Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПУТЬ ВЕРЫ В БОГА И В БУДУЩЕЕ



Пожалуйста, прочтите книгу Бытия 15, 1-7.

Некоторые люди, впервые читая Ветхий Завет, испытывают удивление и едва ли не разочарование от того, что после первых одиннадцати глав все повествование сосредотачивается исключительно на иудеях. «Почему Бог интересуется только евреями? » – спрашивают люди. «Разве в минувшие века не было величественных империй, куда более значительных, чем маленький Израиль? Разве Бог не интересовался ими?

Конечно, интересовался. В Библии говорится, что Бог произвел всех людей на Земле от Адама и Евы (Деян. 17, 26); что Он есть Бог язычников так же, как и евреев (Рим. 3, 29); что у Него нет лицеприятия (Деян. 10, 34-35); и что Его воля состоит в том, чтобы все люди были спасены (1 Тим. 2, 5-7). С другой стороны, в Библии говорится, что Бог избрал Израиль для выполнения особой роли в истории. Чтобы понять это, вернемся к повествованию о грехопадении, которое дано в книге Бытия.

 

I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СОПУТСТВУЮЩИЕ

БОЖЬЕМУ ИЗБРАНИЮ ИЗРАИЛЯ

Как мы помним, первородный грех человека состоит в стремлении получить моральную и духовную независимость от Бога; и хотя Бог немедленно указал человеку путь к прощению и примирению, скоро стало понятно, что непослушание Богу отравило весь человеческий род смертоносным ядом упрямой независимости от Бога.

Дьявол лишил их способности не допускать даже самой мысли о едином истинном Боге-Творце. В результате они впали в суеверие. Люди стали обожествлять слепые силы природы и поклоняться богам Солнца, Луны, грозы, плодородия и т.п. Будучи плодами человеческого воображения, эти «боги», по представлению людей, вели себя еще более аморально, чем сами люди. Поклонение таким богам еще более развращало человеческий род.

Современный атеист придерживается сходных взглядов. По его мнению, высшие силы, создавшие человека, являются безликими, иррациональными и бесцельными силами Вселенной. Он не называет эти силы «богами», как называли их древние идолопоклонники. Но в конечном итоге, он имеет ввиду те же самые вещи. Поэтому атеист не имеет надежды как в том, что касается судьбы мира в целом, так и в том, что касается судьбы индивидуума после смерти. Ибо, по представлению атеиста, те же самые безликие силы, которые сотворили род человеческий, однажды так же слепо разрушат и человека, и Вселенную. Таким образом, разумные человеческие существа являются продуктами, рабами и лишенными надежды узниками иррациональных сил.

 

II. ЦЕЛЬ ИЗБРАНИЯ БОГОМ ИЗРАИЛЯ

1. Задача Бога. Каким образом Он мог спасти человека от безнадежной независимости своего существования от Бога? Как мог Он, чтобы привлечь к Себе народы и благословить их, продемонстрировать им реальность Своего бытия, славу и надежду, наполняющими человеческую жизнь, протекающую, в свою очередь, в общении с Богом?

2. Божественное решение задачи. Он избрал одного человека, Авраама, и из его потомства произвел новый народ, через который все другие народы смогут вернуться к Богу и получить благословение (Быт. 12, 3; 22, 18; 26, 4).

3. Основание для избрания Богом Авраама и Израиля. Бог избрал их не потому, что они были лучше других людей. Авраам, перед тем как Бог призвал его, был идолопоклонником (И. Нав. 24, 14-15); и Израилю делалось напоминание о том, что его народ был склонен к жестокости, и высказывалось соответствующее предупреждение с учетом важности предназначенной ему роли, что в случае ослушания Бог накажет его более сурово, чем другие народы (Втор. 9, 6-24; Ам. 3, 2).

4. Цель Божьего плана для Авраама и Израиля. Он возвысил их, во-первых, как живое свидетельство существования единого истинного Бога и как протест против идолопоклоннических интерпретаций мироздания. В этом Израиль был уникален в течение веков. Во-вторых, как пример того, что значит жить в общении с живым Богом, иметь Его любовь, силу, спасение, пастырское руководство и законы, чтобы люди всех народов смогли наслаждаться личным познанием Бога. И в-третьих, Он возвысил Израиль как путь, по которому в мир придет Спаситель, чтобы мир смог узнать Его, когда Он придет, и обрести в Нем реальную надежду.

5. Успех плана. Здесь достаточно будет заметить, что благодаря иудейскому народу, и в высшем смысле благодаря Иисусу Христу, рожденному от семени Авраамова, несчетные миллионы прежде неверующих язычников и идолопоклонников обрели живую веру в единого, истинного и живого Бога. Это неопровержимый исторический факт, и этот процесс продолжается в настоящее время.

 

III. БОГ ВОСПИТЫВАЕТ АВРААМА (Быт. 11: 26 – 25: 11).

1. Пробуждение надежды у Авраама. Прежде всего Бог явил Свою славу лично Аврааму. Затем Он повел его в землю Ханаанскую, которую обещал дать ему и семени его, если они будут готовы какое-то время жить на ней, как кочевники, не владея там даже гектаром земли. Аврааму также было сказано, что в течение четырехсот лет его потомки будут рабами в далекой стране, и только после этого Бог освободит их, вернет в Ханаан и даст им землю в наследие. Это, безусловно, даровало надежду Аврааму и его потомкам. Но надежда была в отдаленной перспективе, к тому же возникал и чисто практический вопрос: можно ли верить всему этому? Могли ли они до такой степени довериться Богу, чтобы принять образ жизни кочевников, и в течение нескольких столетий продолжать жить одной лишь верой в Божье обетование? Адам и Ева в саду не были способны положиться на слово Бога. Такую же неспособность проявили с тех пор и миллионы людей. Мог ли поверить в отдаленную перспективу Авраам и его потомство? И исполнится ли вообще данное им обетование?

2. Испытание веры Авраама (Быт. 15-22). Прошло очень немного времени и вера Авраама в обетование подверглась серьезному испытанию. Он был уже стар, когда Бог пообещал ему в удел наследие в грядущих веках. Но у Авраама до сих пор не было сына, а следовательно, и надежды на дальнейшее потомство, которое могло бы унаследовать обещанное. Авраам говорил с Богом, Который обещал ему сына, и Авраам поверил Богу сразу же, как только Господь дал это обещание (Быт. 15, 6). Но Бог исполнил Свое обещание не сразу. Сарра пока еще была бесплодна; и, дабы помочь Богу выполнить обещание, Авраам взял в жены девушку-рабыню, и у них родился сын. Но Бог отказался признать его за сына обетования; и заставил Авраама и Сарру ждать до тех пор, пока с точки зрения способности зачатия и рождения детей их тела перестанут быть «омертвелыми». Теперь Авраам уже ясно видел, что его собственные усилия были абсолютно бесполезными; если Божьи обещания в отношении потомства и наследства должны были исполниться, то Бог должен был для этого сотворить чудо и произвести новую жизнь от почти мертвых тел. Авраам этого сделать сам не мог. Но Авраам отважился поверить, и чудо действительно произошло. Обещанный сын родился. Точно так же столетия спустя исполнилось давнее обещание по поводу наследства.

3. Смысл испытания веры Авраама. Мы помним, что первородный грех человека, ставший причиной грехопадения и бедствий, постигших род человеческий, состоял в том, чтобы добиться независимости от Бога, и тем самым положить начало процессам, ведущим к смерти. Теперь Бог учил Авраама первому основному принципу возвращения к истинной жизни и надежде на будущее: высшей степени упования на Бога, и вере в Него и в Его обетования.

 

IV. ЦЕННЫЙ УРОК, ИЗВЛЕКАЕМЫЙ

ИЗ ОПЫТА АВРААМА

1. История показала, что Божьи обетования, данные Аврааму, были верны. Его потомки унаследовали землю Ханаанскую. И хотя впоследствии время от времени Бог изгонял их с этой земли, о чем Он и предупреждал, Его обещание окончательного возвращения также исполнится.

2. Обещание того, что через Авраама и его семя благословятся все племена земные, исполнилось, волнуя сердца, в рождении Спасителя мира, Иисуса Христа – самого прославленного из потомков Авраама и его сына Исаака.

3. Из опыта Авраама мы вовсе не должны делать вывод, что у каждой бездетной четы может родиться ребенок, если только супруги доверятся Богу. Но в Новом Завете этот эпизод приводится как пример для всего человечества. Авраам оправдался верою, говорится в книге Бытия 15, 6, когда он научился полагаться не на себя и не на свои труды, но единственно на слово Бога, Который мог сотворить жизнь из смерти. И мы тоже, как сказано в Послании к Римлянам 4, 1-5.19-25, можем быть оправданы и получить дар жизни вечной единственно по вере, если мы научимся не надеяться на наши собственные дела, а верить в Бога, воскресившего Иисуса Христа из мертвых.

Вопросы для обсуждения

1.Как Вы думаете, почему Каин отказался сделать то, что велел ему Бог? Можем ли мы извлечь из этого урок для себя сегодня?

2.Какой урок мы можем извлечь из эпидемии СПИДа?

3.Обсудите тему: «Телевидение и видео могут отрицательно влиять на нравственность».

4.Каким образом история Ноя может помочь нам понять, что включает в себя вера в Бога? (см. Евр. 11, 7). Для иллюстрации каких моментов использовал Иисус эту историю? (см. Лук. 17, 26.27)

5.Обсудите высказывание Жана-Поля Сартра: «Атеизм – это жестокое дело, рассчитанное на длительную перспективу».

6.Как Вы считаете, почему Авраам поверил Богу? Как пример его веры помогает нам понять, что такое настоящая вера?

СВОБОДА И ЗАКОН

Пожалуйста, прочтите книгу Исхода 20: 1-17.

В этой статье мы рассмотрим основные положения закона, данного Богом через Моисея древнему Израилю. «Десять заповедей» имели позитивное воздействие на миллионы людей, цивилизуя их. Многие народы мира положили эти заповеди в основу своих моральных кодексов.

Заглавие этой статьи – «Свобода и закон» – может показаться странным. Многим людям закон представляется противоположностью свободе: свобода означает возможность делать все, что захочется, а закон ограничивает или совсем упраздняет эту свободу. Но это поверхностные умозаключения. Чтобы наслаждаться свободой, надо прежде иметь законы. Если мы, например, хотим иметь свободу ходить по ночным улицам, не испытывая страха, государство должно установить и ввести в действие законы, направленные на предотвращение грабежей и убийств.

«Да, – могут возразить, – но ведь законы государства принимаются с согласия большинства граждан (если только это не диктатура). Поэтому законы просто определяют то, что мы сами желаем или не желаем делать. А десять заповедей претендуют на то, что они даны Самим Богом. Если согласится со всем этим, то мы должны будем принять эти законы и подчиниться им только потому, что так говорит Бог – нравится нам это, или не нравится. Не будет ли это означать конец нашей личной свободе?

Но давайте порассуждаем еще немного. Мы не устанавливали законов природы. Разумеется, мы подчиняемся им, иначе уничтожим самих себя. Но мы ведь не жалуемся на то, что это ограничивает нашу свободу. Мы знаем, что жизнь на каких-то других условиях невозможна. Если люди не проявляют достаточной осторожности при эксплуатации ядерных реакторов, действие законов физики приводит к Чернобылю. Если кто-то непрерывно курит сигареты, то погибнет раньше времени от рака легких. То, что справедливо для физических законов природы, справедливо также и для моральных законов, установленных для нас Создателем. Мы в равной степени не имеем права голоса в принятии этих законов. Да и как мы могли бы иметь такое право? Мы не создавали самих себя. И все же Создатель установил эти законы не доя того, чтобы ограничить нашу свободу, а для того, чтобы защитить ее и дать нам возможность в высшей мере насладиться ею, как мы в этом сейчас убедимся на примере Израиля.

I. ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ БОГА К ИЗРАИЛЮ ИСПОЛНЯТЬ ЕГО ЗАПОВЕДИ

1. Преамбула к Десяти заповедям (Исх. 20, 2).

В этом отрывке Бог не только представляет Свой закон, но и говорит сынам Израилевым, почему они должны соблюдать его. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Тем самым Он напоминает им, что они были рабами в «лагерях принудительного труда» в Египте и что именно Он освободил их. Он – Бог освобождения. Даруя им свободу от одной формы рабства, Он не намерен возложить на них другое иго. Он давал им Свой закон, чтобы защитить и взлелеять свободу, которую Он Сам завоевал для них. Если они откажутся исполнять Его закон, то избранный народ, как Бог впоследствии предупреждает (Втор. 29), подвергнется нравственному и духовному вырождению и падет под натиском соседних языческих народов.

2. Историческая ретроспектива. История прихода Израиля в Египет, его порабощения египтянами и освобождения Богом описана в Ветхом Завете – с 37 главы книги Бытия по 15 главу книги Исход. Ничто в этой истории не было случайностью. Действительно, Бог задолго до этих событий открыл Аврааму, что его потомки позднее будут угнетаемы в чужой стране, и после этого Бог дарует им избавление (Быт. 15, 13-14).

3. Характер египетского рабства Израиля. Как этническое меньшинство, иудеи были притесняемы египтянами по политическим мотивам. Один из фараонов (правителей Египта) попытался избавиться от них при помощи геноцида, или этнической чистки. Египетские власти запретили им поклоняться и служить Богу, как того требовали Его заповеди и их совесть. Такое духовное рабство есть худший вид неволи; оно сковывает и истощает не только тело, но и дух человека.

4. Освобождение Израиля Богом. Бог не требовал от Израиля внести вклад в свое собственное освобождение и покинуть Египет силой оружия. В его ослабленном состоянии это было просто невозможно. Бог Сам освободил сынов Израилевых, послав вначале Своего карающего ангела, чтобы совершить суд над Египтом. Затем Он использовал силы природы, чтобы поразить египетскую армию у Красного моря. Все, что Израиль должен был сделать – это принять освобождение, которое Бог дал ему. От сынов Израилевых не требовалось даже быть достойными избавления, выполняя Божий закон. Освобождение, искупление, свобода – все это были безвозмездные дары. Но после того, как о и были освобождены, им было велено соблюдать закон, установленный для них Богом, из благодарности к Богу-Избавителю и для того, чтобы насладиться свободой в полной мере.

5. Урок для всех. В Новом Завете этот опыт Израиля использован для того, чтобы наглядно продемонстрировать тот факт, что грех сделал всех нас пленниками. Мы прикованы к прошлому виной за наши грехи. Если бы эту цепь невозможно было разорвать, мы должны были бы в конце концов понести наказание Божьего суда. Тем более, уподобляясь Израилю, мы не можем сами помочь себе или же заслужить спасение, пытаясь исполнить Божий закон (Еф. 2, 8-9). Но Бог уготовал избавление и нам: Он снимает с нас вину за наши грехи через жертву Иисуса Христа, Агнца Божьего – так же, как Израиль был избавлен от Божьего карающего ангела жертвоприношением и кровью пасхального Агнца (об этом см. в кн. Исход, 12 глава). Он также избавляет нас от власти сатаны Своей всемогущей силой (Деян. 26, 18; Кол. 1, 13). После того, как однажды, пережив радость освобождения и получив свободу, мы, как ожидает Бог, выразим Ему нашу благодарность, соблюдая Его заповеди (Иоан. 14, 21; Рим. 8, 3-4).

 

II. ПРИНЦИПЫ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ

1. Главный принцип – любовь. В основе всех десяти заповедей лежит главный принцип – любовь: во-первых, любовь к Богу; во-вторых, любовь к ближнему. В ветхозаветной книге Второзакония об этом говорится следующим образом: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (6, 4-5). Соответственно, первые четыре заповеди показывают, в чем должна выражаться эта любовь к Богу. В ветхозаветной книге Левита (19, 18) утверждается другой великий принцип закона: «Люби ближнего своего, как самого себя». Последние шесть заповедей показывают, в чем должна выражаться наша любовь к ближнему.

Из этого следует несколько важных выводов.

а) Божий закон не есть некий суровый бюрократический кодекс; его главной побудительной силой является любовь.

б) Божий закон гармоничен. За любовью к Богу должна следовать любовь к нашим ближним. Любовь к человеку, не основанная на любви к Богу, не есть истинная любовь. В Новом Завете это сформулировано так: « Что мы любим детей Божиих, узнаем из тогоу когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1 Иоан. 5, 2). С другой стороны, любовь к Богу, которая не вызывает любви к нашим ближним, не есть истинная любовь к Богу. В Новом Завете по этому поводу говорится так: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? » (1 Иоан. 4, 20).

в) Любовь к Богу и человеку не есть некое сентиментальное переживание; это расположение сердца и доброй воли, которое проявляется в поведении и поступках.

2. Первая и вторая заповеди. В этих двух заповедях Бог требует от Своего народа полной верности. Он говорит: «Я Господьу Бог твой, Бог ревнитель». В некоторых языках слово «ревность» означает порок. Но здесь это положительное понятие. Человек, который действительно любит свою жену, будет по праву ревновать ее к любому претенденту на ее сердце. Так же, как измена жены разрушает отношения между ней и ее мужем, измена Создателю разрушает отношения творения со своим Божественным Создателем и является оскорблением Его любви.

1. Язычество со всеми его многочисленными идолами, рукотворными богами, с его обожествлением сил природы, явно нарушает эти заповеди.

2. Атеизм вдвойне виновен. Он отрицает Единого Истинного Бога, и затем возвеличивает силы природы как основные силы, от которых зависит человеческое существование.

3. Все, что мы любим больше, чем Бога, или чему верим больше, чем Богу, является идолом. Например, жадность есть идолослужение (Кол. 3, 5).

4. Тоталитарные правительства иногда требуют от своих подданных абсолютного послушания, которое, однако, должно проявляться единственно в отношении Бога. Именно поэтому они так часто запрещают поклонение Богу. Отдать место в своем сердце, принадлежащим Богу, человеческим властям – значит оказаться в рабстве у людей. Это – прямая противоположность свободе (см. историю Даниила и трех его друзей и их отказ поклоняться идолу – Дан. 3).

5. История показала правдивость сказанного в книге Исхода 20, 5. Народы, заменившие Бога идолами, или полностью отвергшие Его, навлекли бедствия не только на себя самих, но и на своих потомков.

3. Третья заповедь. Имя Божие представляет личность Бога и Его характер – все, чем Он является. Оно во всей вселенной должно быть для нас наивысшей ценностью и главной святыней, от которой зависят все остальные истинные ценности. Если мы хулим имя Божье или клянемся им, когда заявляем о своей вере в Бога и претендуем на то, чтобы быть Божьими детьми, и в то же время бесчестим Бога своим образом жизни, то мы тем самым унижаем Бога не только в своем собственном сознании, но и в сознании других людей.

I) Четвертая заповедь. Эта заповедь напомнила Израилю о том, что мир принадлежит Богу, поскольку Он создал его. Наш ежедневный труд должен протекать в сотрудничестве с Богом и следовать Его примеру чередования творческого труда и отдыха. Регулярный отдых от обычных трудов предписан Богом, чтобы ежедневный труд не сделал нас рабами самих себя или других. Такой регулярный отдых необходим как для духовной жизни, чтобы дать нам время вспомнить и подумать о Боге, так и для поддержания физического и душевного здоровья. Все попытки отменить еженедельный день отдыха оказывались несостоятельными.

II) Пятая и седьмая заповеди защищают святость любви, брака и семейной жизни. В наше время во многих странах тысячи людей отвергают эти заповеди как слишком обременительные, и во имя свободы требуют права на сексуальную распущенность. Кое-где даже официальные власти сейчас заявляют, что старая идея семьи с двумя родителями отмирает. Но массовый рост преступности, особенно подростковой, является прямым следствием нарушения этих двух заповедей.

III) Шестая и восьмая заповеди защищают неприкосновенность жизни и частной собственности.

IV) Девятая заповедь защищает святость истины. Межличностные и межнациональные отношения, справедливость в деловых отношениях и в судопроизводстве, психическое здоровье, а иногда и само физическое существование человека зависят от того, говорят ли люди правду. Если бы никто не говорил правды, а все всегда лгали бы друг другу, то результатом был бы ужасающий социальный хаос, утрата всякого взаимного доверия. Без доверия нет безопасности, мира, справедливости и свободы.

V) Десятая заповедь. Древнееврейское слово, переведенное здесь как «пожелай», не означает мимолетного чувства вроде: «я хочу такой же велосипед, как у моего друга». Оно означает: «строить планы овладения чем-либо, принадлежащим кому-то другому». Таким образом, Иисус говорит, что не только прелюбодеяние плохо, но одно лишь намерение восхотеть жену другого равнозначно прелюбодеянию (Матф. 5, 27-28). Живой пример такого вожделения мы находим в 3-й книге Царств, 21 глава.

 

III. ГАРАНТИЯ ПОРАЖЕНИЯ

Иисус сказал, что первая и величайшая заповедь – это любить Господа Бога своего всем сердцем, всем разумом, всей душой и всей силой своей. Ясно, что никто из нас не отвечает этим высоким требованиям. Мы все нарушили величайшую заповедь, и тем самым совершили тягчайший грех.

Бог не может смягчить свои требования, чтобы попустительствовать грехам Израиля или нашим грехам. Но в своей милости Он дал нам возможность получить прощение. Это – путь жертвы. Мы рассмотрим его в следующей статье.

Темы для обсуждения

1. Выучите десять заповедей и на примерах из повседневной жизни покажите необходимость их соблюдения для того, чтобы сохранить нашу свободу и в полной мере насладиться ее плодами.

2. Если у вас есть Библия, прочтите ученикам о том, как Израиль оказался в Египте, и как он был освобожден (Бытие, гл. 37 – Исход, гл. 15), и задайте ученикам сочинение на эту тему.

3. «Духовное рабство есть худший вид рабства». Обсудите эту тему. Как вы думаете, почему в некоторых странах подавлялось поклонение Богу, как это было в Египте?

4. Обсудите сходство, проявляющееся в том, как Бог освободил Израиль, и в том, как Он может освободить нас. Обратите особое внимание на следующие факты:

а) Никто не может заслужить спасение путем исполнения Божьего закона.

б) Соблюдение Божьего закона может быть следствием спасения. Почему вы думаете, что это так?

5. Рассмотрите упоминания о Пасхе в Новом Завете: Иоан. 1, 29; IKop. 5, 7; Шет. 1, 18-19; Отк. 5, 6-9.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь