Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ



Пожалуйста, прочтите Быт. 2: 4-25

 

Второе описание творения. В первой и второй главах книги Бытия описываются два задуманных предназначения человека при его сотворении. Первое, как было видно из двух предыдущих статей, представляет человека вершиной Божьего творения. В этом описании утверждается, что Бог создал человека по Своему образу, как Своего представителя, который бы заботился о сохранении и развитии земли, храня верность Богу и находясь в Его зависимости. Тем самым, человек приобретает исключительную ценность и достоинство. Было также очевидно, что этот дарованный Богом статус имеет весьма важные нравственные аспекты.

Второе описание творения, которое мы находим в главе 2 книги Бытия, дополняет первое, не вступая с ним в противоречие. Поскольку оно представлено в непривычно образной форме, то, на первый взгляд, это описание значимости человеческой жизни может показаться весьма упрощенным по сравнению с другими философскими воззрениями о человеке. Но в этой простоте сокрыта гениальность. Шаг за шагом, на языке, доступном каждому, оно рисует живую картину человеческой жизни, как ее задумал Бог – полной чудесного и значимого.

Понятно, что для наслаждения той жизнью, какой ее замыслил Бог, вначале следует определить, что имеется в виду под словом «жизнь» во всех ее аспектах – материальном, моральном, духовном и вечном. В этом и состоит цель второго описания творения – дать практическое определение «ЖИЗНЬ» на всех ее уровнях и предложить контекст, в котором можно рассматривать неизбежно встающие перед людьми нравственные и этические проблемы.

Но давайте рассмотрим все по порядку. Неудивительно, что вторая глава книги Бытия открывается определением человека как материального существа.

1. Человек создан из материи. «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2: 7). Как известно, вся материя во вселенной по большому счету состоит из одних и тех же химических элементов. Следовательно, и наши тела сотворены из того же «материала», что и весь остальной мир. Как отмечают отдельные ученые, люди созданы «из звездной пыли»; но, тем не менее,

2. Человек больше, чем просто материя. Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2: 7).

Здесь можно отметить следующее.

1. Животные, по определению Библии, также имеют «душу живую» (Быт. 1: 20, 24). Следовательно, в этом отношении человек сходен с животными.

Вопросы для обсуждения

Какова фактическая разница между растительной, животной и человеческой жизнью? Что, собственно, делает человеческую жизнь человеческой? Например, в человеке, получившем травму, грозящую летальным исходом, иногда удается поддерживать жизнь с помощью реанимационного оборудования и подачи искусственного питания, даже тогда, когда мозг его уже мертв. Можете ли вы назвать человека в таком состоянии «живым»? Он жив в том смысле, в каком живым считается растение; но это ли мы имеем в виду, когда говорим о человеческой жизни? Не кажется ли вам, что в одном и том же человеке сосуществуют как бы разные уровни жизни – а, следовательно, и смерти?

 

2. Физическая жизнь остается тайной. Известно, какие физические компоненты необходимы для присутствия жизни, хотя остается тайной, каковы, собственно, слагаемые жизни. Нет никаких свидетельств того, что даже самые примитивные микроорганизмы когда-то

возникли путем спонтанного самозарождения из безжизненной материи в силу случайных обстоятельств. Цитата

«Вероятность случайного появления жизни на земле столь же мала, как вероятность того, что тайфун, проносясь над свалкой, случайно создаст из груды металлолома «Боинг-747» (Проф. сэр Фред Хойлу математик и астроном).

3. Чудо жизни. Важно, чтобы учащиеся поняли, что жизнь – будь то жизнь растений, животных или человека – есть одно из чудес мироздания. Глаз, крыло птицы или танец пчел-разведчиков, сообщающих своим сородичам направление к источнику цветочной пыльцы и расстояние до него – все это чудеса сложнейших и оригинальнейших инженерных решений. То, как все части тела ребенка возникают и развиваются в материнской утробе в наилучшее время и в наилучшем месте (ведь, к примеру, глаз не может начать развиваться раньше, чем голова, где он должен располагаться) – поразительный пример точного плана и безупречно отлаженной организации, особенно если вспомнить, что информация, необходимая для развития ребенка, содержится всего в двух маленьких клетках, полученных от родителей.

Такие вещи должны были бы заставить преклоняться, восхищаться и восхвалять мудрость Творца, подобно древнему еврейскому поэту, писавшему: «Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны делау Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс. 138: 13, 14). Чем больше благоговения и восторга мы испытываем, тем сильнее будем ценить и уважать жизнь. Не чувствовать благодарности по отношению к Создателю, говорится в Библии (Рим. 1: 21), значит сделать первый шаг на пути к обесцениванию жизни со всеми вытекающими из этого ужасными последствиями.

4. Нравственные аспекты. Молодым людям необходимо напоминать о том, что человеческое тело и мозг представляют собой исключительно точно сбалансированную систему, и о них нужно соответствующим образом заботиться. Так, например, нам присуще врожденная потребность в пище, которая побуждает нас к питанию, поддерживающему тем самым физическую жизнь. Но рано или поздно люди испытывают соблазн осквернить свои тела, отдаваясь нездоровому и обманчивому пресыщению или пагубным привычкам. Они поступают так, потому что думают обрести таким образом счастье, испытать особые, удивительные ощущения и освободиться от бремени забот, тогда как на самом деле эти излишества могут нарушить тонко отлаженную инженерную систему тела и мозга и привести к страданиям и даже смерти.

Примеры: Расскажите учащимся об удивительном устройстве легких и их работе. Затем покажите иллюстрации, свидетельствующие о страшном вреде, который наносит курение. Это заставит задуматься о том, что разрушать собственные легкие таким вот образом – безумие. Покажите им, какую удивительную химическую фабрику представляет собой человеческая печень, и образно расскажите о последствиях злоупотребления алкоголем; тем самым вы можете помочь учащимся не лишать себя радостей жизни. То же самое можно говорить о мозге, о том, как эта удивительная, фантастически тонкая нервная ткань может быть разрушена наркотиками. Подобным же образом половая распущенность нередко приводит к смертельному заболеванию СПИДом. В некоторых странах Запада рождается все больше детей, уже во чреве матери пораженных СПИДом и наркотиками.

Такие предупреждения жизненно необходимы, но!..

1. Нравственная система, основанная на ценности человеческого тела как биологического механизма, хороша, но недостаточна. Наши тела – это не просто машины, возникшие по воле случая в результате воздействия слепо направленных сил на лишенную разума материю. Если бы наши тела представляли собой только это, то все равно было бы глупо с нашей стороны разрушать их; а если бы мы все же сделали это, то на этом бы все и закончилось. Но наши тела представляют собой нечто большее: это дар, специально приготовленный и данный нам Создателем.

Пример. Если какой-нибудь богатый человек даст попользоваться мне автомобилем, а я испорчу двигатель, насыпав туда песка, то, конечно, я поступлю глупо. Ко всему, это вызовет обиду и негодование моего друга, давшего мне машину. Точно так же, если мы разрушаем наши тела, придет время, когда надо будет ответить за это перед Богом. Потому что, как сказано в Библии, смерть тела не есть конец существования. Будет Воскресение, и мы все должны будем ответить перед Богом за все, что мы делали, живя в теле (2 Кор.5: 10) Если, неправильно обращаясь со своими собственными телами, мы разрушаем не только их, но и тела других людей, Бог, тем более, не останется к этому безразличным. А что тогда говорить о миллионах абортов, которые ежегодно делаются в мире?

6. Разумеется, так или иначе все мы согрешили против собственного тела. Но ободримся: у нас есть надежда. Бог, создавший наши тела, имеет план нашего прощения и искупления человеческого тела. Об этом мы будем говорить в следующей статье. А сейчас мы рассмотрим еще один вопрос.

2. Творческие способности и эстетическое чувство человека. Когда Бог поручил человеку заботу о земле, Он прежде всего посадил сад в одном из уголков земли и поселил там человека, чтобы возделывать и хранить его (Быт.2: 5-15). Не было ничего плохого в том,, что земля была не возделана; но сад начинается с того, что кто-то искусно и умело обрабатывает дикую, нетронутую природу, чтобы внести в нее порядок и гармонию взлелеянной красоты. Более того, Бог поместил в саду не только деревья «хорошие для пищи», способные утолить физический голод человека, но и деревья «приятные на вид», способные удовлетворить эстетическое чувство человека. Это напоминает нам о том, что

1) Человек способен ценить красоту ради нее самой. Люди во всем мире любят сады и готовы усердно трудиться, выращивая их – не только ради насущной потребности в пище, но и просто ради красоты.

2) Нет свидетельств того, что птицы и животные обладают творческими способностями и эстетическим чувством. Мы никогда не увидим животных за занятиями, похожими на создание садов. Бобер приспосабливает природу к своим потребностям, строя плотину на реке. Но он делает это просто ради выживания и чтобы пропитаться. Животных и птиц привлекает яркая расцветка и пение особей противоположного пола в брачный период. Но, как представляется, у животных и птиц нет ни интереса, ни желания создавать красоту ради красоты, как делают это люди. Они также не обладают способностью создавать нечто новое, неизвестное их предшественникам.

3) Конечно, не все люди выращивают сады. Кочевники и многие городские жители обходятся без них – по своей воле или по необходимости. Но кочевники украшают свои орудия труда и домашнюю утварь; горожане любят цветы, произведения искусства и красивую одежду; а в городах подчас так много величественных произведений архитектуры.

4) Итак, способность творить и чувство прекрасного – это два качества, которые человек, хотя и в ограниченной степени, разделяет со своим Творцом. Они часть образа Божьего в человеке. Они также составляют элемент возвышенного в человеческой жизни.

5) История человечества – это история все возрастающего творческого поиска почти во всех сферах человеческой деятельности. Им отмечен прогресс человечества в науке, технике и математике так же, как в искусстве и культуре. Это история человека, повторяющего своего Творца.

6) Другая сторона человеческой деятельности в саду состоит в том, что это был труд. Труд в смысле целенаправленной организующей деятельности, полезной для человека. Он играет важную созидательную роль в жизненном процессе. Поэтому не случайно человек, который не нашел себе занятий, испытывает тяжелое чувство безысходности.

7) Но что можно сказать, если человек, вместо того, чтобы создавать красоту в саду, губит землю, превращая ее в пустыню, загрязняет реки, разрушает озоновый слой атмосферы и подвергает опасности всю пла- нету, тем самым разрушая место обитания, созданное для нас Богом? Библейский взгляд на мир побуждает нас ответственно относиться к окружающей среде, сделать для ее сохранения все, что в наших силах, и предотвратить нарушение экологического баланса.

В следующей статье из этой серии мы увидим, что Библия, излагая нам свое «определение» жизни, свидетельствует о чем-то большем.


5. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ (II)

Пожалуйста, прочтите /текст из Быт. 2, 18-25/

 

В предыдущей статье было обращено внимание на то, что в книге Бытия содержится описание различных уровней жизни и особо обозначены черты, характеризующие человека как существо, созданное по образу Божию, из чего вытекают важные выводы в отношении нравственности. Продолжая рассуждения, мы обращаемся к высшим уровням жизни, на которых акцентирует внимание книга Бытия.

Сотворение женщины. В книге Бытия говорится, что до того, как Бог создал женщину – достойного партнера и помощника мужчины, Он привел к человеку всех животных. Человек – это был Адам – дал им всем имена, показав тем самым свое превосходство над ними. Но среди животных не было достойной пары человеку. Он оставался одиноким. Ему не с кем было общаться, никто не мог вместе с ним наслаждаться красотами творения. Это повествование со всей значимостью демонстрирует два других уровня жизни, где проявляются отличия человека от животных и где человеческая жизнь становится действительно человеческой и удивительной.

1. Первое – это язык, на который мы обращаем внимание в тот момент, когда Адам дает имена животным. Нет никаких свидетельств тому, что животные и птицы обладают способностью пользоваться языком так, как пользуется им человек. Правда, некоторые животные способны в ограниченной мере общаться с себе подобными. Но никто из них не владеет чем-либо, подобным человеческому языку. Гениальность человеческого языка состоит в способности использовать произвольные (а не звукоподражательные) звуки для обозначения предметов, равно как и их совокупностей, или даже абстрактных идей. Так, в русском языке применяется сочетание звуков «собака» (в английском – dog, во французском – chien) для обозначения как отдельной особи, так и целого вида животных. Аналогично этому, в большинстве языков имеются сочетания звуков (слова), обозначающие и неконкретные понятия, такие, как «справедливость», «красота» или «истина».

Язык предполагает способность и одновременно дает возможность мыслить аналитическим образом, объединять предметы в классы и категории, оперировать отвлеченными понятиями, рассуждать рационально и приводить разумные доводы, а также выражать свои ощущения и чувства гораздо более сложным и совершенным путем, нежели только при помощи телодвижений, ворчания или стонов. Достаточно сравнить чудо любовной поэзии с теми немногими выражениями «любви», которыми, к примеру, лев может объясниться со своей возлюбленной. Животные не пишут книг! Но вспомним о литературных шедеврах, написанных Пушкиным и Толстым.

Отличия между человеческим языком и средствами общения животных показывают нам существенное отсутствие преемственности между человеком и животными. Чарльз Дарвин ошибался, полагая, что человеческая речь развилась из нечленораздельных звуков и эмоциональных жестов животных. Международные лингвистические исследования, проведенные в 70-х и 80-х годах нашего столетия, показали, что только люди обладают способностью сочетать фонологию и грамматику – звуковой состав и грамматическую структуру языка. Даже пятилетний ребенок способен строить абсолютно новые предложения, несущие оригинальные творческие идеи. Более того, лингвисты-антропологи, анализируя языки так называемых примитивных племен, обитающих в джунглях, находят структуры их языков столь же сложными, как и структуры современного русского или английского языков, или древнегреческого языка. Лингвистические исследования не подтверждают предположений об эволюции языка от одного биологического вида к другому.

Итак, язык свидетельствует о том, что человек создан по образу Божию. Язык делает возможным сознательное и личное общение, проникнутое любовью, не только между людьми, но и между Богом и человеком. Бог сошел в Эдемский сад, как написано, и говорил с человеком, и человек говорил с Богом. Это общение между Адамом и его Создателем было лишено какого- либо страха; оно было построено на любви и разуме.

Оно было выражением единения между ними. Общение между человеком и Богом – это высший уровень человеческой жизни. Он открыт для всех нас. Бог обращается к нам через Библию, и каждый из нас в молитве может высказать помыслы своего сердца непосредственно Богу Печально, когда живой в биологическом смысле человек не в состоянии из-за полученной тяжелой травмы общаться с любящими его людьми, которые находятся рядом с ним. Еще более грустно, когда человек вполне здоровый ни разу не говорил с Богом и не позволяет Богу говорить с собой. Это означает, что такой человек мертв для одного из самых высоких уровней человеческой жизни.


Вопросы для обсуждения

1. Обсудите со своими учениками, что они считают уникальным в человеческом языке.

2. Иисус Христос, Сын Божий, назван в Новом Завете Словом Божьим (Иоан. 1, 1-14). Обсудите, что означает этот титул.

 

2. Второй уровень, составляющий истинно человеческое в нас, – это отношения человека с его спутником по жизни – женой, что рассматривается во второй главе книги Бытия. Бог увидел, что нехорошо человеку быть одному. Человек, созданный по образу любящего Бога, нуждался в ком-то, кого он сам бы мог любить. Но любовь между мужчиной и женщиной была задумана Богом как нечто несоизмеримо более высокое, чем простое спаривание для рождения потомства. Любовь требует не только совмещение разума, чувств или физической привлекательности, но также и волевого решения. Это значит, что потребности и желания любимого существа ставятся выше своих собственных с сохранением ему абсолютной верности, чтобы избранник был уверен в чувствах любви, их надежности. Более того, создав мужчину и женщину, Бог разделил с ними радость творения. Он не стал больше создавать новых людей, но дал мужчине и женщине способность воспроизводиться, рождая детей в этот мир. Он хотел, чтобы они познали радость и ответственность материнства и отцовства.

Бог дал Адаму жену, о которой он мог сказать: «Это  кость от костей моих и плоть от плоти моей» j (Быт.2, 23). Ему не нужно было объяснять, что женщина отличается от животных. Она также была создана по образу Божию (1, 27), но не уступала, и не превосходила мужчину, а была восхитительно отлична от него.

В книге Бытия ясно говорится, что брак был задуман Богом как совершенно особенные, поистине священные взаимоотношения. Супружеская жизнь мужа и жены и их взаимные обязательства должны были по Божьему замыслу стать той связующей основой, которая обеспечивает стабильность исходной ячейки общества – семьи (2, 24). А если отдельные клетки общественного организма будут здоровы, то и общество в целом будет здорово.

Сегодня мы являемся свидетелями нарастающего пренебрежения к нормам морали и духовным ценностям, что распространяется в повседневной жизни человека как раковая опухоль. Несдерживаемый рост преступности, чудовищное насилие по отношению к детям, пренебрежение добром и сознательное стремление ко злу принимают невиданные масштабы. Истоки многих из этих бед кроятся в слабости семьи как отдельной клетки общественного организма. Когда общество отбрасывает веру в действенность моральных и этических норм вообще и принижает святость брака в частности, то не стоит удивляться наступлению трагических последствий. Отношения между мужем и женой не являются результатом эволюции общественных норм – они были созданы Богом. Того, кто вероломно нарушает их, ждет катастрофа.

Пример. У большинства детей есть какая-нибудь вещь, которой они особенно дорожат и берегут ее. У взрослых это может быть какой-то особо памятный подарок, к примеру, фарфоровая ваза. Конечно, никто не станем с такими вещами обращаться небрежно. Они слишком дороги нам!

И тем не менее, современное общество зачастую поступает именно так. Оно относится к браку как к беззаботной игре и рассматривает развод как удобную альтернативу, не задумываясь о трагических последствиях для детей, которые часто лишаются душевного равновесия.

Пример. Если проигнорировать инструкцию к автомобилю или мотоциклу и вместо бензина залить в бак воду, то это вызовет серьезное повреждение мотора. Инструкции даются не для того, чтобы испортить удовольствие от пользования машиной, а напротив – для того, чтобы получать это удовольствие как можно дольше. Точно так же и наставления относительно брака, данные в Библии, даются нашим Творцом для того, чтобы можно было в полной мере насладиться жизнью. Игнорировать их будет только себе во вред.

Также и порнография обесценивает секс и низводит людей на уровень животных. Гомосексуализм и лесбиянство, совершенно очевидно, являются извращениями замысла Творца относительно человеческого тела. Библия осуждает их (Рим. 1, 24-28). И вовсе не потому, что Бог – это некий ужасно донимающий тиран, решивший лишить людей удовлетворения и радости. Наоборот – именно извращения в конечном итоге отнимают у человека возможность испытать истинную радость. Бог, создавший человеческую жизнь и разделивший нас по половому признаку, любит нас, и именно потому, что Он нас любит, Он дал нам основные правила, выполнение которых позволит получить максимум радости в отношениях с нашими партнерами.

Библия рассматривает супружество как воплощение Божьего замысла и воздает похвалы здоровью и красоте, которые в нем проявляются. Супружество трактуется в Библии как аллегория любви Христа к Своему народу – Церкви как в настоящее время (Ефес. 5, 22- 33), так и в вечном Божьем раю (Откр. 19, 7-9).

Вопросы для обсуждения.

1. Подумайте о том, каким образом мужчина и женщина должны, по замыслу Творца, дополнять друг друга?

2. Какое значение имеет крепость супружеских уз для здоровья общества?

3. Подумайте над тем, что говорится в Новом Завете об отношении Иисуса к женщинам, сравнивая с тем, какое отношение к женщинам бытовало среди Его современников (Евангелие от Иоанна, 4, 1-42). Обсудите отношении Иисуса к разводу (Евангелие от Матфея, 19, 3-12).



ИСКУШЕНИЕ, ГРЕХОПАДЕНИЕ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь