Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Подготовление священника к совершению исповеди



С первых дней священства и до конца своего служения священник терпеливо должен приступать к совершению таинства покаяния. Особенно это относится ко дням Великого говения – святой Четыредесятницы.

Что нового даст исповедь в наступившем посту? Чем удастся разбудить спящую совесть?

Исповедь подобно верстовому столбу на длинном жизненном пути, она указывает направление и после каждой исповеди ближе приближается человек к цели своего странствования. Каждый раз у исповедного аналоя душа кающегося складывает очередную ношу грехов и облегченный (но еще не окончательно свободный) идет дальше. Путь лежит от столба к столбу, от исповеди к исповеди. Только регулярной и искренней исповедью и живет человек в своей духовной жизни.

К проведению исповеди пастырю следует тщательно готовиться, внутренне ее каждый раз заново пережить, чтобы звучали в ней новые струны, способные найти резонанс в душах, ищущих духовного обновления.

Уже на неделях подготовительных к Великому посту священник определяет несколько тем (вариантов) проведения исповеди в текущем посту. Нельзя из года в год говорить (или еще хуже читать) на одну и ту же тему. Некоторые духовники любят читать каждый раз монашеское исповедание грехов, и многие из мирян его знают почти целиком наизусть.

В проведении исповеди следует влить новую живую струю, развеять шаблон и привести образцы покаяния известных отцов Православной Церкви. Преподобные Ефрем и Исаак Сириане, Иоанн Кассиан Римлянин, Нил Синайский, Иоанн Лествични, Авва Дорофей и другие Отцы «Добротолюбия»; святители Иоанн Златоуст, Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов) и многие другие дадут новые темы, откроют славные страницы покаянной дисциплины Православной Церкви (Свыше 60 вариантов общего перечисления грехов (образцов покаяния) собраны автором настоящих строк в специальной работе). А с каким живым покаянием чувством будут верующие переживать свои грехи, слушая исповедь оптинских старцев или по «Мытарствам»! Исповедь вызовет интерес, многие еще захотят пережить умилительные минуты сердечного покаяния. Непременно будут спрашивать, когда еще священник повторит подобную проповедь.

 

Внешние условия разумной исповеди.

В большинстве приходов Русской Православной Церкви исповедь носит массовый характер, т.е. приступают к Таинству покаяния десятки, сотни, а в Посты и тысячи людей. Это многолюдие исповедников ставит перед священнослужителями большие задачи и требует серьезной предварительной подготовки. Можно ли что-нибудь предпринять для регулирования количества исповедников? Что надо делать, чтобы стихийность толпы не сказывалась отрицательно на личном покаянии? Как большое число исповедников можно согласовать с указанием Требника духовному отцу «приводить к исповеди «единаго, а не два или многия»?

Сердце пастыря должно радоваться, что количество ищущих духовного очищения велико. Личная усталость в такие дни великого говения отходит на второй план перед радостью единения множества душ с Отцом своим Небесным.

Вместе с тем пастырю необходимо задуматься над тем, что все ли было сделано им и его сотрудниками для того, чтобы эта радость была совершенной и не омраченной земными мелочами, недостатками организационного характера. При многолюдстве нередко бывают толкания, грубость, обиды, шум. А им не место в храме! Может быть кто-нибудь опоздал к исповеди и не получил духовного утешения? Словом, священник должен проследить мысленно, какой след оставили совершенные богослужения или требы на людей, «немощных в вере» или малоцерковных, и сделать выводы, что можно исправить, чтобы не повторялись прежние ошибки.

Важно за массой людей не утерять заботу о человеке, надо добиться, чтобы никто не вышел из храма с обидой, горечью или просто расстроенным. Священник не может себя успокаивать тем, что его дело служить, совершать требы, а дальше уже забота церковного совета или что все пойдет само по себе хорошо. Жизнь показывает, что в храмах еще многое надо сделать, о многом подумать и до идеала христианской общины еще далеко. Любовь не имеет границ, и каждый входящий в храм пусть почувствует, что его здесь не обидят, о нем позаботятся, все сделают, чтобы он унес радость в своем сердце. За все в ответе священник!

Как для причта, так и для молящихся многолюдные воскресные дни Великого поста физически бывают очень тяжелыми. Физическая усталость неизбежно сказывается и на психической жизни человека. Надо продумать, как можно хотя бы немного «разгрузить» большое количество причастников в воскресные дни постов. Опыт показывает, что уменьшить количество исповедников в воскресные дни можно. Для этого священнику следует заранее многократно объяснять прихожанам, что на буднях больше времени для индивидуальной исповеди и будет большая польза для души. Верующие должны знать, что Причащение Великим постом происходит по средам, пятницам, субботам и воскресениям. Необходимо увеличить число дней совершения исповеди, проводить исповедь не только утром, но и по вечерам (а именно, накануне каждой литургии, т.е. вечером во вторник, четверг, пятницу и субботу), допустимо проводить исповедь за два и три дня до Св.Причащения. Учитывая, что Причащение за литургией Преждеосвященных Даров до недавнего времени не было в обычае, то народ только постепенно будет приходить к Причащению в седмичные дни поста.

Указанные меры принесут священнику некоторую дополнительную нагрузку (исповедь с вечера), но зато смогут явиться вполне реальной возможностью облегчить тяжесть воскресного дня.

Вопрос о согласовании последования исповеди по Требнику («единаго, а не два или многия») и практического ее совершения в современных условиях может быть разрешен в том случае, если в исповеди удастся объединить два начала ОБЩЕЕ и ИНДИВИДУАЛЬНОЕ.

О б щ е е : это молитвы, перечисленные от лица кающихся наиболее распространенных грехов.

И н д и в и д у а л ь н ы м будет то, что к священнику подходит «един» исповедник («а не два или многия»), открывает свои личные грехи и получает в них разрешение от священника.

Против такого проведения исповеди вряд ли можно найти серьезные и обоснованные возражения. Чтение молитв для всех исповедников одновременно – есть реальная возможность внести в Таинство Покаяния элемент общей, соборной молитвы. Перечисление грехов священником не должно носить характера проповеди: исповедники не слушатели, но активно кающиеся, от их лица священник произносит покаяние. Полезно после каждой группы грехов священнику делать небольшую остановку и вместе с исповедниками громко произносить: «Согрешили, прости нас, Господи!»

Отрицание или неисполнение индивидуального разрешения грехов привело бы к нарушению сакраментального значения исповеди, как личного покаяния пред Богом, за которым следует прощение грехов.

 

Е п и т и м и и.

Епитимия (от греческого – наказание, возмездие) в древности состояла в публичном покаянии и соединялась с запрещением на известный срок участвовать в общих молитвах и Таинствах. С 1У века правила публичного покаяния были заменены епитимийными правилами особых покаянных сборников (например, Константинопольского Патриарха Иоанна Постника) и епитимией стали называться самые дела покаяния, как-то: пост, сухоядение, молитвы, поклоны, милостыня. Сроки епитимий зависили от тяжести греха: добровольно отпавшие от церкви повергались покаянию на всю жизнь, если же отпадение было вынуждено мучениями, то срок сокращали от 4 до 9 лет, за волшебство и чародейство – 20 лет, убийство вольное – 20 лет, невольное – 10 лет, прелюбодеяние – 15 лет, блуд – 3-9 лет, воровство – 1-2 года. Указанные сроки не были безусловно обязательными, их можно было сократить, в зависимости от исправления кающегося. В Древней Руси церковное покаяние практиковалось или в виде епитимии, или в виде монастырского подначальства (посылали «под начало» доброго и «крепко- жительного» монастырского старца.

Прежде, чем накладывать на кого-нибудь епитимию, духовнику самому необходимо уяснить себе смысл и значение этого церковного установления. Епитимия не имеет ни силы, ни значения удовлетворения правосудию Божию, ибо примирение за грехи было совершено Иисусом Христом на Кресте. Не будучи же удовлетворением за грехи, епитимия не составляет безусловной необходимости при исповеди. Святые Отцы (особенно Василий Великий, Григорий Нисский) называют епитимию покаянием и врачеванием болящих, а кто исцелился от греховной болезни, тот не нуждается в епитимии. (Правила Василия Великого 29, 35, 74, Правила Григория Нисского – 1,4,6). Святой Иоанн Златоуст писал: «Духовник-отец, а не судья, исповедь – врачебница, а не судилище. Ни один врач вместо того, чтобы дать лекарство больному, не подвергает его взысканиям и наказаниям за беспорядочную жизнь». (Творения, т.2. стр 3-320).

Врачевать грехи следует противоположными добродетелями: например, невоздержание – постом, скупость и воровство – милостыней, разленение - усиленной молитвой и хождением в храм, забвение своей души – чтением Евангелия и духовных книг и т.п. В епитимии главное не количественная сторона, а внутреннее расположение и настроенность (не следует налагать большое число поклонов и молитв, ибо в современных условиях выполнить их не всегда бывает возможным и человек впадает в новый грех – нарушение епитимии). Опытные духовники иногда, прежде наложения епитимии спрашивали исповедника, сможет ли он осуществить назначаемый ему епитимийский подвиг. Отлучить от Святых Таин на продолжительное время духовник не может без разрешения местного епископа.

 

Общая исповедь.

В наше время часто употребляются название «общая исповедь». Откуда оно произошло и что обозначает?

Исповедание грехов в различные исторические эпохи имело различные формы. Так, до 1У века существовала публичная исповедь, т.е. покаяние приносили перед всей Церковью. Позже эта форма покаяния была запрещена.

 В начале ХХ века общая исповедь была в России разрешена персонально о. Иоанну Сергееву. По описанию очевидцев, это была потрясающая картина: тысячи исповедников после проникновенной проповеди о. Иоанна, вслух каялись в содеянных грехах. О.Иоанн подняв епитрахиль над толпой всем одновременно читал разрешительную молитву.

После 1905 года некоторая часть духовенства добивалась запретить общую исповедь повсеместно, но, не имея силы и дарований о. Иоанна, успеха в своих реформаторских начинаниях не имела.

Общая исповедь (вернее общее разрешение грехов!) не совместимы с учением Православной Церкви, т.к. она отменяет основы Таинства Покаяния.

Общая исповедь была осуждена Святейшим Патриархом Алексием 1, который в своем Послании от 22 июля 1944 г писал: «Чин исповеди коренным образом искажается практикой так называемой общей исповеди… (которая) вредит делу спасения кающихся». (Православный церковный календарь на 1946 г. стр.45 и «Богослужебные указания» 1953г. стр.273-281).

Священники, допускающие на исповеди общее разрешение грехов кающихся, поступают незаконно и подлежат строгому взысканию.

Таки образом, при совершении исповеди могут быть допущены: общие для всех чтения молитв исповеди (Булгаков С.В. «Настольная книга» 1913г. стр.1071) и перечисление грехов, а разрешительная молитва непременно должна читаться каждому отдельно.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь