Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Евхаристия, Причащение, Сообщение.



В каждом Таинстве Православной Церкви под видимым (внешним) образом подаются те или иные частные Дары Св.Духа.: оправдание и возрождение для вечной жизни (в Крещении), благодатная сила, необходимая для укрепления и возрастания духовной жизни (Миропомазание – очищение в личных, содеянных после Крещения, грехах (Таинство Покаяния).

Господь, возлюбив человека «до конца» (Ин.13, 1), желая Своему созданию полной Благодати и Богоуподобления, установил Таинство Причащения; Творец человеку дает не часть Себя, а целиком и всего. Происходит соединение с самим источником спасительной Благодати, через принятие Божественных Тела и Крови, Дары земли (хлеб и вино) освящаются и претворяются в Хлеб Жизни и Питие Бессмертия.

Таинство Причащения превосходит все другие Таинства, как по объему сообщаемой Благодати, так и по своей спасительной силе и непостижимости; это – умилостивительная жертва Богу, приносимая Ему за всех живущих и умерших.

Значение и внутреннее содержание Таинства Причащения раскрывают различные наименования этого Таинства: евхаристия, приобщение, причащение, сообщение.

В Новом Завете четыре раза (Мф. 26, 26-29; Мк. 14, 22-25; Лк. 22, 19-20; 1 Кор. 11, 23-25) повествуется о том, что на том, что на Тайной Вечере, прежде преломления Хлеба и Причащения Апостолов, Христос обратился к Своему Небесному Отцу, воздавая Ему благодарение. В память этого Таинство Причащения носит название Евхаристии (по гречески – благодарения).

В том, что Христос пред страданиями и Крестом возносил благодарение дано ясное указание с каким чувством христиане должны приступать к этому величайшему из Таинств – с благодарением. Особенно это касается самого священника. Пастырь призван к благодарению. Литургия является венцом пастырского служения и есть благодарение пастыря о себе (точнее о величии и ответственности своего служения), за всех молящихся, за весь мир.

В текст литургии Иоанна Златоуста внесено 13 раз слово «благодарение» (6 раз до Причащения и 7 раз после принятия св. Таин).

Литургичающий священник благодарит о том, что Господь удостоил Его предстояния Святому Жертвеннику и принесения молитв о своих грехах и «людских неведениях» (Литургия Иоанна Златоуста, молитва верных 1-ая). Благодарит о всем, что Господь ему дал: за то, что пастырю ведомо и за те благодеяния о которых он не знает (т.е. забыл, не понял, не оценил) (Первая молитва Евхаристического канона). Священник просит, чтобы благодарение было «в радость, здравие и веселие» (4-ая благодарственная молитва после Причащения). Особенное молитвенное напряжение в литургии наступает во время пения «Тебе поем». В этот момент все достигает своего апогея, духовные силы концентрируются в величайшей Тайне Пресуществления св. Даров:

- молитва священника о ниспослании св. Духа;

- содержание песнопения – предельно кратко выражающее чувства молящихся;

- вокальное исполнение – величественный напев, захватывающий души слушателей;

И в этой важнейшей молитве всей литургии опять звучит Благодарение:

 «Тебе поем,

 Тебе благословим,

 Тебе благодарим, Господи,

 И молимся, Боже наш».

Жизнь пастыря, а через него и всех прихожан, должна в мыслях , чувствах и поступках осуществлять тот первохристианский литургический возглас, который сохранился в службе до наших дней: «Благодарим Господи!»

Ответом на него является правильная евхаристическая жизнь православной общины верующих.

В Великий Четверток – день воспоминания установления Иисусом Христом Таинства Причащения – посреди храма на аналое лежит икона Тайной Вечери. Мысль верующего невольно дополняет и расширяет содержание иконы: на ней хочется видеть не только Спасителя и Его Апостолов, но и последующих учеников всех веков, вплоть до предстоящих и в наши дни в православных храмах.

Особенно реально это чувство ощущается в тех соборах, в которых на Горнем месте изображен Иисус Причащающий (например, Владимирский собор в Киеве, Троицкий собор в Перми).

Ряд учеников, приступающих к Спасителю, не оканчивается на стене, а дополняется стоящими в храме и ожидающими своей очереди к св. Чаше. «Вечери Твоя тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими…»

Другое название Таинства – п р и ч а щ е н и е (от того же корня производимые формы – Причастие, Приобщение) показывает глубину и смысл происходящего Тайнодействия – происходит приобщение, т.е. соединение. Тварный человек получает часть, приобщается сущности Вечного и Вездесущего Творца всего «видимого и невидимого».

В прежнее время для св.Причащения существовал еще один термин. Так в «Книге о должностях пресвитеров приходских» в главе «При тайне святого Причастия» приступающие к св. Чаше называются «хотящия».

В некоторых монастырях монахи между собой называли св. Причащение сообщением,, т.е. считалось, что происходит общение с Богом и одновременно единение между собой. Как это простое наименование русскими иноками Таинства Причащения напоминает философскую схему подвижника конца У1 в. (+620г) преподобного Аввы Дорофея о круге, центром которого является Бог и о радиусах – путях жизни людей. По мере приближения к центру круга (Богу) люди становятся ближе и к Богу, и друг к другу: удаляясь от Бога, в той же мере люди удаляются и друг от друга (Добротолюбие, том 2; св. Авва Дорофей, «Подвижнические наставления» п.42).

В Таинстве Причащения это благодатное единение достигает своей высшей ступени и наибольшей полноты.

 

Дидактически-организационные вопросы.

Долг священника сделать все от него зависящее, чтобы это единение, эта встреча души человека со своим Творцом состоялась и имела свои положительные последствия. Пастырю надо самому проникнуться сознанием величайшей ответственности момента, а затем убедить в том же и прихожан. «Со страхом Божиим и верую приступите!»

Архипастыри Русской Церкви еще в ХУ111 в. призывали священников перед Причащением прочитывать людям особое «Увещание» (Поучение святительское к новопоставленному иерею, даемое ему на свитце, частаго ради прочитания, выписанное из Правил Святых Апостол и Святых Отцов» стр. 8 на обороте Москва, 1808г). В нем среди многих ценных наставлений, причастникам говорится о необходимости испытывать свою совесть, исповедать все грехи, примириться со всеми ненавидящими и враждующими, оставить путь греха. Перед Причащением (можно перед совершением исповеди) полезно прочитать и объяснить причастникам текст 1-го послания Апостола Павла к Коринфянам, глава 11, стихи 27-30.

Стих 27: Кто яст Хлеб сей или пиет

 Чашу Господню недостойно, повинен

 Будет Телу и Крови Господней.

Стих 28: Итак да испытывает себя человек

И лишь так яст от Хлеба сего и

 От чаши сей пиет.

Стих 29: Ибо кто яст и пиет

 Недостойно, суд себе (осуждение)

 Яст и пиет, не рассуждая,

 О Теле Господнем.

Стих 30: От того многие из вас

 Немощны и больны, и не

 Мало умирает.

Что значит недостойно принимать св. Дары? Как понимать испытывать себя?

Недостойно – без веры, без покаяния, и обещания не повторять содеянных грехов, формальное участие в совершаемом Таинстве. Испытывать себя – это сосредоточиться в самом себе, строго проанализировать свою жизнь в свете Евангельских заповедей. Не легкомысленно совершать грехи, а затем также беззаботно приступать к св. Чаше. Стяжать покаяние и как скоропроходящее чувство, а как силу постоянно ведущую человека к исправлению жизни.

К важным событиям жизни человек соответственно подготавливается. Иногда подготовка продолжается немало времени. Приготовление к Причащению заключается в говении (молитва, пост), примирении к ближним и во вражде сущими, исповедании пред священником грехов и совершении определенного молитвенного правила. (подробнее об этом смотри выше в разделе «Духовная жизнь священника, глава 1, раздел 3).

Духовную собранность в старину на Руси наши предки проявляли во всех сферах своей жизни. Так например, было в обычае для хождения в храм иметь особую чистую и скромную одежду. То платье, в котором люди ходили в храм, они не одевали на рынок, в баню или на свои повседневные дела. Таким образом, святости храма соответствовала чистота души и тела, облеченного в особые, церковные одежды.

 

Причащение взрослых в храме.

Подготовляя прихожан к принятию св. Таин, священнику прежде всего надо обратить внимание на молитвенную сторону. Во время запричастного стиха, вместо пения концерта, полезнее громко и отчетливо прочитать молитвы перед Причащением. В тех местах, где есть обычай перед Причащением ходить и прикладываться к иконам, можно постепенно приучать прихожан этот обычай оставить. (например в г. Кострома). Лучше стоять сосредоточенно на месте и молиться, чем отвлекаться хождением по храму.

Некоторые священники перед отвержением св.врат и выносом Чаши выходят на амвон и еще напоминают всем известные, но очень часто нарушаемые правила. Например, причащаться можно только после исповеди и только из одной Чаши. (пример: в г.Т. к концу службы вошла в храм женщина. Видя, что все идут, и она пошла к Чаше. На вопрос священника исповедовалось ли она, ответила утвердительно. «Когда и где?». «Сейчас стояла и исповедовалась!». К сожалению, понятие исповедь не всегда понятно людям и поэтому священнику приходится дополнительно выспрашивать: «Целовали ли Крест и Евангелие?». Без исповеди часто подходят к Чаше!»)

Причастие следует сразу проглотить, руки сложить на груди крестом, У Чаши не креститься. Пусть священник покажет пример причастникам, как правильно (истово) надо совершать крестное знамение и без ошибок прочтет молитву перед Причащением (к сожалению, священники нередко допускают перестановку отдельных слов в молитве «Верую, Господи, и исповедаю…» Причащать женщин с накрашенными губами не положено. Однако говорить об этом священнику при выносе св. Чаши не следует, пусть лучше исповедующий священник попросит стереть краску с губ перед тем, как исповедница будет прикладываться к Кресту и Евангелию.

После Причастия необходимо прочитать вслух благодарственные молитвы и сказать несколько слов в назидание причастникам. Кроме духовно-молитвенной подготовки перед принятием св. Таин, священнику следует основательно продумать методически-организационные вопросы. Священник (особенно настоятель) не может уклоняться от практических забот, в особенности во время массового говения Великим постом. Чувство ответственности за народ Божий и за каждого отдельного человека заставит священника внимательно отнестись к тому, как происходит Причащение. Нет ли суеты, толкотни и шума при подхождении к св. Чаше?

Понятно, что одному священнику регулировать движение множества народа трудно, да и не подходит к его священному сану и не соответствует святости момента. Необходима помощь сотрудников (священно-церковно-служителей и церковного Совета), которых священник должен предварительно проинструктировать.

Возникает целый ряд непредвиденных, мелких вопросов: Где лучше причащать множество людей: у Царских Врат или на конце амвона? Учитывая, что среди причастников много людей пожилого возраста, с больными ногами и им на амвон подниматься трудно (бывали случаи падения на каменные ступени), то лучше самому священнику подойти к краю амвона.

Часто к св. Чаше проходят имея в руках хозяйственные сумки, сетки, зонты. Священник должен кому то из церковного актива поручить заранее освободить руки причастников для благоговейного складывания их на груди. Чтобы в недоуменных случаях священнику с Чашей в руках не давать указаний и разъяснений, невдалеке от священника должен стоять сведующий прихожанин (или прихожанка), который отведет «нового человека» в сторону и с любовью, по отечески объяснит, как положено приступать к Причастию. Задача Церкви не формально отнестись к незнающим церковных правил, а научить и привлечь к Вере.

Не всегда благополучно бывает в храмах с запиванием теплоты после Причащения. Обратить внимание, чтобы выпивание теплоты после Причастия происходило благоговейно и не вызывало неприятных впечатлений у причастников (приходилось видеть блюдо с антидором, облитым теплотой и там же лежали мокрые монеты). При большом количестве причащающихся надо запивку организовать в нескольких местах (обычно для каждой чаши, из которой причащают, бывает свое место, где запивать. Для запивки надо иметь по возможности церковного образца кувшины и несколько ковшиков, следить за их чистотой и благообразным видом (нельзя допускать темные, ломаные ковши, стеклянные банки и стаканы). От уборщиц, разливающих теплоту, надо требовать корректного отношения к запивающим и исполнении своих обязанностей без грубых замечаний или посторонних разговоров. Радость причастников нельзя омрачать земной суетой или проявлением человеческой недоброжелательности.

Как часто можно причащаться? (Об этом полезно прочитать у святителя Иоанна Златоуста; творения Том Х, стр.237, 277; Х1, 656, Х11, 153, 154, 1, 543; У11, 828, 11 695-699.) Думается что одного ответа, пригодного для всех быть не может. В делах духовных не должно быть заранее готового рецепта и общей мерки: что одному необходимо и полезно, то для другого недопустимо. Редкое причащение свидетельствует о сердечной холодности, но и частое участие в Евхаристии не всегда еще является доказательством подлинной духовной жизни. (Как фарисейски горделиво звучат слова некоторых частопричачающихся: «Я из шести недель не выхожу!». Прихожан, которых надо удерживать от Причастия бывает меньше, чем тех, кого надо побуждать. Нормой «обычного христианина» может быть говение во все четыре поста, в день своего Ангела. Во время болезни физической и скорби душевной следует чаще приступать к св. Чаше.

Правильно решать о том, как часто следует причащаться может только духовник, да и то не всякий, а лишь духовно опытный. Нельзя забывать, что Причащение обязывает к исправлению всей жизни, неустанной борьбе с грехом.

После причастия христианин должен быть «новой тварью», активно стремящейся к новой, лучшей жизни. Допуская до Причастия, священник несет ответственность за спасение (или гибель) приступающего. Пастырь должен быть тверд в защите св. Таин от иудина лобзания человеческой души. «Святая» нельзя давать попрание, а только «Святым». К частой исповеди прихожан следует поощрять, а к частому причащению – очень осмотрительно. Более частое Причащение нельзя назначать людям, кого пастырь мало знает. Только после неоднократной исповеди и знакомства с духовной жизнью человека, духовный отец может найти нужным для укрепления рекомендовать известный духовный режим. Такими людьми могут быть стремящиеся к совершенству искренне борющиеся со своей греховной натурой. Св. Причастие необходимо, как благодатное укрепление духовной свободы человека и большее воспламенение любви к Богу. Только многолетняя, кропотливая работа с живыми человеческими душами может поднять общую культуру евхаристической жизни прихода, которая состоит в возрождении духа первохристианской общины постоянно прибывавшей единодушно «в учении Апостолов, в общении и преломлении Хлеба и в Молитвах» (Деян. 2, 42, 47).

Люди привыкают к тому, что часто видят или слышат. Привычка затушевывает остроту восприятия. Самые хорошие переживания могут стать обыденными, будничными, а поэтому и малоинтересными. Привыкают люди и к храму и к тому, что в нем совершается. Привычка посещать храм может быть очень устойчивой, но не всегда имеющей силу нравственного возрождения.

Долг священника раскрывать верующим, что все происходящее в храме имеет свое духовное, идейное основание. Только «Духом святым всяка душа живится» поет Церковь в антифоне 1У-го гласа. А в чем заключается присутствие Духа Святого в христианском тайнодействии? В чем основание и таинства Евхаристии? Священники, да и очень многие благочестивые миряне не представляют себе жизни без литургии (первые без частного служения, а вторые без ежедневного присутствия за литургией). Что же побуждает христиан к частому ежедневному совершению службы божественной литургии?

«Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19) – эти слова Христа, вот основная и главная причина евхаристической жизни Церкви. Если любим Христа, то и «воспоминание» о Нем творим часто. Священникам надо всегда помнить, что они творят «воспоминание» о Христе, а не просто служат, исполняют седмичное послушание, несут чреду. Любовное « воспоминание», литургическое служение в наших храмах делает нас соучастниками Тайной Вечери Самого Христа.

Православная Церковь считает Евхаристию жертвой. «Твоя от Твоих Тебе приносящее о всех и за вся». За каждой Литургией приносится Богу жертва за всех (людей), за вся (за все сотворенное Богом, за всю тварь), Это подлинно всеобъемлющая (универсальная), умилостивительная Жертва. Как жизнь Христа по своей природе была жертвой, как жизнь Церкви по своей природе тоже жертва, так и жизнь каждого христианина по своей природе является жертвой. Особенно этот момент жертвенности должен сродниться с естеством, стать «плотью и кровью» каждого священника. Принося бескровную жертву в храме, священник должен быть подлинно жертвенным в своей пастырской деятельности. Каждый час жизни в любом положении и при любых обстоятельствах, думать первоначально не о себе, не о своих интересах или достоинствах, а подражать «даже до смерти» жертвенной любви о человеке Христа Спасителя. Причащение дает священнику силы духовные и физические к служению ближним. Пастырь, знающий по своему собственному опыту целительность и силу св. Таинства Евхаристии, сможет разумно и духоносно построить евхаристическую жизнь прихода.

 

Причащение детей.

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мк. 10, 14) – эти слова Христа относились не только к ученикам, но имеют прямое отношение и к современным пастырям. Долг священника позаботиться, чтобы дети в храме имели лучшее место у солеи, чтобы они первыми подходили (или их подносили) к св. Чаше, Кресту и Евангелию. Надо приучать прихожан, чтобы каждый молящийся в храме думал не о себе и не о месте для себя, а уступал лучшее место детям (к сожалению, во многих храмах постоянные прихожане «бронируют» лучшие места и ни за что со «своего места» не сходят. Христос, сказано в Евангелии, «вознегодовал» на взрослых, недопускающих к нему детей. Этот священный гнев и сейчас распространяется на тех, кто мешает детям быть ближе к Богу. Если дети будут находится среди толпы, то их легко могут напугать, причинить им боль, заглушить желание вновь придти к службе.

Ребенка уже в раннем возрасте надо приучать, что храм место особенное, светлое: в нем не положено разгуливать, бегать, громко говорить. Если ребенок устал, то его надо посадить на скамейку или на ступеньки солеи. Не надо до Причастия своему или чужому ребенку давать конфеты, яблоко, печенье. Согласно церковной традиции младенцев до 7 лет причащают без исповеди и под одним видом (т.е. св.Кровью). В силу последнего обстоятельства за Литургией Преждеосвященных Даров причащение детей не положено. Некоторые священники тех младенцев, которые в состоянии вкушать твердую пищу, приобщают под обоими видами, а также и за Литургией Преждеосвященных Даров. Этого делать не следует, так как не только нарушается древний обычай, но и вносится беспорядок в службу. Кто может установить (да и нужно ли это делать?) с какого времени младенец в состоянии проглотить твердую частицу? Нецелесообразно следовать практике вообще не причащать младенцев на Литургии Преждеосвященных Даров, тогда не будет нареканий о том, что некоторых причащали (более старших, могущих проглотить частицу), а других не причащали (совсем маленьких). Младенцев в седмичные дни Великого поста следует причащать из «Детской Чаши» (чтобы не пролить св. Кровь никогда не надо почерпать из Чаши полную до краев лжицу).

Не надо нарушать и другой обычай – принимать на исповедь только с 7-ми лет. Достигшие семилетнего возраста, этой знаменательной даты, когда ребенок из младенчества переходит в отрочество, наступает новый, школьный период жизни, Церковь освящает тем, что ребенок первый раз идет на исповедь и принимает Причастие, как взрослый, под обоими видами.

 

Пастырь на пути к больному.

Отправляясь в путь, на дом к больному, священник должен быть внутренне собранным и ясно представлять себе всю ответственность и значение того, что он собирается совершить.

Главную святыню алтаря –Святая Святых – священник выносит из храма и несет Ее на себе по улицам среди множества народа. «Царь бо Царствующих и Господь господствующих преходит…датися в снедь верным…» (Великая суббота «Да молчит всякая плоть человеча»).

Приходит Господь в дом, который должен быть по слову апостола малой церковью, в ней священник преподает болящему радость прощения грехов, благодатное соединение с Небесным Отцом и благословение Божие всему дому.

В старину, если больной находился в непосредственной близости от храма, то священник шел в облачении и с преднесением зажженной свечи. Неся св. Дары на груди, священник представляет собой Престол и нужна большая осмотрительность, чтобы Святая Святых не подвергалась поруганию или осквернению. При близком расстоянии к больному лучше идти пешком, на более далекое – ехать на автомашине. Езда на трамвае или автобусе, особенно в «часы пик» чревато многими неожиданностями и не рекомендуется.

Неся св. Дары священник не должен вести разговоры, посещать магазины даже в случае самых «неотложных» дел. Путь должен быть предельно коротким: к больному и обратно.

Очень важно с какими чувствами придет священник в дом больного. Истинного пастыря отличает дух молитвенности, любви, сострадания к больному, сочувствия к родным, желание облегчить горе. Перед Причащением кратко расспросить о состоянии больного, давно ли болеет, когда последний раз причащался.

 

Пастырь у одра болящего.

Господь посещает человека болезнями. Священник у постели больного является трубой Ангела Жизни, а часто и Ангела Смерти. Ив том и в другом случае эта труба должно звучать ясно, убежденно и ободряюще.

Опытный священник почти всегда может определить состояние больно, его направленность к жизни или смерти. Печать приближающейся смерти часто просматривается очень явственно. Больной сам испытывает на себе горькие плоды греха, мучается от физической боли, но далеко не всегда ему ясна первопричина его бедственного состояния.

Священник у одра больного – это голос Божий, голос совести, глас покаяния, познание Божественного милосердия, это надежда. Надежда на исправление жизни на земле, надежда на прощение и единение со своим Отцом Небесным.

Часто в современных условиях приходской работы священники имеют возможность лишь малое время уделить больному: множество треб по домам, необходимость «уложиться» в считанные минуты (обычно такси ждет не более 15 минут), заставляют священника спешить для совершения следующей требы. А как важна эта встреча человека с пастырем добрым! Для священника это очередная из многих треб, «визит» к пятому, шестому или десятому болящему, а для больного - это встреча единственная, часто первая и последняя в земной жизни.

Причащение больного не одна из многочисленных треб, а тайнодействие, едва ли не самое важное и ответственное. Здоровые, приходящие сами в храм, еще по милости Божией смогут не раз очистить и освятить свою душу, а болящему это часто последняя и единственная возможность. Недаром в «Известии Учительном» и во всех руководствах пастырской практической деятельности исповеди и Причащению больных уделено много внимания.

Долг священника следить внимательно, чтобы никто из его прихожан не отошел в загробную жизнь без напутствования св. Таин. По прежним законам, если по нерадению священника умирал больной без просимого им. Причастия, то священник отрешался от места и определялся в причетники до раскаяния и исправления («Устав Духовных Консисторий» стр.183). Священнику следует поучать своих прихожан, что Причащение не следует откладывать до последних минут жизни больного, что больного необходимо причащать чаще. Надо искоренять ложную боязнь приглашать священника к больному и приучать прихожан к созданию необходимости причащения «во исцеления души и тела» страждущего. Самое большое что можно сделать для болящего – это очистить и успокоить его душу, примирить с ближними, вселить радость и надежду – все это может подать только Бог, через священника.

Пастырь должен быть всегда готовым идти напутствовать больного , ни личная физическая усталость, ни множество дел по храму не могут быть причинами отказа в Причащении. Даже служение Литургии (до великого входа) священник имеет право прервать «аще..позовется смертныя ради…нужды». («Известие Учительное», раздел «О прилучаях недостаточество служащего священника»). Смерть есть та дверь, которая открывает человеку путь к вечности. Переход в загробный мир является для праведников желанным и сладостным, а для грешников – страшным. Вечность может быть блаженной, т.е. счастливой, а может стать вечным мучением.

В болезни наступает слабость сил физических и разные смущения и искушения и в это время особенно требуется подкрепление, наставление и утешение священника. Хорошо, если священник идет к больному не только по приглашению, но потом еще может посещать его по собственной инициативе. Такое внимание и забота пастыря принесет в дом больного много радости.

О чем лучше всего говорить больному? Добрый пастырь всегда найдет Евангельские слова и примеры, раскрывающие любовь Отца Небесного к человеку (1 Ин. 3, 1; Ин. 1, 12; Рим. Гл 8), особенно к грешникам, оставляющим путь греха (Иезек. 18, 23-24; 1.Ин. 1,9; Пс. 31; Лк. 15, 19 гл.23, 39-43), о суете временной жизни, о терпении, о приготавлении себя к вечности, о смерти, как переходе в вечную жизнь (Рим. 7, 23-24), о блаженной вечности (Филипп. 3,2; 1 Кор. 15, 41; Рим. 14, 8, 17, 5,8; Мф. 25,34)

 

 П О Р Я Д О К

 священнодействия «егда случится вскоре

 вельми больному дати Причастие»

(Св. Дары священник несет к больному в Дароносице. Обычно в Дароносице находятся: ковчежец для Св.Даров, Чаша и лжица. Хорошо Дароносицу внутри обклеять мягким материалом (например, бархатом на универсальном клее, тогда не будет стука металла о металл. Дароносицу, Чашу и лжицу следует регулярно чистить и мыть, чтобы не допускать из потемнения (окисления). Дароносица полагается в специальный расшитый мешочек из бархата или шелка не очень темного цвета, По верхним углам мешочка пришивается лента такой длины, чтобы надетый на шею мешочек приходился на грудьи у священника.

В мешочке должны находиться:- небольшой «походный» Крест;

- малый расшитый покровец, расстилаемый на столе (нельзя св. Дары класть прямо на

 стол или на газету!);

- чистый плат для вытирания Чаши и лжицы;

- стеклянная бутылочка для вина (желательно плоская и с притертой пробкой).

Кроме Дароносицы, священник берет с собой т.н. требный чемодан или портфель. В зависимости от количества священников в Церкви, надо иметь специальные, употребляемые только для треб, небольших размеров чемоданы или портфели. Нельзя допускать, чтобы предметы церковно-богослужебного обихода клались в хозяйственные сумки, заворачивались в узлы платками, в газету или раскладывались по карманам. Попутно следует заметить о недопустимости завертывать священническую камилавку в бумагу или платки, класть ее в хозяйственную сетку. Для камилавки и митры следует заказать у переплетчика из твердого картона футляр с кожаным ремешком вместо ручки.

В зависимости от требы содержание чемодана меняется. Для причащения больного надо брать: епитрахиль и поручи, требник, несколько свечей и небольшой подсвечник (перед святыми Дарами следует зажигать свечу). Даже, если священник молитвы Причащения знает наизусть, то требник все же лучше брать с собой – может быть придется больного соборовать или читать отходную молитву.

На стоике в большом углу или у постели больного священник расстилает покровец, и сделавши поклон перед Дароносицей, приготавливает св. Лары для Причастия, зажигая свечу и приглашает болящего и всех присутствующих к усердной совместной молитве.

Обычное начало: возглас, Трисвятое по Отче наш, Псалом 50, Тропари: помилуй нас, Господи, помилуй нас… Символ веры. Чтение трех молитв (последняя читается лицом к больному). «Се, чадо, Христос стоит…». Далее следует исповедь. Молитва «Господи Боже наш», чтение разрешительной молитвы, «Со страхом Божиим и верою приступите», «Верую, Господи и исповыедую». Причащение и запивание. «Ныне отпущаеши»… «Трисвятое по Отче наш», Сугубая ектения с прошениями и молитвой о болящем (из. «Иерейского Молитвослова» или «Книги молебных пений»). Отпуст.

Бывают нередко случаи, когда священника приглашают причащать больного, находящегося в бессознательном состоянии, когда уже потерян дар речи. В таком случае священнику надо внимательно присмотреться к больному: иногда внешняя реакция может отсутствовать, но сознание бывает еще не потеряно. Больной не может высказать, передать свои переживания, но главное, чтобы священник застал тот момент, когда не потеряна еще внутренняя реакция эмоционального восприятия. Внутренняя духовная жизнь в человеке продолжается значительно дольше, чем это кажется окружающим больного. Вот эту скрытую от человеческого глаза духовную жизнь священник и призван на какой-то срок активизировать и направить ее по должному руслу, к покаянию, к Богу. Священнику следует громко прочитать молитвы и совершить т.н. «глухую исповедь» - перечислив грехи, от лица болящего, испросить в них прощение и затем прочитать разрешительную молитву.

Вспоминается такой случай. Священника вызвали к больной, находящейся в состоянии апоплексии (инсульт). Священник наклонился к больной, громко назвал ее по имени-отчеству и сказал, что надо молиться и просить Бога о помощи. При чтении молитв всеми присутствовавшими было замечено, что больная пальцы правой руки пыталась сложить для Крестного Знамения. Ясно, что при атрофии внешних чувств, внутреннее сознание больной функционировало.

Как причащать больного, находящегося в бессознательном состоянии?

После проведения «глухой исповеди» нужно выяснить сохранились ли у больного глотательные способности. С помощью кого-либо из близких, надо чайной ложкой раскрыть больному челюсти, а затем влить в рот немного святой воды с частицей Артоса или просфоры. Затем внимательно наблюдать – состоялось ли глотательное движение. Можно обследовать рот – нет ли в нем частицы. Если частица Артоса (просфоры) проглочена, то можно таким образом вложить в рот маленькую частицу св. Тела, а затем несколько раз влить в рот по положки запивки. На тот случай, если больной не проглотил Причастие и выталкивает его изо рта, вокруг головы и на грудь надо расстелить чистую салфетку или полотенце. Научить домашних – если будет обнаружена Частица св. Даров, то благоговейно завернуть ее в чистую марлю, а затем передать священнику.

В некоторых домах к приходу священника для причащения больного приготавливают св.воду. Следует объяснить, что св.вода в данном случае не нужна (в Чашу положено наливать вино, а для запивания, даже в храме, употребляют обыкновенную воду).

 

5. Т А И Н С Т В О     Б Р А К А

 «Тайна сия велика…»

 (Еф. 5, 32)

 

 Надо призвать священников, и молитвами,

 И благословениями утвердить в сожительстве

 Единомыслие, чтобы тем и любовь жениха

 Усиливалась и целомудрие невесты укреплялось

 Чтобы все способствовало к водворению

 В их доме добродетели»

 (Иоанн Златоуст. Беседа 48 на Бытие

 

Значение брака.

Вступая в брак, молодые люди часто думают, что этот вопрос касается только их самих, является сугубо личным, не требует никаких советов и рекомендаций. В действительности же брак – это не только вопрос личного счастья (или несчастья) каждого из новобрачных. Сочетание браком влечет за собой целый ряд глубоких вопросов, определяющих всю последующую жизнь: создание новой нравственно здоровой семьи, ее материальная база, бытовые условия, взаимоотношения новых родственников и т.п. Наконец, это проблема социального и общегосударственного масштаба: счастливая семья полагает основы крепкого государства, является фундаментом высокоразвитой экономической жизни страны.

Множество молодых пар ежегодно вступают на путь семейной жизни. Но многие ли из них действительно счастливы?. Почему еще так велико число несчастных браков и разводов?

 

Церковь и брак.

Естественно, что Церковь не может безучастно относиться к тому, что часть ее членов переживают семейную трагедию и многие сами (чаще их родители) со своим горем обращаются к священнику. Что может сделать Церковь для укрепления семейной жизни? Каково значение и личное участие священника в построении новой семьи?

Явно недостаточно, если обязанность священника сводится только к тому, что по полученной от старосты квитанции он обвенчает пару и в лучшем случае скажет молодым несколько слов приветствия. Священник в приходе носит название духовного отца. А как же такое событие, как основание новой семьи, может произойти без ведома и предварительного участия отца-священника.

В городских условиях, когда границы прихода и состав прихожан точно не определены, священнику труднее иметь предварительные сведения о возможных случаях бракосочетаний. В тех случаях, когда прихожане проживают компактно и все лично известны священнику, то и вопрос о предстоящем браке заранее известен, и не должен быть вне внимания пастыря.

В чем состоит забота священника о создании правильной семьи? Прежде всего следует чаще говорить в проповедях о том, что такое счастливая семья и как следует ее строить, об обязанностях муха и жены. Согласно 50-ой главе «Кормчей», вступающие в брак должны знать Символ веры, «Отче наш», «Богородице Дево» и заповеди. По «Книге о должностях пресвитеров церковных» (п. 125, 122), «незнающих Закона Божия и членов веры… доколе не научатся, не должно венчать… Стыдно бо и грешно вступать в брак и хотеть быть отцом и матерью чадом, а не ведать того, в чем наставит чад долженствует».

В начале нашего столетия во многих епархиях России были изданы распоряжения священникам чаще объяснять прихожанам учение Православной Церкви, а прежде венчания «испытывать» знания брачующимся основных молитв и истин веры.

Если брачующиеся лично известны священнику, то хорошо с ними провести несколько соответствующих бесед, посоветовать не спешить с баком и еще раз проверить глубину своих чувств. Рекомендовать перед венчанием приступить к исповеди и Причастию. Особенно тепло, с возможным торжеством совершить таинство брака и с любовью, по-отечески ласково сказать поздравительное слово молодым.

 

Дидактический момент.

Требник предписывает священнику перед началом венчания сказать «поучительное слово», раскрывающее «супружества тайну». Дидактический элемент при совершении венчания необычно богат и глубок по содержанию. Основа брака – взаимная любовь. Обратить внимание, что не мимолетное увлечение или легкий флирт являются базой создания семьи, а глубокая любовь. Человек принимает другого человека всего, как он есть, с его достоинствами и недостатками, как мать, видящая отрицательные черты своего ребенка и все же его любящая. Обнаружив отрицательные черты в муже или жене, не думать о разводе, а иметь терпение недостатки исправлять, перевоспитать человека. Брак есть подвиг, а иногда даже мученичество. К совестной жизни человек должен созреть не только физически, но еще в большей степени духовно. Подлинная любовь людей возвышает, делает их лучше, более жертвенными и способными на подвиг.

Соединяя в браке людей, священник должен проникнуться сознанием величия и глубины совершаемой им «супружества тайны» (Требник. Последование венчания). Каждое венчание – это радость не только двух людей, но и всей христианской общины, это - торжество любви, это – проповедь о высоте, красоте и целомудрии христианского брака.

Присутствующие при бракосочетании неженатые пусть правильно поймут задачи и цели брака, получат добрые примеры союзов любви; а состоящие в браке – пусть вспомнят то счастливое время, когда они сами вступали в брак, и критически оценят свои ошибки в семейной жизни.

Для самого же совершения брака священника, совершаемое таинство должно дать силы нести возможные тяжести своей семейной жизни и утвердить в радости, познанной им в совместной жизни с любимым человеком.

Священник в своей семейной жизни да будет примером для молодоженов, которых он сочетает для совместной жизни.

 

Библия о браке.

Слово Божие дает пастырю богатейший материал, на основании которого должно иметь конкретный образ идеальной христианской семьи. Св.Библия с первой своей книги Бытия (Быт. 2,18,22-24) и до последней – Апокалипсиса (Откр. 19, 7-10,21,9) многократно останавливается на проблемах и сущности брака. На основании эксегеза библейского текста следует сделать следующие выводы:

1) Брак установлен Богом еще в раю. Богоустановленность брака подтверждает Христос, апостолы раскрыли сущность христианского брака, Церковь включила его в число своих важнейших священнодействий – семи церковных таинств.

2) Целью брака является: умножение и сохранение человеческого рода (Быт. 1,28), взаимная помощь супругов в их совместной жизни (Быт. 1,18), обуздание возникших после грехопадения в человеческой природе греховных похотей и влечений чувственности (1 Кор. 7,4-2,8-9).

3) Еврейский текст второй главы Бытия полнее, чем его переводы раскрвыают внутреннюю связь и зависимость муха и жены. Еврейское слово жена происходит от того же корня. Муж и по-русски соответственно звучало бы: муж-мучица или человек – челочица. Общий корень слова на древне-еврейском языке означает общность происхождения и общность духовной и физической жизни мужчины и женщины. Господь сотворил человека как личность, соединяющую в себе в одно неделимое и целое мужское и женское начала. В браке и сейчас продолжается творение человека – двое «прилепляются друг другу», становятся одной плотью.

4) Из всех библейских текстов, затрагивающих проблемы брака, наибольшее затруднение представляет понимание слов «прилепится (человек) к жене своей, и будет двое одна плоть» (Быт. 2,24; Мф. 19, 5-6). Что значит «прилепиться» и стать «одной плотью? Единение мужа и жены нельзя понимать упрощенно, в смысле физической близости и телесного единения лиц разного пола. Жизнь показывает, что одно физическое единение еще не является гарантией соединения мужчины и женщины в одно целое. Физическая близость без близости духовной, без любви часто бывает случайность и не является еще браком в его глубоком, духовном понимании.

Женщина-самарянка имела пять мужей, однако, Христос не признал их мужьями в собственном смысле этого слова (Ин. 4, 16-18). Прилепиться- (по-гречески) склеивать, соединять, спаивать) означает соединиться двум в одно целое и неразделимое, наподобие сплава металла или органического сцепления молекул. Единение в «одну плоть» сможет быть прочным, действенным и долговечным только в том случае, когда физическому соединению будет предшествовать духовное единение двух самостоятельных существ. Вот почему Церковь и молится при бракосочетании о соединении «расстоящихся», т.е.разъединенных, во едино (Требник. Чин обручения, молитва 1).

Молодые люди, вступая в брак с серьезными намерениями, должны каждый себя хорошенько проанализировать, есть ли у них реальные предпосылки для создания новой крепкой семьи, есть ли в наличии основной соединяющий и закрепляющий материал – цемент, именуемый в человеческих отношениях любовью. Только духовное принятие другого человека в свою душу открывает дверь к физическому общению. Освященное Церковью духовное единство и сопутствующее ей физическое единение создают чудную гармонию новотворения двух разных существ в одно единое и целое.

5) Апостол Павел единение мужа и жены в браке называет великой тайной (Еф. 5, 25-33), уподобляет его союзу Христа и Церкви (Там же). Мистическое единство Христа и Церкви сопоставляется внутреннему соединению в глубинах человеческого существа мужа и жены. Как невозможно существование Церкви без Христа, так и подлинной христианской семье нельзя мыслить мужа и жену друг без друга.

Христос основал Церковь и всегда в ней пребывает: муж созидает семью, жена к нему прилепляется, соединяется неразрывными узами в одно целое. Вечность союза Христа и Церкви налагает печать нерасторжимости на христианский брак. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», говорит св. Евангелие (МФ. 19,6).

 

Символика обрядов венчания.

Церковь в своих обрядах при совершении таинства венчания внешними знаками раскрывает внутренний смысл и содержание супружеского союза.

 «… И дает им свещи возженны…»

1. В начале обручения в руки «новоневестных» даются зажженный свечи. По преп. Симеону Солунскому, свеча есть символ целомудрия, она указывает на присутствие при таинстве венчания благодати Божией. (Гл. 274). Свеча – источник света и тепла. Пусть венчальная свеча, которую вступившие в брак бережно хранят десятки лет в большом углу, всегда напоминает о том внутреннем свете и духовной теплоте, без которых невозможно строить семейную жизнь. Жить светло, радостно, с теплотой любви, делиться этими дарами с окружающими – вот задача христианской семьи. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5, 16). Если в семье хорошо, радостно и любовно, все житейские неприятности остаются за порогом дома, а в своей семье человек находит успокоение, облегчение и подкрепление духовных и физических своих сил. Только бы не задуть сею «жизненную свечу»!

 «Кадит крестовидно…»

2. Каждение при венчании совершается в подражание Товии, который своей молитвой, соединенной с воскурением, отогнал злую силу при вступлении в брак (Тов. 8, 2-3).

3. Из истории известно, что еще в глубокой древности, во времена фараонов цельцо (перстень) являлось символом власти, силы, права на уважение. Об этом упоминается в молитве венчания: «Перстнем дается власть Иосифу во Египте (Быт. 41,42), перстнем прославится Даниил во стране Вавилонской». Продолжение этой фразы в молитве Требника после наложения колец, по всей вероятности, есть неудачный перевод с греческого: «перстнем Отец наш Небесный щедр бысть на сыга своего: дадите бо, глаголет, перстень на десницу его, и, заклавшее тельца упитанного, ядше возвеселимся». Здесь слова отца из известной притчи о блудном сыне (Лк.15, 11-32) переданы как слова Отца Небесного, хотя они и не имеют никакого отношения к Сыну Его – Иисусу Христу. Из текста молитвы слова «Отче наш Небесный» правильнее изъять и читать место «Отец сына блудного».

Кольца носили женщины и еврейского, и классического мира, оно свидетельствовало об усвоении получившей кольцо особых прав. В христианском браке кольцо получило особо важное символическое значение. Кольцо является древнехристианским символом вечности (круг-линия, не имеющая конца, знак бесконечности). Вступающие в брак заключают между собой союз не на месяц или год (т.е. на известный срок), а на всю жизнь и в знак этого одевают на руку кольцо. Еще в 111 веке св. Клемент Александрийский писал: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения, но для того, чтобы этим подарком положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам». (Св.Климент Александрийский. Педагог. Гл.2). Взаимный обмен кольцами, очевидно, знаменует взаимообмен правами, а форма колец говорит о сочетании на вечность. Перемена колец восприемником (кумом или кем-либо из родственников) происходит во свидетельство того, что на взаимное согласие обручающихся есть согласие и родителей их, и родственников.

Кольцо – видимый знак совершившегося брака, свидетельство того, что мужчина принадлежит только определенной жене, а жена только одному мужу. Кольцо – печать целомудрия, духовной серьезности, ограждение блуда. Вдовые иногда на пальце носят два обручальных кольца, как свидетельство их горя, несения двойной тяжести в жизни.

По традиции Православной Церкви, священнослужители не носят венчальных колец. Этим свидетельствуется их высшее духовное посвящение на пастырское служение, обучение самому Богу, принятие новых обязанностей и ответственности, Для священнослужителя на первом месте служение Богу и Церкви, а семейные заботы отходят на второй план.

В ХУ1 в. на Руси обручение кольцами иногда заменялось обручение крестами. Существовали еще обычаи прилепления к волосам жениха и невесты теплого воска и пострижение волос.

 

«Прием священник венцы…»

4. К ветхозаветным свадебным обрядам относится возложение на брачующихся венцов. Первоначально это были венки из цветов и лавровых веток, украшенные лентами или четырьмя шелковыми кистями (последнее – обычай Грузинской Церкви). Позже вошли в употребление венцы из дерева и металла. Как минимум на венце жениха должна быть икона Спасителя, а у невесты – Божией Матери. (На мужском венце иногда изображали Деисуи, а на женском – праведных Иоакимма и Анну или Знамения Божия Матри). Венец есть символ торжества, величия и радости. По толкованию святителя Иоанна Златоустого,

венец есть видимый знак победы человека над своими страстями. Венцы являются также символами власти. Возлагая на брачующихся венцы, Церковь дает им благословение стать родоначальниками нового поколения, дарует власть над будущим потомством.

Создав человека, Господь поставил его Владыкой всего созданного (По словам 2-ой Молитвы венчания, «в начале создавый человека, и положивший его яко царя твари» - Быт. 1,28.), и теперь вновь при бракосочетании человек венчается «славою и честию» для разумного управления и руководства «малой Церковью» - своею семьею.

От венцов, возлагаемых на головы жениха и невесты, и все бракосочетание часто называют венчанием. За внешним обрядом (в данном случае возложение венцов) происходит таинственное единение двух людей: «венчай я (т.е.их) в плоть едину», закладываются основы и благополучие будущей семьи: «даруй им плод чрева, благочадия восприятие» (молитва перед возложением венцов).

Церковь, возлагая на новобрачных венцы из вещественного материала (тленные) выражает надежду, что через «честен брак» муж и жена будут удостоены венцов нетленных в Царствии Небесном.

 

«Таже приносится общая чаша…»

5. Общая чаша – символ общей жизни, общности в радости и горе. Радость, поделенная с другими, полнее, а горе разделенное легче переносится. Муж и жена должны быть друг для друга лучшим другом, опорой, т.е. частью самого себя. Брак не может быть без общения не только в большом, но и в малом, во всех мелочах жизни.

«Одиночество в браке», когда муж и жена живут под одной «крышей», но разными интересами и запросами, - это страшная трагедия семьи. Надо больше находить точек соприкосновения в жизни: необходимы общая молитва, совместное чтение, надо открывать друг другу свои переживания, вместе ходить по музеям и выставкам, а затем обсуждать виденное.

Чаша красного вина, из которой во время венчания молодожены пили три глотка, пусть запомнятся на всю жизнь и дает радость взаимного общения, счасть первых дней любви.

 

«Образ круга» при венчании.

6. «Образ круга» Церковь совершает трижды:

- при крещении – вокруг купели, в знак рождения для Вечной жизни;

- при бракосочетании вокруг аналоя свидетельствуя великую тайну соединения двух людей во едино;

- при хиротонии вокруг Престола – для обручения Богу к достойному служению в священном сане.

Во всех трех таинствах дается человеку «Печать нерушимая» знак особой Божественной Благодати.

6. Трижды в честь Святой Троицы обводит священник венчаемых вокруг аналоя с Крестом и Евангелием, творя «Образ круга» - символ Вечности. Радость человеческая получает свое освящение от Всемогущего Бога, в Троице прославляемого.

Крест и Евангелие – основа жизни каждого человека. Обходя Слово Жизни и Знамение Победы, родоначальники новой семьи свидетельствуют во что они верят, на что надеются и что является исходным пунктом их жизненного пути.

Вступая в новую жизнь, семейную, новобрачные начинают ее вместе, держась за руки, ведомые рукою священника, т.е. самой Церкви. Дай Бог, чтобы этот союз мужа, жены и Церкви никогда на был нарушен!

Тожественная процессия, вылившаяся от полноты радостного духа, является как бы малым пасхальным Крестным ходом, несущим земное счастье, а имеющим целью – Вечную Жизнь.

 

Богословское содержание тропарей.

Вечное и временное, небесное и земное взаимно переплетаются в песнопениях венчания. Совершая в бракосочетании таинственное соединение двух людей в одно целое, Церковь возводит ум к величайшим Тайнам Божественного Домостроительства: к рождению Девой Марией Христа и схождению Бога на землю. Почти за 8 веков предсказал пророк Исаия рождение Девой Богомладенца и назвал его Еммануилом,, что значит «Снами Бог» (Ис. 7,14). Видя пророчество сбывшимся, Церковь приглашает пророка Исаию торжествовать (ликовать), людей величать Бога, а Пресвятую Деву – прославлять. Эти чувства в особенности надо иметь людям, вступающим в брак, чтобы сердце их ликовало, «»яко с нами Бог».

 

Исаие, ликуй! Дева /имя во чреве/ и роди Сына Еммануила, /Бог же и человека/, Восток имя Ему:/ Его же величающее,/ Деву ублажаем. Исаия, торжествуй! Дева зачала во чреве и родила Сына Еммануила! Он – Бог и человек; имя Ему – Восток. Величая Его, мы прославляем Деву.

 

Брак есть не только радость, в нем заключен и подвиг, а иногда и мученичество. Как в союзе брака, так и в подвиге и в мученичестве должны отсутствовать эгоизм, расчет, себялюбие.

Без жертвенной любви невозможно стать мучеником или подвижником, не будет счастья и в семейной жизни. Вот почему во втором тропаре при обхождении вокрг аналоя и призывается молитвенное заступление, помощь святых мучеников, как опытно прошедших правильный путь жизни, до конца претерпевших страдания и поучивших награду – венец победителей.

 

Святи мученицы, добре страдальчествовавши и венчавшиеся молитеся ко Господу помиловатися душам нашим. Святые мученики, многопострадавшие (за Христа) и увенчавшиеся (мученическими венцами), молитесь Господу, чтобы Он помиловал наши души!

Люди, особенно молодые, часто замыкаются в круг своих личных интересов. Семья – это расширенное «Я» - может стать иолом, крепостью, в которую трудно проникнуть постороннему. Заботы о нуждах семьи поглащают все время и внимание. Эгоизм личный в браке легко перерождается в эгоизм семейный. Церковь, предостерегая венчаемых от возможного кумиротворения, возводит их мысли к примеру святых, к чувствам и поступкам этих лучших представителей человеческого рода. В третьем заключительном тропаре слышатся благодарственные слова святителя Иоанна Златоуста, непрестанно славившего Господа: «Слава Тебе, Христе Боже!». Благодарение за доброе и злое, за радости, за скорби и печали. Во всем видеть руку Божию, то милующую, то наказывающую, но всегда ведущую «ко благу», ко спасению.

Мировоззрение людей должно слагаться под влиянием мыслей и чувств святых, их жизненного опыта. Церковь, венчая молодоженов, поет, что Бог был похвалой апостолов, радостью для мучеников, а темой проповеди святых являлась Троица Единосущная. Люди часто хвалятся своей красотой, богатством, ученостью и прочими быстропроходящими талантами, но в жизни следует найти подлинное сокровище, заключить его в своем сердце, и ценя его прежде всего, беречь. Таким сокровищем человеческой души может быть только вера в Бога.

Апостолы, не имея ничего материально ценного, но с Богом в сердце, покорили весь мир, и Бог был их подлинной похвалой (в лучшем смысле этого слова). «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» - писал апостол Павел Галатам. (Галл. 6, 14).

Мученики, лишались всего ценного с земной точки зрения, многопострдавшие в жизни и претерпевшие самые ужасные мучения, имели радость в сердце, и ее давала им вера в Бога.

Проповедь о «Троице Единосущной», т.е. о Боге в трех Лицах: об Отце-Творце, Мира, о Сыне – Искупителе и о Духе Святом – Освятителе людей – это содержание жизни святых. Новобрачные, имея зрелый возраст для вступления в брак, должны быть и духовно зрелыми, чтобы видеть значение в жизни великого сокровища св. Веры и быть равноапостольными проповедниками ЕЕ в мире, начиная со своей собственной семьи.

 

Слава Тебе, Христе Боже, Апостолов похвало, и мучеников радование, их же проповедь, Троица Единосущная. Да, будет слава Тебе, Христе Боже, Ты – похвала апостолов, радость для мучеников, их проповедь о Троице Единосущной.

 

 С Х Е М А

 обручения и венчания

Чинопоследование брака состоит из обручения и венчания. Первоначально оба эти обряда совершались отдельно, причем обручение носило более гражданский характер, а венчание – церковный. В древней Церкви венчание совершалось в связи с литургией, за которой новобрачные приступали к св. Причащению. Сопоставляя теперешний чин венчания с чином литургии, нельзя не заметить, что он по отделении от литургии в самостоятельный обряд сохранил ее общий план: начальный, возглас, чтение апостола, Евангелия, сугубую и просительные ектении, «Сподоби нас, Владыка», «Отче наш», «Общение чаш». Состав молитв и другие частные подробности чина указывают на зависимость современного порядка браковенчания от обрядов Ветхозаветной Церкви.

 

Обручение.

Обручающиеся становятся у входных дверей на коврик: жених справа, а невеста – с левой стороны. Принесение в алтарь венчальные кольца священник благословляет рукой и полагает на тарелочке на Престол. Облачившись в праздничные (светлые) епитрахиль, поручи и фелонь, священник через открытые Царские врата, имея в руках напрестольные Крест и Евангелие, выходит к аналою посреди храма. Положив на аналой Крест и Евангелие, священник зажигает одновременно обе венчальные свечи от выносного подсвечника, стоящего за аналоем. Подойдя к «новоневестным», священник благословляет жениха, а затем невесту возженой свечой и дает им свечу в левую руку. Указанное в Требнике каждение в настоящее время в большинстве приходов не совершается.

Возглас: «Благословен Бог наш». Великая ектенья с особыми прошениями об обручающихся. Чтение двух молитв. Священник над каждым из брачующихся трижды произносит слова «Обручается…», перстнем творит крест на главе его и надевает кольцо на 4-ый палец правой руки. Если диакон принимает участие в венчании, то он приносит из алтаря кольца на тарелочке и подает их священнику. Если же диакона нет, то священнику самому следует перед началом обручения взять кольца с Престола и положить их на аналой вместе с Крестом и Евангелием. Надевая кольца на палец, надо соблюдать большую осторожность, чтобы кольцо не уронить и тем самым не дать повода к нелепым толкам о несчастном браке. «Новоневестных восприемник» (т.е. кум или друг женихов, старший шафер) меняет трижды кольца на руках обручающихся. Чтение молитвы. Сугубая ектения. Отпуст. В связи с тем, что венчание совершается сразу после обручения, то сугубая ектения и отпуст не произносятся.

Венчание.

Под пение псалма 127-го (на практике поют обычно только припевы «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» священник с кадилом в руках вводит венчаемых внутрь храма и поставляет на коврик (обычно на коврик стелют чистый материал, на котором стоят жених и невеста) перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие. Священник спрашивает жениха и невесту, каждого порознь, о их непринужденном желании и твердом намерении вступить в брак.

Приходилось слышать сомнения в целесообразности этих вопросов в современных условиях, особенно учитывая, что венчание совершается после росписи в ЗАГСе. Введение вопросов в самый чин венчания показывает, что Церковь придает им большое нравственно-назидательное значение. Перед лицом Церкви пусть брачующиеся еще раз подтвердят свою непреклонную волю к заключению брака и пообещают любить друг друга. Вопрос «не обещался ли другой (или другому)» подтвердит нравственную свободу брачующихся, откроет их потенциальную возможность вступления в брак и зафиксирует выбор одного только избранника (избранницы) на дальнейшую жизнь. Этот же вопрос для многих будет предостережением и должен удержать от обещаний легкомысленных и невыполнимых. Вопросы лучше задавать в русском переводе, как более понятном и в такой редакции:

Жениху: имеешь ли искреннее и непринужденное желание и твердое намерение взять себе в жену и любить сию…стоящую с тобой рядом? Не обещался ли иной невесте?

Невесте: имеешь ли искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою и любить сего… стоящего с тобой рядом? Не обещалась ли иному жениху?

Возглас: «Благословенно Царство…» великая ектения с особыми прошениями, заключительный возглас, чтение трех молитв.

Священник, взяв в руки венец, осеняет им (один раз) крестообразно жениха, а другим венцом невесту со словами: «Венчается…» Брачующиеся наклоняют свои головы, а священник трижды произносит совершительную формулу таинства брака, трижды благословляя обоих разом: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (т.е. их)»

Прокимен: «Положил еси на главах…»

Апостольское чтение – Еф. Зач. 230

Евангельское чтение – Ин.зач.6

Краткая сугубая ектения (практически эту ектению чаще переносят на конец венчания, молитва, просительная ектения, «Отче наш». Благословение и преподание венчающимся трижды общей чаши. Общую чашу не следует наливать очень полной – можно пролить вино, да и выпить ее даже в три приема бывает затруднительно. Чаша благословляется один раз. Перед запиванием удобнее свечу жениха переложить из его левой руки в правую. Иначе можно поджечь рукава рясы.

Соединив правые руки жениха и невесты своей рукой, покрытой епитрахилем, священник трижды обводит венчаемых вокруг аналоя. Обхождение вокруг аналоя надо согласовать с пением певчими тропарей:

первый раз начинать обводить при пении «Исайе, ликуй…»

второй -«- -«- -«- -«- «Святи мученицы…»

третий -«- -«- -«- -«- «Слава Тебе, Христе Боже…»

В зависимости от пения следует замедлять или ускорять скорость движения. Если пение очередного тропаря не закончен, то лучше немного постоять на коврике перед аналоем и подождать конца пения. В некоторых приходах (на юге России) священник связывает руки жениха и невесты платком или полотенцем, а в своей правой руке во время обхождения вокруг аналоя держит Крест. Перед священником несут выносной подсвечник. В Требнике митр. Петра Могилы в чин венчания (перед 3-ей молитвой) внесено принесение присяги на «верность и любовь», которую дают молодожены перед Св.Евангилием. По замечанию С.Булгакова («Настольная книга» стр.124, примечание 29). Все указанные особенности сложились на юге России под влиянием унии, являются местным обычаем, не имеющим общего значения. Нет оснований священнику при троекратном обхождении вокруг аналоя делать остановку у амвона и совершать поясной поклон пред Царскими вратами.

Священник снимает с новобрачных венцы и в это время читает молитвы: «Возвеличися, женише…» и «И ты, невесто…».

Новобрачные крестятся и целуют каждый на своем венце иконку. Две молитвы (последняя читается лицом к новобрачным). В современной практике принято заканчивать венчание кратким молебном. Священник берет из рук новобрачных свечи, гасит их и кладет на аналой. Взяв в руки Крест и Евангелие, священник идет к Царским Вратам, за ним следуют до ступеней амвона новобрачные. В это время певчие поют тропарти «благодарственный» или чтимому образу (например, в Костроме, иконе Божией Матери Федоровской). Священник, положив на Престол Евангелие, возвращается с Крестом в руках на конец амвона.

Сугубая ектения с упоминанием о здравии новобрачных. Премудрость. Отпуст. В отпусте поминаются святые, которые должны быть для новобрачных примером жизни с Богом: боговенченные цари и равноапостолы Константин и мать его Елена (боговенченными названы не в смысле венчания брака, а как венценосцы на земле по царскому сану за свои равноапостольные труды на благо Церкви, удостоенные венцов небесных). Великомученик Прокопий (+ 303г) воевода, посланный царем Диоклетианом в Александрию гнать христиан, чудесно познал истинного Бога и своим твердым исповеданием Православной веры обратил к Богу множество людей.

Поздравительное слово. Многолетие. Целование икон. Поздравления.

Поздравительное слово священника хорошо закончить пожеланием и возглашением многолетия. Текст многолетия: «Благодарственное и мирное житие, здравие же и спасение, во всем благое поспешение, взаимную любовь и согласие, изобилие плодов земных подаждь, Господи новобрачным… (имена их) и сохрани их на многие лета».

Во время пения многократного «многая лета» священник дает новобрачным Крест и приглашает им дать лобзание, как видимый знак любви. Затем новобрачные прикладываются к местным иконам (если доступ к ним затруднен, то лучше к положенным на аналое около Царских Врат иконам Спасителя и Божией Матери),и, обратившись лицом к народу, останавливаются на нижней ступени амвона, где и принимают поздравления родных и близких.

 

«МОЛИТВА НА РАЗРЕШЕНИЕ ВЕНЦОВ, ВО ОСМЫЙ ДЕНЬ»

В настоящее время чтение этих двух молитв потеряло свое значение и смысл:

А) в древности новобрачные носили 7 дней венки из масличных или миртовых листьев, а в наше время венцы металлические;

Б) венцы по современному чину брака священник сам снимает в конце венчания;

В) содержание второй молитвы отражает быт прежнего времени и теперь звучит архаически.

Слова молитвы «согласия достигшие» означают, что отец невесты и отец жениха, договариваясь между собой о приданом невесты и об укреплении этого договора надлежащими документами при верных свидетелях, взаимно соглашаются на одном и достигают согласия. Слова молитвы «и спрятавшие яже в нем знамения» говорят о том, что по совершении брака, новобрачные, приняв от своих родителей документы («знамения»), сохраняют их у себя («спрятавшие яже в браце знамения»).

Об этом подробнее в книгах: С.В.Булгаков. Настольная книга для священнослужителей. Киев. 1913г. стр.1246 и архиепископ Вениамин. Новая скрижаль. СПб. 1884г. стр.380-381.

 

ПОСЛЕДОВАНИЕ О ВТОРОБРАЧНЫХ.

Брак по смерти одного из супругов или после законного расторжения брака может быть совершен во второй и третий раз (исключая священнослужителей). Апостол Павел писал Коринфянам: «Безбрачным и вдовым говорю: хорошо им оставаться, как я, но, если не могут воздержаться, пусть вступает в брак. (1 Кор. 7, 8-9). Таким образом, второй и третий брак – это снисхождение к немощи человеческого естества, и он должен сопровождаться покаянием и епитемией брачующихся (Двоеженцы отлучаются от Причастия сроком от одного года до двух лет, а троеженцы – до 5 лет).

Сам чин второбрачных более краткий, носит менее радостный и торжественный характер, в нем звучат покаянные молитвы (особенно в 1-ой и 2-ой молитвах). Венчание по этому чину совершается только в том случае, если оба брачующихся уже ранее были венчены. Если же хотя бы один венчается первый раз, то совершается так называемое последование «великого венчания».

Согласно современной практике, при венчании второбрачные держат в руках свечи и на них возлагаются венцы.

 

Порядок венчания второбрачных.

Возглас: «Благословен Бог наш…», «Трисвятое по Отче наш», дневной тропарь, Великая ектения. Чтение 2-х молитв. Обручение. Две особые молитвы. Возложение венцов. «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их).» Прокимен. Апостол. (чтение псаломщиком вместо обычного Апостола послания св.апостола Павла к Коринфянам (1. Кор. 7, гл.зач.136) неоправданно и недопустимо). И Евангелие из чина венчания первобрачных. Молитва. Просительная ектения. «Отче наш». Общая чаша. Трижды обхождение вокруг аналоя. Снятие венцов. 2 молитвы и отпуст.

 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

А. Вокальная сторона священнического служения.

К сожалению, у нас очень мало уделяется внимания тому, как священнослужители произносят возгласы и читают молитвы. Кого Господь наделил голосовыми способностями и дикцией, тот служит ясно, а часто даже молодые священнослужители произносят слова невнятно и потому непонятно. О культуре произношения и о технике вокального исполнения необходимо заботиться и молодому, и старому. Основное, что требуется от священнослужителя – это старание, желание сделать служб у ясной и доходящей до сознания молящихся. Даже если у кого и очень посредственные голосовые данные, но есть старание и желание их улучшить, то можно добиться многого. Примером пусть будет знаменитый оратор древности Демосфен. Он в молодости имел очень тихий голос, заикался, шепелявил, у него было подергивание плеча. Упорным трудом он добился, что его голос стал могучим, косноязычие и дергание плеча прошли.

Хорошо, если священнослужитель специально занимался постановкой голоса, ему легко служить, имея даже небольшой голос. У кого такой возможности не было, тот должен следить за своей дикцией (часто дома вслух читать по книге), отрабатывать произношение отдельных букв, развивать слух (очень полезно дома петь ноты под аккомпанемент пианино), стараться «не глотать», а наоборот, растягивать концы слов. Хорошо, если кто-нибудь из домашних будет следить за произношением слов в храме, а затем дома говорить о недостатках. К чтению в храме следует предварительно готовиться дома, чтобы делать правильные ударения и осмысленные логические и грамматические остановки в тексте. Служба должна быть гармоничной, музыкальной. Неприятное впечатление остается, когда священнослужитель и хор поют «не в тон». ( В свое время была издана книга, в которой все возгласы священника были положены на ноты).

Иногда священнослужители, обладающие голосовыми данными, любят красоваться своим голосом и непомерно растягивают отдельные слова (например, «вонмем» или «премудрость») или целые фразы (например, прокимены или концы апостольского чтения). Этим служба затягивается, а присутствующие утомляются. Главное достоинство службы – ее молитвенность и ясность, а крик и «бесчинные вопли» не нужны. Бывает неприятно смотреть на некоторых чтецов, заканчивающих криком чтение Апостола или Евангелия: человек неестественно напрягается, краснеет, обливается потом, чтение вызывает улыбки, а не благоговейное, духовное переживание.

Всякие театральность, искусственные эффекты и желание «показать себя» не должны быть в служении, ибо «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» (Ин.4, 24). В особенности это относится к чтению Апостола во время венчания. Громоподобно прочитать Апостол и закончить его невероятным fortissimo еще недавно считалось необходимой принадлежностью браковенчания. Специально приглашались голосистые чтецы, чтобы устрашающе прокричать последние слова Апостола: «а жена да боится своего мужа». В 1889 году в Тульской епархии было предписано, чтобы при браках не было допустимо чтение Апостола голосистыми диаконами.

У слушающих создавалось впечатление, что эти последние слова Апостола, как самые громкие, и есть самые важные и основные. А ведь не эти слова выражают сущность апостольского чтения, не в них заключена глубина христианского брака, да и понимать их надо духовно, а не обывательски. Чтение Апостола, согласно духу православного богослужения, должно производиться благоговейно и внятно, за этим обязаны следить священники.

Вместе с тем, чтение священнослужителей не должно быть однообразно-монотонным; такое чтение не вызовет интереса к содержанию, быстро утомляет, внимание слушателей рассеивается. Рекомендуется в зависимости от содержания молитвословия несколько менять интонацию своего голоса. Например, в молитве третьего чина обручения неоднократно повторяемое «перстнем» рекомендуется произносить с постепенным возвышение голоса (Прот.Е.Попов. По пастырскому Богословению письма. Пермь. 1874г. 2 ч. стр.84). Совершительную форму брака – слова «Господи Боже наш, славою и честию венчая (т.е. их)», произносимую трижды, лучше говорить каждый раз усиливая голос. Слова священника должны точно совпадать с его внешними действиями и движениями. Например, указывая рукой на общую чашу во время венчания, священник произносит: «чашу общую сию», а благословить эту чашу надо во время слов «благослови благословением духовным».

Вообще за службами, а особенно при совекршении таинств, в голосе священника должны звучать убежденность (власть совершающего священнодействия), теплота и участие (личное переживание момента), и доброжелательность к своим духовным чадам.

 

Б. БОРЬБА СВЯЩЕННИКА С ПРИМЕТАМИ И СУЕВЕРИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ВЕНЧАНИЕМ.

Браковенчание связано с будущей судьбой вступивших в брак. Это будущее премудро закрыто Богом от людей. Многие же лукаво хотят приподнять эту завесу неизвестности и узнать, что же ожидает новобрачных, какая будет их совместная жизнь.

Из различных, ничего не значащих случайных поступков и действий строится хрупкий, карточный домик человеческих предположений и примет. Эти «, забывая Всемогущий Промысе Божий, ведущий людей по предначертанному пути, делают свои ложные заключения и с большим авторитетом «открывают» будущее новой семье предсказатели».

Так, примечают у кого из новобрачных быстрее сгорает свеча или кто первый вступил на коврик («подножку») у аналоя и из этого делают вывод, кто раньше умрет или кто из двоих будет главенствовать в доме. А если, не дай Бог, при обручении упадет на пол кольцо, то в этом случае предсказывается неудачный брак. Замечается каждая мелочь в одежде (особенно невесты), во внешнем виде, во взаимных взглядах жениха и невесты и из всего делаются свои предположения, большей частью не в пользу брачующихся. Если молодые, запивая вино, поперхнутся или при обхождении вокруг аналоя невеста наступит на шлейф, то всему этому придается зловещий смысл и значение. Священнику следует бороться с суевериями своих прихожан вообще, а со связанными с венчанием, особенно. Ведь сказанное «недоброе слово» может оставить горький след в душе венчающихся и угнетать их долгое время. Совершение венчания в храме обычно вызывает большой (чаще всего нездоровый) интерес людей: собирается множество народа, но не для молитвы, а просто так, посмотреть и посудить. Во время венчания со всех сторон раздаются наставления молодым: «Крестись» Кланяйся! Целуй! И проч. Бедные молодожены теряются от необычной обстановки храма, а множество советов делают их совершенно беспомощными. Забывается самое главное для чего они пришли – молитва. В этом отношении лучше венчать без множества посторонних зрителей.

Чтобы избежать мешающего службе поучения бракосочетающимся со стороны «знатоков церковного ритуала», священник может сам, до совершения таинства, побеседовать отдельно с брачующимися и объяснить некоторые обряды (например, как следует совершать Крестное знамение, как держать свечу и дать другие необходимые наставления).

Можно священнику перед началом венчания обратиться к народу с таким, например, поучением: «Сейчас нам предстоит совершить усиленную молитву о ниспослании благословения Божия на сочетающихся браком. Прошу вас сохранять полную тишину, не делать никаких замечаний или наставлений. Учить (или учиться) надо было раньше, а сейчас время молитвы. Самые необходимые указания буду делать я сам, а вас прошу только молиться».

Во время венчания священнику негромко следует в соответствующих местах службы говорить молодым: «креститесь», или «целуйте иконку», или «будем ходить вокруг аналоя» и т.п.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.458 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь