Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Систематизация и сравнение. Богословие канонических и апокрифических посланий апостола Павла.



Систематизация и сравнение.

Писания, признающиеся некоторыми исследователями поддельными можно рассматривать по различным критериям. Обычно это степень сходства подделки с оригинальным текстом автора, по значению для общества, по реакции общества, по замыслу составителю, времени написания, причины по которым источник признан поддельным, а так же по степени изученности документа.

Исторический фактор

 

 По времени написания

Переписка ап. Павла с Сенекой датируется примерно 392\393 годами – это время первого упоминания о ней у блж. Иеронима. Возможно по этому, текст по форме отличается от других двух, которые более приближены к привычной для христиан форме посланий

Послание к лаодикийцам было написано не позже второго века, так как упоминается уже в каноне Муратори (примерно 190г.). Однако, Брюс Мецгер указывает на 3 век. А третье послание к Коринфянам было написано около 170 года.

 По историческому фону

Открытие переписки с Сенекой приходится на IV век. Церковь перестала быть гонимой, однако влияние язычества в империи еще велико. Влияние философов на культуру практически так же сильно, как и раньше. Возможно, послание отражает борьбу набирающего силу и авторитет христианства с еще сильным языческим миром.

Послание к Лаодикийцам как и послание к Коринфянам написаны во время бурной борьбы с гностицизмом. Оба они созданы, скорее всего, для защиты Церкви от них, хотя конечно нечистоплотными методами. Такая своего рода инициатива от низов, из периферии. 

 По замыслу составителя

По замыслу составителей послания очень разнятся. На счёт замысла составителя переписки ап. Павла с Сенекой у ученых есть несколько мнений. Одно из них – учение Сенеки было настолько похоже для не очень разбирающегося человека на христианское, что автор не смог совладать с искушением написать о дружеской связи с великими людьми начала эры. Другое мнение исходит из позиции, что христианство тогда было слабо и не особо популярно в ученых кругах. Для того. Чтобы это исправить, христианство стараниями апокрифиста «получило» в список своих друзей и последователей великого философа того времени – Сенеку. Есть и третья теория, согласно которой послание было создано, для того чтобы опорочить христианство. После самоубийства (которое совсем не делает ему чести как христианину) имя Сенеки начало подвергаться опорочиванию. Его упрекали в том, что он не следует тому, чему учит, живет в богатстве и ублажается гомосексуальными связями. Если апокрифист следовал этому мотиву, то такая дружба была бы во вред христианству. То есть, послание было написано не ради его содержания, которое хоть и историчное, но скудное, а ради вообще существования такого послания в принципе.

Несколько другой мотив у автора послания к Лаодикийцам. Если у переписки с Сенекой не было никакого повода кроме кажущегося сходства двух учений, то указание на существование послания к Лаодикийцам есть точное прямое указание. Но при отсутствии оного в собрании канонических посланий, перед еретиками в первые века христианства стоял большой соблазн это отсутствие восполнить. Потому по распространенному мнению, автор апокрифа решил заткнуть пробел пустышкой. Таким образом, послание было написано намеренно без каких либо богословских проблем, чтобы его не стали толковать. Автор не мнил себя равным в писательском или богословском таланте апостолу Павлу, потому полностью скопировал текст из других посланий, составил как мозаику. В итоге получился текст из двадцати строк, носящий исключительно информативный характер. Едва ли апостол стал бы подобное послание непременно рекомендовать Колоссянам для прочтения. Однако стоит заметить, что если цель автора апокрифа была действительно в этом, то она достигнута – нет никакого другого еретического документа подписанного «посланием к Лаодикийцам». На место послания к Лаодикийцам лишь претендуют канонические послания – к Ефесянам и к Филимону.

Третье послание к Коринфянам проникнуто глубоким уважением к апостолу. Настолько глубоким, что его автор стал составлять полемику с еретиками в форме послания апостола Павла и подписываясь его же именем. Послание почти всегда в текстах находится вместе с посланием коринфян к Павлу. Мнения исследователей по причине побудившей автора апокрифа к его написанию сходятся к одному: псевдопослание было написано против еретиков и для защиты церкви от них. Причина практически единогласного решения ученых одна- автор был найден еще при своей жизни. Это был пресвитер из Малой Азии, где еретики бардесаниты могли нанести ущерб разуму местной христианской общины. Несмотря на добропорядочные намерения, он был лишен священнического сана и предан анафеме.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь