Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВРЕМЕНА ДОИСТОРИЧЕСКИ.   3



тельно которыхъ является напротивъ возможнымъ принимать то, что относительно другихъ племенъ должно быть отрицаемо. Хриспанство могло распространяться между русскими Славянами отъ Грековъ. Со­вершенно невероятно предполагать, чтобы хрисианство было распро­страняемо Греками между тЬми племенами русскихъ Славянъ, которые жили далеко отъ нихъ, которые не находились съ ними ни въ какихъ сношешяхъ и которые оставались имъ совсвмъ неизвестными, ибо не бываетъ и не можетъ быть такъ. чтобы хританте миссшнеры отъ-нскивали по свету неизвестные народы, которыхъ бы можно было про-повъдывать христнство (а отправляются къ народамъ уже отъискан-нымъ). Но нельзя отрицать возможности того, что Греки заботились о распространен^ хрштанства между тЬми племенами напшхъ Сла­вянъ, которые жили въ соседстве съ ними или которые, не живя въ соседстве, находились съ ними въ более или менее деятелышхъ сно­шешяхъ. А два племени изъ числа славяно-русскихъ племенъ и под­ходили подъ сейчасъ указанным услов! я. Эти племена были — племя Угличей и Тиверцевъ и племя иевскихъ Полянъ.

Угличи и Тиверцы жили на нижнемъ Днестре и отъ Днестра до нижняго Дуная '). Должно быть принимаемо за несомненное, что на своемъ месте жительства они были не позднейшими пришельцами, спустившимся съ севера въ V—VI веке по Р. X., а такими же (и еще более древними) относительными аборигенами, какими были на своихъ местахъ жительства друпя славянсшя племена ! ).

') Л4топись о нихъ во введенш: „А Улучи (неправильно вместо Угличи, какъ это правильное сохранилось въ жвкоторыхъ позднМшихъ л'втописныхъ сводахъ) и Тиверьци сЬдяху по Днестру, присЬдяху къ Дунаеви; 64 множьство ихъ, сЬдяху бо по Днестру оли до моря; суть градн ихъ и до сего дне'; . Городъ ПересЬчень, ко­торый воевода Игоревъ Свенельдъ осаждалъ три года и который вероятно прини­мать за столицу позднъ'йшихъ Угличей — Тиверцевъ, видятъ въ нын^шнемь боль-шомъ сел! 1 ПересЬчина, находящемся въ Огрйевскомь уЁздй Бессарабской области, въ 15-ти верстахъ отъ Огр4ева по почтовой дорогЬ къ Кишиневу (Словарь РоссШск. Имп. Семенова, ел. Пересвчпна). Назваше Угличей, какъ это разъяснилъ покой­ный Надеждинь, — отъ местности, которая представляетъ нзъ себя уго.ть (кутъ, закутье) между ДнЬстромъ, Чернымъ моремъ, Дунаемъ и Прутомъ или Серетомъ. Греки, сохраняя славянское назваше местности, называли ее " Отт^о? (он—носовой звукъ юса), а нынешнее турецкое назваше южной части местности Буджакъ есть переводъ славянскаго назвашя, ибо турецкое слово буджакъ значить уголъ.

г) Какъ справедливо говорило сохранявшееся до летописца и записанное имъ народное предаше, наши предки Славяне пришли въ нынешнюю Россоо по Дунаю съ запада, изъ своей относительной или въ собственномъ смысле первой первородины въ Европе — области венещанской въ северной Италш (получившей


4              Т. I. ГЛ. I. ХРИСТ1АНСТВ0 НА РУСИ ДО СВ. ВЛАДИМИРА.

Но если это такъ, то касательно возможности, которая существо­вала къ распространенно между ними хриспанства отъ Грековъ, дол­жно быть сказано следующее. Вопервыхъ, бывъ покорены посл'Ьдним'ь даюйскимъ царемъ Децебаломъ, Угличи и Тиверцы при импер. ТраянЬ (101—107 по Р. X.) вместе со всею Даюей подпали власти Рим-лянъ '), при чемъ въ административномъ отношенш ихъ территор1я была отделена отъ Дакш и была присоединена къ задунайской Ниж­ней Мизш. (нынЬшией Болгар ш). Но въ Нижней Мизш хриспанство явилось не позднее половины II въкаг). Вовторыхъ, когда въ 271-мъ году при импер. Аврел1анъ* Римляне удалились изъ Дакш, вместе съ ч4мъ кончилась ихъ власть и надъ территорхею Угличей-Тиверцевъ, эти по-сл'Ьдше остались непосредственными соседями черезъ Дунай той части

назваше отъ имени Славянъ Венеды, Венеты) и первую местность, съ которой они начали свое разселеше по ней, представляли низовья Дуная. А такнмъ обра-аомъ, Угличи-Тиверцы были на своемъ месте жительства древнейшими или перво-начальнейпшми обитателями, чемъ все друпе pyccKie Славяне на своихъ местахъ жительства (что подъ Антами византШскихъ историковъ должно разуметь Углпчей— Тшерцевъ, это видно отчасти изъ нихъ самихъ, — Прокошй КесарШскШ, съ несо-мнительною же ясностда—изъ современнаго Прокошю готскаго историка 1орнанда или 1ордана, который говорить о месте жительства Антовъ буквально то же, что наша летопись о агбсгё жительства Угличей-Тиверцевъ: Antes a Danastro exten-duntur usque ad Danubium, ■ — De Gothorum origme, cap. V, у Миня въ Патрол. t. LXIX, col. 1255 sub fin.).

') Весьма замечательным, образомъ сохранилась память о Траяне у руе-скнхъ Славянъ. Знаменитаго рнмскаго императора они превратили въ своего нацю-нальнаго весьма знаменитаго героя. Какъ таковаго, они сделали его патрономъ своей земли, включивъ его въ число своихъ боговъ или полубоговъ (см. ниже), и но этой причине называли свою землю „землею Троянею" (Слово о полку Игоре-вомъ). Славный времена своего мнимаго Трояна они называли веками Трояновымн (яв4чи Трояни" ); о совершенш доблестныхъ д^лъ они выражались „рискати въ Т1юпу Трояню", т.-е. идти по сл4дамъ Трояна; они вели отъ времени импер. Тра-яна, превращеннаго ими въ своего нащональнаго Трояна, приблизительное л^то-счислеше своихъ временъ доисторическихъ („на седьмомъ в-вц* Трояни" —Слово о полку Игор.. Если не ошибаемся, подобное тому, чтб у насъ, случилось съ импер. Граяномъ у Румыновъ, Болгаръ и Сербовъ). — Все существующее въ Beccapa6in валы носятъ названш Трояновыхъ, а преимущественно называемый этимъ именемъ исключительно длинный валъ, можетъ быть—возведенный импер. Траяномъ для за­щиты северной римской границы въ нынешней Бессарабш отъ набеговъ варвар-скихъ, тянется более чемъ на сто верста отъ Днестра до Прута, начинаясь про-тивъ Тирасполя у первой реки и кончаясь при местечке Леова у второй.

2) См. Le Quien' a въ Oriens Christian., I, 1217 (мученица Мелитина, память которой 16-го Сентября, пострадала въ Маршанополе, главномъ городе Нижней Мизш, при импер. Антонине, занимавшемъ престолъ съ 138-го по 161-й годъ).


ВРЕМЕНА Д0ИСТ0РИЧЕСК1Я.


5


Нижней Мизш, которая находилась между Дунаемъ и Чернымъ мо-ремъ и которая потомъ, бывъ отделена отъ Мизш, сдЬлана была осо­бой провинцией съ именемъ Скиеш (Малая Скив1я — нынешняя До-бруджа). А въ этой части Нижней Мизш, жители которой состояли между ярочимъ и изъ Славянъ, явилось хриспанство и была учреж­дена своя особая епископская каеедра (въ город* Томи, посл'Ьдую-щемъ главномъ город* провинцш Скиеш) во всякомъ случа* не позд­нее импер. Дшклетаана '). Втретьихъ, при устьи Днестра (собственно нисколько ниже, на берегу днЬстровскаго лимана) находилась боль­шая греческая колотя, называвшаяся до древнему имени р*ки Тира-сомъ, а между устьями Днестра и Дуная находились друия менышя гречесюя колоши. Мы не им'Ьемъ положительныхъ св^дЬтй, чтобы до колонш этихъ, пока он* существовали, распространялось хриспанство; но им'Ьемъ р'Ьшительныя основашя полагать, что это было действи­тельно такъ *). Вчетвертыхъ, не невероятно предполагать, что ме­жду сейчасъ вышепомянутыми Славянами (какъ жителями Нижней Мизш), близко родственными Славянамъ русскимъ, христианство до некоторой степени распространялось и въ собственномъ м^ст* ихъ жительства до ихъ р*шительнаго движешя на Балкансшй полуостровъ (съ конца IV — начала V вика) — Дакш, въ которой они отдЬля-

') См. у Le Quien' a ibid. I, 1211 (мученики Епиктетъ и Астюнъ, память ко-торыхъ 7-го 1юня, пострадали при Дюклеиане въ скиеШскомъ город* АлмирисЬ, въ бытность на епископской томШской или томитанской каеедр£ Евангелика).

г) Импер. Константннъ Порфирогенитъ въ книге De administrando imperio сообщаетъ, что въ его время на нпжнемъ Дн^пр* видны были развалины шести городовъ, въ которыхъ сохранялись остатки зданШ, им4вшихъ признаки церквей, и были находимы высЬченные на камняхъ кресты, свид'Ьтельствовавгте о существо-ваши въ бывшихъ городахъ христанства, -— cap. 37 sub. fin., ed. Bonn. p. 167. РусскШ иереводъ сочинешя Константина Порфирогенита, которому дано въ пере­воде назваше: „О народахъ" и при чемъ переводчикъ въ нашемъ мйстЬ, прини­мая назваше р^зки ДнБпромъ за ошибку перепнсчиковъ сочинен! я, вместо Днепра ставить Днъттръ, — въ Чтешяхъ Общ. Ист. и Древн., въ I кн. 1899-го года. Но если существовало хрисианство въ греческихъ кодошяхъ, находившихся на Дн'Ьпр'Ь, то имеется полная вероятность заключать объ его существовали въ т4хъ же ко-лошяхъ, находившихся и на Днестр*. (А если принимать съ переводчйкомъ сочи­нешя Константина Порфирогенита и съ некоторыми другими весьма вероятное, что вместо Днепра должно разуметь у Константина Дн'Ьстръ, то будемъ имйть и положительныя, нужныя намъ, св^д^щя: Константинъ говорить, что первый изъ шести находившихся въ развалинахъ городовъ Печенеги называли Б'Ьлымъ горо-домъ, —" Aonpov KdaTpov, и весьма вероятно разуметь подъ зтимъ Белымъ городомъ тотъ последующи славянски Бъмтородъ, который теперь называется по-турецки Аккерманомъ и который есть помянутый нами гречесшй Тирасъ).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь