Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Т. I . ГЛ. III . УПРДВЛЕН1Е.




и бол'Ье ч'Ьмъ достаточными). Напротивъ, средства содержашя духо­венства низшаго, за ничтожными и главнымъ образомъ случайными, не отъ способа обезпечешя зависавшими, исключениями, были б'Ьдны и скудны. Въ городахъ стольныхъ княжескихъ, въ которыхъ жили со-ставлявппе дворы князей бояре, въ городахъ не только стольно-кня-жескихъ, но и торговыхъ, какъ напр. Новгородъ, гд^ было много богатыхъ купцовъ, нътъ сомнЬшя, на ту или другую часть были при­ходы xopomie; если не на ту или другую часть, то поединично были при­ходы xopomie вообще въ городахъ; наконецъ, если мы примемъ пред-положеше, что соборныя церкви въ уЬздныхъ или неепарх! альныхъ городахъ были обезпечены отъ правительства десятиной мъхтныхъ доходовъ и что эта десятина не была отнята у нихъ и посль1 того, какъ явились доходы съ прихожанъ '), то нужно будетъ причислить къ хорошимъ приходамъ всЬ эти соборныя церкви (у которыхъ былъ еще особый противъ другихъ церквей доходъ—отъ поминовешй). Но за симъ рЬшительнЬйшее большинство приходовъ должно представлять себъ1 тЬмъ, чтб суть до настоящаго времени приходы бедные и сред-Hie, т. е. что одни еле-еле кормили священниковъ, а друие доставляли имъ положете не болЬе какъ зажиточныхъ или небЬдныхъ крестьянъ. Эта скудость средствъ содержашя нашего приходскаго духовенства, общая ему съ таковымъ же духовенствомъ у Грековъ *) и во всемъ православномъ Mipi, какъ известно, составляетъ резкое отлич1е на­шего духовенства отъ духовенства западнаго, которое Карлъ Великш обезпечилъ опредЬленнымъ и не только совершенно достаточнымъ, но даже и бол'Ье, ч'Ьмъ достаточнымъ содержашемъ, именно—возобновляя ветхозавЬтный законъ о содержанш левитовъ, назначилъ приходскому духовенству, такъ же какъ и епископамъ, десятину, которая должна была состоять въ томъ, что каждый прихожанинъ долженъ былъ пла­тить причту своей приходской церкви, въ видЬ ежегоднаго оброка, десятую часть своихъ ежегодныхъ доходовъ 3).

•) Въ позднейшее время, при АлексМ Михайловиче, всЬ соборы получали царскую ругу, —Уложешя гл. X, стт. 85 fin. и 87.

г) О скудости средствъ содержашя приходскаго духовенства у Грековъ cfr новеллу импер. Константина Дуки 1065 г., —у llpxapie въ Jus Graeco—Roma-num III, 324.

3) Кром-Ь десятины, законъ о которой мы привели выше, Карлъ надушить еще Bci церкви довольно большими участками земли (mansus ecclesiasticus) и за-т4мъ еще постановилъ, чтобы при церквахъ были для причтовъ казенные дома съ казенною прислугою, см. Дюкаиж. Gloss. Latinit. подъ ел. mansus.—У насъ въ въ перюдъ до-монгольскШ проповедывалось, что Богу на служителей алтаря и на


СРЕДСТВА СОДЕРЖАШЯ ДУХОВЕНСТВА ВЫСШАГО И НИЗШАГО.           545

Князья наши, обезпечивъ по западному содержаше епископовъ на свой собственный счетъ, не обезпечили по западному содержашя нвзшаго приходскаго духовенства на счетъ населенк: весьма трудно тутъ решать вопросъ: что бол'Ье обязаны были они сделать, —обезпе-чить ли духовенство или пощадить населеше, а также вовсе не мо-жемъ мы отвечать и на другой вопросъ: не хогЬли ли они обезпечить духовенство или прямо находили это невозможнымъ. Какъ бы то ни было, во всякомъ случай на эту необезпеченность, на эту скудость средствъ нашего приходскаго духовенства не должно смотръть лож­ными глазами, а именно—вдаваться въ черезчуръ слезливыя 1ерем1ады, что съ приходскимъ духовенствомъ было поступлено у насъ неспра-ведлшшмъ и жестокимъ образомъ, что оно обречено было у насъ на нищенство и пр. и пр. Карлъ Великш, обезпечивая западное приход­ское духовенство, соединялъ съ этимъ стремлеше и заботу, чтобы ду­ховенство было образованно, чтобы священники были гбми просве­щенными пастырями прихожанъ, какъ въ настоящее время это желается

6т> дныхъ должно удалять десятую часть ежегодных* стяжатй, и люди особенно благочестивые действительно такъ и делали (одно, принадлежащее перюду до-мон­гольскому, „поучеше сыномъ и дщеремъ духовнымъ" завъчцеваетъ: „десятину отъ всего имйтя своего, лучшее отъемъ, дажь Богови, —совокунивъ же ю держи у себе, да отъ того даеши сирогЬ и вдовице и странну и попомъ и чернцемъ и убо-гимъ", -—въ Памятнн. Павлова col. 125; загБМъ смотри: одно весьма древнее поуче-Hie въ Прибавлл. къ Творр. свв. Отцц. ч. XVII, стр. 54, одно весьма древнее наставлеше отца сыну въ Москвитян. 1851 г., № 6, кн. 2, стр. 137, летописи Лаврентьевскую и Ипатскую—о преп. беодосш Печерскомъ подъ 1074 г., о княз^ Ярополк'Ь Изяславич!.—первую подъ 1086 г., вторую—подъ 1087 г., Несторово жипе преп. веодоыя ио изд. Бодянск. въ Чтен. л. 20 fin). Эту нашу вольную де­сятину должно отличать отъ обязательной, десятины западной, а равно должно от­личать ее и отъ той нашей десятины, составлявшей жалованье отъ князей епископамъ, о которой мы говорили выше.—Въ перюдъ до-монгольскШ, какъ и во все после­дующее старое время, духовенство наше было крайне подвижно; на этомъ осно-ванш представляется до некоторой степени BipoHTHUMb предполагать, что при церквахъ были для него казенные или MipcKie дома, ибо иначе священники не успевали бы строить своихъ домовъ.—Для увеличешя средствъ своего содержашя священникамъ не возбраняются „различный (частныя) заняия", —7-го Всел. соб. пр. 15 fin., только бы онъ1 не были „безчестныя или презрительным", —Кареаг. соб. пр. 19 (Трулльск. соб. пр. 9, cfr у Ралли и П. III, 344). У насъ такимъ за-нятаемъ была торговля (митр. ФотШ въ Памятнн. Цавлова coll. 275 и 284), прямо дозволявшаяся священникамъ въ Грещи, см. выше, а вероятно—и веЬ вообще м^щанско-крестьянсше ремесла и промысла, ибо им^емь указашя, что священ­ники занимались у насъ даже звероловствомь, см. ниже (а изъ занятШ безчестно-презрительныхъ и строго запрещенныхъ—ростовщичество, —ФотШ ibid.).


546


Т. I. ГЛ. 1П. УПРАВЛВН1Е.


и требуется отъ нихъ и у насъ или лучше сказать—какой идеалъ относительно ихъ им'Ьемъ въ настоящее время и мы (ибо и дрселе идеалъ еще весьма плохо и весьма мало переходить у насъ въ дей­ствительность). Ничего подобнаго, въ сл^дъ за Грещею, не было у насъ: наши требовашя отъ священниковъ состояли въ томъ, чтобы они были чуть-чуть грамотны, умили служить церковныя службы и совершать требы, —и только '). Въ этомъ отношенш между нами и Западомъ совершенно существенное и чрезвычайно важное различге, которымъ условливается не только различ1е церковной исторш Запада отъ нашей, но и исторш гражданской; различ1е это по отношенш къ намъ въ высшей степени печально, ибо результатами его были нрав­ственная невоспитанность народа и наше невежество (о чемъ обстоя­тельнее ниже). Но, отвлекаясь отъ следствШ и имея въ виду только то, чЗшъ обязывалось быть наше приходское духовенство или только то, что отъ него требовалось, мы вовсе не найдемъ, чтобы оно было у насъ несправедливымъ и жестокимъ образомъ обижено, чтобы оно представляло собою классъ людей бездолышхъ. Относительно способ­ности требовалось некоторое умете грамоте, относительно исполне-шя обязанностей—совершеше церковныхъ службъ и требъ: люди, отъ которыхъ такъ мало требовалось, имели ли право на большее обез-печеше, чемъ то, какое они у насъ имели? Напротивъ, не было ли бы аномал1ей и несообразностью, если бы наши священники были обезпечены позападному? Отстранивъ отъ своего мысленнаго взора нынешнихъ образованныхъ священниковъ (которые впрочемъ имеютъ более претензш и потребностей людей образованныхъ, чемъ испол-няютъ свои обязанности, какъ таковые), представимъ, что поставленъ во священники крестьянинъ еле-грамотный и что ему дана тысяча рублей жалованья: не будетъ ли это своего рода великой несообраз­ностпо? А если это жалованье будетъ взиматься съ его прихожанъ, то не будетъ ли это величайшею несправедливостью по отношенш къ последнимъ? Человекъ еле грамотный становился во священники, иначе сказать—бралъ на себя механичешй трудъ служешя церков­ныхъ службъ и совершешя требъ: за совершеше требъ онъ получалъ плату, которая, какъ бы ни была мала, во всякомъ случае была не ниже механическаго труда, какъ таковаго; церковныхъ службъ свя-щенникъ служилъ не более пятидесяти въ году и даже менее, ибо

') Въ Грецш еще Юститанъ требуегь отъ клириковъ не бол4е, какъ—что­бы они знали грамоту: к\г|р1кой<; ойк < Шш<; x? tpo6ovetoe< H аитхшроицбу, d tit \ трйумата iaaai (новелла 123, гл. 12, cfr. новеллу 6, гл. 12); обстоятельнее ниже.


546


Т. I. ГЛ. Ш. УПРАВЛВН1Е.


и требуется отъ нихъ и у насъ или лучше сказать—какой идеалъ относительно ихъ им'Ьемъ въ настоящее время и мы (ибо и дрселъ идеалъ еще весьма плохо и весьма мало переходить у насъ въ дей­ствительность). Ничего подобнаго, въ сл'бдъ за Грещею, не было у насъ: наши требовашя отъ священниковъ состояли въ томъ, чтобы они были чуть-чуть грамотны, умили служить церковныя службы и совершать требы, —и только '). Въ этомъ отношети между нами и Западомъ совершенно существенное и чрезвычайно важное различ1е, которымъ условливается не только различ1е церковной исторш Запада отъ нашей, но и исторш гражданской; различ1е это по отношент къ намъ въ высшей степени печально, ибо результатами его были нрав­ственная невоспитанность народа и наше невежество (о чемъ обстоя­тельнее ниже). Но, отвлекаясь отъ следствШ и имйя въ виду только то, ч^мъ обязывалось быть наше приходское духовенство или только то, что отъ него требовалось, мы вовсе не найдемъ, чтобы оно было у насъ несправедливымъ и жестокимъ образомъ обижено, чтобы оно представляло собою классъ людей бездольныхъ. Относительно способ­ности требовалось некоторое ум^ше грамогв, относительно исполне-шя обязанностей—совершеше церковныхъ службъ и требъ: люди, отъ которыхъ такъ мало требовалось, шили лн право на большее обез-печеше, ч-Ьмъ то, какое они у насъ имйли? Напротивъ, не было ли бы аномал1ей и несообразности©, если бы наши священники были обезпечены позападному? Отстранивъ отъ своего мысленнаго взора нынбшнихъ образованныхъ священниковъ (которые впрочемъ имеютъ болйе претензш и потребностей людей образованныхъ, чъчиъ испол-няютъ свои обязанности, какъ таковые), представимъ, что поставленъ во священники крестьянинъ еле-грамотный и что ему дана тысяча рублей жалованья: не будетъ ли это своего рода великой несообраз­ностш? А если это жалованье будетъ взиматься съ его прихожанъ, то не будетъ ли это величайшею несправедливостью по отношеншкъ последнимъ? Челов'Ькъ еле грамотный становился во священники, иначе сказать—бралъ на себя механически* трудъ служешя церков­ныхъ службъ и совершешя требъ: за совершеше требъ онъ получалъ плату, которая, какъ бы ни была мала, во всякомъ случай была не ниже механическаго труда-, какъ таковаго; церковныхъ службъ свя-щенникъ служилъ не болгЬе пятидесяти въ году и даже мен^е, ибо

') Въ Грещи еще Юститанъ требуетъ отъ клириковъ не бол'Ье, какъ—что­бы они знали грамоту: кХпртоО? ойк dUwc XEipo9oveTa6at оътхшроидеу, ei fxi ] урауцата Xaaai (новелла 123, гл. 12, cfr. новеллу 6, гл. 12); обстоятельнее ниже.


ОТН0ШЕН1Е ВЛАСТИ ЦЕРКОВНОЙ КЪ ГОСУДАРСТВУ И НАОБОРОТЪ.    547

несомненно, что далеко не все священники служили обедни каждое воскресенье '), и за это, не говоря о некоторой непосредственной плата въ видЬ подачъ на проскомидш, производилъ три или четыре сбора съ прихожанъ, —полагаемъ, что это достаточно. Наши священ­ники были главнымъ образомъ не священники, а крестьяне, священ­ство же было для нихъ, такъ сказать, только добавлешемъ къ кресть­янству и добавлешемъ, несомненно, не безвыгоднымъ (хотя въ размврахъ именно крестьянскихъ, а не дворянскихъ). Весьма возможно, что свя­щенники жаловались на свою судьбу, какъ это д'Ьлаютъ всб люди, но несомненно то, что охотниковъ идти во священники было великое множество. Съ н'Ькоторымъ основашемъ они могли жаловаться на то, что рядомъ съ ними были монахи, которые не были выше ихъ ни въ какомъ отношенш и которые (далеко не всв впрочемъ) были, въ срав-неши съ ними, относительно житейской обезпеченности, настоящее господа'). Но благополуч1е монаховъ создало не правительство искус-ственнымъ образомъ, и всегда въ этомъ Mipi такъ, что одни люди возбуждаютъ зависть другихъ...

VI.

■ Отношеше власти церковной къ государству и наоборотъ власти государственной къ церкви.

Теперь сл'Бдуетъ намъ сказать объ отношенш у насъ церкви къ государству и наоборотъ—государства къ церкви въ першдъ до-мон-гольскш.

Власть гражданская обязана матергально содержать и внЗшнимъ образомъ охранять власть церковную. Съ своей стороны эта послед­няя должна представлять собою нравственное начало, которое бы нрав-ственнымъ образомъ благотворно действовало на власть граждан­скую. Сколько знаемъ, наша власть церковная или наше высшее ду-

') Cfr въ Стоглавник'Ь гл. 5 вопр. 30 и гл. 41 вопр. 31, также Посошкова О скудости и богатств* стр. 25.

2) А еще съ болыпимъ н совс$мъ съ полнымъ основатель могли они жало­ваться на архшреевъ за дани, пошлины и вообше поборы ихъ саиихъ съ ихъ ближайшими аколущями или свитами и ихъ десятинниковъ (до чего хорошо было уже въ перюдъ до-монгольсшй регентамъ арх1ерейскихъ п4вчихъ, видно изъ того, что одинъ таковой регентъ не захотЬлъ пойдти отъ apxiepea на службу къ кня­зю, —Ипатск. лъ" г. подъ 1241, 2 изд. стр. 528 нач.: „словутьный п^ведъ Митуса" ).


548


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь