Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОРИГИНАЛЬН. ПИСЬМЕННОСТЬ. МИТР. ИЛАРЮНЪ. 843
< Вся страны и грады и лкдое чтутъ и славятъ коегождо ихъ учителя, иже научиша (ихъ) православной Bipir похвалимъ же и мы малыми похвалами великая и дивная сотворшаго нашего учителя и наставника, великаго кагана нашея земля, Владимира >, призываетъ своихъ слушателей ораторъ, и обращаясь къ сей похвале, онъ говорить о томъ, какъ Владимиръ, возгор^вплйся духомъ принять христтанство отъ слышашя о благов'Ьрш земли Греческой, не остановился на томъ, чтобы только самому просветиться свътомъ его, но подвигся къ кре-щешю и просвещенно и всей своей земли, и какъ эта его земля, оскверняемая предъ тъмъ язычествомъ, его старан1ями совсъмъ и во всемъ стала хританскою; за симъ онъ высказываетъ удивлете, какъ Владимиръ никъмъ и нич^мъ не призываемый къ хрисйанству < токмо отъ благаго (своего) смысла и остроум1я разумелъ>, что единъ Богъ истинный—Богъ хрис/пансый; снова ублаживъ Владимира за то, что онъ обратилъ отъ заблуждешя идольсюя льсти всю область свою и сравнивъ его съ Константиномъ Великимъ, ораторъ восхваляетъ далее его хрисйанстя добродетели и въ особенности его мнопя милостыни и щедроты; воззватемъ къ Владимиру, что дбло имъ начатое не рушитъ, но усердно продолжаетъ и довершаетъ его достойный преемникъ, сынъ его Теорий—Ярославъ, онъ оканчиваетъ похвалу. Въ заключеше всего стЬдуеть молитва за новокрещенныхъ людей рус-скихъ, въ которой испрашивается Бож1е милосерд1е къ слабостямъ и преткновешямъ еще не утвержденныхъ въ в^ръ людей и въ которой призываются на нихъ Его милости и щедроты. Сочинеше митр. Иларшна, несомненнымъ образомъ свидетельствуя, что онъ былъ ораторъ не самоучка, а по настоящему образованный въ науке ораторства и знавппй ее въ совершенстве, чрезвычайно замечательно своими ораторскими достоинствами, —оно есть возможно безукоризненное и блестящее ораторское произведете и въ пеломъ и въ частностяхъ. Целое совершенною умеющею рукой скомпоновано такъ, что представляетъ изъ себя истинно стройное целое, въ которомъ все на своемъ месте и все соразмерно и въ которомъ ничто не валится вонъ, какъ случайно вставленное; ораторъ не уподобляется слепому, который подвигается впередъ ощупью, то идя прямо, то колобродя по сторонамъ, —у него въ рукахъ напередъ строго обдуманный планъ, которому онъ и следуетъ въ выполнеши. Равнымъ образомъ въ частномъ изложенш своихъ мыслей ораторъ отъ начала до конца блестящимъ образомъ красноречивъ. Наделенный отъ природы отличнымъ ораторскимъ талантомъ и владея вполне научнымъ 55* 844 Т. I. ГЛ. IV. ПР0СВЫЦЕН1Е. ораторскимъ ум'Ьньемъ, онъ отъ начала до конца является въ этомъ изложеши мастеромъ самаго высокаго разбора. Человеку, слишкомъ богато наделенному средствами, естественно до некоторой степени ими злоупотреблять. Между лучшими ораторами, принадлежа къ из-браннЬйшимъ, Иларюнъ обнаруживаете полное чувство меры, — постоянно одинаково красноречивый и обработайте изящный, онъ нигде не доводить своего красноръ^я до излишества: возможно хорошо, но въ миру—это не легко и далеко не всеми ораторами соблюдаемое правило составляетъ его отличительную черту. Иларшнъ учился искусству ораторства по греческой реторикЬ XI века; ему следовало бы поэтому быть ораторомъ со всеми недостатками греческаго ораторства этого позднМшаго времени. Но силою своего природнаго ораторскаго таланта, силою своего внутренняго ораторскаго инстинкта и чувства, онъ возвысился надъ этими недостатками и представляетъ изъ себя не ритора худшихъ временъ греческаго ораторства, а настоящего оратора временъ его процвйтатя. Мы уже говорили выше и снова повторяемъ, что читатель будетъ иметь возможно вирное представлеше о сочиненш Иларюна, если будетъ воображать его себе какъ лучшую академическую речь Карамзина. Прекрасное и истинно замечательное ораторское произведете митр. Иларюна составляетъ вещь не совсбмъ ясную по своему на-значешю. Такъ какъ Иларюнъ есть митрополитъ, —лицо духовное, то всякш, конечно, думаетъ, что оно есть церковное слово. На самомъ деле оно не есть это слово: оно не надписывается словомъ, хотя мы несколько разъ и называли его такъ за неимешемъ другаго подходящего назвашя; оно вовсе не имеетъ признаковъ слова и отъ самаго автора называется не словомъ и не поучетемъ, а писатемъ; оно было произнесено, но не предъ слушателями, кате пришли и случились, а предъ какими-то избранными людьми, «преизлиха насыщши-мися сладости книжныя>. Что же оно такое? Отвечать можемъ, какъ уже давали знать, не положительно, а только предположительно. По своимъ достоинствамъ, —мы сказали, произведете Иларюна должно быть приравниваемо къ лучшимъ речамъ Карамзина; но и по своей сущности или по своему характеру оно есть совершенно то же, что эти Карамзина и не Карамзина торжественныя речи: и мы думаемъ, что оно есть именно таковая торжественная речь. Но что такое торжественная речь въ правлеше Ярослава? Въ Грещи съ древняго и до позднейшаго времени былъ обычай, что въ особенныхъ и нарочи-тыхъ случаяхъ были устрояемы торжественныя собратя во дворце ОРИГИНАЛЬН. ПИСЬМЕННОСТЬ. МИТР. ИЛАРЮНЪ. 845 императорскомъ, на которыхъ между прочимъ ораторы произносили свои речи '). Таковою-то речш можетъ быть и со всею вероятностно должно быть считаемо произведете или < писаше> Илар1она. По какому случаю она была произнесена предъ Ярославомъ и его бояр-скимъ синклитомъ, мы не знаемъ, но весьма вероятно — по случаю торжества при окончаши одной изъ его церковныхъ построекъ или можетъ быть и всЬхъ вместе, такъ какъ по летописи онЬ ведены были все вместе (Св. Соф1я, Золотыя ворота съ церковш на нихъ Благо-вещешя и монастыри Георпевсшй и ИрининскШ s). Въ Шеве после Ярослава не было ораторовъ, которые бы произносили предъ князьями торжественныя речи. Однако, и изъ позднМшаго времени мы знаемъ одинъ подобный прим'Ьръ. Въ 1199-мъ г. вел. кн. Шевскш Рюрикъ Ростиславичъ произвелъ въ Шев^ замечательную для своего времени постройку—по двелъ каменную стену подъ церковь св. Михаила въ Выдубицкомъ монастыре, стоявшую надъ Днепромъ. Въ самомъ монастыре или вообще въ Шеве нашолся ораторъ, который на торжестве, бывшемъ въ монастыре по окончаши постройки, произнесъ и поднесъ великому князю свое писаше, хотя и далеко не то, что пи-саше Иларюново 3). Составляетъ для насъ митр. Иларшнъ не малую загадку какъ писатель. Онъ обладалъ такимъ прекраснымъ ораторскимъ талантомъ и однако не написалъ ничего более, кроме нашего сочинетя. Отъ чего это? Отъ чего онъ не сталъ духовнымъ ораторомъ, быть которымъ имелъ такую способность? Къ сожалешю, пока мы можемъ задать ') Евсев1й Кесаршсюй произнесъ ръчь предъ Константиномъ Велнкимъ по случаю совершившагося тридцатилъйя его царствовашя (ei<; KiuvaravTivov трш-KovTaernpiKu;, De laudibus Constantini); Павелъ Снденщар1й произнесъ ръчь предъ импер. Юстишаномъ по случаю освящешя св. Софш (" Ewppaau; el<; xr]v uf. loqnav). Изъ поздн-Ьйшаго времени, соотвЬтствующаго нашему перюду домонгольскому, известно несколько примъровъ. а1 Чтобы слово было произнесено по одному изъ указанныхъ нами случаевъ, этого прямо и ясно не дается въ немъ знать, но что оно произнесено по окончаши строешя Ярославомъ св. Софш и Золотыхъ воротъ съ церковш Благовъщешя (заложенныхъ та и друпя одновременно въ 1037 г.), это говорится въ немъ прямо. Что слово произнесено до поставлетя Иларюна въ митрошшгш въ 1051 г., видно изъ того, что въ немъ говорится, какъ о живой, о cynpyri Ярославовой Ирин'Ь, которая умерла въ 1050 г. Выборъ Иларюномъ темы о божественномъ домостроительстве во всякомъ случае показываетъ, что слово было произнесено по поводу чего-то завершительнаго въ отношенш къ утвержденда христаанства на Руси. 3) Помещено въ Ипатской лътописи подъ 1200 г. и составляетъ въ ней окон-чаше.тбтопнсн Шевской. 846 Т. I. ГЛ. IV. ПР0СВ4ЩЕШЕ. только вопросъ, который невольно рождается, но решительно ничего не можемъ на него ответить. О не давно найденном» послаши митрополита Жлимента Смолятича и вообще о нем»—Млиментгь как» о писателгь. Въ 1892-мъ году гг. X. Лопаревъ и Н. НикольскШ одновременно нашли и напечатали послаше митр. Климента къ Смоленскому священнику вом* '). Согласные между собой по вопросу о состоянш у насъ просвъчцешя въ першдъ до-монгольскШ, а именно—что въ першдъ этотъ у насъ не была только грамотность, какъ утверждаютъ иные, но было настоящее просвищете, гг. Лопаревъ и НикольскШ видятъ въ найденномъ ими посланш митр. Климента важный литературный памятникъ, свидътельствуюпцй въ пользу принимаемаго ими мнт> шя. На самомъ двлй послаше Климента не только не свидЬтель-ствуетъ въ пользу мнЬшя, принимаемаго гг. Лопаревымъ и Николь-скимъ, а напротивъ говорить именно противъ него. Истор1я послашя не видна изъ него яснымъ образомъ, но, какъ можно догадываться, есть следующая. СмоленскШ князь Ростиславъ Мстиславичъ, родной брать Шевскаго великаго князя Изяслава Мсти-славича, по приказашю котораго быль поставленъ Климента въ митрополиты, заявилъ себя решительнымь образомъ противъ митрополита, поставленнаго въ самой Россш и помимо naTpiapxa, считая незакон-нымъ его поставлеше. Желая примирить съ собой Ростислава и доказать ему свою законность, Климента написалъ ему послаше. Въ послаши этомъ онъ бол'Ье или мевгве зад^лъ и оскорбилъ священника бому, который былъ близкимъ человекомь къ князю, можета быть— его духовникомъ, и на котораго онъ былъ птЬвень, вероятно, потому, что священникъ одинаково съ княземъ считалъ его незакон-нымъ митрополитомъ или даже и вооружалъ князя противъ него. Оскорбленный митрополитомъ въ послаши къ князю священникъ написалъ ему укоризненное или укорительное послаше. Въ отвътъ на это укорительное послаше бомы Климентъ и написалъ ему наше послаше, найденное и напечатанное гг. Лопаревымъ и Никольскимъ. Священникъ вома укорялъ Климента въ своемъ послаши къ нему, что онъ—митрополита въ своемъ послаши къ князю Ростиславу ') Послаше митрополита Климента къ Смоленскому пресвитеру 6омъ\ Неизданный памятникъ литературы XII вика. Сообщеше Хргсанеа Лопарева. Спб. 1892 (Памятниковъ древней письменности № ХС).—Николай НикольскШ. О лите-ратурныхъ трудахъ митрополита Климента Смолятича, писателя XII вика. Спб. 1892. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы