облегчение, а бедная матушка все слагает в сердце своем и терпеливо в одиночестве переживает. Быть хорошей матушкой – подвиг служения семье и народу.

Матушка первая советница и помощница мужу во всех его начинаниях. Но совет должен быть мудрым (во всем на первом месте интересы не личные, но общественные!), а помощь – конкретной и действенной. Матушка не должна вмешиваться в церковные дела (командовать в приходе).

Для жены священника в браке открываются неисчерпаемые возможности в душепопечительной и социальной работе среди прихожан. МАТУШКА ПОДАЕТ ПРИХОЖАНАМ ПРИМЕР ИДЕАЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЫ-ХРИСТИАНКИ. Апостол Павел заповедует женам приличное одеяние, стыдливость, целомудрие, украшение себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ, быть честными, не клеветницами, трезвыми, верными во всем (1 Тим. 2, 9-10). Лучшее украшение матушки – это СКРОМНОСТЬ в одежде, в словах, в поступках. Вначале подумать, а потом сделать, если это принесет пользу. Матушка не киноактриса, не дама пустого света, в котором большей частью внутренняя пустота и убожество прикрываются внешней мишурою. Не в одежде и нарядах удовлетворение и смысл серьезной женщины. Очень согрешают матушки сами и приносят много соблазна в среду прихожан, если допускают себе красить волосы, брови, глаза, ногти, делать ультрамодные прически, одевать короткое платье, разукрашиваться разными безделушками. К сожалению, в этом очень часто бывают виноваты сами мужья: не умеют вовремя остановить неразумное щегольство, сами любят одевать своих жен на подобие бездушных кукол. Забота о духовном росте жены подменяется стремлением лучше и ярче ее разукрасить. Бывают случаи, когда матушка выделяется среди прихожанок не своими духовными достоинствами, а пестротой и крикливостью одежды. Безрассудная трата денег на наряды жены ведут мужа на путь стяжательства и неправды и очень часто бывает причиной распада семьи.

 

ДЕТИ СВЯЩЕННИКА.

Дети в семье – это благословение Божие, радость, будущее рода, опора и утешение в старости родителей. Но дети могут быть тяжелым крестом, страданием и горем. Непрестанная горячая молитва родителей должна сопутствовать ребенку от его зачатия и до кончины. «Молитвы родителей удерживают основания домов» ( требник, чин венчания, молитва) говорится в чине венчания молодой пары. Праведный Иов приносил умилостивительные жертвы о своих детях, ибо боялся, что они могли во время частых семейных пиров согрешить пред Богом (книга Иова, глава1, стих 5). В «малой церкви» - семье священника – молитва о благополучии детей, о единомыслии всех имеет особое значение, и ей надо уделять больше внимание.

Воспитание детей – дело очень сложное и далеко не все родители справляются с этой задачей. Часто детей кормят хорошо, одевают еще лучше, балуют, обучают, а подлинного воспитания не дают. Воспитание в семье священника имеет свои особенные задачи и свои трудности.

Счастливы те пастыри, которые в лице сыновей находят себе преемников по работе. Многие годы вдумчивого труда воспитания требуется, чтобы в юноше укрепилась мысль идти дорогой отца.

Необходимо от раннего младенчества и до совершеннолетия ребенка продумать план его религиозного воспитания. Отцы очень грешат, ссылаясь на недосуг и перекладывая со своих плеч на материнские заботы воспитания. Воспитание – долг не только обоих родителей, но часто нужна еще и помощь крестного отца и матери. Ведь пред Богом за детей будут отвечать все четверо в равной мере.

Обычно родители (чаще мать) приучают младенца к внешней стороне религии: творить крестное знамение, целовать иконы, складывать руки, подходя под благословение к священнику. И на очень долгие годы родители остаются довольными этим внешним благочестием ребенка, тем более, что и все окружающие умиляются «верой» младенца. Но это опасное самодовольствие! Очень скоро и незаметно начинает на ребенка влиять окружающая среда. Если к 7-ми годам не подведено прочное основание для внутренней религиозной жизни, то в неокрепшей душе ребенка может возникнуть кризис, ребенок может начать стесняться внешнего проявления религии и даже отойти от нее.

C самых первых лет жизни ребенку надо как можно больше говорить о Боге, знакомить с событиями Ветхого и Нового Заветов, объяснять молитвы, приучать к доброте и ласке, любви к бедным и больным.

Пусть в семье священника ребенок никогда не услышит критики духовенства (сегодня судим собрата, а завтра ребенок критически посмотрит на своего отца!), не надо говорить в присутствии детей о деньгах и доходах, не следует мальчиков в алтаре приучать к запивке, а дома к винопитию. Пример родителей имеет решающее значение на всю жизнь.

Конечно, необходимо детей водить в храм, но и это святое дело надо продумать. Например, в городе К. пять мальчиков сыновей местных священников в возрасте от 2 до 5 лет во время богослужения находились в алтаре. По детски они шалили: выглядывали в царские врата, бегали по горному месту, любили запивать теплоту. Чувство благоговения было утеряно и дорогой своих отцов они не пошли. Если ребенок будет по церкви бегать и вести себя неблагоговейно, то вряд ли будет польза. Надо внушать ребенку, что храм – место особенное и в нем не положено шалить. Если отец возьмет мальчика в алтарь и там тот увидит что-либо соблазнительное (достаточно смеха, разговоров, неблагоговейного отношения к святыне, излишнего интереса к запивке и проч.), то чувство святости может быть утеряно. Приходилось встречать людей, у которых родители долгими службами в детстве навсегда убили желание ходить в храм.

Святые Отцы, эти замечательные знатоки и психологи человеческой души, наибольшей добродетелью считали благоразумие. В вопросах воспитания без продуманного и целенаправленного руководства ребенка ничего положительного достичь невозможно.

Проблема «отцов и детей» всегда и во всех семьях бывает очень острой. Семья священника, как «малая церковь», может быть счастливым исключением, если дети с малых лет будут видеть, что слова их родителей не расходятся с делом, если подлинно духовные основы и принципы будут лежать в основе взаимоотношений всех членов семьи.

В семье занятия по Закону Божию надо проводить не от случая к случаю, а регулярно и планомерно. Для руководства необходимо иметь любой учебник или книгу «Моя первая священная история». Замечательным пособием является «Учебник вероучения» протоиерея Иоанна Богоявленского (позже был ректором Ленинградской Духовной Академии, скончался в сане епископа Таллиннского и Эстонского в 1949г).

В качестве наглядных пособий в начале нашего столетия в Москве книгоиздательством Т-ва И.Д.Сытина были выпущены картины большого формата (54х38 см.): - Двунадесятые праздники и Воскресение Христово (13 картин)

 - по истории Ветхого и Нового Заветов (30 картин),

 - наглядное пособие при изучении церковного богослужения (5 таблиц),

 - наглядное изъяснение символических обрядов и песнопений всеношного бдения и божественной литургии (стенные таблицы, исполненные в 12 красок с картинами академика К.В.Лебедева, текст священника В.Ф.Смирнова, под редакцией священника Н.А.Любимова (16 картин).

 - семь таинств Св.Православной Церкви, как установления Божественные, тех же авторов (8 картин),

 - десять заповедей (1 таблица),

 - заповеди Блаженства ( 1 таблица).

 

ВНЕШНИЙ ОБЛИК ПАСТЫРЯ

Священник, как лицо посвященное Богу, имеющее на себе Благодать Св. Духа и избранное на особое служение, уже своим внешним видом должен свидетельствовать особенность своего положения среди окружающих. Бессловесная проповедь, свидетельство о Христе.

Традиция русских священников сохранила до наших дней внешние отличительные черты батюшки, т.е. внешний облик свидетельствует принадлежность к духовному сану. Молодые пастыри не могут пренебрегать или самовольно нарушать многовековые традиции русского священства носить длинные (в крайнем случае, подстриженные, но не выше мочки уха) волосы, иметь бороду, усы. Распространенный на Украине и в западных областях обычай носить испанские «эспаньолки» или только некое подобие бороды (растительность подбородка и бакенбардов не сливается в одно целое, бреются щеки и шея, оголяется верхняя губа) не может быть достойным подражания, ибо придает человеку вид нецерковный, напоминающий банкира или фата-щеголя. Внешний вид всегда свидетельствует о высоте внутренней духовной жизни человека.

Од е ж д а. В своем выступлении перед студентами Ленинградской Духовной Академии, почивший Патриарх Алексий1. говорил: «Не является мелочью и то, как пастырь относится к внешнему своему облику; если, как теперь, к сожалению, мы видим у многих духовных лиц, он без уважения относится к своей духовной одежде и предпочитает иметь вид католического патера или лютеранского пастыря. Не есть ли это признак того, что он не оставил и других мирских навыков и привычек? И как может он требовать уважения к себе как к пастырю, когда он сам не показывает уважения к своему сапу? Пастырь и в церкви и дома, в своей семье, должен всегда оставаться священнослужителем» (Алексий1. Патриарх Московский и всея Руси. «Слова, речи…» том.2. стр.106).

Если священник по каким-либо причинам не может постоянно носить духовную одежду, то надо взять себе за правило по храму, даже во вне богослужебное время, непременно ходить в рясе, а дома принимать прихожан в рясе или подряснике. Особенно важно для молодых священников сразу приучить себя к духовной одежде, чтобы прихожане не привыкали к пиджакам и рубашкам, пижамам или майкам, а сама одежда напоминала батюшке о его сане, а прихожанам – с ком они имеют дело. Это убережет от фамильярности и панибратства, создает атмосферу уважения.

Рясы лучше всего шить из черного (матового) материала с такими же отворотами рукавов. Цветные отвороты рукавов по большей части бывают безвкусными. Например, один молодой иеромонах носил зеленую рясу с розовыми отворотами, причесывался красным гребнем. Вид у него был нецерковный. Малиновые (или красные) подрясники придают щеголеватый вид и, особенно монашествующим, не подходит.

Подрясники следует делать не в обтяжку, а широкими (покрой рясы, но с узкими рукавами и карманами) из легкой материи спокойных тонов. Следить, чтобы рясы и подрясники всегда были чистыми, без пятен и не закапаны свечами. Вешать их надо и в церкви и дома на распялки (плечики) – не будут вытягиваться и мяться.

Если священник вне храма в рясе имеет на голове шляпу, то необходимо иерейский крест убрать под рясу. С крестом ходить можно только в скуфье или камилавке.

Нельзя пренебрегать даже такими мелочами как рубашка, носки, шарф, пестрота или яркие расцветки которых будут свидетельствовать о духовной несобранности пастыря, о его плохом вкусе.

За богослужением носить обувь только черного цвета и всегда безукоризненно чистую.( некоторые священники имеют в алтаре специальную «служебную» обувь, предназначенную только для церкви).

 

Приложение №1

Несколько вопросов пастырской практики:

О крестном знамении.

Величие и святость священнического служения налагает на пастыря печать особой духовной собранности, требуют от него вдумчивого и серьезного отношения к своим словам, поступкам и даже движениям. Внутренняя духовная полнота или наоборот житейская пустота неизбежно выявляется наружу в словах и делах и становятся явным для всех: своею жизнью каждый раскрывает себя окружающим.

О словах, достойных сана , о делах, несовместимых с саном, многократно говорит Священное Писание (МФ. 5,37; Лк.4,32; Ин.12,48; Иак.3,4 Кол.4,6; Еф.4,29; Тит.2,8 и др), святоотеческие творения (Иоанн Златоуст. О священстве) и пасторологическая литература.

Настоящие строки посвящаются некоторым наружным (видимым) действиям священника, по которым можно составить определенное мнение о самом священнослужителе.

Прежде всего о том, как налагает на себя священник крестное знамение. К сожалению, люди так привыкают к этому древнему глубокохристианскому символическому обычаю, что многие крестятся часто помногу, но бездушно и немолитвенно, делам при этом рукой неопределенные движения, т.е. не следят за четкостью изображения Креста. Крестное значение есть исповедание нашей Православной Веры, выражение нашего благоговения и любви к Распятому Спасителю. Нельзя никому, а священнику особенно, полагать этот Знак нашего спасения на себя с небрежением и немолитвенно. Слова пророка «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер.48,10) могут быть полностью приложимы к делающим неправильное крестное знамение. Священник должен сам всегда правильно креститься и только тогда он сможет научить и подать пример в этом своим прихожанам. О правильном совершении крестного знамения надо чаще говорить с амвона, особенно в посты и при совершении исповеди.

О священническом благословении.

Немаловажно и то, как священник совершает индивидуальное и общее благословение молящихся. Пусть священник представляет себе всю глубину и ответственность им совершаемого: он низводит благословение Бога, совершает благословение именем Божьим главы одного или многих молящихся. В этот момент люди молитвенно ожидают получить благословение не от человека (хотя и облеченного благодатным саном),а именно Божьего благословения и вправе надеяться, что это благословение будет дано во внешней достойной величию форме. Священник передает смиренно преклонившем главу великую силу Всемогущего Бога, произнося при этом сокраментальную формулу: «Благословение Господне на вас, Того Благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков».( при общем благословении молящихся в конце вечерни и литургии или «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (при индивидуальном благословении.

Пример: в городе Т. при общем благословении в храме некоторые богомольцы складывают вместе обе руки, как это принято при индивидуальном благословении. Приходилось видеть, иногда при этом вытягивают руки далеко перед собой. Складывалось впечатление, что благословение «ловят». Надо объяснять, что при общем благословении принято только наклонять голову без сложения рук.

Благословение священника является самым малым видом церковного богослужения, но ему усвояется сила всего богослужебного круга – дарование человеку Божественной Благодати.

Должно приучить себя благословлять неторопливо, благоговейно и молитвенно сосредоточенно. Нельзя благословлять «на ходу», среди разговора (говорить с одним и одновременно благословлять другого). Благословение без внимания будет внешним знаком, без внутреннего содержания, т.е. безблагодатно и вызовет не благоговейный трепет, а разочарование верующих.. Неправильно поступает священник, если просящему благословение подставляет свою руку (иногда подносят ее к лицу) для обязательного целования. Это нескромно и нетактично. Люди церковные сами «найдут» благословляющую руку, а для людей мало или вовсе нецерковных подставляемая для целования рука является соблазном и вызывает внутренний протест. Известны случаи, когда люди за всенощной не подходили прикладываться к Евангелию, т.к. священник всем подносил свою руку к самым губам. Целование руки есть признак церковности человека, его духовной высоты и способности различать в священнике божеское и человеческое, а этого от всех требовать нельзя. (см. Творения св. Иоанна Златоуста, т.У1, стр.340, 4 . Толкование на пророка Исаию).

Во время отпуска в конце литургии Св. Креста надо держать высоко двумя руками, осеняя народ Крестом, делать в воздухе две прямые ( а не вогнутые!) пересекающиеся линии. « + ». Давать Св.Крест для целования молящимся следует с молитвой, а разговоры в это время недопустимы. Крест лучше держать при целовании двумя руками. Некрасиво, если священник дающий Крест, глазами «бродит» по храму и рассматривает народ.

Пример: В г. Т. при подхождении к Кресту в конце литургии иногда прихожане просят священника: «Благословите, батюшка». Некоторые священники это поощряют, считая показателем особого благочестия. По примеру «благочестивых» и другие начинают просить благословение, думая, что положено не только целовать Крест, но и просить благословение. Священнику следует объяснить, что в конце литургии положено только целовать Крест, а кому необходимо получить благословение священника по какому-либо особенному случаю (например, болезнь, поездка и др.) то лучше подойти в индивидуальном порядке после всех.

Каждение.

Каждение фимиамом соединенное с усиленными молитвами священников и народа являлось особенно торжественным моментом священнослужения в Ветхом Завете. (Лк.1 9-10; Лопухин А.П. Библейская история. т.3, стр.7 СПБ,189). Этот обычай перешел и в новозаветную Церковь. Учитывая обязательную связь каждения (как видимого знака) и молитвы (внутреннее переживание человека) в прошлом, следует сделать вывод, что каждение и в наше время должно быть молитвенным обрядом Церкви. Не просто ходить и кадить, а кадить с молитвой. Постоянным напоминанием о этой высокой цели служит то, что перед каждением кадило (не цепочки, а благоухающее воскурение!) благословляется особой молитвой: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого Твоего Духа» (Служебник, молитва кадила), т.е. приносим Богу кадило с благоуханием и просим принять его в жертву и ниспослать нам Благодать Пресвятого Духа). В другом месте Церковь молится вместе с пророком Давидом: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред Лицо Твое, воздеяние (поднятие) рук моих – как жертва вечерняя» (Пс.140,2 и Часослов, чин вечерни «Господи, возвах»). Услышь меня Господи!

Каждением чествуются святые иконы и вообще предметы священного почитания христиан (например, Престол, Жертвенник, Евангелие, мощи). Каждением же всех присутствующих в храме знаменуется освящение людей Божией Благодатьию, напоминается что наши молитвы не должны содержать земные, суетные пожелания, а возносится к горнему, подобно тому, как фимиам из кадила поднимается в высоту.

Вспоминается, как в Рязани в алтаре кафедрального собора за вечерней службой протодиакон при каждении обращался к архиепископу Николаю (Чуфаровский + 1967г.) со словами» «Дух Святой найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя». В ответ Владыка отвечал: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего». Хотя эти слова и взяты из чина литургии, но их духовное раскрытие значения каждения, без сомнения могут быть отнесены к любому богослужению.

Каждение часто представляется людям делом нетрудным, но в действительности кадить не так просто и ставленники подолгу учатся правильно кадить. По словам профессора, протоиерея А.Остапова: «Каждение дается в начале очень трудно, красиво кадить умеют немногие». Опытные священнослужители советуют цепочки кадила брать тремя пальцами правой руки, совершать неспешные ритмические движения, локоть слегка прижать к телу. Не надо кадило подбрасывать вверх высоко в воздух, правильно, чтобы кадило не поднималась выше предмета, который кадят. Верхнюю часть кадила лучше несколько приподнять, чтобы не было лязга металла. Кадят обычно по счету три, соразмеряя поклон. Обязательно при каждом каждении смотреть на тот предмет, который кадят. О каждении подробнее сказано в Типикон главе 22: «подобает ведати, когда кадит иерей» и попутно в главах 2,9 и 15-ой, а также в Календаре Московской Патриархии за 1949 г.

 

Приложение №2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.121 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь