Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Система работы над голосом в процессе применения речевой ритмики.



 

План.

1) Особенности голоса детей с нарушением слуха. Требования к работе над голосом.

2) Постановка голоса.

3) Дефекты голоса и их устранение.

4) Упражнения на изменение силы голоса.

5) Упражнения на изменения высоты голоса.

6) Упражнения на чередование низкой и высокой тесситуры.

 

 

1) Особенности голоса детей с нарушением слуха. Требования к работе над голосом.

 

Дети с нарушениями слуха имеют различный по силе, высоте и тембру голос. Характер голоса у глухих детей в значительной мере зависит от состояния их слуха и времени его потери.

Обычно более звучным, естественным голосом обладают дети, имеющие остатки слуха или сравнительно поздно потерявшие слух.

У детей, оглохших на первом-втором году жизни (или врожденно глухих) и не имеющих существенных остатков слуха сравнительно чаще можно встретить различные недостатки голоса: слабый, глухой, высокий, гнусавый голос.

Главным требованием к навыкам пользования голосом в речи является соблюдение его нормальной силы и высоты без грубых отклонений от нормального тембра.

Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.

Важно научить слабослышащих детей говорить громко, но не крикливо. В связи с этим упражнения на развитие силы голоса направлены на изменение силы голоса от громкого до тихого и от громкого до среднего, затем до тихого, и наоборот; усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания; усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.

По формированию и коррекции голоса у слабослышащих предполагается создание умения пользоваться голосом нормальной высоты (наиболее грубым отклонением от нормы является фальцет и избирательное повышение голоса на некоторых звуках). От этого зависит мелодика детей. Особое значение имеет навык управлять движением голоса вверх – вниз для интонации.

Упражнения направлены на формирование умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы.

Важно в упражнениях, направленных на развитие голоса, следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Наиболее распространенным и грубым дефектом является открытая гнусавость.

Повышение и понижение голоса, изменение его силы хорошо контролируются слухом. Постоянное использование слухового восприятия при помощи звукоусиливающей аппаратуры дает возможность развивать у слабослышащих детей подвижность голосового аппарата.

Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и всегда проводятся по подражанию.

 

2) Постановка голоса

 

Глухие дети, даже если они не обучались ранее речи, как правило, сами обнаруживают свой голос.

Это происходит обычно в связи с различными эмоциональными переживаниями, когда дети радостно восклицают, смеются или плачут, а также в связи со стремлением детей привлечь внимание окружающих.

Голос у детей оказывается очень различным по своей силе, высоте, тембру. Характер голоса у глухих в значительной мере зависит от состояния их слуха и времени его потери.

Обычно более звучным, естественным голосом обладают дети, имеющие остатки слуха или сравнительно поздно потерявшие слух.

У детей, оглохших на первом-втором году жизни (или врожденно глухих) и не имеющих существенных остатков слуха, сравнительно чаще можно встретить различные недостатки голоса (например, слабый, глухой, высокий, гнусавый голос).

Педагогу важно путем наблюдения за детьми выявить особенности голоса каждого ребенка, которые обнаруживаются у него в жизни при различных обстоятельствах, вызывающих голосовую реакцию.

Это важно прежде всего потому, что некоторые дети вначале не могут произвольно, по требованию педагога пользоваться своим голосовым аппаратом, они оказываются как бы без голоса.

Кроме того, у многих детей самый характер голоса в естественной обстановке оказывается иным, чем при попытках педагога «вызвать» голос искусственными приемами.

Бывает так, что один и тот же ребенок звонким голосом кричит, играя с товарищами, а тогда как на занятии его голос звучит глухо.

Педагогу, который знает, что у ребенка есть голос и что он достаточно звучен, остается лишь найти соответствующий подход, чтобы подвести ребенка к произвольному воспроизведению этого звучного голоса, к включению его в речь.

В тех редких случаях, когда и в естественной обстановке у ребенка не обнаруживается голоса, педагогу необходимо обратиться к отоларингологу для выяснения состояния голосового аппарата ребенка.

Подготовительные голосовые упражнения должны носить игровой характер, связываться с выразительной мимикой лица с различного рода движениями. Это способствует вызыванию у детей наиболее естественного, звучного голоса. Поскольку подавляющее большинство детей имеют более или менее значительные остатки слуха, очень важно с самого начала воспользоваться этим и дать детям возможность услышать голос как педагога, так и свой собственный. В связи с этим большую помощь в вызывании голоса может оказать звукоусиливающая аппаратура. При полном отсутствии или незначительных остатках слуха полезным пособием может служить вибратор. В качестве примерных можно рекомендовать следующие подготовительные голосовые упражнения:

1. Произнесение лепетных и простейших слов, сначала по подражанию, а затем и самостоятельно, при назывании картинок, игрушек.
       Педагог показывая игрушку или картинку, произносит соответствующее слово и побуждает детей воспроизводить его по подражанию. При этом важно, чтобы дети имели возможность не только видеть артикуляцию педагога, но и улавливать его голос, пользуясь остатками слуха, осязать вибрацию его гортани, груди, щек, толчок или струю выдыхаемого им воздуха.

2. Произнесение ряда простейших слов, сопровождаемое движениями. Педагог кладет свои руки на стол. Подражая ему, дети также кладут руки на парты. Чтобы сосредоточить внимание детей, педагог проделывает несколько движений, побуждая детей к подражанию. Следуя педагогу дети сжимают лежащие на парте кисти рук в кулаки, ставят кулак на кулак, выбрасывают вперед указательные пальцы и т.п. Вслед за этим педагог в быстром темпе произносит: папапапа________, протягивая последний гласный. Произнесение каждого слога сопровождается взмахами обеих рук. С последним слогом педагог высоко поднимает над головой руки и держит их в таком положении, пока тянет последний гласный. Подражая педагогу, дети также произносят слоги, сопровождая это ритмичными взмахами рук. Последний гласный дети, как и педагог, произносят протяжно, высоко подняв над головой руки.

3. Приемы работы по вызыванию голоса на индивидуальных занятиях. Наряду с упражнениями, которые проводятся со всеми и носят по преимуществу игровой характер, в некоторых случаях для того, чтобы вызвать у ребенка голос, оказывается необходимой индивидуальная работа с использованием не только описанных приемов, но и ряда других.

Вооружившись звукоусиливающей аппаратурой, вибратором, давая ребенку также возможность осязать вибрацию гортани, грудной клетки, педагог побуждает ребенка повторить по подражанию указанные простейшие, в том числе лепетные, слова: ам-ам, мяу, у-у, папа, мама.

При затруднениях можно исходить из слога па______, протягивая гласный. Ребенок воспринимает произносимое педагогом и контролирует себя, приложив одну руку к гортани педагога, а другую к своей. Он пользуется для той же цели звукоусиливающей аппаратурой. Для детей, у которых остатки слуха очень малы или полностью отсутствуют, полезно использовать вибратор. Держа его в руке, ребенок может воспринимать голос учителя и свой собственный в виде вибрации.

С детьми, затрудняющимися в произнесении звука п, лучше исходить из отдельного протяжного гласного а______.

 Если при всех использованных приемах ребенок дает слишком слабый голос или вовсе не дает его, не следует выражать нетерпения. Педагог должен проявить большую выдержку и изо дня в день настойчиво продолжать упражнения. В конце концов голос обычно появляется, сначала слабый, иногда хриплый, но в дальнейшем он все более и более крепнет и очищается, и часто у детей, долго не имевших голоса или обладавших слабым голосом, звук получается даже более приятный, чем у многих из тех, которые сразу дали голос.

 

3) Дефекты голоса и их устранение

 

У детей с нарушением слуха имеются различные дефекты голоса. Эти дефекты касаются силы голоса, его высоты и тембра.

1. Голос очень тихий, слабый, едва слышный. Не следует требовать слишком громкого голоса. Многие дети сами стараются, особенно во время хоровых упражнений, говорить как можно громче. С этим необходимо бороться, так как форсирование (усиление) голоса часто приводит к возникновению различных дефектов, в частности служит причиной «рваного» или «рычащего» голоса. Этот дефект возникает вследствие того, что под действием слишком сильного напора воздуха края голосовых связок приходят в беспорядочное, негармоническое колебание.

Известная умеренность должна в связи с этим быть соблюдена в упражнениях, направленных на выработку у учащихся умения варьировать силу голоса.

При слабом голосе необходимо проделывать с учеником упражнения в протяжном произнесении гласных в слогах и отдельно (папапа______, а_____).

Полезно также протяжное произнесение звука м с последующим гласным (м_______а_________). Следует терпеливо ждать, пока голос постепенно не окрепнет в результате упражнений.

2. Голос крикливый. Встречается реже у детей с остатками слуха. Следует прежде всего попытаться использовать имеющиеся у ребенка остатки слуха и показать ему разницу между нормальным и крикливым голосом.

Если остатков слуха нет, нужно дать ребенку возможность осязать рукой, приложенной к гортани педагога, разницу между крикливым голосом и голосом нормальной силы, несколько утрируя контраст.

 Можно воспользоваться также индикатором силы голоса в усилителе или вибратором.

Получив требуемую силу голоса, следует тренировать ученика в протяжном произнесении негромкого а_________ и других гласных, а затем закрепить полученный результат другими голосовыми упражнениями, произнесением слов и фраз.

3. Голос слишком высокий или слишком низкий, не соответствующий возрасту ребенка. При коррекции следует прежде всего использовать слуховой контроль.

Если остатков слуха нет или они очень малы, педагог, приложив руку ребенка к своей гортани, показывает с некоторой утрировкой разницу в характере вибрации при высоком и низком голосе.

4. Голос фальцетный. Произнеся а_______, па_______ или м_________, обратить внимание ребенка на различие в звучании нормального и фальцетного голоса, используя при этом остаточный слух. Если остатков слуха нет или они слишком малы, обратить внимание ребенка на то, что при нормальном голосе вибрирует грудная клетка (положить руку на грудь! ), а при фальцете вибрации нет.

Слегка нажать пальцами на щитовидный хрящ (кадык); осадить гортань вниз, сместить ее вправо, влево. В момент появления низкого тона обратить внимание ребенка на вибрацию грудной клетки, на изменение звучания голоса.

Во время произнесения а________ или м________ большим и указательным пальцами массировать гортань в вертикальном и горизонтальном направлениях.

5. Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых гласных или согласных звуках (чаще всего на у, и, м, н). Во время речи голос непрерывно «скачет», колеблется вверх и вниз, искажает речь.

В этом случае следует исходить из звука, произносимого голосом нормальной высоты, и присоединять к нему соответственный гласный или согласный. Например, при фальцетном у исходить из а: а________у_______. Дать возможность уловить различие между нормальным и дефектным голосом на слух. Обратить внимание ребенка на то, что при у, как и при а, грудная клетка вибрирует.

6. Иногда при фальцетном произнесении всех гласных отмечается произнесение некоторых звонких согласных (например, в, з, ж) или сонорных (м, н, л, р) голосом нормальной высоты.

В таких случаях следует гласные присоединять к согласным, которые произносятся с нормальным голосом, например: в_______а, з_____а и т.п.

7. Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепотному, с большой утечкой воздуха. Обусловлен неполным замыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым.

Этот недостаток встречается обычно у полностью глухих детей или при очень малых остатках слуха.

Ввиду утечки воздуха при таком голосе у глухого отмечается короткий выдох: он не может долго протянуть гласный или произнести много слогов на одном выдохе. Если в тот момент, когда глухой тянет а, к его рту поднести пламя свечи, оно будет заметно отклоняться.

Предложить ребенку возможно дольше тянуть а. Стремясь экономить выдох, ученик плотнее замыкает голосовую щель, и голос становится звучнее.

Во время протяжного произнесения а приблизить ко рту ученика пламя свечи. Показать, что оно не должно колебаться.

Предложить ученику громко и отрывисто произнести ряд гласных: а а а … Затем чередовать краткое произнесение с протяжным: а а а________ и т.д.

8. Гнусавый голос. Мягкое небе опущено, и выдыхаемый воздух проходит частью через рот, частью через нос. Иногда гласный звук просто заменяется заднеязычным носовым согласным (английское или немецкое ng).

В первом случае следует предложить ребенку несколько раз энергично произнести слог па, выделив последний гласный: па-папа__________. Поднятое при произнесении звука п мягкое небо сохраняет свое положение и при а, благодаря чему голос очищается от носового тембра.

В дальнейшем выделить из слогов изолированное а. Так же отработать и другие гласные.

Поднести руку ребенка ко рту и показать (с некоторой утрировкой) ток теплого воздуха, выходящий через рот при правильном образовании голоса.

Воспроизвести гнусавый голос и предложить ребенку приложить палец к носу. Ребенок почувствует, что нос педагога при этом вибрирует. Тогда указать ребенку, что вибрации не должно быть, и воспроизвести в подтверждение нормальный голос.

При особо стойкой гнусавости обратиться к отоларингологу и выяснить, нет ли у ребенка пареза мягкого неба.

9. Голос хриплый. Следует направить ребенка к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани. Получив консультацию, проводить голосовые упражнения прежде всего в виде протяжного произнесения гласных в слогах с согласными (па_______м_______ и т.п.) и отдельно (а______о____ и т.п.).

10. Голос сдавленный, «скрипучий». Часто встречается у оглохших, переключающихся со слухового на кинестетический и вибрационный контроль над детьми своего голосового аппарата и невольно стремящихся усилить получаемые при фонации ощущения.

Следует попытаться устранить дефект на основе слухового контроля.

Дать возможность воспринимать разницу между нормальным и дефектным голосом путем осязания рукой вибрации гортани. Показать перед зеркалом разницу между спокойным состоянием пищевой мускулатуры при нормальном голосе и ее напряжением при сдавленном голосе.

 

4) Упражнения на изменение силы голоса

 

Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки.

1) Руки в стороны, затем – вверх. Изменение силы голоса на гласном а (о, у) – с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию:

 

па ____А____А

по ____О____О

пу____у_____У

 

2) Руки вверх через стороны с одновременным изменением силы голоса от тихого звучания к громкому и наоборот.

 

па__А__А__А__а

по__О__О__О__о

пу__У__У__У__у

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь