Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОВЕРШЕНИЯ КРЕЩЕНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ



Наречение молитвы (имя ребенка)

1. Молитвы оглашения, запрощения и отречения. Сочетания с Христом и чтение Символа веры.

2. Начальный возглас и великая ектенья. Освящение воды, Помазание елеем воды и крещаемого. Троекратное погружение. Чтение псалма 31-го. Облачение в белую одежду и возложение Креста.

3. Миропомазание. Троекратное хождение вокруг купели. Чтение Апостола и Евангелия. Омовение, отирание и пострижение, Сугубая ектения и отпуст («Иже во Иордане креститися…»

 

П р и м е ч а н и я.

1. Как поступать священнику, если просят окрестить ребенка, которому при регистрации в ЗАГСе дано неправославное имя?

Прежде всего надо объяснить для сведения на будущее, что крестить можно только именем святого, внесенного в святцы Православной Церкви (ежегодно публикуются в календаре Московской Патриархии). Приходится ребенку давать второе имя, которое будет церковным, т.е. его следует называть при совершении церковных таинств и поминовений. Аналогичный пример существования второго имени (церковного) встречаем у монашествующих: одно имя в паспорте, а другое – в церковной жизни). Предложить родителям выбирать имя, сходное по значению или созвучию. Например:

Жанна – Иоанна Рудольф - Рустик

 Ян – Иоанн Ратмир - Роман

 Станислав – Вячеслав Руслан - Роман

2.Восприемники.

Наиболее трудным вопросом в современной практике крещения является необходимость иметь восприемников. Восприемничество в христианской Церкви – учреждение очень древнее, канонически зафиксированное (У1 Вселенский Собор, 53; Карфагенский 54.) и имеющие огромное значение для Церкви.

Восприемник – это лицо, которому доверяется выступать от имени крещаемого (произносить необходимые слова отречения от сатаны, сочетания с Христом), человек, имеющий веру, знающий учение Церкви и дающий обещание воспитывать новокрещенного в христианской вере.

Долг священника указать на обязанности и отвественность восприемников по отношению к их крестнику, и если они не подходят по каноническим требованиям Церкви, то лучше крестить без восприемников, чем допускать профанацию таинства лжевосприемниками. Нельзя допускать, чтобы «восприемники» ходили вокруг купели снисходительно улыбаясь показывая свое пренебрежение к совершаемому обряду. Без резкости, но строго надо предложить или серьезно исполнять свои обязанности, или отказаться от них. Известный канонист проф. А.С.Павлов допускал, что «при исключительных обстоятельствах крещение может быть совершено и совсем без восприемников. (А.С.Павлов. «Курс церковного права» стр.312. Большой требник. Глава 5.) Очевидно, что такие «исключительные обстоятельства» могут быть нередко. Людей в нетрезвом виде и лиц, ведущих открыто соблазнительную жизнь, к восприятию до купели допускать не следует.. Читать «символ Веры» должен восприемник – ведь это исповедание его веры и того учения, которому он будет обязан научить новокрещаемого. Чтение «Символа Веры» псаломщиком – есть исполнение буквы Закона, а не его сущности.

Существует мнение, что родители не могут присутствовать при крестинах своего ребенка. Никакого разумного, а тем более канонического основания для этого запрета нет. (П.И.Нечаев. «Практическое руководство», примечание №1, стр.232). Отец может присутствовать безусловно, а мать при условий, если уже прошло 40 дней после родов и ей прочтены очистительные молитвы. Даже хорошо, если родители будут при крещении молиться за своего ребенка!

3. Для совершения таинства крещения священник надевает белые епитрахиль, поручи и фелонь. Три свечи на купели, в руках восприемников зажигаются с произнесением возгласа литургии «Благословенно Царство Отца и Сына и Св.Духа», т.е. прославлением Трех Лиц Св.Троицы, во имя Которой будет совершаться таинство крещения. Вода в купели должна быть чистая, теплая, обыкновенная, без добавления духов. Освящается она во время чтения молитв крещения. Разбавлять ее Богоявленской или ранее освещенной водой нельзя.

Елей (оливковое или репейное масло) освящается в специальном флаконе крестильного ящика, по мере его использования, чтением молитвы «Владыко, Господи Боже наших, сущим в ковчеге Ноеве голубицу пославый…» Употреблять в крещении елей, освященный на всенощном бдении или таинстве елеосвящения не следует.

 

Помогающие при крещении.

В крупных городских приходах совершение крещения является одним из тяжелых сторон священнического служения: - велика ответственность, сильны психологическая и физическая нагрузки. Пример: вспоминается приход в большом городе И. в конце 60-х годов. По воскресным дням бывало не менее 100-120 крестин. Подвальное маленькое помещение, духота, детский плач. Священник один с помогающей уборщицей. Требные батюшки выходили из крещальни, как из «парилки» - мокрые и физически разбитые.

В начале ХХ века, согласно «Инструкции благочинным церквей» (П.15), крещение совершалось «при диаконах и церковнослужителях», которые помогали при крещении, а затем подписывали акт метрической записи. В наше время число крестин увеличилось, но, к сожалению, почти повсеместно крещение совершает один чередной священник, которому помогает уборщица. Положение это неправильное, и необходимо срочно его изменить. Труд священника значительно облегчается, если есть помогающие, умеющие не только налить воду в купель, но, что еще важнее петь положенные песнопения, читать Апостол.

Толковый псаломщик дает вовремя указания восприемникам, кому следует когда держать ребенка, когда приготовить рубашечки, крестики, зажжет и погасит свечи, польет воду на губку и прочее. По установившемуся обычаю мальчиков до погружения в воду держит на руках крестная мать, а затем священник кладет на руки крестному отцу. С девочкой поступают наоборот. Священнику необходимо иметь на крестинах помощника и научить его без суеты, но быстро, толково и вежливо давать соответствующие указания принесшим младенца.

 

Дидактический элемент при совершении таинств крещение и миропомазания.

Слова Христа, обращенные к апостолам: «идите, научите… (Мф. 28,19) и крестите», должны достаточно категорично и императивно звучать и в ушах современного священника, совершающего крещение. Крестить, имея перед глазами Требник, сможет каждый священник, а вот научить… Об этом не всегда и не все задумываются. Научить! Чему можно научить в те немногие, напряженные до предела минуты, отведенные священнику для совершения таинства? Хотя бы немного, иначе не будет должного согласования, но сказать несколько фраз в пояснении священнослужения безусловно необходимо:

1. Перед началом крещения или в конце его необходимо объяснить обязанности, значение и ответственность восприемников, как духовных родителей крещаемого младенца. Для примера можно привести «слово», с которым священник обращается к присутствующим при крещении: «Поздравляю вас с тем, что дети ваши крещенные, а вы теперь будете называться крестным отцом и крестной матерью. Сегодня вы держали крестников на своих руках, но не подумайте, что на этом ваши обязанности закончились. Нет, они только начались. На вашу ответственность даются эти дети – вы поручились за них, что они будут воспитаны честными, добрыми, верующими людьми. Для того, чтобы воспитать младенцев правильно, вы, родители и крестные, должны быть сами хорошими и подавать по всем добрый пример. Подрастут дети и пойдут в школу, следите, какие у них друзья, товарищи, как они учатся. Вовремя сказанное слово много значит. Помните, что вам перед Богом отвечать, если дети пойдут по неправильному пути. Желаю вам, чтобы дети ваши были здоровыми и добрыми, а вы хорошими крестными отцами и матерями.

2. Пояснить, что значит второе помазание ребенка – таинство миропомазания, что значит слово «аминь»,, что значит троекратное хождение вокруг купели. ( Миро – это масло, которое освящается в Москве Патриархом. Один раз в жизни человек мажется таким Миром, это помазание называется Таинством Миропомазания, во время него Господь подает младенцу дары Св.Духа, чтобы он правильно рос и укреплялся в духовной жизни. Я буду мазать, а крестные каждый раз говорить «аминь», что значит «истинно, действительно так». Обход купели трижды символизирует, что ребенок навсегда соединяется с Богом. Круг – это символ (знак) вечности.

Если присутствующие с интересом следят за брошенным в купель воском с волосками, то объяснить, что воск, как и масло, никогда не тонет. Нельзя верить приметам: смешивать веру и суеверие. Сказанные простые слова объяснения вызывают живой отклик у присутствующих, они активно принимают участие (например, громко и дружно говорят «аминь»,крестятся), иногда задают вопросы. Для пользы дела лучше несколько сократить чин крещения (например, слова отрицания и сочетания и «Символ веры» произносить один раз), но зато в кратких словах объяснить отдельные моменты крещения.

 

Молитвы матери и воцерковление ребенка.

По порядку, изложенному в Требнике, очистительные молитвы матери положены до совершения крещения ребенка. В большинстве случаев эти молитвы теперь читаются уже после крещения.

В Требнике различаются следующие варианты:

А) очистительные молитвы матери по прошествии 40 дней после родов при живом ребенке. К ним добавляются воцерковление крещенного ребенка;

Б) очистительные молитвы матери в случае, если ребенок родился живым, но затем умер;

В) очистительные молитвы женщине, после совершенного ею аборта (сюда же относятся и мертворожденные).

А) 40-дневные очистительные молитвы читаются «пред врата храма», т.е. около церковных дверей внутри храма. Священник благословляет младенца, «касаясь главы его», и после чтения молитв, взяв «отроча», идет к алтарю, начертывая 3 раза (у входа в храм, на середине и перед царскими вратами) крест со словами «Воцерковляется раб Божий…» Дойдя до амвона, мать останавливается и делает три земных поклона с молитвой «Боже, очисти мя грешную».

Воцерковление – торжественный и полный глубокого смысла обряд. Во Христа крестившийся, во Христа облекшийся, вновь просвещенный, новый член Церкви первый раз приносится в храм, где пред всем народом свидетельствуется его сыновство Богу и право наследие Царства Небесного.. Священник возносит молитву, чтобы Господь младенца «возрастил, освятил, вразумил, уцеломудрил, удобомудрствовал»(по гречески – сотворил благоразумным), благословил родителей и восприемников.

Этот сугубо молитвенный и радостный момент, если его заранее не продумать, может из-за людской грубости и невежества произвести тяжелое и неприятное впечатление на людей малоцерковных. Молодая мать часто приходит в храм без головного убора. Усердные старушки начинают упрекать мать и искать, чем прикрыть голову. В спешке не всегда можно найти необходимое, и прикрывается голова сомнительной чистоты платком или просто полотенцем. Мать чувствует себя виноватой, смущенной и с осадком горечи выходит из храма.

В храме всегда должны быть чистые головные платки, и его до входа в храм уборщице следует подать его матери.

Где мать должна встать на колени? Часто это бывает грязный (из-за многолюдства) пол. Пусть уборщица приготовит коврик и постелить его пред ступеньками амвона (Пример: в г.И. для этой цели был куплен красивый коврик из мягкой, белой верблюжьей шерсти). К сожалению, не каждая молодая мать умеет сделать крестное знамение и три земных поклона в быстром темпе. Вероятно, от нецерковных людей не надо требовать трех земных поклонов, достаточно и одного, но зато с молитвой. (Пример: Вспоминается, как в г. В. уборщица храма, женщина очень некультурная, командовала бедными матерями. Охватив молодую мать за шею, она грубым голосом кричала:»крестись, на колени встань!» И так три раза. Момент молитвы был утерян, оставалась одна неуклюжая физкультура).

В то время , когда мать делает поклон пред аналоем, священник вносит младенца мужского пола в алтарь, а девочку «водит до царских врат». По старинным греческим и древнерусским Требникам мальчика в алтаре трижды обносили вокруг престола. По современной практике, священник в алтаре у северной или южной стороны Престола творит крест с младенцем. При чтении молитвы «Ныне отпущаеши» не следует заменять «раба Твоего» словами «рабу Твою», если младенец женского пола. Текст молитвы Евангельский, и произносится не от лица крещаемой, а только применительно к событию.

Во многих храмах за воцерковлением следует первое причащение младенца. Хорошо, если на Престоле всегда сохраняется Причастие для новокрещаемых – т.н. «Детская Чаша». Надо святую Кровь менять не реже одного раза в неделю, иметь специальную, только для детей, лжицу и плат. Матерям следует подсказать, чтобы сразу после причащения соску не давать, пусть пройдет 5-10 минут, иначе Св.Причастие попадет на соску.

Поучительное слово священника необходимо и при обряде воцерковления. Перед тем, как нести ребенка к алтарю, батюшка может сказать приблизительно такие слова: «Матери, вам надо сложить пальцы вот так (показать), затем сделать три земных поклона (кому трудно, можно один) и усердно молиться: «Боде, очисти мя грешную! Боже, благослови моего ребенка!. Заканчивая воцерковление, перед тем как давать Крест, можно опять кратко сказать: «Матери, старайтесь сами быть хорошими, добрыми, ласковыми, тогда и дети, видя ваш пример, тоже будут хорошими. Если дома ругань, крики, пьянки, то дети будут расти в нездоровой обстановке и станут нервными и больными. Счастье ваших детей во многом зависит от вас самих. Поздравляю вас, дай Господь, чтобы дети росли вам на радость и утешение».

Если молитвы читаются после крещения младенца, то следует сделать некоторые изменения в тексте:

Во второй молитве слова «сподобився святаго крещения, получит часть избранных… Заменить на слова: «да ради святаго крещения, егоже сподобился, получить часть избранных…»

В последней молитве «Боже, Отчет Вседержителю…» надо выпустить слова «и сподоби е во время благопотребное и водою и духом отрождения…» до слов возгласа «Яко Ты еси в вышних живый…» Ребенок уже крещен, он сопричастен «стаду словесных овец», он полноправный христианин.

Иногда не в меру усердные старушки, узнав, что женщина, родившая много лет назад ребенка, не брала молитву, принуждают ее «заказать 40-дневную молитву. Священнику следует выяснить бывала ли женщина после рождения ребенка на Причастии, если да, то необходимость в очистительных молитвах отпадает. «Скверна» уже очищена.

 

Б) Если ребенок родился живым, но затем вскоре умер, то матери читаются молитвы: очистительная и на право входа ее в храм. С матерью следует побеседовать, узнать, почему умер младенец, который это был ребенок, утешить мать, если она горюет.

 

В) Если ребенок родился мертворожденным, узнать у матери, не предпринимала ли она мер, чтобы умертвить ребенка в утробе (умерщвление плода лекарствами, поднятие тяжести и др.). Если смерть ребенка не преднамеренная, то предупредить ее, чтобы при следующем чревоношении вела себя очень осторожно. Если не выяснилось, что был совершен аборт, то поговорить с женщиной об ответственности пред Богом за совершенное убийство и о вреде аборта для здоровья.

Слово священника как отца к дочери, сказанное с сочувствием и сожалением о ее поступке, будет иметь большое значение, особенно, если это был первый аборт.

Часто женщины после «очистительной молитвы» имеют желание сразу приступить к таинствам покаяния и причащения. Надо указать, что идти на исповедь необходимо, а принимать Св.Причастие сразу нельзя: Церковь аборт приравнивает к вольному (умышленному) убийству, за которое следует отлучение от причастия до 20 лет. Надо женщину убедить приходить на исповедь чаще (не менее 4 раз в год), а время причащения будет зависеть от ее раскаяния.

Хорошо дать на известный срок посильную епитимию (Об епитемиях будет сказано ниже, в главе «Исповедь»). В связи с тем, что молитва «жена егда извержет младенца» в прежнее время читалась у постели больной, а теперь дается спустя продолжительное время и в храме, в тексте следует выпускать слова «и восстави ю от одра, на немже лежит».

 

КРЕЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ.

Как взрослый человек по своей психо-физиологической конституции отличается от ребенка, так и крещение совершеннолетних должно носить особый характер по сравнению с крещением младенцев.

К сожалению, в приходах часто встречается, что младенцы и взрослые предстоят одновременно (вместе) пред святой купелью.

В крещении взрослого на первый план выступает личность самого крещаемого: его личная вера, его желание получить крещение, его исповедание веры, его решимость оставить «ветхого человека» и начать новую. Жизнь во Христе. Крещение взрослого – это поворотный момент жизни человека, начало нового, лучшего его этапа.

Апостол Филипп благовестововал о Христе эфиопскому вельможе, но крестил его не раньше, как на заданный вопрос: «веруешь ли от всего сердца?», получил ответ – «верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8,37). Только признание и исповедание Иисуса Христа Богочеловеком и Сыном Божиим дает человеку благодать Богоусыновления и отверзает ему двери Небесного Царствия. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16).

Приходящие креститься часто выставляют причиной, побудившей их к этому, желание матери, жениха или невесты, различные житейские неудачи, болезни.

Долг священника донести до сознания приступающему к крещению о нравственном значении, ответственности и необходимости подготовки перед совершением Таинства Крещения. Таким образом, священник не должен крестить взрослого без предварительного ознакомления с его внутренней жизнью и без наставления его основным истинам веры, т.е. безоглашения.

Прежние сроки оглашения три года («Апостольские постановления») или сорок дней (К.Никольский «Пособие… стр.665) в настоящее время бываю невыполнимы и не реальны. Если возможно, то надо дать хотя бы недельный срок для разумного запоминания молитв «Отче наш» и «Верую». В случае же крайней поспешности (например, болезнь или срочный отъезд) срок оглашения может быть еще сокращен «ибо ценится не время, но поведение и прилежание («Апостольские Постановления» книга Х111, глава 32. стр.292). Как пример «катехизического минимума» некоторые священники с взрослыми перед крещением проводят:

А) беседу: почему пришел креститься, не был ли ранее крещен. Что есть крещение, о душе, о вере, о Христе, о духовной жизни, о крестном знамении.

Б) Исповедь без чтения разрешительной молитвы – для очищения совести от грехов прежней жизни. «Покайтесь, и да креститься каждый… во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2, 38).

В) Молитвы из «Книги чинов присоединения к Православию», начиная с «Преклони колена твоя пред Господем Богом нашим» (стр.80).

Если есть купель соответствующих размеров, то взрослого трижды погружают в воду. При отсутствии купели хорошо ставить крещаемого в таз (мужчин в трусах, женщин в рубашках или халатах) и поливать сверху трижды водой. В крайнем случае мужчины снимают рубашку, а женщины платье, и на обнаженную шею и спину возливается над купелью вода. В крещальном помещении следует иметь большую занавесь из декоративной материи на кольцах, за которой происходит снимание одежды. После крещения взрослых их следует причащать Телом и Кровью Христовой.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь