Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Т А И Н С Т В О П О К О Я Н И Я.



«Покайтесь, ибо приблизилось

Царство Небесное»

(Мф. 4, 17)

 

Сущность таинства.

В жизни священника преобладающим должно быть духовное начало, он обязан развивать в себе религиозно-нравственные основы, непрестанно восходить от «силы к силе» (Пс. 83, 8). Путь священника ясно и четко направлен к Богу. На этом пути пастырь встречает множество людей. Обязанность священника не проходить безучастно мимо сопутников, помочь падающим, укрепить изнемогающих, вернуть на правый путь заблудившихся.

Жизненный путь приходского священника тесно связан, духовно переплетен с дорогами жизни его прихожан. Связь пастыря с паствой значительно глубже, чем она кажется на первый взгляд: их связывает не только совместные молитвы и соработа в рамках прихода, но у них общая судьба и в жизни будущего века. Вся деятельность истинного пастыря сводится к спасению своих прихожан, что является залогом его личного спасения. Эту глубокую духовную духовную связь пастыря и пасомых очень образно раскрыл архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) в словах: «Если пастыри должны быть светильниками для паствы, то молитвы о них пасомых должны быть елеем для сих светильников» (Сочинения . т.11. стр.89). Нерадивый пастырь остается одиноким в земной жизни и без спасения в Вечности (овцы «не знают чужого гласа, за чужим не идут, но бежат от него» (Ин. 10, 5). Добрый пастырь ведет своих овец по пути спасения («идет перед ними») (Ин. 10, 3-4)., он знает их нужды, они слушаются его голоса, идут за ним. Только вместе со всеми пасомыми примет Домовладыка (приходского) пастыря и откроет врата райские. «Се, я и дети, которых дал мне Бог (Евр. 2, 13. Закон любви к ближнему является ключом к вечному Блаженству.

Исповедь – это лучшее время набирать священнику себе «дружину», ищущих спасения. Покаяние – единственная возможность очищения «странников земли» перед встречей с Отцом Небесным.

Покаяние часто именуется вторым крещением. Это означает, что оба упомянутых таинств имеют одну цель - очистить человека от скверны греха и дать ему вечное спасение. Не касаясь догматической стороны вопроса о спасении человека посредством Таинств Церкви, в данных строках будет сказано о значении и ответственности пастыря в этом исключительном процессе восстановления святости в душе грешника.

Сущность таинства покаяния выясняется из глубины понимания пастырского душепопечения. «По православному пониманию, священство есть таинство, в котором священник получает от Бога дар сострадательной любви, способность принять в свою душу и совесть души и совести отданных в его душепастырство. Отсюда это таинство, в котором передается способность благодатно воздействовать на души человеческие. Способность чувствовать интересы чужой души, как интересы собственные, входить в чужую душу сострадательною любовью и сострадать вместе с другой страждущей душой. Это есть в известном смысле мученичество, на что указано в самом чине посвящения, где посвящаемому поют «святи мученицы, их же добре страдавшее…» (Иеромонах Михаил «Психология Таинств»).

Через священника Божественная Благодать действует в мире. Пастырь, как посредник между Богом и человеком, имеет право и обязанность взывать к голосу совести своей паствы и помогать каждому члену своей общины в его постоянной борьбе между добром и злом. Так как «мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19) и человек сам не всегда может определить свои нравственные позиции, то долг священника помочь ему разобраться в тонкостях духовной жизни.

 

Старчество и духовничество.

Высшим образцом духовного руководства являли собой в прежнее время монастырские старцы, к которым приходили для исповедания помыслов и за советами монастырская братия и множество верующих со всех концов земли.

Иногда некоторые священники пытаются объединить в своем лице начала духовничества и старчества.. Нельзя забывать, что при совпадении некоторых функций между служением старца и духовника есть существенная разница и их смешивать не следует. Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Те старцы, которые принимают на себя роль … древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делении – послушании суть ложные… суть самообольщение и бесовская прелесть».

Старец подвизался обычно в монастыре, имел большой опыт духовной жизни, к нему приходили и открывали свои помыслы (братия ежедневно, миряне по мере возможности), он был руководителем не только духовной жизни, но его наставления касались и обычных житейских дел. Старцем мог быть рядовой монах, не имевший даже священного сана. Главное, огромное значение старчества в духовно-нравственном руководстве человеческих душ, в той жертвенной любви, с которой старцы назидали всех «скорбящих и обремененных».

Власть прощать и разрешать людей от грехов дана только носителям священного сана, точнее только епископам и священникам. Только таинство покаяния снимает с человека до конца греховную скверну, примиряет его с Богом, открывает вход в Небесное Царство. Исповедь есть таинство, в котором врачуется весь человек, весь духовно обновляется.

Неправильно, если священник исповедь сведет только к беседе, к подаче советов и наставлений верующим. В таинстве покаяния основными моментами для пастыря являются:

А) возбудить в человеке чувство истинного и сердечно раскаяния в содеянных грехах, добиться твердого желания оставить путь греха (этому способствуют усердная молитва и «Слово», обращенное к исповедникам перед началом исповеди);

Б) принять с любовью чистосердечное исповедание грехов не формально произносимое («Согрешил словом, делом, помышлением…»), а конкретных грехов, лежащих на душе «камнем». Для регулярно исповедующихся это будут грехи, совершенные после последней исповеди;

В) разрешение священников именем Божиим исповеданных грехов (чтение молитвы «тайны святого покаяния» - «Господь и Бог наш…»).

 

Личность духовника.

Исповедь прихожан является одной из самых важных, ответственных, трудных, но и чрезвычайно радостных сторон пастырского служения. В правильной исповеди священник касается самых нежных, внутренних струн человеческой души, входит в ее «Святая Святых».Нигде и никогда не достигаются такое глубокие духовно-родственные отношения среди людей, как между исповедающим и исповедником. Самое название «духовный отец» и «духовный сын или дочь» свидетельствуют глубину православного понимания исповеди.

Знание, опыт и талант врача-хирурга содействуют успеху сложной операции человеческого организма. Исповедь, по словам приснопамятного о. Иоанна (Сергеева), есть духовная операция ( Протоиерей И.Сергеев. Полное собрание сочинений . СПБ. 1893. т.4, стр.218). Ответственность пастыря-духовника во много раз увеличивается, учитывая, что духовная сторона в человеке неизмеримо выше и сложнее физической. Касаясь души, пастырь соприкасается духовной субстанции человека, частицы высшего горнего мира.

Готов ли пастырь к этому прикосновению? Какой след оставит он в душе?

Наш славянский Требник из всех Таинств наиболее полно излагает «Последование о исповедании». Только этому чину предпосылаются предисловие («Еже како подобает бытии духовнику…»), а в конце его дано пространное заключение («Внемли и сему»). Этим Святая Церковь обращает особенное внимание на то, каким должен быть сам духовник для успешного совершения таинства и какие меры духовно ( нравственного исправления он может принимать для исправления прихожан.

Приведем это замечательное слово о духовнике в русском переводе с некоторыми сокращениями славянского текста (опущено окончание, как не имеющее непосредственного отношения к теме).

«Принимающий помышления (мысли) человеческие, должен быть примером всего доброго: воздержанным, смиренным и добродетельным, молиться «на всяк час» Богу, да подаст Он ему слово разумное, которым смог бы исправлять приходящих.

Прежде всего священник должен сам поститься в течение года, в среду и пятницу, как о том повелевают Божественные Правила, чтобы, исполнив сам, и другим мог заповедовать. Если же священник сам «невежда» (т.е. не исполняет правила) и невоздержан и сластолюбив, то как он других добродетелям может учить? Да и кто будет слушаться его поучений, видя священника бесчинным и пьяницей, иных учащего не упиваться, или другие добродетели исполнять, которых сам не может выполнить. Ибо глазами виденное, достовернее ушами слышанного, говорит Божественное Писание (Это слова не Священного Писания, а древнегреческая пословица. См. А.Павлов. «Номоканон», стр.84).

Смотри, о духовник, с тебя взыщется, если хоть одна овца погибнет из-за твоего нерадения. Проклят, кто дело Господне делает небрежно, говорит Писание (Иер.43, 10). Василий Великий пишет: «смотри, не убойся человека в падении его, не давай Сына Божия в руки недостойных, не убойся сильных мира сего, даже и самого носящего царский венец, не причащай (недостойно). Божественные Правила не разрешают недостойным причащаться, ибо они к язычникам причисляются. Если не исправится, горе им и причащающим их…». (Требник «Послесловие о исповедании»).

 

Исповедь – раскрытие духовного мира священника.

Исповедь прихожан – это пробный камень всего служения священника, она есть экзамен его духовной зрелости. В проведении исповеди наиболее полно раскрывается внутренний мир самого священника: его искренняя вера в Бога, молитвенность, любовь к человеку, его опытность, знание законов духовной жизни, его внутренняя культура. Протопресвитер Г. Щавельский в своей замечательной книге «Православное пастырство» на странице 272 приводит такой пример. На приход был назначен новый священник, который сначала не произвел на прихожан особенного впечатления. Когда же наступил Великий пост, этот батюшка, проводя исповедь, буквально преобразился: он весь горел, пламенно призывал к покаянию. Только тогда прихожане его поняли и должно оценили. Очень многих своих пасомых священнику с «живой душой» удалось вернуть к правильной жизни.

В духовной «врачебнице» необходимо быстро и точно ставить диагноз, без промедления давать верное лекарство, а для этого требуется изучить взаимосвязь грехов, т.е. знать какой грех органически связан с другими, следствием чего является данное состояние исповедника. Распознавание болезни на ранних ее стадиях (ранняя диагностика) ведет к быстрейшему излечению и необходимо как для медика, так и для священника.

Пастырь должен быть готовым ответить на любой вопрос и в тоже время тактично сдерживать неуместное «совопросничество» исповедника. Вопросы, непосредственно не затрагивающие покаяние, следует отложить на другое, внеисповенанное время, но желательно назначить день и час, когда они могут быть разрешены.

Большая ошибка пастыря – думать, что всякий, идущий к нему исповедываться, стоит духовно ниже его и, следовательно, имеет нужду в поучении. Среди мирян есть немало людей высокой духовной жизни, начитанных, отлично разбирающихся в богословских вопросах. Священнику не следует себя, свою личность, ставить на место Благодати, а своими неумелыми вопросами и советами ломать драгоценные ростки духовной жизни.

Хорошо, если исповедник приходит с чувством раскаяния в своих грехах. А если у аналоя человек стоит холодным и равнодушным (Я не грешен! Ни чего особенного не сделал! Как все!) или рисуется и хвалится (Не убил! Не ограбил!, т.е. говорит не то, что сделал плохого, а чего не делал!), то с каким молитвенным напряжением, с какой любовью и убедительностью надо показать ошибочность его духовного состояния.

Каждого приходящего к аналою надо встречать внутренней, углубленной молитвой.

 

Психологические предпосылки исповеди.

Для того, чтобы исповедь была душеспасительной, в ней должны быть сохранены два психологических момента, необходимых для самого кающегося:

- человек должен прийти в себя, осудить сам себя,

- человеку надо высказать свой грех.

Евангельский блудный сын (Лк. 15,17), живя распутно, вдали от отца своего, был близок к гибели. Когда же он пришел в себя, т.е. задумался, остановил на какой-то момент бурный, влекущий его поток жизни, посмотрел на себя со стороны, - только тогда смог трезво оценить свои поступки и найти единственно правильный выход из житейского тупика – возвращение к своему отцу.

Исповедь (т.е. священник) должна помочь грешнику прийти в себя, найти себя и, осудив свои неправды, вернуться на путь правильной христианской жизни. Не нужно искать исповеднику в себе каких-то особенных грехов, но и во всякой нечистоте своего сердца нужно увидеть свою виновность и неправду перед Богом. Всматриваясь внимательно в самого себя, человек увидит в себе целую сеть мелких и крупных грехов, внутренней нечистоты, суетности помыслов и желаний. Если исповедника все это не беспокоит, то значит, что духовная жизнь его еще не начиналась. Нужно помочь выйти из этого безразличия, искренне и с сердечною болью почувствовать свое недостоинство. Чем глубже и горячее почувствует человек свое недостоинство, тем ближе к нему спасение. В этом чувстве покаянного самоосуждения и заключается начало правильного подхода к исповеди. Истинно христианская жизнь начинается только тогда, когда человек сознательно становится на сторону доброй жизни, когда видит свою духовную бедность, болезненно ощущает свою греховную нечистоту, осуждает себя самого и обращается к Богу с молитвой о помощи и спасении.

В зависимости от внутреннего состояния исповедника на плечи духовного отца ложатся обязанности родить, пеленать, взрастить и воспитать свое духовное чадо для Вечной Жизни.

Огромное духовное значение для нравственного возрождения человека имеет высказывание своего греха. Грех невысказанный остается в душе человека занозой и в свое время вызовет воспалительный, а может быть, и смертельный процесс. Высказывание греха является часто мучительным, но зато и наиболее эффективным разграничением в глубине человека своего подлинного «Я» и привнесенного со стороны, из вне греха. Высказанный грех теряет над человеком свою силу, он становится уже вне души, выходит из нее, перестает мучать. Открытое исповедание грехов перед священником смиряет гордость, которая является началом многих других грехов.

Очень поможет священник своим духовным детям войти в «покаянный круг» жизни, если своевременно обратить их внимание на необходимость должным образом подготовить себя к исповеди и св. Причащению.

Мы обыкновенно живем в такой суете, что нам трудно бывает войти в себя, и сосредоточить свое внимание на своем внутреннем душевном состоянии, и дать себе ясный ответ. Чтобы облегчить нам этот труд, Церковь установила перед исповедью дни говения. В эти дни мы на некоторое время отвлекаемся от своего обычного образа жизни, постимся, ежедневно посещаем церковные службы, читаем духовные книги. Таким образом, мы входим в новый мир, чуждый нашей светской суетности, мир тихой, покаянной молитвы и внутренней самоуглубленности. Мы ближе становимся к Богу, а в нашем сознании яснее выступает наша внутренняя жизнь, отчетливее становятся наши немощи, наши грехи. Правильное говение будет началом того сложного, благодатного процесса обновления души, который необходимо пережить каждому исповеднику.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь