Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Т. I . ГЛ. I . ХРИСТ1АНСТВО НА РУСИ ДО СВ. ВЛАДИМИРА.



роческое: во всю землю изыде вгьщанге ихъ и въ концы вселенныя глаголы ихъ (Пс. ХТШ, 5), и перечисляя народы, между которыми распро­странено хриспанство, называютъ вместе съ другими народами, безъ всякаго обозначешя места жительства, и Скиеовъ съ Сарматами. А поэтому, весьма возможно понимать ихъ такъ, что они употребляюсь имена Скиеъ и Сарматъ не въ собственномъ значенш жителей страны, называвшейся Ские1ей или Сармайей, а въ нарицательномъ значенш варваровъ, занимающихъ отдаленн'Мппя места жительства и самыя оконечности земли. Говоря иначе, весьма можно понимать ихъ такъ, что они употребляютъ имена Скиеъ и Сарматъ не для тогог чтобы сказать о распространены христханства въ известной стране, называвшейся Ские1ей или Сармаией, а для того, чтобы возможно сильнее обозначить этими именами, которыя они употребляютъ нари-цательно, только всеобщность или повсюдность распространешя хри-стнства на земли '). ЗагЬмъ, если и принимать, что писатели разу­меюсь подъ Скиеамн и Сарматами жителей именно и действительно страны, называвшейся Ские1ей или Сармаией, то и отсюда еще ни­сколько не будетъ непременно следовать, чтобы они разумели нашихъ предковъ—Славянъ. Эти поатЬдте по месту своего жительства дей­ствительно были греко-римсые Скиеы или Сарматы, но они вовсе не составляли единственна™ народа, который носнлъ у Грековъ и Рим-

') Что церковные писатели перваго времени вдаются въ большее или мень: шее преувеличеше относительно повсюдности распространешя христнства на земли и что поэтому и ихъ р^чи о Скиеахъ и Сарматахъ могутъ быть понимаемы только какъ усиленный образъ выражешя, это особенно видно изъ того, что гово­рить о нашей повсюдности 1устинъ фнлософъ (|не поздние 170 г.) п Тертулл1анъ. Первый относительно своего времени утверждаете, будто нт> тъ совершенно ни одного народа на земли, къ какимъ бы варварамъ онъ не принадлежала въ ко-торомъ не возносились бы молитвы и благодарешя Отцу и Творцу всяческихъ чрезъ распятаго Incyca (Разговоръ съ Трифономъ, гл. 117). Второй, перечисливъ по­именно какъ увйровавпие во Христа весьма мноие народы Азш, Африки н Европы, прибавляетъ еще loca et abditarum multarum gentium et provinciarum et insularum multarum, nobis ignotarum et qua enumerare minus possumus. 1оаннъ Златоустый въ слов* на день Пятидесятницы говорить, что апостолы получили поел* eouiecTBin на нихъ Св. Духа и что вс4 въ ихъ время обращавппеся ко Христу получали посл'к крещешя даръ языковъ, и въ числ4 другихъ языковъ называетъ и сшшскШ (у Миня въ Патрол. t. L, col. 459). Такъ клкъ въ действительности скиескаго языка. вовсе не было, а были мноие языки народовъ, обитавшихъ въ Скиеш: то ясно, что св. отецъ употребляетъ назваше скиескШ языкъ не въ собственномъ смысл*, а въ нарицательномъ (языковъ наиболее нев4домыхъ. См. о подобномъ же упо­треблении имъ назвашя скиескШ языкъ въ слов-Ь, говоренномъ въ готской церкви ал. Павла).


ВРЕМЕНА ДОИСТОРИЧЕСШЯ.


11


лянъ имя Скиеовъ или Сарматовъ. Имя Скиеъ у однихъ и имя Сар-матъ у другихъ было не именемъ этнографическимъ, принадлежав-шимъ известному народу, отъ котораго бы получила назвате страна, а географическимъ, заимствованнымъ отъ страны, которая называлась Ские1ей или Сармаией, и усвоявшимся жителямъ этой страны, кто бы они ни были. Но руссие Славяне вовсе не составляли единственныхъг или хотя бы главныхъ жителей страны, называвшейся Ские1ей или Сармапей: они занимали въ ней тб местности, на которыхъ въ по­ловине IX в4ка застала ихъ истор1я; но вся огромная степь на югъ и на востокъ отъ нихъ принадлежала кочевымъ народамъ тюрко-мон-гольскаго племени (и еще, можетъ быть, племенъ неизвйстныхъ, исчезнувшихъ), которые были старшими аборигенами страны, ч^мъ Славяне, и отъ которыхъ именно она и получила у Грековъ назвате Скиеш '). А такимъ образомъ, если и принимать, что названные пи­сатели разум-вютъ подъ Скиеами и Сарматами действительно жителей страны, называвшейся Скиехей или Сарматаей: то останется вовсе не-известнымъ и нерешоннымъ, какихъ жителей пли каие народы страны разумеютъ они подъ Скиеами и Сарматами. Принимая посл$днш слу­чай, т. е. что писатели разуметь подъ Скиеами и Сарматами жи­телей страны, называвшейся Cmieiefi или Сармапей, всего вероятнее будетъ разуметь у нихъ не каше-нибудь варварсше народы страны, а самихъ Грековъ, именно—жителей греческихъ колоши, находившихся въ Скиеш или Сарматш по северному берегу Чернаго моря. Весьма древнее предаше, впервые читаемое у Оригена (f 254), возводить начало хржтанства между здешними Греками или греческими коло­нистами ко временамъ апостольскимъ, утверждая, что   ап. Андрею достался жребШ проповедывать хрпстсанство въ Скиеш (см. ниже), причемъ подъ Ские1ей должно разуметь именно находивпияся въ по­следней по берегу Чернаго моря наши колоти. Изв-Ьсия объ апо­стольской проповеди христианства въ этой греческой Скиеш и могли давать писателямъ основаше, —предполагая, что они разумеютъ подъ

'_) Въ кашя незапамятно отдаленныя времена ни пришли руссше Славяне на т4 м-Ьста жительства, на которыхъ застала ихъ истор1я, все-таки они были на нихъ не первыми жителями, а насельниками другихъ. До ихъ прибьгия вся теперешняя европейская Poccifl принадлежала народамъ двухъ великихъ, родственныхъ между собою, семействъ, —финнскаго и монголо-тюркскаго: северную, лйсистую половину Россш занимали полуосЬдлые Финны, южную, степную—кочевые Монголо-тюркн. Историчссше Торки (Турки, Тюрки), Берендеи и Черные Клобуки (Кара-Каллакя) представляли собою остатокъ первоначальныхъ жителей территор! и, занятой рус­скими Славянами.


12            Т. I. ГЛ. I. ХРИСТ1АНСТВ0 НА РУСИ ДО СВ. ВЛАДИМИРА.

Скиеами и Сарматами жителей страны, называвшейся Ские1ей или Сармаией, говорить о распространены хрштанства вообще, между Скиеами и Сарматами *).

Сдълавъ отступлеше, возвращаемся къ предположительному от­вету на поставленный нами вопросъ.

Относительно юевскихъ Полянъ представляется весьма мало в4-роятнымъ думать, чтобы во времена доисторичесшя распространялось между ними хриспанство. Поляне вели съ Греками дквировско-чер-номорскихъ колоши постоянную правильную торговлю. Но д'Ьло про­исходило не такимъ образомъ, чтобы гречесше купцы ездили для тор­говли въ землю Полянъ, а такимъ образомъ, что полянсюе купцы яргБзжали съ своими товарами или въ торговыя местечки (торжки), находивгтяся на границе территорш колонш, или же въ самые гре-чесые города. А при такомъ порядки торговли, Греки могли вести ее съ Полянами весьма долгое время и оставаться въ полной неизвест­ности объ ихъ стране. Въ подтверждение нашихъ словъ можемъ со-

') Бл. 1еронимъ выражается о существованш въ его время хрнстаанства въ Скиеш: Scythiae frigora fervent calore fidei, u полатаютъ, что образъ его выражешя довольно ясно указывает* на те части Скиеш, которыя занимали наши предки (преосв. Филаретъ). Но для Римлянъ и Грековъ холода начинались гораздо южнее, нежели для насъ; для нихъ была страною холодовъ не только вся Ские1я, но даже л задунайская ЖазЫ (нынешняя Болгар! я): ОвидШ Назонъ, находивппйся въ ссылке въ мизШскомъ городе Томи, говорить q местности, прилежащей къ городу, что она nihil est, nisi inhabitabile frigus.—Къ свидетельствам* древнихъ церковныхъ писа­телей о христианстве въ Скиеш въ IH—V вькахъ преосв. Филаретъ (Ист. перюдъ I, § 1, 3-го нзд. стр. 2) присоединяетъ свидетельство о принятш христианства Руссами при Константине Великомъ, принадлежащее сиршыаковитскому историку второй половине ХШ века митрополиту Григор1ю Абульфараджу, иначе Barhebr& us'y (т. е. сьгну Еврея, f 1286, см. о немъ у Le Quien' a,, II, 1552, а свидетельство см. у Фрепа въ Ibn—Foszlan's und anderer Berichte, §§ 41 и 134). Кто держится старо­новой виры, будто Руссы суть Славяне, съ древняго времени обитавппе въ тепе­решней южной Poccin, тотъ, конечно, долженъ порадоваться весьма неожиданному известно. Но на самомъ деде это весьма неожиданное, а вмъхтб съ тЬмъ и весьма нелепое, извъспе должно быть объясняемо очень просто: встрътивъ у арабскихъ писателей (а можетъ быть, и у греческихъ, ибо зналъ по-гречески), что Руссы (съ Владимиромъ во глав*) крестились при императорахъ Василш и Константин*, Абульфараджъ и дЬлаетъ Константина Великаго изъ втораго между этими двоими {можно было бы предполагать, что онъ называете Руссами какой-нибудь другой народъ, примеры каковаго смъшешя народовъ у восточныхъ историковъ, говорятъ, есть; но при Константине Вел. въ нашей стороне приняли христианство только Армяне и Грузины, а оба народа настолько общеизвестны, что превращение въ Руссовъ того или другаго изъ нихъ не представляется вероятнымъ).


ВРЕМЕНА Д0ИСТ0РИЧЕСКШ.


13


слаться на нашъ собственный прим^ръ: хнвинсше и бухарсые купцы давно пргЬзжаютъ на Макарьевскую ярмарку, чтобы продавать свои товары и закупать руссгае товары, и однако, несмотря на это, мы оставались почти въ совершенной неизвестности объ ихъ странахъ, пока не дошли до посл4днихъ сами. Но чтобы въ греческихъ коло-шяхъ могли находиться мисаонеры, которые бы им'Ьли желаше от­правляться съ пропов'Ьдю хрисйанства въ отдаленную страну вовсе неизвестную, это весьма мало вероятно: для мисс1онеровъ, —предпо­лагая, что они вообще являлись, вместо путешеств1я въ страну не­известную было слишкомъ достаточно д^ла среди хорошо изв'Ьстныхъ имъ варваровъ, окружавшихъ колоти. А если даже и допустить, что Грекамъ колонш была болйе или менЬе известна страна Полянъ, то и это ея знаше вовсе не могло бы располагать ихъ мнсшонеровъ къ путешествю въ нее для проповеди хрисианства. Въ стране, удален­ной отъ нихъ—Грековъ, могли ихъ миссшнеры нм^ть желаше пропо­ведовать христианство только въ надежде основать въ ней свою частную церковь, ибо въ противномъ случай при чемъ оставались бы обращенные въ христианство, т. е. что было бы съ ихъ хриспанствомъ при неимйнш ими священниковъ и епископовъ? Но питать надежду основать свою частную церковь можно относительно только такой страны, которая представляете изъ себя настоящее государство, съ верховною властш въ лицЬ настоящаго государя, который бы поза­ботился объ основанш церкви и который бы охранялъ ея существо­вание; а какую можно было питать надежду основать свою частную церковь въ стране, въ которой вовсе не было государственной власти. въ собственномъ смысли этого слова и въ которой эту государствен­ную власть представляли собою главы родовъ (родовыхъ общинъ), т. е. въ которой не было настоящаго государя, а было великое мно­жество не настоящихъ маленькихъ, какъ нынБшше волостные старо­сты, и даже меныпихъ, государей? Но въ области возможнаго иногда на самомъ дъчгб бываетъ именно то; чтб представляется весьма мало в'Ьроятнымъ, по каковой причине мы не можемъ р'Ьшительнымъ обра-зомъ отстранить предположен^, что христианство было до некоторой степени водворяемо у ыевскихъ Полянъ во времена доисторичесюя. Допустивъ это предположете, нужно будетъ относить водвореше у нихъ христианства къ весьма древнимъ временамъ, а относительно его исчезноветя у нихъ нужно будетъ думать, что последнее имйло место задолго до начала временъ историческихъ. Мы не знаемъ поло-жительнымъ образомъ, когда прекратили свое существоваше гречесшя колоши, находивппяся въ ннзовьяхъ Днепра и на сЬверномъ берегу


14           т. i. гл. i. xpiigtiahctbo на руси до св. Владимира.

Чернаго моря, изъ которыхъ могло быть принесено христианство къ Полянамъ; но со всею вероятностно нужно думать, что это случилось не поздние начала такъ называемаго великаго переселешя народовъ, которое открылось въ 376-мъ году нахлынуйемъ на Европу монгольскихъ Гунновъ. Что же касается исчезноветя, то изъ летописца нашего следуете, что при начале временъ историческихъ не было у Полянъ уже совершенно никакой памяти о христнств'Ь ').

Но если представляется весьма малов'Ьроятнымъ думать, чтобы во времена доисторичесмя христианство распространялось между По­лянами: то, напротивъ, относительно Угличей и Тиверцевъ эта вероят­ность не можетъ быть оспариваема. Они были соседями Грековъ той части Нижней Мизш, которая по отдйленщ въ особую провинщю получила назвате Скиеш, и всего черезъ pfccy (разум^емъ Дунай), а Грековъ колоти, находившихся на Днестре и по берегу Чернаго моря между устьями Днестра и Дуная и совершенно непосредствен-нымъ образомъ. Они представляли изъ себя вовсе и не такихъ со-сЬдей, на которыхъ бы Греки могли находить нестоящимъ обращать своего внимашя, не какое нибудь маленькое племя, которое бы со-всЬмъ затиралось и терялось среди другихъ сосЬдей, а племя очень

') Если бы верить л'Ьтошгсцу, что шевсше Поляне pfeuo отличались отъ другихъ русскихъ Славянъ своими нравами, весьма значительно возвышаясь надъ ними въ семъ отношенш, —что тогда какъ все друпе руссйе Славяне „жи-вяху зв^риньскимь образомъ, живуще скотьски", Поляне „iraixy обычай отець сво-ихъ кротокъ и тихъ и стыденье къ снохамъ своимъ и къ сестрамъ, къ матеремъ и къ родителемъ своимъ, къ свекровемъ и деверемъ велико стыденье имйху", и что у нихъ существовали настоящее браки, чего не было у другихъ русскихъ Славянъ: то подобную, сравнительно весьма значительную, цивилизованность (культурность) Полянъ противъ другихъ русскихъ Славянъ нужно было бы объяснять ч-Ьмъ нибудь. Если не исключительно, то, между прочимъ, весьма вероятно было бы объяснять ее давними постоянными сношешями Полянъ съ Греками. Но въ виду сего уже не такъ маловЪроятнымъ представлялось бы и предположеше, что до некоторой сте­пени н на некоторый срокъ водворялось между Полянами христианство во времена доисторичесшя.—По увйретю 1орнанда, поатЬдтй передъ нашеств1емъ Гунновъ остготсшй король Ерманарихъ, успевши соединить подъ своею властш обоихъ Готовъ, покорилъ своему оружда всю или почти всю Великую Скиеш и между про­чимъ всбхъ обитавшихъ въ ней русскихъ Славянъ (De Gothorum origine, cap. XXIII). Но о распространен»! отъ Готовъ христианства между Полянами, не говоримъ уже о другихъ племенахъ, не можетъ быть и р^чи, потому что, во-первыхъ, господство надъ ними Готовъ, если только оно действительно им^ло м^сто, было очень не­продолжительно, а во-вторыхъ—должно быть понимаемо вовсе не въ смыстб водво-решя между ними Готовъ, а только въ смысл* наложешя на нихъ последними своей дани.


ВРЕМЕНА ДОИСТОРИЧЕСКИ.


15


многочисленное, на которое нельзя было смотреть иначе, какъ на целый народъ '), и не какое нибудь племя крайне дикое, живущее «звъриньскимъ образомъ и скотьски>, а напротивъ более или меиве освободившееся отъ дикости и. начавшее усвоять себе, —можетъ быть и очень вероятно, благодаря тому же соседству съ Греками, настоя­щую человеческую гражданственность '). Очень невероятно думать, чтобы у Грековъ Малой Скиеш и дн'Ьстровско-черноморскихъ кодовой вовсе не находилось ревности обращать въ хриспанство подобныхъ сосЬдей. Указанное нами соображение, которое должно было отнимать у Грековъ желаше распространять христаанство между Полянами, именно—что не представлялось возможнымъ основать у нихъ свою частную церковь, въ отношенш къ Угличамъ и Тиверцамъ не должно было иметь места; при своемъ соседстве съ Греками они могли вхо­дить въ составъ самой церкви греческой, съ тЬмъ, чтобы находиться въ завъдыванш и получать себгЬ духовенство отъ ближайшихъ къ нимъ епископовъ греческихъ. Служба Угличей н Тиверцевъ въ войскахъ имперш, въ качестве наемниковъ, само-собою напоминаетъ таковую же позднейшую службу Варяговъ. Но если о Варягахъ, служившихъ въ войскахъ имперш, мы знаемъ, что оказывалось между ними нема­лое количество отдельныхъ лицъ, которыя принимали хриспанство: то не можемъ мы отрицать вероятности этого же и по отношенш къ Угличамъ и Тиверцамъ. Наконецъ, было бы очень невероятно и то, что во множестве пленныхъ, которыхъ выводили Угличи и Тиверцы изъ имперш, вовсе не находилось людей, желавшихъ проповедывать хриспанство своимъ языческимъ поработителямъ. Такимъ образомъ, въ виду сейчасъ нами указаннаго вовсе не можетъ быть отрицаема вероятность предположешя, что между Угличами и Тиверцами во вре-

4) „Б4 множьство ихъ", говорить объ Угличахъ и Тиверцахъ нашъ л'Ьтопи-сецъ, a roTCKitt псторнкъ 1орнандъ представляетъ ихъ именно какъ особый славян-скШ народъ въ чис.тЬ трехъ народовъ, на которые раздъмяетъ онъ Славянъ (пер­вый народъ—Виниды или Венеты, подъ которыми разум^етъ всЬхъ русскихъ Сла­вянъ, за исключешемъ Угличей н Тиверцевъ, и съ тою или другою частда Славянъ западныхъ; второй народъ—Анты, подъ которыми разумт.етъ Угличей и Тиверцевъ; третШ народъ—Славяне, подъ которыми разумт> етъ Славянъ дакШскихъ, —De Go-thorum origine, capp. V и XXIII).

г) „Суть гради ихъ и до сего дне", говорить лътописецъ, желая, какъ должно думать, сказать этимъ, что у Тиверцевъ—Угличей развита была сравнительнымъ образомъ городская жизнь. А развита городской жизни предполагаетъ развипе гражданственности (первое начало водворешя которой между Угличами-Тиверцами очень не невероятно возводить еще ко временамъ господства надъ ними Римлянъ).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь