Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЕПИСКОПЫ И ЕПАРХ1АЛЬНОЕ УПРАВЛЕН1Е.




367


тЬхъ, кого надлежало пастн. Средство для пастырскаго общешя apxi-ереевъ съ ихъ паствами представляли объезды enapxiii. Но, при об­ширности посл'Ьднихъ, apxiepeu могли совершать ихъ только такимъ образомъ, чтобы быть далеко не во всЬхъ селешяхъ, а лишь въ цен-тральнвйшихъ пунктахъ, и останавливаться въ каждомъ м4стб не на бо.тве или менве продолжительное время, а лишь на такой коротки срокъ, чтобы увидать толкущуюся толпу пасомыхъ н ничего бол^е. При малости епархш apxiepen безъ всякихъ неудобствъ для текущих! » д'Ьлъ управлешя и Оезъ всякихъ неудобствъ для людей, им^вших-ь на­стоятельную нужду ихъ видъть, могли отсутствовать изъ м^сть сво­его обычнаго пребыван1я или изъ своихъ каеедральныхъ городовъ на бол4е или менве щ)одолжительное время, ибо было незатруднительно для нихъ непрерывное деятельное сношеше съ каеедрами и всЬмъ нм4вшимъ настоятельную въ нихъ нужду легко было ихъ найдти: на-противъ, при обширности enapxift apxiepeH должны были настоятельно заботиться о томъ, чтобы по возможности мен4е продолжительное время находиться въ отлучкгЬ отъ каеедръ и изъ м^сгь обычнаго пре-бывашя. Такимъ образомъ вообще—при обширности нашихъ епархш объезды арх1ереевъ могли быть только весьма быстрыми проездами по центральнымъ пунктамъ и нич4мъ бо.тве. Составляя трудъ, объезды нисколько не достигали своей г^бли, и поэтому были арх1ереями на­шими оставлены '). Следовательно, apxiepen наши могли и им^ли воз­можность быть истинными пастырями только для незначительныхъ, бли-жайшихъ къ нимъ, частей ихъ епархш. Но челов'Ькъ устроенъ такъ, что если для него невозможно все, то онъ нисходить (< съезжаете—

') Какъ часто обязаны быт гречесте епископы носъщать свои enapxiii, остается намъ неизвъстнымъ; во, по всей вероятности, не мен-ве какъ по однажды въ годъ (что предписывалось на Уапад-ь, —Гтслсра KG. II, 1, § 8 fin., 4 Aufl, S. 73): импер. Алексъй Комнинъ въ указанной выше новелл*, не назначая опред'Ьленнаго срока, предпнеываетъ посЬщать какъ можно чаще, oovex^orepov, — у Ралли и If. Y, 304 (По нашему петровскому Регламенту, „подобаетъ епископу въ годъ или въ два года единожды обити и посетить enapxiro свою" ). Что то или другое первое время епископы наши объезжали свои епархш, объ этомъ свидЬтельствуета подать ихъ съ низшаго духовенства, которая называлась подъ4здомъ и которая явилась какъ даръ или поклонное имъ отъ духовенства при объ^здв ими enapxift (См. так­же грамоту Новгородскаго князя Святослава епископу Нифонту, въ Русски. Достопп. I, 85 нач.: „въ поезде отъ всее земли вдадыи*"...). Что бол'Ье или мешЬе за­долго до HaraecTBifl Монголовъ епископы наши прекратили объезды enapxift (хотя вместе съ гЬмъ не прекратилась сейчасъ названная подать, о чемъ см. ниже), объ этомъ свидътельствуетъ митрополита Кириллъ 3-й въ д'Ьяшяхъ Владимирспаго со­бора 1274 года.


368


Т. I. ГЛ. III. УПРАВЛЕШЕ.


если только позволительно въ данномъ случае это тршнальное выра-жете) на ничто. Челов'Ькъ по своей слабости более наклоненъ къ ничему, чемъ къ чему-нибудь, и ему нужны только предлогъ и изви-неше для того, чтобы онъ посп'Ьшилъ последовать своей склонности: въ томъ обстоятельстве, что для него невозможно все, онъ находить таковые предлогъ и пзвинеше и, хватаясь за нихъ, быстро приходить къ этому ничто, къ которому его влечетъ его природа. Apxiepen наши были совершенно таше же люди, какъ всъ люди, и помянутый нами законъ наклонности болъе ни къ. чему, чъмъ къ чему-нибудь, долженъ былъ иметь и надъ ними всю свою силу. Невозможность быть пасты­рями для всъхъ предоставляла дъло ихъ собственной воль, — мйрь и степени ихъ собственнаго усердш. Но предоставленные самимъ себе и находя предлоги оправдывать свое неособенное усерд1е, они, по указанному нами закону человеческой природы, и кончили гЬмъ, что медленнее или скорее свели возможное нечто на более удобное ни­что. Не имея возможности быть действительными пастырями для всехъ, apxiepen наши все меньше и меньше заботились о томъ, чтобы быть таковыми пастырями некоторыхъ и кончили темъ, что совсемъ пере­стали быть ими, ставъ какъ бы не существующими для паствъ и остав­шись только высшими церковными чиновниками, окружными начальни­ками приходскихъ духовенствъ.

На характеръ отношенш apxiepeeBb къ подчиненнымъ имъ при-ходскимъ духовенствамъ обширность нашихъ епархш должна была вл1ять также далеко не съ хорошей стороны. Совершенно естественно, что—чемъ обширнее область, темь начальникъ сознаетъ себя боль-шимъ начальникомъ. Но епархш наши не были теми крошечными областями, представляющими собой не более какъ волости или станы, каковы были епархш въ Грещи; онЬ были такъ обширны, что не только обнимали целыя удельныя княжешя, но даже по нескольку этихъ последнихъ. Совершенно естественно и извинительно было по­этому явиться у нашихъ apxiepeeBb гораздо большему духу власти, нежели какъ это было въ Грегци. Чемъ более известной категорш начальниковъ, темъ менее они сознаютъ свою власть и свое значе-Hie и, наоборотъ, чемъ ихъ менее, темъ они выше и темъ они боль-niie начальники. Въ имперш греческой, которая разве немнопшъ превосходила относительно пространства нашу тогдашнюю Россно число архгереевъ восходило до многихъ сотенъ '); у насъ же, на не-

') При импер. Юстишав/Ь, по Сннекдему Лерокла, въ Грещи было 64 гу-берпскихъ и 935 уЬздныхъ городовъ, следов, столько же было и епископовъ. Поел*.


ЕПИСКОПЫ И ЕПАРХиЛЬНОЕ УНРАВЛЕН1Е.


369


много меньшемъ, а можетъ быть даже и не меныпемъ, пространстве арх1ереевъ было и всего—сначала 8, а къ нашествие- Монголовъ 15: естественно, что у нашихъ арх1ереевъ должно было явиться совсЬмъ иное сознаше своей власти, ч'Ьмъ у первыхъ.

Обширность епархш, съ другой стороны, и подчиненное духо­венство должна была приводить къ тому, чтобы и оно само и добро­вольно усвояло все большую и большую власть своимъ арх1ереямъ. Подчиненный гЬмъ свободнее и непринужденнее чувствуетъ себя съ своимъ начальникомъ, ч'Ьмъ чаще съ нимъ видится и ч'Ьмъ бол'Ье обра­щается; напротивъ, онъ со страхомъ и трепетомъ предстаетъ передъ него, если ему приходится видеть его слшпкомъ р'Ьдко. При обшир­ности нашихъ епархШ священники наши могли вид'Ьть своихъ apxi-ереевъ только весьма р'Ьдко, хотя, какъ увидимъ ниже, и чаще нынЬ-шняго. Естественно, что уже они сами, никЬмъ не нудимые, предста­вали предъ арх1ереевъ не иначе, какъ съ самымъ крайнимъ смиреш-емъ и уннжешемъ, и это тЬмъ бол'Ье, что, съ одной стороны, реши­тельное большинство ихъ, какъ увидимъ ниже, было не только безъ всякаго образована, которое пробуждаетъ сознаше своего достоинства, но едва-едва грамотные, а съ другой стороны — что вс4 они по сво­ему происхождетю были изъ класса самаго невысокаго. Такимъ обра-зомъ, обширность нашихъ епархШ должна была приводить къ тому, чтобы, съ одной стороны, apxiepeH наши поддались духу властительства или высоковластля, а съ другой стороны—чтобы подчиненное имъ ду­ховенство исполнилось духа особеннаго смирешя и рабства. Слйдствь емъ того и другаго у насъ было то, что apxiepefi, какъ начальникъ священниковъ, сталъ по отношешю къ нимъ слшпкомъ высоко и не­доступно, — что священники, какъ подчиненные apxiepeH, стали по отношешю къ нему слшпкомъ низко и приниженно.

Итакъ, пастыри своихъ паствъ бол'Ье по имени, ч'Ьмъ на дъчгЬ, слишкомъ высогае начальники своихъ подчиненныхъ — таковыми яви­лись у насъ apxiepeH.

Причиной этого грустнаго факта должна быть считаема впро-чемъ не исключительно одна только обширность нашихъ enapxifi, но и еще ничто другое, бол'Ье существенное и бол'Ье, если такъ можно выразиться, органическое, именно—что, при переходе на новую почву,

Юстишана, вероятно, много городовъ, а съ ними и епискотй, перестало существо­вать отъ наб^говь варварскихъ. Но все-таки число посл'бднпхъ продолжало оста­ваться очень болышшъ; на Константинопольскихъ соборахъ при Фотш присутство­вало епископовъ—861 г. бол'Ье 300, 879—880 г. слишкомъ 380.


370


Т. I. ГЛ. Ш. УПРА.ВЛЕНГЕ.


арх1ерейство отъ этого самаго должно было потерпеть значительное изменеше къ худшему,, что на новой почве оно, такъ сказать, должно было нисколько выродиться. Въ Греши, гдъ именно впервые и яви­лось христианство, духъ предашя въ арх1ерействе непрерывно шелъ отъ временъ апостольскихъ. По мере течения времени и тамъ apxiepefl-ство не восходило все къ большему и большему совершенству, а уда­лялось все больше и больше отъ первоначальная совершенства. Но тамъ помянутый духъ непрерывнаго предашя, хотя съ течешемъ вре­мени умалившись и ослабъзъ, все-таки остался въ apxiepefiCTB-b съ гЬмъ, чтобы благотворно въ немъ действовать и чтобы представлять собою npoTHBOiiflcTBie решительному вторжешю инаго духа. Перене­сенное къ намъ, арх1ерейство стало у насъ совершенно внове, ибо переносятся учреждетя, но не переносится духъ. Такимъ образомъ, У насъ арх1ерейство должно было совершенно вновь создать себе свой духъ и характеръ или совершенно вновь слагать себя въ нравственный типъ. Безъ всякой подкладки добраго предашя люди были предостав­лены самимъ себе. Но чачовекъ, предоставленный самому себе, всегда и везде оказывается человекомъ, — всегда въ этомъ случае онъ на-клоненъ поставить дело такъ, чтобы обязанностей взять какъ можно менее, а наоборотъ власти присвоить какъ можно более. Обшир­ность нашихъ епархш представляла извинеше нашимъ епископамъ въ первомъ случае и невольно ихъ влекла къ сверхдолжному во второмъ. Люди оказались людями, и такимъ образомъ одно въ соединенш съ другимъ—извиняюшдя и располагают^ обстоятельства вместе съ есте­ственной, ничемъ не задержанной, наклонностш воспользоваться ими, и произвели то, что арх1ерейство наше сложилось въ нравственный типъ, значительно отличный отъ типа греческаго, —что по отношение къ м1рскимъ населешямъ своихъ епархШ наши apxiepeH стали пасты­рями более въ смысле отвлеченномъ и духовномъ, чемъ действитель-номъ, —что по отношение къ подчиненнымъ духовенствамъ они стали начальниками слигакомъ высоко стоящими н многовластными, далеко более должнаго грозными и страшными.

Ничто не бываетъ вдругъ. И apxiepen наши, разумеется, не сразу явились такими, какими мы ихъ видимъ потомъ. Но несомненно то, что они начали становиться такими еще съ самаго начала или еще въ пер1одъ Шевскш и что арх1ерейство наше позднейшее не есть что-либо новое противъ арххерейства древнейшаго^ но что непрерыв­ная HCTopia его восходитъ къ самому началу. Впоследствш на Москве явились и еще обстоятельства, которыя должны были действовать на


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь