Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема: «Система работы над ритмом».
План: 1.Значение работы над ритмом в развитии слухового восприятия детей с нарушенным слухом. 2. Система работы над ритмом у глухих детей на разных годах обучения. З.Использование речевой ритмики в работе над ритмико-интонационной стороной речи. 4.Схемы.
Литература: 1.Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению..-М., Просвещение.1968. 2.Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. .-М., Просвещение.1991. 3.Леонгард.Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. -.М., Просвещение, 1971. 4.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. -М., Просвещение, 2001. 5.Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих..- М., Просвещение, 1981. 6.Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формироварие устной речи дошкольников с нарушенным слухом.- М., 1998. 7.Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста -М., 1991. 1.Значение работы над ритмом в развитии слухового восприятия детей с нарушенным слухом. Начиная целенаправленную работу по формированию произношения неслышащего дошкольника, следует ясно представлять, что цель этой работы - формирование устной речи как средства общения. Основной смысловой единицей языка является слово. Поэтому работа над различными сторонами произношения проводиться постольку, поскольку это необходимо для правильного воспроизведения слова. В процессе общения дети на основе подражания речи взрослых при постоянном побуждении к устному воспроизведению овладевают словом, как ритмико-интонационной структурой. Слышащий ребёнок благодаря постоянному речевому общению с окружающими к 5-6 годам полностью овладевают фонетической и ритмической структурой слова, орфоэпическими нормами, а так же ритмико-мелодическим оформлением фразы, интонацией. Любой же ребёнок с нарушенным слухом нуждается в специальной работе по формированию, развитию и коррекции произносительных навыков. Система работы над ритмом начинается с обучения различению на слух неречевых ритмов ( барабан, бубен, дудка, металлофон, свисток, пианино), а затем педагог учит детей различению ритмов на материале слогов, слогосочетаний, слов и фраз.Обучение различению на слух ритма звучаний оказывает положительное влияние на формирование устной речи детей, в первую очередь на формирование темпо-ритмической стороны речи. 2.Система работы над ритмом у глухих детей. В течение второго-третьего годов обучения с детьми проводятся занятия по обучению восприятию на слух и воспроизведению простейших ритмов на материале неречевых звуков При обучении глухих различению на слух ритмов сначала берётся барабан, затем бубен, затем дудка, металлофон и свисток, если все дети группы ощущают их звучание через стационарную звукоусиливающую аппаратуру или с индивидуальным слуховым аппаратом на расстоянии не менее 1, 5 метров В процессе работы над восприятием на слух ритмов дети учаться различать Ра слух: -двухсложные ритмы -трёхсложные ритмы -двух-трёхсложные ритмы -двухсложные повторяющиеся ритмы. Как только дети научились различать на слух ритмы, воспроизводимые на барабане, педагог учит детей различать ритмы при произнесении ими слогосочетаний.Работа на материале других звучащих игрушек ведётся параллельно с работой над произнесением слогосочетаний Методика работы над ритмом: 1.Педагог предъявляет образец звучания ритма, подкрепляет его графическим изображением. Дети воспринимают образец звучания на слухо – зрительной основе. После слухо – зрительного восприятия дети воспринимают его на слух. 2.Педагог показывает графическое изображение ритма и за большим экраном воспроизводит этот ритм. В ответ дети воспроизводят ритм движением и одновременно проговаривают. 3.Дети различают двухсложные ритмы на слух, воспроизводя их отхлопыванием, отстукиванием с одновременным проговариванием. После того, как дети научились воспринимать каждый ритм на слух изолированно можно перейти к дифференциации обоих ритмов. Для этого педагог даёт образец звучания обоих ритмов, которые дети воспринимают слухо – зрительно. Затем один из ритмов педагог отстукивает на барабане за большим экраном. Дети по одному воспроизводят услышанное. Ритмы чередуются, последовательность их звучания постоянно меняется. Описанные упражнения служат подготовкой к восприятию на слух ритма слогов. Слоги, которые предлагаются детям для произнесения, должны быть доступны, поэтому лучше использовать сочетания па – па –па и та – та –та.Постепенно основным способом воспроизведения характера звучания должно стать произнесение соответствующих слогосочетаний. Работа над ритмами проводится при слухо – зрительном и слуховом восприятии. Упражнения на различение ритмов проводятся в дальнейшем на материале слогов с другими гласными и согласными звуками до тех пор пока дети не научатся воспроизводить их самостоятельно. Следующим этапом является обучение детей восприятию на слух ритмов двухсложных слов. Значение слов должно быть хорошо знакомо детям, а сами слова должны быть доступны произношению дошкольников. На данном уровне речевого развития не следует перегружать детей обилием слов. Эта тема – различение ритмов слов различной слоговой структуры – проходит через всю программу по развитию слухового восприятия глухих детей, год от года усложняясь. При различении на слух двухсложных ритмов работа ведётся не менее чем с двумя словами, трёхсложных – с тремя словами, а в дальнейшем не менее 3 – 5 слов или 2 – 3 фразы. Работа может проводится в различных формах. Например: педагог предлагает прослушать ритм, который произносит за экраном, дети узнают его, повторяют, а затем хором, вместе с педагогом и по – одному проговаривают слово, соответствующее этому ритму. Важно учить детей отражённо – сопряжённому проговариванию.На третьем году обучения продолжается обучение детей восприятию и воспроизведению ритма слов. В начале следует остановиться на дифференциации ритма двухсложных слов т. е. повторить и уточнить материал второго года обучения, а затем переходить к работе по дифференциации трёхсложных ритмов. Отобранные для упражнений слова первоначально воспринимаются слухо – зрительно ( на столах у детей необходимые слова и картинки к ним, в наборном полотне выставлены слова). Затем работы проводятся на слуховой основе. Различению на слух трёхсложных ритмов предшествует папакирование и татакирование. На одно занятие следует брать не более шести слов, например: дерево – бумага – карандаш и яблоко – конфета – апельсин. При дифференцировании слов разной слоговой структуры не следует требовать от детей определения количества слогов. Следуя дидактическому принципу, сначала педагог учит различать резко различные между собой слова, например: односложные и трёхсложные, позже вниманию дошкольников предлагаются слова, более близкие по своей структуре. Дифференциация осуществляется слухо – зрительно и на слух. К концу третьего года рекомендуется перейти к обучению детей правильному воспроизведению ритма не только отдельных слов, но и коротких стихотворений. Содержание стихотворений должно быть хорошо знакомо дошкольникам. Задача сурдопедагога в том, чтобы научить детей правильно выделять в словах ударение и выстраивать некоторые группы слов на одном выдохе Для того, чтобы подготовить детей к воспроизведению ритма каждого стихотворения, нужно научить их воспринимать и воспроизводить этот ритм на более лёгком материале слогосочетаний. Работа над ритмом стихотворения начинается с воспроизведения (слухо – зрительного и слухового) ритма простых слогосочетаний, ритм которых соответствует ритму первых двух строчек стихотворения. В наборном. полотне помещается табличка с указанными выше двумя строчками слогов, в которых обозначено ударение. Сначала педагог даёт детям образец произношения, который они воспроизводят слухо – зрительно. При этом педагог отхлопывает нужный ритм. Затем дети самостоятельно отхлопывают ритм, глядя на таблички. Потом слоги читают дети, вызванные по – одному. Затем педагог произносит материал на слух, а дети его воспринимают. Далее проводится работа со строчками стихотворения – они тоже записываются на отдельной табличке. Предварительно дети читают всё стихотворение целиком. Полный текст стихотворения остаётся на виду у детей. Следующее занятие начинается с восприятия и воспроизведения слогового материала (та-та-та, та-та-та, та-та-та.), а затем переключаются на вторую часть стихотворения. На последующих занятиях дети упражняются в воспроизведении полного текста стихотворения. На пятом году обучения одним из программных требований является обучение детей дирижированию в такт музыке при прослушивании пластинок (в ритме марша, вальса, польки). 3. Использование речевой ритмики в работе над ритмом. Одним из основных методических приёмов работы над произношением в дошкольный период является речевая ритмика. Использование речевой ритмики на всех годах обучения способствует формированию естественной, выразительной речи, помогает вызыванию звуков и закреплению их в речи, является наиболее действенным способом формирования навыков воспроизведения слова слитно, в нормальном темпе, с ударением, с соблюдением его звуко – слогового состава.Данный приём основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Постепенно развивается двигательная сфера маленького ребёнка, подражание становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение. Задача педагога – научить детей воспроизводить максимально точно не только само движение, но и его характер. От того, насколько дети овладеют этим умением, во многом зависит эффективность использования речевой ритмики. Работа проводится индивидуально и фронтально с самых первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Она проводится педагогом и воспитателем во время занятий, игр, на прогулке. В 2 – 3 года детей учат отделять один слог от ряда других, а на специальных занятиях – определять на слухо – зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах трёх. По мере того, как дети овладевают этими умениями, педагог приступает к целенаправленной работе над воспроизведением ритма звучаний. В 3 – 4 года детей учат воспроизводить двухсложные, а затем и трёхсложные ритмы. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение ударного слога сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим. В тех случаях, когда ребёнок затрудняется в воспроизведении ритма, педагог выполняет упражнение вместе с ним, его руками. В 5 – 6 лет детей учат воспроизведению повторяющихся ритмов. При этом они могут ходить по кругу, шагать на месте, хлопать в ладоши и т.п. По мере того, как дети овладеют этим умением, упражнения усложняются: предлагается сочетать произнесение повторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения. Предлагаются также упражнения в воспроизведении ритма слов, фраз, простых стихов. Дети отхлопывают эти ритмы, отстукивают, воспроизводят дирижированием. В них, как правило, сохраняется ударный гласный. Детей учат не только воспроизводить ритм слов, но и подбирать их по ритму, предложенному педагогом. Например, узнавать, ритм какого из трёх – пяти слов отхлопал взрослый.
Вопросы:
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы