Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ БОГА



 

Пожалуйста, прочтите третью главу книги Бытия

 

Ни для кого не секрет, что с человечеством что-то не в порядке. Вопрос в следующем: какова же причина сложившего положения? Если не удастся правильно поставить диагноз болезни общества, то все попытки решить данную проблему, в конечном счете, окажутся безрезультатными и надежды на построение несравнимо лучшего мира потерпят крах. Согласно одной из точек зрения, причина всех бед человечества и корни всего мирского зла сокрыты в незавершенности эволюции рода человеческого. Как только человеку будет отпущено достаточно времени, он разовьется в совершенное существо, каким его пытаются предвидеть. Однако шесть тысячелетий человеческой истории свидетельствуют о том, что, несмотря на значительные успехи в науке и технологиях, род человеческий в целом за время своего существования не снизил намного эгоистичность, злость, жестокость и безнравственность. В материалах этого урока мы увидим, что говорится в Библии по данному вопросу, чтобы затем, опираясь на библейский взгляд на причины всеобщего неблагополучия, рассмотреть, каковы же надежды на исцеление, о которых сказано в Библии. Важно задуматься над еще одним аспектом, а именно: что означает по библейскому определению быть человеком.

 

I. ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА

1. Свободная воля. Книга Бытия говорит о том, что человек мог пользоваться плодами всех деревьев в Эдемском саду, кроме одного. Плоды этого дерева Бог запретил человеку есть, предупредив, что неповиновение повлечет за собой смерть. Сам по себе факт того, что Бог предупредил человека о последствиях нарушения запрета, явствует о том, что Бог дал человеку возможность не подчиняться Ему, если тот пожелает. Иными словами, Бог создал человека, наделенного свободной волей.

2. Свободная воля – необходимое условие нравственности. Книга Бытия как будто хочет сказать, что все зло, существующее в мире, в конечном итоге сводится к тому, что человек воспользовался свободой воли, чтобы ослушаться Бога, и тем самым ввел в мир тот порочный принцип и силу, которые Библия называет грехом. Возникает вопрос: разве Бог не предвидел, что человек злоупотребит своей свободной волей? Конечно, предвидел. Зачем же тогда Он изначально дал человеку свободную волю? Ответ состоит в том, что в Своей любви Бог не хотел сделать человека биологической машиной, работающей только на основе инстинкта и неспособной сделать какой-либо действительно свободный выбор. Если пчела ужалила водителя автобуса, что привело к аварии, мы не станем привлекать пчелу к судебной ответственности и обвинять ее в совершении преступления. У нее не было выбора; она ужалила, просто подчиняясь инстинкту. Совсем другое дело, если кто-то из пассажиров, допустим, ударил водителя ножом – этот человек мог испытывать подспудную ненависть к водителю, но в любом случае у него был выбор: поднимать нож или нет.

Более того, Бог хотел, чтобы человек был существом гораздо более высокого порядка, чем животные. Можно, как это делал академик Павлов, научить собаку не брать куска мяса без разрешения. Но если по этой причине собака воздерживается от того, чтобы стянуть кусок мяса у соседа, она делает это просто потому, что в ее памяти и нервной системе запечатлелись болезненные последствия неповиновения, испытанные при подобных обстоятельствах. Собака не знает, что значит «воровать», и почему воровать плохо; поэтому она не знает почему ее хозяин не позволяет ей стянуть кусок мяса у соседа. Создавая человека, Бог желал создать существо, которое можно было научить понимать причины Божьих повелений и запретов, как ребенок учится понимать, почему его родители поступают так или иначе. Следовательно, послушание человека Богу должно быть как осмысленным, так и проявлением подлинной свободы воли.

3. Свободная воля – необходимое условие любви. Создавая человека, Бог прежде всего желал создать существо, способное искренно любить Его; и для этого его необходимо было наделить свободой воли и свободой выбора: ведь истинная любовь не может быть вынужденной или механической. Поэтому человек должен быть по-настоящему свободен в своем выборе любить и подчиняться Богу или же отвергнуть Его любовь и ослушаться Его. Если в вашу комнату войдет робот, обнимет вас металлическими руками и скажет механическим голосом: «Я люблю вас! ». В ответ вы или рассмеетесь, или с отвращением оттолкнете его. Почему? Да потому, что вам известно: робот просто делает и говорит то, для чего он был запрограммирован. Он не был волен принять собственное решение полюбить вас; и, тем более, не волен сознательно взбунтоваться против команд программы, введенной в него изготовителем. Бог хотел, чтобы человек был бесконечно больше робота. Кто-то может возразить: разве не лучше было бы, если бы Бог, создавая человека, уподобил его машинам или животным? Ответ прост: кто из нас добровольно согласится отказаться от свободы воли и превратиться в машину?

Пример. Огонь опасен. Поэтому любящий отец запретит ребенку зажигать огонь до тех пор, пока ребенок не узнает, какие бедствия способен причинить огонь при неправильном обращении. Итак, Бог запретил человеку, пребывающему в неведении, срывать плоды с дерева познания добра и зла. Нам ничего не сказано о том, как Бог собирался показать человеку разрушительные последствия непослушания и зла, и тем самым научить его избегать бед. Ибо человек независимо от Бога сделал свой выбор – не подчиниться Богу; и по этой причине на собственном опыте испытал ужасные последствия зла. Пожему же человек сделал это?

 

II. ИСКУШЕНИЕ И ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Библейский рассказ о том, как дьявол в образе змеи подтолкнул людей на неповиновение Богу, представляется многим сказкой; но если внимательно изучать это повествование, то обнаруживается, что этот рассказ в высшей степени правдив.

1. Первая уловка дьявола. Он сознательно исказил и преувеличил Божий запрет, чтобы представить Бога жестоким тираном, отнимающим всякую радость (Быт. 3, 1). «Подлинно ли сказал Бог», – спросил он, хотя, разумеется, знал, что Бог не говорил ничего подобного, – «не ешьте ни от какого дерева в раю? ». Женщина поправляет его; многие же люди до сих пор верят лживому преувеличению, к которому прибег дьявол. Они не желают ничего знать о Боге, потому что в их представлении вера в Бога лишит их всех удовольствий.

2. Вторая уловка дьявола. Он напрямую опровергает слово Бога (Быт. 3, 4.5). «Вы не умрете», – говорит он, – «если ослушаетесь Бога. Причина Божьего запрета в том, что, отведав плода, ваши глаза сразу откроются. Вы уподобитесь Богу, знающему добро и зло. Вы больше не будете зависеть от Бога; вы сможете сами решать, что хорошо и что плохо. Так боритесь же за моральную независимость и свободу! Принимайте собственные решения! Будьте хозяевами самим себе! Не позволяйте Богу решать за вас. Единственное, о чем дьявол не сказал – это то, что, ослушавшись Бога и действуя наперекор Его повелениям, на свой страх и риск, они, тем самым, допускают в свою душу мощную и злую силу греха, которой уже сами не способны противостоять, что постепенно поработит и в конце концов уничтожит их. И сегодня еще многие люди обмануты дьяволом. Иначе они не думали бы, что личная свобода выражается в физическом самоуничтожении посредством алкоголя, наркотиков и сексуальных излишеств, и в психологическом самоуничтожении путем развития зависти, чувства ревности, коварства, злобы, ненависти, лжи и обмана.

3. Третья уловка дьявола. Он уговорил женщину внимательно приглядеться к дереву. Она заметила, что оно «хорошо для пищи, и... приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание»; иными словами, оно может дать ей материальное, эстетическое и интеллектуальное наслаждение (Быт. 3, 6). Дьявол дал понять, что, получив эти три вида удовольствия, она будет иметь все необходимое для полного наслаждения жизнью. Ей больше не нужен будет Бог, и не надо будет слушать Его слово и беспокоиться о Его запретах. Многие и сегодня так думают.

Но это была и есть ложь. Библия говорит (Втор. 8, 3), и Иисус Христос повторил эти слова (Матф. 4, 4): «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Пример. Предположим, что из добрых побуждений вы решили завязать со мной дружеские отношения и для начала пригласили к себе в гости. Я прихожу к вам на обед, наслаждаюсь приготовленным прекрасным угощением, картинами на стенах и музыкой, негромко звучащей в комнате. Но, несмотря на все ваши попытки заговорить со мной, я упорно отказываюсь даже просто замечать вас. И когда вы, наконец, вынуждаете меня объяснить такое странное поведение, я отвечаю, что меня интересует только физическое наслаждение едой, и эстетическое и интеллектуальное наслаждение развешанными картинами и льющейся музыкой. Меня не интересуете лично вы, то есть тот, кто все это мне предоставляет. По мне, пусть бы вас и вовсе на свете не было. Каким глупцом я оказался бы! Как бы ни были хороши еда, картины и музыка, принять их и отвергнуть вашу дружбу и общение с вами – значит отвергнуть наслаждение и высший смысл этого вечера.

 

III. ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОПАДЕНИЯ

Неповиновение женщины и мужчины вызвало неизбежный и незамедлительный результат. Они утратили наслаждение жизнью на самом высшем уровне ее проявления. Когда они в следующий раз услышали голос Господа Бога, ходящего в раю, они испугались (Быт. 3, 10). Вместо того, чтобы принять присутствие Божие и общение с Ним как высшую радость жизни, они попытались скрыться от Него. Они почувствовали себя нагими. Разумеется, такими их создал Бог, и в наготе самой по себе не было ничего плохого. Но их непослушание породило в них нечистую совесть; они чувствовали, что недостойны находиться в присутствии

Бога. Сначала они попытались как-то прикрыть свою наготу, сшив опоясания из больших фиговых листьев. Но поняли, что это не поможет. Затем они спрятались среди деревьев. Но это было также бесполезно. Ибо Бог призвал их, и они должны были явиться и предстать перед Ним.

То, что Бог сказал тогда и сделал, и как, вместо покарания смертью людей за их бунт, указал им путь к прощению и даровал надежду на будущее – все это, мы рассмотрим в последующих статьях.

Сегодня о падшем состоянии человека свидетельствует тот факт, что мысль о Боге наполняет многих людей тяжелым чувством страха и вины, или даже глубокого возмущения. Библия называет такое отделение от Бога духовной смертью. Святое Писание свидетельствует, что именно отделение от Бога является истинной причиной всех бед рода человеческого.



ПУТЬ НАДЕЖДЫ И ИСЦЕЛЕНИЯ

 

Пожалуйста, прочтите третью главу книги Бытия

 

1. ПОБЕДА ИЗ ПОРАЖЕНИЯ

Когда человек столь неразумно восстал против Бога, то логично было предположить, что Бог примет решение уничтожить человека и начать все заново, сотворив какое-то иное существо – и это было бы вполне понятно.

Но Бог сделал иначе. Он не только продолжил осуществление Своего первоначального плана, в котором человеку отводилась роль Божьего наместника, но и объявил, что именно через человека потерпят поражение попытки дьявола разрушить Божий замысел. Обращаясь к змею, которого использовал сатана для того, чтобы обольстить женщину, Он сказал: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 15). В этих словах, без сомнения, был выражен антагонизм, который во все последующие века существовал между человеком и змеями, как биологическим видом пресмыкающихся; но в Божьем обетовании этот антагонизм символизирует многовековую борьбу, которая будет происходить между человеком и сатаной. Главным полем боя станут сердца человеческие, которые Бог будет стараться снова сделать верными Себе, а сатана – сохранить под своей властью. Однако, относительно данного пророчества, рождение, земная жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа, запечатленные в Новом Завете, свидетельствуют о том, что обещанное «семя жены» особым образом указывает на Него, поскольку Он был рожден от человеческой матери без участия человеческого отца (Лук. 1, 35). Он был истинным человеком, будучи одновременно воплощенным Богом. Искушаемый дьяволом в той же мере, что и мы, Он победил его (Матф. 4, 1-11; Иоан. 14, 20; Евр. 4, 15), и сохранил непреклонное послушание Богу вплоть до смерти. Более того, будучи безгрешен, Он Своей смертью понес наказание за человеческий грех, чтобы человек мог примириться с Богом и обрести потерянный рай. Итак, во время этого смертельного конфликта дьявол, как змея, будет «жалить в пяту» Христа; но Христос, как Человек, сокрушит голову змеи, и добудет для человека вечную победу.

В известном отрывке из Ветхого Завета (Пс. 8), посвященном ответу на вопрос «Что есть человек? », автор отмечает, что первоначально Бог «не много умалил его пред ангелами; славою и честью увенчал его; ...все положил под ноги его» (Пс. 8, 6.7). Столетия спустя автор новозаветного послания к Евреям повторяет это утверждение и подчеркивает, что его следует понимать в буквальном смысле. «Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему» (Евр. 2, 8). Если на основании приведенных цитат из Библии можно считать доказанным, что таков был первоначальный замысел Бога, то становится очевидным, что что-то произошло не так. Зло и болезнь по-прежнему подстерегают человечество. Человек далек от того, чтобы быть бесспорным хозяином мира. Сам автор признает это: «Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено» (Евр. 2, 8). Должны ли мы из-за этого отказаться от надежды на возвращение рая? Нет, конечно же, нет! Потому что, как говорит автор, план вовсе не забыт, и его осуществление уже далеко продвинулось. Ибо мы видим Иисуса, «не много умаленного пред ангелами», (Пс. 8, 6) Который Сам стал человеком, чтобы умереть за каждого из нас, и тем самым сделать возможным прощение и восстановление первоначального состояния. Более того, человек Иисус уже был увенчан славою и почетом. Его воскресение, вознесение и прославление являются гарантией того, что и оставшаяся часть Божьего плана полностью осуществится и будет восстановлена власть человека над избавленным от греха миром.

Но здесь возникает вопрос: если Бог с самого начала намеревался послать Христа в мир, как Спасителя человечества, почему же Он не послал Его в тот самый момент, когда Адам и Ева согрешили? Зачем нужно было выжидать долгие века, прежде чем послать Его?

 

II. НЕОБХОДИМОСТЬ ОСОЗНАНИЯ

ПОСЛЕДСТВИЙ ГРЕХА

Пример. Никто не пойдет к врачу просто так, не убедившись прежде в том, что заболел. Некоторые формы рака начинаются с небольшой язвочки или малозаметного темного пятнышка на коже; и, поскольку все это поначалу кажется незначительным, люди думают, что это пройдет. Только месяцы или годы спустя, когда симптомы усиливаются и приобретают угрожающий характер, люди ищут помощи у врачей.

Если бы в тот момент, когда Адам и Ева воспользовались свободой воли и ослушались Бога, Он бы чудесным образом вмешался, предотвращая болезненные последствия их греха, то Адам и Ева вообще никогда бы не поняли, как опасно злоупотреблять свободой воли. У них бы сложилось впечатление, что их решение или выбор не имеют никакого значения – в любом случае результат получается одинаковый. Они должны были узнать, что одного их греха непослушания – не говоря уже о всех прочих, которые они продолжали совершать – достаточно, чтобы не только испортить их собственную жизнь, но и чтобы отравить и запятнать грехом все их потомство. Только так мог род человеческий испытать ненависть ко греху, покаяться в нем и принять спасение, когда Бог предложил его. И только так человек мог научиться пользоваться свободой воли в согласии с Богом.

 

III. НЕМЕДЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОПАДЕНИЯ

Библия указывает на неизбежность некоторых последствий грехопадения, с которыми человек должен будет бороться в будущем.

1) Отделение от Бога.

Мы уже обсудили это в предыдущей статье. Отношения с Богом не будут больше радостными и лишенными страха; они испорчены нечистой совестью человека и сознанием Божьего гнева за человеческий грех, даже несмотря на то, что Бог позаботился об искуплении человеческой вины за грех.

2) Ожесточение человеческих взаимоотношений.

Рождение детей отныне будет связано со скорбью и

страхом; мужчины будут стараться возвыситься над женщинами, чтобы господствовать над ними. В этом заключается суть взаимного недоверия и страстей, которые уже причинили столько вреда обществу. В этом же, однако, заключено и исцеление. Христос в Своей любви к Своему народу осуществил идеал любви, и Его сила делает возможным преобразовать человеческие взаимоотношения и достичь истинной гармонии в браке, побудить христианских мужей любить своих жен, а жен – уважать своих мужей. (Обратите внимание, как апостол Павел цитирует книгу Бытия в послании к Ефесянам, 5, 31).

3) Работа становится тяжелым трудом

Первоначально человек был поставлен господином над всем творением; но когда он взбунтовался против Бога, его отношения с окружающим миром изменились. Работа, которая до этого была ничем не омраченным удовольствием, стала приобретать характер борьбы и тяжкого труда. Жизненные задачи, к решению которых человек когда-то приступал с радостью, полный жизненных сил и в общении с Богом, стали выглядеть совершенно иначе с момента, когда человек стал уязвим для болезней и подвержен отрицательным эмоциям и внутренним греховным побуждениям. Внутренний мир человека пришел в беспорядок: он утратил контроль над ним. И, как указано в Новом Завете (Рим. 8, 20-22), само творение – т.е. все живое на земле – теперь стонет в мучениях. Оно страдает от терний и шипов, болезней и инфекций, опустошительных эпидемий и загрязнения окружающей среды. Однако и здесь есть надежда. В 8-й главе послания к Римлянам сказано, что в нас, верующих, обитает Святой Дух, который в этой жизни дает нам силу преодолеть влечения нашей греховной природы (Рим. 8, 9.10), даже несмотря на то, что сами мы продолжаем стенать. Более того, настанет день, когда Бог поднимет тела верующих из праха силой Святого Духа, обитающего в верующих (Рим. 8, 11). Эта надежда – не пустой миф, потому что Бог уже воскресил телесно человека Иисуса Христа из мертвых. Его победа над смертью означает, что однажды все творение освободится «от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» (Рим. 8, 21).

4. Изгнание из Эдемского сада. Будучи отрезанным от древа жизни, человек должен постепенно состариться и умереть. Духовно он уже умер. Физическая смерть будет постоянно напоминать человеку о том, что он – падшее создание. Эта смерть станет предупреждением и предзнаменованием того, что Библия называет «второй смертью» – вечной смерти, которую должен испытать человек, если он не примирится с Богом.

Между тем, путь назад в рай был загражден, как сказано, херувимом с пламенным мечом в руке – это напоминание о том, что человек до тех пор не увидит рая ни на земле, ни на небе, пока его грех не будет снят, и человек вместе со всей природой не примирится с Богом.

 

IV. ОШИБОЧНЫЙ ДИАГНОЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

СТРАДАНИЙ

Разумеется, некоторые люди отвергают такой диагноз несчастий человека. Древнегреческий философ Сократ полагал, что главной и единственной бедой человечества является невежество. «Никто не станет сознательно поступать плохо, » – говорил он. «Дайте человеку надлежащее образование, и он перестанет грешить». История доказала неправоту Сократа. Маркс считал, что главное несчастье человека – в отчуждении средств производства; как только устранится это отчуждение, все проблемы человечества будут решены; видение рая станет реальностью. История доказала несостоятельность и этой теории. Выдающийся историк профессор Герберт Баттерфилд в своей знаменитой книге «Христианство и история» писал: «Среди историков, как и в других областях знания, самые слепые из слепых – это те, кто не в состоянии проанализировать свои собственные исходные предпосылки... Следует подчеркнуть, что мы творим одну трагедию за другой своим ленивым нежеланием пересмотреть учение о человеке... которое не подтверждается историей». «История учит нас», – пишет Баттерфилд, что «важно не доверять человеческой природе. Такая вера представляет собой новомодную ересь и чревата катастрофическими последствиями». История уже доказала и продолжает доказывать неправоту тех, кто пытается обойтись без учения Библии и Иисуса Христа о том, что человек есть падшее создание и по природе своей зол и грешен (Лук. 11, 13). Люди стараются проигнорировать этот диагноз, потому что он им не нравится, так как кажется слишком категоричным.

Пример. Допустим, вы заболели раком, и что бы вы предпочли: 1) чтобы вам сказали об этом, и направили на операцию, которая может спасти вас? Или 2) чтобы вам поставили ложный диагноз и прописали аспирин, обрекая, тем самым, на верную смерть?

А ведь Иисус не только поставил диагноз, но и предложил лечение – спасение, соответствующее серьезности диагноза. Эту тему мы рассмотрим в одной из последующих статей.

Вопросы для обсуждения

1. Каким образом Иисус исполнил обетование, данное в книге Бытие 3, 15?

2. Обсудите, как вам удалось обнаружить серьезность и силу греха.

3. Проследите, как каждое из упомянутых последствий греха проявляется в жизни современного общества? Какое духовное и нравственное значение может иметь вера в Бога?

4. Обсудите тему: «История полна примеров человеческих попыток вернуть потерянный рай без Бога».

5. Как соотносятся поставленный Иисусом диагноз греха и Его смерть на кресте?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь