Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НАШИ 0БРАЩЕН1Я КЪ ПАПАМЪ. 603



прямому намйренш навязываетъ Изяславу таия заявлешя и предло­жения, которыхъ онъ на самомъ двль1 не д'Ьлалъ. Напрасныя и без-полезныя сомнйвая! Какъ скоро мы признаемъ за достоверное, что православный государь обращался съ просьбою къ папЬ и былъ имъ выслушанъ, то не только достоверно, но и само собою предполагается, что онъ изъявлялъ папъ* искреннюю или притворную готовность при­знать его власть, ибо единственно подъ этимъ услов1емъ папа могь изъявить готовность оказать ему свою помощь.


ПРИЛОЖЕН! Я.

Приплате къ стр. 365.

Безспорныя и всеми признаваемыя истины иногда оказываются въ такомъ положенш (позволимъ себ'Ь такъ выразиться), что требуютъ наро-читаго подтверждешя. Въ такомъ именно положенш находится та истина, что пресвитеры не суть служители епископа, а суть его сотоварищи и соначальннки. Поэтому, исполняя обязанность оправдать наши, выше стоя-шдя ръчи объ отношеши пресвитеровъ къ епископамъ, мы позволимъ себ'Ь сдълать это съ некоторою обстоятельностш.

Богоучрежденную чрезъ апостоловъ церковную iepapxiro составляютъ не только епископы, но и пресвитеры съ д1аконами. Какъ безъ епископа не можеть быть церкви (всякой частной, о которой у насъ рЪчь въ данномъ случат.), такъ не можетъ ея быть и безъ пресвитеровъ, которые составля­ютъ такую же необходимую степень церковнаго священства, какъ и пер­вые (Пространный катихизисъ, часть I, о десятомъ членЬ сумвола в'Ьры, священство; см. ниже Игнатог Богоносца въ посланш къ Траллшнамъ). Что же такое составляютъ пресвитеры въ церковной iepapxin? Они не суть служители епископа, ибо таковые суть д1аконы (что значить и самое имя посл'Ьднихъ, ибо греческое bidKovo? по-русски значитъ служитель, слуга; 1оанн. 2, 5. 9: служители на бракъ въ Банъ въ греческомъ подлинник! ) fcidxovoi'). Следовательно, ясно, что они не могутъ составлять ничего иного, какъ его помощниковъ (такъ какъ между служителями и помощниками нт> тъ ничего третьяго), и следовательно затЬмъ ясно, что апостолы по Божественному полномочда учредили въ церкви священноначал1е не еди­ноличное, которое бы состояло въ каждой частной церкви изъ одного епископа, а соборное, которое бы состояло изъ епископа и при немъ со­бора пресвитеровъ, какъ его необходимыхъ помощниковъ.

Въ церковномъ богослуженш, въ совершенш литургш, пресвитеры до настоящего времени остаются по отношенш къ епископамъ гЬмъ, чт> мъ они были съ самаго древняго времени и съ самыхъ временъ апостоль-скихъ, т. е. ихъ сослужителямн, а не слугами (какъ д! аконы). Но если

*) 1-го всел. соб. пр. 18: „д1аконы суть служители епископа н низпае пре­свитеровъ'; .


ПРИМЬЧАЕПЕ О ПРЕСВИТЕРАХЪ.


605


это такъ, то это представляетъ собою живое и наглядное и, такъ сказать, безусловно убедительное доказательство, что и во всемъ осталъномъ деле церковнаго строешя они были по отношенш къ нимъ т4мъ же, т. е. ихъ помощниками, потому что представлять себе дело такимъ образомъ, чтобы въ одномъ (въ однихъ функщяхъ должности) имъ была усвоена роль по-мощниковъ епископа, авъдругомъ—его слугъ, и чтобы они были вместе и помощниками и слугами, конечно, совершенно невозможно (Алтарь цер­ковный есть не только место совершешя литургш, но и вообще место правительственнаго засЬдашя епископа, его какъ бы присутственная зала, ибо въ первое и древнейшее время епископы именно въ немъ творили и отправляли все двло церковнаго управлешя и суда. Но въ этой церков­ной присутственной зале пресвитеры сосЪдятъ епископу на вторыхъ пре-столахъ '). Ясно, что соседаюпце епископу суть его товарищи и по­мощники) '.

Сейчасъ сказанное нами съ совершенною и несомнительною ясно-стш подтверждаютъ писашя апостоловъ, представляющая собою верхов­ный и заграждающШ всяшя уста авторитетъ.

Въ своихъ писашяхъ апостолы нигде не говорятъ отдельно объ епископахъ и отдельно о пресвитерахъ, но или объ однихъ епископахъ, при чемъ подразумеваютъ и пресвитеровъ 3), или объ однихъ пресвите­рахъ, при чемъ подразумеваютъ и епископовъ 4), или же объ епископо-пресвитерахъ, употребляя назвашя епископъ и пресвитеръ, какъ тожде-значупця и одно вместо другаго (въ однихъ и техъ же мъхтахъ то одно, то другое) s. Что же значитъ это подразумеваше пресвитеровъ вместе съ епископами и наоборотъ или отождествл& те однихъ и другихъ? Очевидно, оно не можетъ значить ничего инаго, какъ то, что пресвитеры составляли съ епископами одну нераздельную власть (такъ что при упоминанш объ однихъ само собою дается подразумевать и становится излишнимъ прямо упоминать другихъ и такъ что при безразличномъ употребленш одного или

') Объ епископскомъ престоле въ алтари и о вторыхъ престолахъ (сопре-столш) пресвитеровъ си. ниже.

г) Crf Зона.ру и Вальсамона въ толкованш 58-го апост. правила и Пидеш-онъ въ примечанш къ тому же правилу. Защитники единолично-неограниченной (абсолютной) власти епископовъ, чтобы легче отделываться отъ пресвитеровъ, им$-ютъ наклонность приравнивать посл'Ьднихъ къ д1аконамъ. Но въ богослужебной практики они имт> ютъ противъ себя въ семъ случай такъ сказать олицетворенное на деле и наглядное, а следовательно — уже вовсе непререкаемое свидетельство: пресвитеры сос$дятъ епископу въ алтаре, а д! аконы не им-Ьють права садиться въ алтаре (въ присутствш епископа и пресвитеровъ, — 1 всел. соб. пр. 18, Лаодик. соб. пр. 20), и им^ли для сего въ древнее время особую комнату, —д1аконикъ.

s) Филиппис. 1, 1; 1 Тим. 3, 1—7.

*) Деян. 14, 23; 1ак. 5, 14; 1 Петр. 5, 1. 2; 1 Тим. 5, 17. 19.

5) Деян. 20, 17, 28; Тит. 17, 5. 7.


606


Т.  I. ГЛ. Ш. УПРАВЛЕНИЕ. ПРИЛОЖЕН1Я.


другаго имени рЪчь ведется объ обоихъ). Такъ именно понимаетъ это и св. 1оаннъ Златоустый. Объясняя 3-ю главу 1-го послашя къ Тимоеею, где апостолъ говорить объ епископахъ и потомъ, опуская пресвитеровъ, -о д1аконахъ, онъ пишетъ: „окончивъ р£ чь объ епископахъ и изобразивъ ихъ качества и сказавъ, что они должны имъ" гь, а чего должны воздержи­ваться, и опустивъ чинъ пресвитеровъ, (апостолъ) перескочилъ (цете1гпопо*е) къ ддаконамъ. Почему это? Потому что не велико разстояшс между ними (пресвитерами) и епископами, такъ какъ и они (пресвитеры) восприняли учительство и предстоятельство (т. е. власть учительства и предстоятель-ства) церкви, и такъ какъ—что сказалъ (апостолъ) объ епископахъ, отно­сится и къ пресвитерамъ; одной хиротошей (правомъ одной хиротонш епископы) превосходить пресвитеровъ и только симъ однимъ кажутся пре­имуществующими передъ ними ').

Во времена апостольсюя, также какъ и всегда впослъдствш, въ каждомъ городя было по одному епископу (потому что въ древнее время, какъ и всегда впослъдствш, церковь каждаго города представляла собою одну частную церковь, а каждая частная церковь можетъ имъть одного только епископа по той причине, что главныхъ начальниковъ, каковъ есть епископъ въ своей частной церкви, всегда можетъ быть только по одному). Между тЬмъ въ писашяхъ апостольскихъ мы находимъ: 1. Послаше къ Филипписеямъ ап. Павелъ пишетъ вс4мъ святымъ о Христв 1исусъ су-щимъ въ Филишгвхъ съ епископы и д1аконы (послашя гл. 1 ст. 1). Оче­видно, что тутъ BMierb съ однимъ дМствительнымъ епископомъ Филипп-скимъ (города Филиппъ) апостолъ называетъ епископами и пресвитеровъ, какъ это и понимаютъ св. 1оаннъ Златоустъ и бл. веодоритъ Кирскш*).

') " On ой iroXu то цсооу aunbv ко! тшу ётгшкбтсшу. Kol tip ка1 айто1 01оаака-Xiav etoiv dvabebrrn^vqi Kai irpooraoiav тт^ ^ккАгцла?, ка! 8 itepl £ iri0ic6vuiv еиге, таОта ко! irpeofJurepoi; дрцбтш. Тф тйр xeipsTOvfo: hovij йтсерРер^каоч ка! тоОтц* novov докаиоч nXeovtKTetv той? irpcopuTepou?. На 1 послаше къ Тимоеею Бесъда 11 сначала, Mont-fauc. editio Parisina altera, t. XI, p. 666 (b).

2) Первый въ 1 Бесъдъ на послаше къ Филипписеямъ, —ed. Montfauc. Pari­sina altera, t. XI p. 224, второй въ толкованш того же послашя, у Мини въ Па-трол. t. 82 р. 560. Полагаемъ, что такъ понимаютъ и не только Златоустъ и 0ео-доритъ, а и большинство древнихъ толковниковъ, потому что иначе понимать нельзя: епископы суть главные начальники и предстоятели частныхъ церквей; а какъ та-ковыхъ ихъ никогда не могло быть болзе, какъ только по одному (потому что вездъ* и всегда главный начальникъ можетъ быть только одинъ: Златоустъ и бео-доритъ въ нашихъ мъстахъ говорят!. о семь единоепископств'Ь нарочитымъ обра-зомъ, см. также 1-го всел. соб. пр. 8 fin.). Единственное известное намъ исклю-чеше представляегь собой ЕпифанШ КипрскШ, который по забвешю сейчасъ нами сказаннаго хочетъ утверждать, будто во времена апостольсшя было въ иныхъ го-родахъ (т. е. въ иныхъ частныхъ церквахъ) по нескольку епископовъ, —Adversus haereses, lib. Ш, haeres. LXXI, ката 'Aepiou).


ПРНМ4ЧАШЕ 0 ПРЕСВИТЕРАХЪ.


607


Если и въ конкретнамъ случае, обращаясь къ пресвитерамъ извъстнаго места, апостолъ называетъ ихъ епископами, то, конечно, онъ даеть знать о совластш и соначалш пресвитеровъ епископу съ такою ясностш, яснее которой ничего не можетъ быть. 2. Возвращаясь въ 1ерусалимъ изъ третьяго апостольскаго путешеетъия, ап. Павелъ призвалъ въ Мелить пресвитеровъ Ефесскихъ и преподалъ имъ наставлете внимать стаду, въ которомъ Духъ ■ св. поставилъ ихъ епископами пасти церковь Господа и Бога (Дъян. 20, 17. 28). Здесь вмъстЬ съ однимъ епископомъ Ефесскимъ разумеется и соборъ пресвитеровъ; следовательно, къ епископу и собору пресвитеровъ апостолъ обращается какъ къ единому и нераздельному собору началь-никовъ. 3. Въ первомъ посланш къ Солунянамъ ап. Павелъ увещеваетъ посл'Ьднихъ: молимо же вы, братге, знайте труждающихся у васъ и на­стоятелей вашихъ о Господгь (5, 12). Ясно, что подъ настоятелями вместе съ однимъ епископомъ Солунскимъ разумеется и соборъ пресвитеровъ ').

Если бы после временъ апостольскихъ мы не имели свидетельствъ о совластш пресвитеровъ епископамъ, то подобное отсутств! е свидетельствъ означало бы только тотъ печальный фактъ, что cie совлаепе прекрати­лось тотчасъ после временъ апостольскихъ, и более ничего. Но этого не было и мы имеемъ свидетельства и изъ последующаго времени.

Климента РимскШ (f ок. 100 г.), Поликарпъ СмирнскШ (f 168) и Ириней ЛюнскШ (f ок. 202) употребляютъ назвашя епископъ и пресви-теръ совершенно такъ, какъ мы это видимъ въ писан! яхъ апостольскихъ, именно—перечисляя степени церковной iepapxin, называютъ только или епископовъ съ д1аконами, подразумевая вместе съ епископами пресвите­ровъ, или пресвитеровъ и д1аконовъ, подразумевая епископовъ вместе съ пресвитерами, н потомъ употребляютъ имена епископъ и пресвитеръ, какъ синонимы, одно вместо другаго2). Изъ этого употреблешя именъ следуетъ то же самое заключеше, что п выше.

') Совер1шшъ вместе съ Варнавою первое апостольское путешеств1е, ап. Па­велъ рукоположидъ въ каждую церковь пресвитеровъ, ДЬян. 14, 23. Вм-встЬ съ пресвитерами онъ рукоположидъ, конечно, и епископовъ; следовательно, подъ пре­свитерами разумеются н епископы, а следовательно— одни съ другими объединя­ются, какъ власть. Въ 1 посланш къ Тимоеею 5, 17, апостолъ называетъ пресви­теровъ (подразумевая вместе съ действительными пресвитерами и епископовъ) людьми настоятельствующими, начальствующими (oi каАш<; тгроеатШте? npeofJUTepoi. Что сами апостолы на 1ерусалимскомъ соборе сделали свое известное постановле-ше по вопросу о томъ, обрезываться или не обрезываться христанамъ изъ языч-никовъ, при участш пресвитеровъ 1ерусалимской церкви и какъ отъ лица своего, такъ и ихъ—пресвитеровъ написали послаше хриеианамъ Ciipiii и Киликш—Дъян. 15, 1—29).

2) Климентъ Римск. въ 1 посланш къ Еоринеянамъ, глл. 42, 44 (47) и 57; Поликарпъ въ поел, къ ФилиппШцамъ глл. 5 и 6; Ириней Adversus haereses, lib. Ш, с. 3, и lib. IV, ее. 43 и 44. О Клименте и Иринее cfr Еатанскаю „Догмати­ческое учете о семи церковныхъ таинствахъ", стрр. 68 и 115.


608


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь