Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОРИГИНАЛЬНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ. ПИСАТЕЛИ ИЗЪ ГРЕКОВЪ.   853



жали Клименту, бывъ имъ просто заимствованы изъ книгъ, но чего л'Ьтописецъ могъ вовсе не знать, и могъ онъ назвать его такимъ фи-лософомъ и книжникомъ, какого не бывало въ Русской земитЬ. По-слаше Климента къ вомгЬ въ своей учительной части составляетъ именно рядъ выписокъ изъ одного сочинетя, имйющаго указанный нами характеръ '). О сочиненш этомъ, читаемомъ въ одной рукописи Троицкой Лаврской библютеки 2), одинъ изъ сгарыхъ читателей ру­кописи сдъ\лалъ совершенно такой отзывъ, какой составителемъ Ипат-ской лътописи делается о КлиментЬ, именно говоритъ, что оно (вм*-сгЬ съ другими подобными сочинетями, помещенными въ рукописи) мудро безъ миры 3).

Даши писатели изъ Грековъ.

Въ заключете скажемъ о бывшихъ у насъ въ перюдъ до-мон-гольскш писателяхъ изъ числа жившихъ у насъ Грековъ.

Хотя эти писатели, собственно говоря, не составляютъ нашихъ писателей, но такъ какъ они писали большею частно для насъ и такъ какъ всб они писали у насъ, то имъ должно быть дано мйсто въ исто-рш нашей литературы.

Изъ числа весьма многихъ, пережившихъ у насъ въ перюдъ до-монгольсшй, Грековъ, оказывается писателей весьма немного, именно— въ настоящее время известно ихъ и всего пять. Изъ этихъ пяти пи­сателей четверо были митрополиты и одинъ не митрополитъ, а мо-нахъ или можетъ быть 1еромонахъ.

Писатели митрополиты суть:

1. Самый первый нашъ митрополитъ Леонъ или Левъ. Онъ, на-писалъ на греческомъ язык1! сохранившееся до настоящего времени сочинеше противъ латинянъ, которое надписывается: hio \ zoc, р^тзс-

') Какъ это указывается г. Никольскимъ, причемъ въ приложенЬяхъ къ дис-сертацш напечатано имъ и самое сочинеше.

2) Г. Никольскимъ сочинеше напечатано именно по разумеемой нами Лавр­
ской рукописи.

3) № 122, въ Описанш рукописей заметка на концъ- описашя №, ч. I
стр. 90 fin..—Выше мы говоримъ, что прозваше Климента Смолятичемъ, можетъ
быть, и не значить того, что онъ былъ родомъ изъ Смоленской области, какъ обык­
новенно принимается, а что оно, можетъ быть, было родовымъ его нрозвашемъ.
Здвсь прибавимъ еще, что жители Смоленской области въ древнее время называ­
лись, какъ и доселе называются, Смольнянами и что по филолопи Смолятичъ какъ
будто не происходить отъ Смоленска.


854


Т. I. ГЛ. IV. ПР0СВЫЦЕН1Е.


ttoXitou (въ другихъ спп. «р)Г[£ тг1(т/о'тгои, «ricxoitou) т/;? Ь 'Pwcia Пргс-•OXajSai; тгро? 'Pofjtab'js y; toi Aa-rivou? тггр! tcov a^utuov (въ другихъ спп. irept тзО.Sri ой oei teXeiv та ai^i/jjia), т. е. Льва митрополита (apxi-епископа, епископа) Переяславскаго въ Россш къ Римлянамъ или Ла-тинянамъ объ опр'Ьснокахъ (о томъ, что не должно употреблять onpi-сноковъ). Въ сочинеши своемъ авторъ — во-первыхъ, подробно и очень основательно доказываетъ неправильность употреблешя опрътно-ковъ, —во-вторыхъ, кратко говоритъ и о другихъ заблуждешяхъ ла­тинянъ, именно—объ ихъ субботнемъ пост*, о совершенш ими пол­ной литурпи въ великш постъ, о безженств'Ь ихъ священниковъ, объ употребленш ими въ пищу удавленины и наконецъ объ ихъ ученш объ исхожденш Св. Духа и отъ Сына. Какъ со всею вйроятностда слЬдуетъ предполагать, побуждетемъ для митрополита Леона напи­сать сочинете было то обстоятельство, что передъ его вступлешемъ на каеедру Русской митрополш и во время его пребывашя на ней папа двлалъ попытки подчинить насъ своей власти (см. выше). При этомъ предположены страннымъ будетъ то, что сочинете известно только въ греческомъ подлинники и что неизвестно его древняго сла-вянскаго перевода; но можно думать, что переводъ существовалъ и что онъ или пока еще не открытъ или совеЬмъ не дошолъ до насъ (бывъ вытвсненъ позднейшими многочисленными статьями противъ латинянъ). Если бы сочинете признавать самостоятельнымъ произведе-шемъ митр. Леона, то оно весьма бы рекомендовало его какъ автора; но, какъ кажется, эта самостоятельность составляетъ вопросъ *).

2. Теорий, занимавшш каеедру неизвестно съ какого и по ка­кой годъ, но упоминаемый подъ 1072-мъ г. Онъ написалъ два со-

') О сочинеши митр. Льва, равно какъ и о всбхъ полемическнхъ сочнне-тяхъ противъ латинянъ перюда до-монгольскаго см. А. И. Попова: Историко-ли­тературный обзоръ древне-русскихъ полемическнхъ сочинеши противъ латинянъ (XI—XT в.), Москва, 1875, и А. С. Павлова: Критические опыты по исторш древ­нейшей греко-русской полемики противъ латинянъ, Спб. 1878 (аослъ\д, нШ разре­шаете то недоумие, что митр. Леонъ полемизируетъ противъ опр^сяокоБъ ранЬе патр. Михаила Керуллар1я; къ вопросу о самостоятельности сочинешя митр. Леона— у него же стр. 37 fin., а положительное удостовйреше въ томъ, что ошибался пре-осв. Филаретъ, указывая древнШ славянсшй переводъ сочинешя, —стр. 27 прим.). Въ греческомъ подлинник* сочинеше напечатано г. Павловым въ приложешяхъ къ сейчасъ названному изследованш, а новый руссюй переводъ преосв. Филарета во Временнике Общ. Ист. и Древн. ш. V (1850 г.).—Къ шести извт> стнымъ спискамъ сочинешя- (тремъ московскимъ сунодальнымъ, Аеонскому—Иверскому и двумъ Ве-нещанскимъ (у Павлова стр. 115 прим.) должно прибавить еще седьмой, Аоон-скШ—лавры св. Аеанашя, см. Саты MeoaioviKi1! ВгрХюв^кг), I, 272.


ОРИГИНАЛЬНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ. ПИСАТЕЛИ ИЗЪ ГРЕКОВЪ.            855

чинешя, —во первыхъ, довольно обширное каноническаго содержашя, известное въ настоящее время подъ именемъ Заповеди къ испове­дующимся сыномъ и дщеремъ, о которомъ мы говорили выше, и во-вторыхъ, —краткое противъ латинства, которое надписывается: < Стя-занье съ латинок». Это последнее сочинеше, неизвестно въ какомъ году написанное, но во всякомъ случае вскоре после совершившагося окончательнаго разделешя церквей (1053—1054-мъ г.), нетъ сомнЬ-н1я, имеетъ свою причину именно въ семъ совершившемся разделенш, т. е. что митрополита Руссмй хотелъ возвестить своей пастве о техъ заблуждешяхъ латинянъ, въ которыхъ они обвиняемы были въ Трещи и изъ-за которыхъ (помимо другихъ причинъ) произошло разделеше. Сначала митр. Теорий сообщаетъ, когда и какъ латиняне отлучились отъ православ1я, а потомъ кратко, по пунктамъ, перечисляете ихъ заблуждешя, —въ томъ и другомъ случае, какъ и естественно, онъ передаетъ по-русски то, что имелъ у себя подъ руками на греческомъ, иначе сказать—въ своемъ русскомъ сочинеши воспроизводить грече­скую полемику. Въ продолжете седьми вселенскихъ соборовъ, гово­рить онъ объ отпаденш, латиняне были единомысленны съ нами, тоже глаголюще, тоже мысляще; потомъ древнимъ Римомъ и землею его завла­дели Немцы и по маломъ времени старые правоверные мужи, которые хра­нили и держали законъ Христовъ и свв. Апостоловъ и святыхъ отецъ, перемерли; после нихъ молодые и не утвержденные последовали немец­кой прелести впали во мнопя и различныя вины; такъ какъ они не хо­тели остатися творимаго зла, то и отвержены были отъ насъ. Пе­речисляя заблуждешя или вины латинянъ, Теорий насчитываетъ ихъ 27, каковое огромное число, вследъ за современными ему полемистами греческими, является у него темъ путемъ, что къ заблуждешямъ ла­тинянъ относятся не одне действительныя заблуждешя, но и простыя церковно-обрядовыя и даже бытовыя разности ихъ отъ Грековъ. Мы скажемъ о нихъ после, когда будемъ говорить объ отношешяхъ Рус­ской церкви къ латинской или объ отношешяхъ древнихъ Русскихъ къ латинянамъ и папству ').

') Стязанье съ лапшою митр. Георпя найдено нреосв. MaicapieMb въ одной рукописи Новгородской СофШской библютеки и известное пока въ одномъ списки напечатано имъ въ Исторш т. 2, изд. 2 стр. 347; перепечатано по подлиннику Пав.ювы.ш въ Критическихъ опытахъ, стр. 191. Читается у митр. Георпя странное обвинеше на латинекихъ епископовъ, будто они женятся; вероятно, тугь повре­жденная переписчиками (или еще переводчикомъ) та р$чь, что епископы латинсше, нося на рукахъ перстни, оправдываютъ это тЬмъ, „якоже се въ жены емлюще


856


Т. I. ГЛ. IT. ПРОСВЫЦЕШЕ.


3. 1оаннъ 2-й, по всей вероятности, преемникъ Георпя, умер-пдй въ 1088-мъ г. Отзывъ о немъ летописца какъ о мужи хитромъ книгамъ и ученью, милостивомъ и ласковомъ ко всъ" мъ, смиренномъ и кроткомъ, молчаливомъ и вместе речистомъ, ут^шавшемъ книгами свя­тыми печальныя, и вообще какъ о митрополитЬ, какого не было и не будетъ, я приводилъ выше. 1оаннъ написалъ, такъ же какъ и Геор-пй, два сочинешя, —каноническое, содержащее ответы на вопросы никоего черноризца 1акова, о которомъ я тоже говорилъ выше, и по­слаще къ одному папе или точнее говоря антипапе. Немецкш импе-раторъ Генрихъ IV въ своей борьбе съ папою Григор1емъ VII Гиль-дебрандтомъ решился противопоставить ему антипапу, въ каковые избранъ былъ имъ въ 1080-мъ г. Вибертъ или Гибертъ, apxiemt-скопъ Равеннскш подъ именемъ Климента III. Этотъ-то Климентъ III присылалъ къ нашему митрополиту своего епископа съ предло-жетемъ приступить къ союзу съ Римскою церковно и въ ответь на cie-то приглашеше 1оаннъ 2-й и написалъ Клименту свое послаше. Отвечая самымъ в'Ьжливымъ дипломатическимъ языкомъ, митрополитъ пишетъ папЬ, что если онъ—папа действительно щпемлетъ и почи-таетъ догматы непорочной и православной виры, какъ возв'Ьстилъ при­сланный епископъ, то и онъ—митрополитъ приветствуете и лобыза-етъ его священную главу и усердно желаетъ, чтобы всеблатлй и ми­лосердый Господь совершилъ предлагаемое возсоединея1е. Переходя за гЬмъ возможно мягкимъ образомъ къ заблуждешямъ латинянъ, митро­политъ указываетъ и опровергаетъ главнейшая изъ нихъ, именно— постъ въ субботу, несоблюдете его въ первую неделю четыредесят-ницы, безженство священниковъ, усвоете права совершать таинство муропомазашя только епископамъ, опресноки, прибавлеше въ символе н отъ Сына. Что касается до самаго предложешя папы о возсоеди-неш'и, то митрополитъ рекомендуетъ ему ■ обратиться къпатр1арху Кон­стантинопольскому и къ находящемуся при немъ собору митрополитовъ, которые благодатш Бож1ей могугь все таковое вместе съ нимъ изсле-довать и исправить. Вообще, послаше митр. 1оанна къ папе предста-вляетъ собой своего рода дипломатическую ноту, составленную весьма

церкви и обручеше носнти глаголютъ". Шкоторые, какъ напр. Павловъ, держатся того р$шительнаго мнт> шя, что Стязанье есть не болт> е, какъ поздивйшая компиля-щя изъ послашя митр. Никифора и слова веодойя Грека (по Павлову—преп. вео-дошя Дечерскаго), о которыхъ ниже, см. Критичесюе опыты, стр. 57. Однако на вопросъ: для чего бы могла понадобиться эта компилящя съ именемъ митр. Теор­ия, Павловъ не отв4чаетъ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь