Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОПАСНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ХАОСА



 

Сегодня многие регионы мира страдают от тяжелейших проблем – экономических, социальных, этнических и политических. Эти проблемы осложняются тем, что в ряде стран старые идеологии, служившие опорой у государств, а нередко и у целых империй, потеряли свою власть над умами людей, а то и полностью рухнули. В связи с этим возникла реальная опасность хаоса в нравственном воспитании людей. Появилась острая необходимость в ином мышлении, новых подходах к планированию, качественно новом образовании. Однако здесь возникают затруднения. С крушением старых идеологий, на смену которым пока не пришло ничего, целые государства и народы потеряли ориентацию в системе моральных ценностей, которые могли бы служить им основой для этических норм. В связи с этим у людей не остается стимулов для того, чтобы самоотверженно служить своим ближним и обществу в целом, а без этого, каким бы хорошо ни строились экономические планы, осуществляться они будут с большими затруднениями, а то и вовсе потерпят крах.

 

РЕЛИГИЯ КАК ИСТОЧНИК ЦЕННОСТЕЙ

 

Сегодня в странах, где нормы поведения прежде опирались на те или иные формы атеистической идеологии, естественной реакцией многих людей, разочарованных и растерявшихся в связи с утратой привычных идеологических принципов, стал поворот к религии. С одной стороны, далеко не каждому представляется очевидным, что религия на все вопросы предоставит нужные ответы. Приходиться с грустью признать, что в отдельных уголках мира люди сражаются, пытают и убивают своих противников во имя религии. Это, безусловно, чудовищное извращение человеческих ценностей, хотя, честно говоря, это и столь же отвратительное извращение догматов религии, во имя которой и вершатся все эти дела.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ

 

Такая ситуация возлагает на нас, преподавателей, тяжелейшую ношу, причем независимо от того, где преподаешь –
в лицее, колледже, средней школе, в небольших экспериментальных школах, политехнических институтах или университетах. Мы обязаны донести до своих учеников моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную и здоровую основу для будущей личной жизни, а также общественной и профессиональной деятельности. Понятно, что многие ученые будут с уверенностью утверждать, что учить студентов нравственности и этике – вовсе не их дело. Вполне вероятно, это действительно не входит в круг их прямых обязанностей. Безусловно, наука как таковая часто не в состоянии дать полные ответы даже на те вопросы нравственности, которые сама же и поднимает. Научная мысль дала человечеству водородную бомбу, но наука сама по себе неспособна ответить на вопрос, нравственно ли применение этого оружия. Однако преподаватели точных дисциплин должны обязательно делать все необходимое, чтобы их студенты впитали в себя моральные принципы, которые дадут им возможность принимать ответственные решения в подобных вопросах. Наука, лишенная всяческих нравственных основ, может сделать студентов образованными, но при этом они могут превратиться просто в грамотных злодеев. То же самое относится и к таким дисциплинам, как экономика и общественные науки. Хорошо известны примеры из прошлого, когда творцы социальной инженерии, мало думая о самоценности каждого отдельно взятого человека, осуществляли планы социально-структурных сдвигов за счет миллионов человеческих жизней и только ради каких-то экономических преимуществ.

 

ВАЖНОСТЬ НЕМЕДЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Вместе с тем, большинство преподавателей беспокоятся не за нравственное здоровье людей во всем мире, понимая, что эту проблему им не решить и на уровне собственной страны, их волнуют свои ученики. Молодежь не может терпеливо ждать, пока их учителя для наставлений разработают какую-то собственную философию нравственности. Это может занять многие годы, а за это время Наташи и Саши, которые в данный момент находятся перед ними, успеют вырасти и закончить школу. Поэтому срочно необходимо, здесь и сейчас, предоставить детям возможность познать со всей серьезностью истинные принципы нравственности и этики, чтобы они не выросли «потерянным поколением» в результате образовавшегося вакуума в преподавании основ нравственного воспитания. Осознавая важность момента, одна опытная преподаватель с сорокалетним стажем работа сказала следующее: «Нас учили верить, что Ленин был добрым, любил детей и жертвовал всем ради блага общества. Сейчас эта вера рухнула». Оставаясь по-прежнему атеисткой, она добавила: «Поэтому нам необходимо обратиться к Иисусу. Одно из двух: или дети будут учиться на его примере, или они станут преступниками, наркоманами и алкоголиками». Ее слова, конечно, несколько идеализированы. Разумеется, если бы все серьезно восприняли заповеди Иисуса: «Поступайте с ближними так, как хотели бы, чтобы относились к вам» и «Любите врагов ваших», то мир в мгновение ока стал бы гораздо счастливее.

 

ЭТИКА ИИСУСА И ИСТИНЫ

С другой стороны, у всех учеников есть своя голова на плечах, и наша задача – помочь им ею правильно воспользоваться. Если происходят попытки просто учить детей этике Иисуса, они, вполне возможно, начнут задавать вопросы из области фундаментальных знаний религии. Например: «Возлюбить ближнего своего, как самого себя? А с какой стати? Разве Самого Иисуса, Который проповедовал и осуществлял на деле этот принцип, не распяли именно потому, что Он не поставил Себя на первое место и не защищал Своих прав? И не будет ли нам тоже хуже, если мы последуем Его примеру? Если другие люди преуспевают в бизнесе за счет мошенничества, лжи и спекуляций, то почему мы должны всегда говорить правду, как нас учит Христос? Стоит ли говорить правду ради правды? « Иными словами, нам удастся добиться убедительности в преподавании этики Иисуса только в том случае, если будем преподавать именно те базовые и абсолютные ценности и убеждения, на которых Он основывал Свою этику.

В чем же тогда ценность отдельного человека? Если, к примеру, у меня есть компьютер, и он стал плохо работать, я, при желании, могу спокойно его выбросить. А если меня не устраивает кто-то из ближних или мой конкурент в бизнесе, то почему бы мне не уничтожить и их, если это не грозит для меня серьезными последствиями?

Если напрямую начать следовать учению этики Самого Иисуса, то все равно мир в целом будет через пятьдесят лет ничем не лучше, чем сейчас. Так стоит ли мне пытаться следовать учению Иисуса? Какую высшую надежду это несет лично для меня или для всего мира?

 

НАША ПРОГРАММА

Для того, чтобы суметь ответить на подобные вопросы и придать практический смысл этическому учению Иисуса, надо обнаружить корни этого учения в Ветхом Завете и увидеть, каким образом они проявляются в Новом Завете. На практике это означает, что следует довести до сознания, по крайней мере, основной, глобальный материал, охватывающий всю Библию. Эта задача может показаться почти невыполнимой, особенно для человека, который ни разу за нее раньше не брался, а может быть, и никогда не читал Библию.

Безусловно, это весьма благородная задача. В случае если исходить только с точки зрения всемирной истории и литературы, можно сказать, что ни одна из книг не оказала столь крупномасштабного влияния на мировую мысль, как Библия. Более того, человека нельзя считать по-настоящему образованным, пока он не прочел Библию и сам не понял секрета ее воздействия.

Но и при всем этом наша задача остается из разряда колоссальных. Поэтому мы, как преподаватели разного профиля и просто как родители, предполагаем в последующих статьях дать обзор некоторых важнейших исторических событий, рассмотреть жизнь выдающихся исторических деятелей, проанализировать идеи, стихи, моральные ценности и этику как Ветхого, так и Нового Завета, а также выдвинуть предложения по поводу того, как заинтересовать современных учащихся нравственными и духовными выводами, которые можно сделать из этого материала.

Надеемся, что этот труд принесет вам пользу, и если у вас возникнет необходимость адаптировать материал к вашей работе с целью повысить ее эффективность, то просим сообщить нам об этом.




ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭТИКА

И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Отрывок для изучения: Быт.1: 1-2: 3

 

I. ПОЧЕМУ СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ? – ВОПРОСЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ

НРАВСТВЕННОСТИ

Переходим к рассмотрению проблем нравственности, или личностных отношений между людьми, отношения к окружающей среде. Но вопросы нравственности затрагивают и другой круг вопросов, лежащих в самой основе понятия нравственности.

1. Что, собственно, есть человек? Можно услышать, что человек есть не что иное, как просто умное животное. Но в дикой природе животные убивают своих сородичей, если только те заболевают или слабеют. Будет ли правильным, если надо умертвить ребенка, родившегося ослабленным или с какими-то физическими недостатками? Тоже самое сделать с бабушкой, когда она станет слишком старой? Если же мы считаем это недопустимым, то почему?

2. Какова цель человеческого существования? Надо знать это, чтобы быть в состоянии судить: живем ли мы именно так, как должны жить? Предположим, что дикарь нашел флейту. Не зная ее назначения, он может использовать ее как магический жезл или как палку, чтобы ударить собаку. Глядя на него, его соплеменники тоже не в состоянии решить, правильно ли он использует этот предмет, поскольку они в равной степени не знают истинного назначения флейты. Итак, имеет ли человеческое существование на этой земле какую-то цель, или нет?

3. Как мы должны относиться к окружающей среде? Если есть возможность заработать много денег для себя и для наших ближайших потомков ценой загрязнения рек и морей, пусть даже экологических катастроф, грозящих будущим поколениям, то почему бы нам не так и не поступить? Почему бы нам не использовать природу просто для собственного удовольствия? Кто сказал, что мы должны думать о будущих поколениях? Чей это мир, в конце концов? Разве он не принадлежит нам? Разве у нас нет права делать с нашей собственностью все, что нам заблагорассудится?

Всем известно, какие ответы на эти вопросы дает атеизм. Давайте рассмотрим, как на них отвечает Библия. Прочтите еще раз отрывок из книги Бытия, который приводится ниже.

 

II. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С БОГА

1) «В начале сотворил Бог небо и землю», – сказано в Библии.

Из этого следует, что вселенная существовала не всегда: она имела начало. Это вызывает интерес, потому что в прошлом многие ученые полагали, что вселенная существовала вечно. Некоторые верят в это до сих пор; но в наши дни очень многие считают, что вселенная должна была иметь начало.

2) Бог не только создал мир; в Библии говорится, что Он постоянно держит его словом силы Своей (Евр.1: 3). То, что мы называем законами природы, есть видимая нами работа Его поддерживающей силы.

Заключение: ни вселенная, ни наша Земля не принадлежат нам; они принадлежат Богу. «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс.23: 1). Мы только временно проживающие на Божьей земле; она не принадлежит нам. Поэтому мы должны найти в Библии те условия, которые ставит Бог для нашего проживания, и соблюдать их.

3. Цель существования вселенной, Земли и человека. Все созданное, включая человека, имеет одну цель: служить Богу и исполнять Его волю (Откр.4: 11). Чтобы решить, живет ли человек так, как должен жить, нам следует задаться вопросом: насколько хорошо он исполняет Божью волю?

 

III. КАК БОГ СОЗДАЛ МИР

1. В Библии гораздо больше места уделено вопросу о том, почему Бог создал мир, нежели вопросу о том, как Он его создал. Важно понять разницу между этими двумя вопросами.

Поясним это следующим примером. Представьте, что Наташа испекла пирог для своего брата. Ученые – диетологи, биологи, химики, физики и математики, если исследуют этот пирог, то определят, как он сделан, но никакой научный анализ не даст ответа на вопрос, почему Наташа испекла его. И если Наташа сама не скажет, что она испекла пирог для брата, мы никогда об этом не узнаем. Точно так же научные исследования могут рассказать людям очень многое из того, как устроен мир, но они ничего не скажут о конечной цели его создания. Если Сам Создатель не скажет нам, мы никогда не узнаем, почему мир был создан. И поэтому Библия, которая и является ответом Создателя, концентрирует наше внимание именно на этом важнейшем вопросе.

2. И тем не менее, Библия повествует нечто интересное и о том, как Бог создал мир. Самое существенное здесь то, что Он создал мир Своим словом. Обратите внимание, как часто в приведенном отрывке из Библии повторяются слова: «И сказал Бог» (ср. тж. Ин.1: 1-5; Евр.11: 3).

а) Когда звучит человеческая речь, то словами выражаются наши мысли и намерения. Точно так же, создавая мир Своим словом, Бог выражал Свой замысел, Свои мысли и намерения. Вот почему, чем больше мы узнаем об устройстве мира и жизни природы, тем больше поражаемся ее изумительной рациональности. Мир не есть продукт иррациональных и слепых сил, как полагают атеисты. Во всем обнаруживается свидетельство царящего в нем порядка, целесообразности и разумности разумности Бога, выраженной в Его Слове Создателя.

б) Можно объяснить это и по-другому: мы используем слова для передачи информации. Повторение слов «И сказал Бог» на каждом этапе творения указывает на то, что информация, необходимая для создания мира, исходила от личного разума Бога, и что всякий раз для перехода на более сложный уровень требовалось поступление новой информации. Все это полностью соответствует научным представлениям. Мы находим, например, что материальный мир, особенно биологический, состоит не просто из материи, а из материи, несущей информацию – в этом случае говорится о «генетическом коде».

в) Эта разумность природы подтверждается тем научно обоснованным фактом, что функционирование вселенной может быть описано рядом законов, многие из которых имеют математическое выражение.

Историческая справка. Один из величайших историков науки, сэр Альфред Норд Уайтхед, отметил жизненно важное значение, которое имело библейское мировоззрение для становления современной науки: «Люди стали учеными, потому что ожидали найти в природе законы; они надеялись найти эти законы, потому что верили в Законодателя.»

В следующей статье мы рассмотрим первую главу книги Бытия с точки зрения достоинства и ценности человека. Пожалуйста, запомните содержание этой статьи для того, чтобы при чтении последующего материала делать ссылки на нее и первую главу книги Бытия.



ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА

 

Пожалуйста, прочтите вновь первую главу книги Бытия.

I. ЧЕЛОВЕК – ВЕРШИНА ТВОРЕНИЯ

1) Библия учит, что Бог всемогущ: Он может сделать все, что только пожелает. Исходя из этого, можно было бы ожидать найти в Библии утверждение, что Бог создал мир сразу. Но Библия не говорит этого. Перечитайте еще раз приведенный фрагмент книги Бытия. В нем говорится, что Бог не создал все сразу. Творение происходило поэтапно. Более того, на каждом последующем этапе возникали все более высокоорганизованные формы материи и все более сложные формы жизни.

2) Мы задаем вполне естественный вопрос: какова же высшая точка, где вершина этого процесса? И получаем ответ: Человек! Поскольку речь идет об этом мире, то именно человек представляет собой венец, высочайшую вершину Божьего творения. Он был создан, чтобы владычествовать над землей и над всеми другими формами жизни, наполняющими ее (Быт.1: 26). Земля была сотворена, чтобы служить человеку домом.

3) Из этого следует, что человек важнее, чем что- либо еще на земле. Когда заходишь в свою квартиру, то интуитивное чувство подсказывает, что в ней самое главное – это человек, а не мебель и даже не сама квартира. Все это существуют для человека, а не он для них.

Примечание. Трудность, с которой сталкиваются многие образованные люди, когда читают о сотворении мира, состоит в том, что если бегло просматривать материал, то может показаться, будто весь мир был создан в течение одной календарной недели. Это еще вопрос. Первая глава книги Бытия – очень емкое повествование, которое нельзя воспринимать упрощенно. Но поскольку наше внимание концентрируется на проблеме нравственности, то остальные вопросы должны пока отойти на второй план. Вместе с тем, что повествование первой главы книги Бытия оставляет открытыми несколько возможностей. Одна из них состоит в том, что между отдельными днями творения бы ли временные интервалы, в течение которых реализовывался потенциал Божьих созидательных деяний, но длительность их не обозначена. Но все же не следует допускать, чтобы дискуссия о продолжительности времени творения сделала второстепенным главный урок, который мы извлекаем из поэтапности сотворения мира – а именно – человек есть вершина творения.

4) Иисус Христос подчеркнул одно из значений этого факта: если Бог проявил столько заботы о красоте деревьев и цветов, о пропитании птиц – а все это составляет только убранство земного дома человека – Он, наверняка, проявил гораздо больше заботы о человеке, для которого земля является домом ( Матф.6: 25-30).

5) Более того, человек важнее тех мощных материальных сил, от которых зависит его жизнь. Люди, например, не смогли бы жить без солнца и солнечного света. Но внутренне мы понимаем, что люди важнее и значительнее солнца. Оно создано для нас, а не мы для него. Это наш слуга, а не бог, как думали многие древние народы. Мы знаем о том, что солнце существует, известно и как оно устроено; однако солнцу ничего не известно о нашем существовании и о нашем внутреннем устройстве.

 

II. ЦЕННОСТЬ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

1. В первой главе книги Бытия несколько раз подчеркивается: Бог увидел, что все, что Он создал, включая человека, было хорошо.

а) Это утверждение представляет собой разительный контраст с тем, чему учат многие восточные религии. Здесь же отмечается: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Быт. 1: 5). Это утверждение может вызвать интерес по двум причинам:

а) Определение, а, следовательно, и классификация вещей является, как признано, одной из основных функций научной деятельности. Действительно, позднее Бог поручит человеку дать имена животным (Быт.2: 19). Это, между прочим, свидетельствует, что книга Бытия, вовсе не отрицая проведения научных исследований, явно демонстрирует, что Бог вручил нам мандат на научную деятельность. Поэтому факт того, что Бог Сам дал имена отдельным частям Своего творения, как мы имеем возможность видеть, весьма необычен;

б) Свет и день – не совсем одно и то же, равно как тьма и ночь. Бог привлекает наше внимание к устройству «осветительной системы» мира. Поскольку мы живем на планете, вращающейся вокруг своей оси и обращающейся вокруг Солнца – источника света – на расстоянии 150 миллионов километров, приходящий к нам свет «нормирован». Каждые сутки, хотим мы этого, или не хотим, та сторона земли, на которой мы находимся, отворачивается от света и погружается во тьму. И нам не остается ничего иного, как только ждать, когда нам снова дадут свет. Иными словами, мы полностью зависим от источника света, расположенного вне пределов нашего мира. Бог не дал нам источника света, исходящего от нас самих (как Он дал, например, светлячкам, или некоторым видам глубоководных организмов);

в) То, что верно в отношении физического света, еще более верно в отношении нравственного и духовного света, крайне необходимого нам для обретения смысла жизни, чтобы мы жили так, как и должны жить. Духовный свет также не имеет источника в самом человеке, несмотря на значительную силу его интеллекта. Нет его, если рассматривать человека с точки зрения его человеческой мудрости. В Библии говорится: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10: 23). Нам необходимо повернуться к источнику света и мудрости, который вне нас, и вне нашего мира к Самому Творцу. Один из авторов Нового Завета, Иоанн, говорит об этом так: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1Иоан. 1: 5, 6).

Тема для обсуждения в классе: Что, по вашему мнению, имел в виду Иисус, когда говорил, что Он – «свет миру» (Иоан.8: 12; 9: 5)? Иисус также указывал на то, что физический свет – вне человека, и, основываясь на этом, преподал урок ученикам. Прочитайте об этом в Евангелии от Иоанна, глава 11 (обратите особое внимание на стихи 9 и 10) и обсудите прочитанное.

Однако в Библии гораздо больше говорится о сотворении человека. Об этом мы поговорим в следующей статье.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь