Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Т. I .  ГЛ. I . ХРИСТ1АНСТВ0 НА РУСИ ДО СВ. ВЛАДИМИРА.



лись отъ нашихъ русскихъ Славянъ реками Серетомъ или Прутомъ '). О xpncriaHCTBi въ Даши говорятъ Тертухтаиъ и бл. 1еронимъ *), и если у перваго можно разуметь римскихъ колонистовъ, поселен-ныхъ Траяномъ въ Даши, то у второго уже необходимо разуметь вар-варскихъ жителей страны, между которыми Славяне составляли пре­обладающее большинство. Наконецъ, впятыхъ—если не съ бол^е ран-няго времени, то по крайней мйрй съ правлеюя импер. Юстишана (527—565) Угличи-Тиверцы, съ одной стороны, служили въ византш-скихъ войскахъ, въ качестве наемниковъ, а съ другой стороны — въ сообществе съ Славянами дакшскими или отдельно отъ нихъ делали весьма частые набъти на HMnepiro, при чемъ уводили къ себй мно­жество плбнныхъ 3).

') Даюя, —нынешняя Молдо-Валах1я съ Транссильвашей, получила свое имя отъ пришедшаго въ нее въ половине IV века до Р. X. изъ-за Дуная ерашй-скаго народа Даковъ или Гетовъ (называвшагося первымъ именемъ у Римлянъ, а вторымъ у Грековъ). Но въ стране, получившей отъ нихъ свое имя, они были на­сельниками Славянъ, которые были въ ней столько же древними обитателями, сколько наши Угличи-Тиверцы на своей территорш (подъ нашеств1емъ на- Славянъ на Ду­нае Волховъ или Волоховъ, о которомъ говоритъ нашъ л'Ьтописецъ, со всею веро­ятностью должно разуметь нашествие Даковъ, которыхъ л'Ьтописецъ называетъ позд-нййшимъ пхъ именемъ). Импер. Траянъ, покоривъ въ 101-—107-мъ году Дашю, на-селилъ ее римскими колонистами и изъ смйшешя этихъ колонистовъ съ туземными жителями произошли нынйште Румыны: но языкъ румынскШ (представляющШ со­бою смесь языковъ латинскаго и сдавянскаго и еще можетъ быть какихъ-нибудь другихъ) несомнительно свидетельствуете, что въ его образованы принимали весьма значительное учасме Славяне. Съ конца IV — начала V вт> ка но Р. X. хлы­нули черезъ Дунай изъ Даши на Балкансшй полуостровъ огромныя полчища Сла­вянъ и страшно наводнили собою весь посл^дшй (нынЪшше Болгары -— потомки этихъ Славянъ). Но въ Даши эти Славяне не могли внезапно вырости изъ земш подобно грибамъ (а мнеше Шафарика, распространяющаго Славянъ ио Европе обратно действительности и заставдяющаго ихъ съ того или другаго морскаго бе­рега, на которомъ они очутились по переходе изъ Азш въ Европу, чудодейственно перелететь на принимаемые имъ за первородину Славянъ въ Европе северные склоны Карпатовъ, должно быть признано совершенно несостоятельнымъ).

! ) Въ сочинешяхъ, которыя цитуемъ ниже.

3) У Strut, въ Мегаогг. рорр. (I, 161, 199, 612; II, 25) объ Антахъ, подъ которыми должно разуметь Угличей-Тиверцевъ (вообще см. нсторическШ Index подъ ел. Antae). ГотекШ историкъ 1орнандъ, подтверждая историковъ греческихъ, гово­ритъ объ Угличахъ-Тиверцахъ (которыхъ называетъ Антами) и о дакШскихъ Сла-вянахъ (которыхъ называетъ Славянами) своего времени, что они nunc ubique de-saeviunt, и при этомъ о воинственности Угличей-Тиверцевъ говоритъ, что они — eorum fortissimi, qui ad Ponticum mare curvantur, —De Gothorum origine, cap. 5. — Во второй половине II века по P. X. явились на нижнемъ Дунае и Черномъ


ВРЕМЕНА ДОИСТОРИЧЕСКШ.


7


Шевсые Поляне, территор1я которыхъ простиралась весьма не далеко на югъ отъ Юева, не были сосЬдями Грекамъ, составлявшимъ

морт> нт> мецще Готы, которые, постепенно распространивъ свою власть на западъ но венгерскую рт.ку Тейссу, а на востокъ по рт> ку Донъ, образовали два коро­левства (влад'Ьтельства) — Вестготское (Визиготское) или западное и Остготское (Остратотское) пли восточное, съ взаимной границей между ними рт> кою Дн4промъ, и которые господствовали надъ страною сейчасъ указанвыхъ лред4ловъ до 376-го года, когда явились изъ Азш въ Европу монгольск! е Гунны. Необходимо полагать, что Готы подчинили своей власти Угличей-Тиверцевъ бол'Ье или мент> е вскоре но своемъ прибытш на Дунай ■ — Черное море и такъ какъ, начиная со второй поло­вины Ш вика. между ними до такой степени распространилось христаанство, что они стали югёть своего особаго епископа: то можно было бы указывать и еще путь распространена хриспанства между Угличами-Тиверцами, это — отъ владБВ-шихъ ими Готовь. Но вопреки наиболее принимаемому мибнш, должно считать за Готовь, между которыми распространено было хриспанство не Готовь западныхъ щгёвшихъ подъ своею властгю Угличей-Тиверцевъ, а восточныхъ (каведра епископа готскаго Веофила, присутствовавшаго на первомъ вселенскомъ соборй, какъ это видно изъ чтешя его подписи подъ соборными дЬяшями по нт, которымъ спискамъ по-сл'ьднихъ, находилась въ городе Босфоре, нынЕшней Керчи: De Golhis Theophilus Bos-poritanus, —Еесселя Uber das Leben des Uffilas und die Bekehrung der Gothen, Gotting., 1860, S. 115). Епископъ Унила, поставленный св. 1оанномъ Златоустымъ для Го­товь, оставшихся на своемъ m4ct4 жительства по удаленш большинства ихъ со­родичей на западъ, и, какъ должно думать, бывшШ однимъ изъ прямыхъ преемни-ковъ веофила, имтаъ свою каеедру, что ясно видно изъ рйчей о немъ Златоустаго въ посланш къ Олнмтадт. (въ пздашяхъ Монфоконовомъ, t. Ш, и Миневомъ, t. LII, —13-го) также въ городт, Босфоре. Что же касается до Готовъ западныхъ, то хриспанство начало распространяться между ними только л'Ьтъ за тридцать до при­хода въ Европу Гунновъ и до ихъ удалешя отъ посл'Ьднихъ на западъ (первымъ проповт> дникомъ хриспанства у этнхъ Готовъ, и именно—хриспанства ар1анскаго, былъ известный Ульфила, который самъ былъ крещенъ во время бытности въ Кон­стантинополе въ качеств4 заложника и который посвященъ былъ Евсев! емъ Нико-мидШскимъ въ епископы, съ т4мъ, чтобы идти для водворешя хриспанства на свою родину, въ 341-мъ году; проповедь Ульфнлы имйла успт, хъ, но въ 348-мъ году ко­роль Атанарпхъ, водимый политическими побуждешями, поднялъ на хриспанъ го-нен1е, и епископъ BMicrfc съ обращенными имъ принужденъ былъ удалиться за Ду­най, въ пределы имперш, гд^ въ город* Никополе, чгб подъ Балканами, —въ на­стоящее время Никупъ или Никюпъ, не далеко на сЬверъ отъ Тырнова, совер-шилъ свой знаменитый переводъ Библш на готскШ языкъ и скончался въ 381-мъ году; посл4 348-го года xpiidiaHCTBo снова было распространяемо между западными Го­тами, и именно — отчасти то же ар1анское миссюнерами, присыпанными Ульфилой, отчасти православное—миссюнерами, приходившими отъ восточныхъ Готовъ, но въ 370-мъ году Атанарихъ поднялъ новое гонеше; въ это второе гонеше пострадали православные мученики, которыхъ признаетъ наша церковь: Никита, — 15 Сент., Савва, —15 Апр., Baeycift и Веркъ съ дружиною другихъ двадцати четырехъ, — 26 Марта (подъ царемъ Унгерихомъ, отъ котораго пострадали послйдте, долженъ быть разум^емь одинъ изъ подручниковъ Атанариха).


8              Т. I. ГЛ. I. ХРИСТ1АНСТВ0 HA РУСИ ДО СВ. ВЛАДИМИРА.

жителей греческихъ колоши, находившихся на Днепре, ибо эти по-сл'Ьдтя Bci были за порогами (которые начинаются въ 12-ти верстахъ внизъ отъ Екатеринослава и тянутся на протяженш 70-ти верстъ до г. Александровска) '. Но они вели съ ними постоянную правильную торговлю, какъ должно думать, еще со временъ Геродота *). А что въ цриднБпровскихъ греческихъ колотяхъ, пока онв существовали, было распространено христсанство, на это мы ии^емь положительныя сви­детельства 3).

Итакъ, не ижБемъ мы права отрицать возможности того, что между двумя сейчасъ указанными племенами русскихъ Славянъ было распространяемо Греками хриспанство во времена доисторичесия. Что же сказать о действительной вероятности возможнаго?

Но прежде ч'вмъ давать нашъ ответь предположительный, мы должны сказать о читаемыхъ у церковныхъ писателей показашяхъ, изъ которыхъ какъ будто слъ\дуетъ, что, при устранеши всякихъ предположешй, просто долженъ быть данъ положительный ответь на вопросъ въ утвердительномъ смысле. Западная половина теперешней европейской Poccin по р^ку Донъ на востокъ, въ которой обитали наши предки во времена доисторичесшя, известна была у Грековъ подъ именемъ Скиеш, а у Римлянъ стала называться Сармаией *). Но церковные писатели Ш—Y в^кобъ, именно: Тертулл1анъ (f 240), Аеа-

') Главнейшею п знаменитейшею между колошямн была Ольв! я, находившаяся въ Днепровско-Бугскомъ лимане, именно — на правомъ берегу частнейшаго Вуг-екаго лимана.

•) См. у Геродота кн. IV, гл. 53 (ниашШ ДнЬпръ известенъ былъ Грекамъ колонШ на протяженш 14 дней пути отъ устья вверхъ, именно—до пороговъ, должно подразумевать, потому, что на эти 14 дней пути они подымались по piKi для торговли со Скпеамн—земледельцами, подъ которыми разумеются Поляне).

3) См. выше примеч. на стр. 5-й (А если принимать, что у Константина Порфнрогенпта долженъ быть разумеетъ Днестръ, а не Дн4пръ: то отъ существо-вашя хрисманства въ колотяхъ, находившихся на берегахъ перваго, столько же наоборотъ и еще более вероятно будетъ заключать къ существований хриспан-ства въ колошяхъ, находившихся на берегахъ втораго).

*) Такъ какъ у позднейшихъ Грековъ временъ нмператорскпхъ были две Скиеш (европейская кроме аз1атской)—наша Ские1я, о которой говорнмъ, и Ские1я, составлявшая провннщю или губернш (duapxia) самой iiMiiepin (нынешняя Добруджа между ннжннмъ Дунаемъ и Чернымъ моремъ, съ главнымъ или губернскимъ горо-домъ Томи, находившемся на берегу Чернаго моря на месте или немного ниже места нынешняго городка Мангалш), то первая Ские1я въ отлич1е отъ второй на­зывалась Великой CKiieiefi, какъ говорить объ этомъ и нашъ летоплсецъ („си вси, — Славяне pyccKie съ соседившими имъ финскими народами, — звахуться отъ Грекъ Великая Скуеь'-, —во введенш и подъ 907 г.).


ВРЕМЕНА Д0ИСТ0РИЧЕСК1Я.


9


насш Александргёскш (f 373), 1оаннъ Златоустый (| 407) и бл. Iepo-нимъ (| 420), говоря о распространены христнетва во вселенной, иазываютъ въ числе народовъ, между которыми оно было водворено, и Скиеовъ съ Сарматами '). Если наши предки—руссте Славяне были для Грековъ Скиеы или Сарматы, а писатели говорятъ, что христи­анство было водворено между Скнеами и Сарматами: то, повидимому, мы имЬемъ положительный свидетельства о распространены христи­анства во времена доисторичесыя между нашими предками—русскими Славянами, при чемъ необходимо было бы изъ многихъ племенъ этихъ Славянъ разуметь частнейшимъ образомъ два помянутыя нами племени. Въ действительности показашя писателей о распространении христь анства между Скиеами и Сарматами вовсе не представляютъ собою положительныхъ свидетельствъ по отношешю къ русскимъ Славянамъ. Прежде всего, эти показашя едва ли составляютъ въ собственномъ смысл* показашя и по отношенш къ кому бы то ни было. У клас-сическнхъ греко-римскихъ писателей, а велт^дъ за ними и у писа­телей хрштанскихъ церковныхъ, имена Скиеъ и Сарматъ употреб­ляются не только въ собственномъ значеши народовъ, населявпшхъ страну, называвшуюся Ские1ей или Сарматсей, но еще п въ нарица-тельномъ значеши вообще варваровъ, а преимущественно—варваровъ наиболее дикихъ или грубыхъ и населяющихъ наиболее отдаленныя и наименее ведомыя части земли. Если бы писатели говорили о рас­пространении хриспанства между Скиеами и Сарматами въ нарочи-тыхъ речахъ о Скиеш или Сарматш, какъ стране, тогда дело было бы безспорно. Но у нихъ мы находимъ не то: они утверждаютъ, что на апостолахъ и первыхъ проповедникахъ хриолтанства исполнилось про-

') Первый въ книге иди трактат* противъ 1удеевъ (Adversus Iudaeos), гл. 7, у Миня въ Патрол. t. II, col. 611: сказавъ о распространена хриспанства между народами всей вселенной и перечисливъ по именамъ мнопе народы Азш, Африки и Европы, называете вмътгб съ другими народами последней части св^та и Ски­еовъ съ Сарматами. Второй въ слов* о воплощенш, гл. 51, у Миня ibid. t. XXV, col. 188: ученики Господа 1исуса, вспомоществуемые Его вседвйственною силою, возмогли распространить Его почиташе и между столько отдаленными и дикими народами, какъ Скиеы, Ееюпы, и пр. Златоустый называете Скиеовъ и Сарматовъ въ числ* народовъ, между которыми распространено христнетво, въ нбсколькихъ своихъ словахъ: противъ 1удеевъ и язычниковъ, гл. 6, у Миня ibid. t. XLVIH, col. 862; на псаломъ 44-й, гл. 3, ibid. t. LV, col. 186; сказанномъ въ Готской церкви ап. Павла, гл. 1, ibid. t. ЬХШ, col. 501. Бл. 1еронимъ—въ поеланш къ Лет4 (ad Laetam), у Миня ibid. t. XXII, col. 870: христанство распространилось во всемъ iripi, такъ что даже Гунны изучаютъ псалтирь, а холода Скиеш пылаютъ жаромъ в$ры (Scythiae frigora fervent calore fidei).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь