Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эклектичность нарратива в современной нарратологии



С конца XX века, в современной научной парадигме появляется новая тенденция – так называемый «нарративный поворот». Ведущим стало утверждение, что функционирование различных форм знания можно понять только через рассмотрение их повествовательной природы. Нарратив интересен в контексте самых различных отраслей знания: не только гуманитарных, но и общественных, даже – естественных наук. Например, в последнее время появляется, судебная нарратология, нарратология в психологии и теории игр и даже, так называемая медицинская нарратология, интерпретирующая историю болезни, как «сюжет» её развития [61]. Нарративный анализ вышел за рамки художественных текстов и распространился на новые структуры, которые могут рассматриваться как повествовательные практики (а это, формально – всё, что угодно). Использование нарративного анализа в различных областях наук обогащает его, предоставляет новые возможности как в конкретных исследованиях, так и для углубленного понимания сущности и функций повествования в целом.

Природа нарратива исследуется нарратологией, которая возникла в западной науке. «В отличие от традиционных типологий, относящихся более или менее исключительно к жанру романа или рассказа и ограничивающихся областью художественной литературы, нарратология < …> стремится к открытию общих структур всевозможных ― нарративов, то есть повествовательных произведений любого жанра и любой функциональности [52, с. 8]». Значительное влияние на становление нарратологии оказали отечественные исследователи, такие как В.Я. Пропп, М.М. Бахтин (особенно его «диалогическая теория»), Ю.М. Лотман, Б.Э. Успенский, Р.О. Якобсон, Б.В. Томашевский. Повлияли на нарратологию и идеи зарубежных ученых: феноменологические и герменевтические теории П. Рикера, Ж. Пуле, Р. Ингардена, теории Чикагской школы Р.С. Грейна и У. Бута, семиотические, структуралистские теории К. Леви-Стросса, Р. Барта, Цв. Тодорова, А. Греймаса, теории читательского восприятия В. Изера, Х.Р. Яусса, и постструктуралистские деконструктивистские теории, например. Ж. Деррида и П. де Мана [78].

На становление нарратологии, как самостоятельной области гуманитарного знания также повлияли теории информации и кибернетики, внедрившие в анализ художественного текста, в область поэтики идею о коммуникативной сущности искусства. Начальные поиски – в рамках XX века – оснований нарратологии связаны с Р.О. Якобсоном и его принципом акта коммуникации «адресант – адресат». Оказали своё влияние идеи разграничения фабулы и сюжета, истории и дискурса (Цв. Тодоров, Э. Бенвенист, С. Чэтмен), концепция «точки зрения» П. Лаббока, теория фокализации Ж. Женетта и других [48].

Впрочем, в зависимости от той или иной филологической традиции, существуют и другие точки зрения на ключевые теоретические идеи, повлиявшие на становление нарратологии как науки – идеи, появившиеся намного раньше XX века. Это те концепции, что изначально представляли собой элементы теории повествования, но затем «влились» в нарратологию, как более позднюю концепцию. Так, некоторые исследователи находят корни нарратологии ещё в «Государстве» Платона, а именно в идее разделения модусов речи: мимесиса – используемого в драматическом жанре, диегезиса в лирическом и их совмещении в эпическом жанре, что предопределяет позднюю концепцию разграничения показа и рассказа [77]. Другие исследователи идут ещё дальше, обнаруживая истоки нарратологии в концепциях «рас» древнеиндийской поэтики, китайском понятии «вен» и японских историй «моногатари» [94]. За счет углубления истоков нарратива во времени, а также фундаментальных исследований XX века, концепция нарратива расширила свою семантику, вышла за пределы литературы, обратившись к музыке, кинематографу, танцам [32].

Подобный интерес к нарративному подходу объясняется стремлением создать новую научную парадигму, развить постпозитивистский метод. «Повествовательная форма – и устная, и написанная – составляет фундаментальную психологическую, лингвистическую, культурологическую и философскую основу наших попыток прийти к соглашению с природой и условиями существования» [13, с. 32].  Констатировать положение нарратива в современной науке можно очень кратким и емким высказыванием Б. Ричардсона: «Нарратив везде» («narrative is everywhere») [90, с. 168]. В целом, к настоящему моменту существуют различные типологии нарратологии: классическая и постклассическая (лингвистическая, когнитивная, философская и т.д.), контекстуальная, межжанровая, интермедиальная [84].

Таким образом, к XXI веку, нарратология прошла длинный путь развития – как формально, так и в исследовательском дискурсе. В настоящий момент трудно дать ей четкое определение из-за возникшей эклектичности понятий, размытости её границ. Неоднородность набора терминов может привести к тому, что они утратят способность дефинировать явления и объекты. Поэтому современная нарратология продолжает исследовать базовые понятия и процедуры анализа. Но, вместе с тем, открытость нарратологии предопределяет активный научный поиск.

Следуя выявленной эклектичности нарратологии, определение нарратива так же неоднородно. При простейшем дефинировании, мы можем сказать, что нарратив – это история, последовательное изложение взаимосвязанных событий. Однако, подобное определение слишком абстрактно, и может интерпретироваться как описание «сюжета» или «повествования». Конечно, существуют более развернутые толкования нарратива: «Нарратив – это семиотическая репрезентация серий событий, обладающих временной или причинной связью. < …> Любая репрезентация включает точку зрения, отбор, перспективу представляемого объекта, критерии релевантности, и, вероятно, имплицитную теорию реальности < …> нарративизация – это один из самых общих путей применения порядка и перспективы к опыту [85, с.5]». Наиболее значимые концепты нарратива проявляются при анализе характеристик нарратива наиболее влиятельными нарратологами современности. Так, Жерар Женетт писал: «повествование – повествовательный дискурс – может существовать постольку, поскольку оно рассказывает некоторую историю и поскольку оно порождается некоторым лицом» [23, с. 66]. Вольф Шмид, в свою очередь, считал, что: «текст является нарративным < …> если он излагает историю и при этом имплицитно или эксплицитно изображает повествующую инстанцию» [53, с. 9]. В целом, анализируя более широкий круг работ, можно выделить основные концепты, характеризующие нарратив: наличие повествователя, рассказчика, адресованность дискурса, событийность. Понимание отличия нарратива от иных видов высказываний, приводит к выявлению концепций «нарративности».

Всё это делает лингвистический статус нарратива неопределенным: «это одновременно и сюжет, и заголовок текста, и аннотация, и сам текст, который существует виртуально, как инвариант в дискурсивном сознании социума» [51, с. 89]. Последнее замечание особенно важно, так как исследователями отмечена возможность не только авторской, но и читательской нарративизации. То есть нарративность испытывается как персонажами повествования, так и внешними читателями, в отношении к изменениям в героях [88].         

В качестве необходимых условий превращения обычной истории в нарратив, в ней должны присутствовать персонажи и эволюционирующий во времени сюжет. При этом, многие дискурсы выполняют эти минимальные условия. Они имеют общие особенности независимо от монолога или диалога, как средства выражения, проявляются он в литературных или обычных историях, устных или письменных текстах [67].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь