Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 11. Лидерство в семье, школе, сообществе и в мире



 

Вероятно, тема этой книги, ее стиль и содержание слишком эзотеричны и одухотворенны по сравнению с более деловыми и академичными типами книг. Конечно, если бы я был бизнесменом или университетским профессором, эта книга была бы написана и создана иначе. Но я не являюсь ни тем, ни другим. Я психолог, целитель и агент перемен. И поэтому я должен двигаться вне пределов некоторых установленных границ и правил, чтобы быть более творческим. В свете этого я больше художник, чем психолог. Я работал некоторое время в академической сфере и нахожу ее слишком ограничительной для моих пионерских интересов исследования различных сфер человеческого знания. Когда я работаю с людьми из сферы управлении, я всегда ставлю перед собой цель вывести их за пределы привычной для них зоны на неисследованную территорию внутри них и многих аспектов их жизни. Слишком часто они ищут планы, которым можно следовать, поскольку именно этому их учили и тренировали — видеть вещи только в черном и белом цветах. Моя работа заключается в том, чтобы показать им оттенки серого и другие цвета более широкого и творческого спектра. Если приходится быть лидером, необходимо преодолеть свои фиксированные и прагматичные схемы и изменить свои логарифмические методы мышления. Мир, люди и человеческие события не являются настолько четко и хорошо организованными. Если мы хотим научиться быть более эффективными лидерами в наше непростое время, мы должны изменить свои способы мышления, видения и действий. Жесткие понятия, теории и методы попросту не подходят для созидания будущего.

 

Если кто-то нуждается в дополнительных инструкциях в несколько более традиционном стиле, я предоставлю эту задачу для более искушенных наставников типа Стивена Ковей, прославленного автора бестселлера " Семь Привычек Высоко Эффективных Людей". Ковей проделал превосходную работу по разработке принципов своей центральной модели лидерства, которую я поддерживаю всем сердцем. Эта модель является холистичной и духовно основана на " приземленном" стиле. Энтони Роббинс — еще один опытный автор и оратор, который многое сделал для мотивации и изменения человеческого мышления. Обе его книги — " Сила Без Границ" и " Пробуждение Внутреннего Гиганта" — стали бестселлерами. Ковей и Роббинс — это два учителя, идеям которых близка моя философия и работа. М.Скотт Пекк и его книга " Путешествующий по бездорожью" также сопровождали меня на том пути, по которому я иду.

 

Мой стиль жизни, учительства и целительства является моим собственным. Я — творец и лидер своей собственной жизни и судьбы настолько, насколько это возможно. Я заимствую у других, обдумываю знания и изобретаю и порождаю новые формы и стили выражения. Это не хорошо и не плохо. Это просто отлично от остальных. Для меня это и есть то, чем является настоящее лидерство в нашей жизни. Каждый из нас проявляет и проживает свою уникальность. Это само по себе является серьезным вызовом для нас, живущих в мире, который давит на нас, заставляя приспосабливаться и растворяться в нем. Настоящие лидеры, я полагаю, не приспосабливаются и отличаются от других. Чтобы так поступать, нужно обладать смелостью и убежденностью. Не удивительно, что у нас так мало хороших лидеров, будь то среди родителей, учителей, общественных активистов или политических животных. Слишком многие люди боятся выделяться.

 

Это действительно последняя глава настоящей книги, и ее содержание нетрудно определить. Последняя глава является скорее обзорной и будет краткой. Поэтому то, что предложено здесь, — это последние лакомые кусочки знания о лидерстве.

 

Путешествие по книге было долгим, напряженным и полным неожиданностей. Но все это обязательные составляющие путешествия из тени в свет и обретения вновь нашего утерянного лидерства. Мы двигались от отрицания к приятию, через циклическое повторение и вос-становление и вышли, наконец, на путь обучения земного воина. Вот это предприятие! Но путь, который мы принимаем, чтобы вернуть свое законное лидерство, не может быть легким. Мы должны работать и бороться за него. Мы должны выстоять, быть приняты во внимание и готовы выдержать в бурю.

 

Сегодня, в конце двадцатого столетия, лидерство не будет чем-то, что мы делаем. Оно будет чем-то, чем мы являемся. Оно будет чем-то, что представляет собой состояние бытия. Оно будет столь же состоянием ума, сколь и состоянием сердца, тела и души. Лидерство будет частью всей нашей повседневной деятельности и взаимоотношений. Другого пути быть не может. Потребности и вызовы, открывающиеся перед нами сейчас и в будущем, требуют, чтобы это было так.

 

В последней части настоящего изложения мы перенесем наши новые и новообретенные инструменты и знания в повседневную деятельность нашей жизни. Здесь мы рассмотрим приложение принципов лидерства в области семьи, школы, общины и мира. Мы рассмотрим некоторые из соображений в отношении этих сфер и то, как наше пробуждающееся лидерство может быть использовано более эффективно.

 

Я разделил эту главу на четыре вышеупомянутые части. В каждой части мы исследуем, как можно усилить наши лидерские способности, с тем чтобы получать более эффективные и ценные результаты. Пожалуйста, не забывайте о том, что все это не является готовыми к использованию планами, которые надо принимать как единственно верные и истинные. Это лишь некоторые идеи, которые нуждаются в обдумывании, исследовании, оценке и экспериментировании. Жизнь каждого человека отличается от жизни других. Только мы можем взять в свои руки инструменты и заставить их работать. Мы должны жить со всем тем, что сами создаем.

 

Мы начинаем с семьи — места, где лидерство рождается, культивируется... или умирает.

 

Лидерство в семье — некоторые соображения.

 

Как нам напоминает Джибран, " Дети рождены через нас, но не нами". Наши дети не принадлежат нам. Так же как вождь Сиэттл сказал нам, что земля не принадлежит нам. Каждое поколение потомков приносит с собой новые программы, которые определяют их будущее. Время, которое они проводят с нами, ограничено. Наше задача как родителей — дать им убежище и подготовить их к тому, чтобы они покинули нас. А не держать их в гнезде в надежде, что они обеспечат нам чувство безопасности и желанности. Когда птица-мать выталкивает своего птенчика из гнезда, он должен либо лететь, либо погибнуть. Когда наши дети готовы покинуть нас, мы тоже должны быть готовы отпустить их. Все, что мы можем сделать, — это надеяться и молить судьбу, что мы подготовили их к этому моменту. Мы не можем пытаться удержать их под своей гиперопекой. Это только калечит их и лишает шанса занять свое место в своей собственной жизни. Мы, как родители, должны им только это, не больше. Дети должны найти свой собственный лидерский путь. Это наша задача как родителей и взрослых лидеров. Если мы не сумеем стать для них теми лидерами, в которых они нуждаются, им самим будет труднее стать лидерами. Если же у них не будет этого качества, они не смогут передать его своим детям, а те, в свою очередь, не смогут передать этого дальше. Этот цикл и его повторение трудно разорвать. Отцы и матери играют в этом решающую роль.

 

Отцы как лидеры.

 

Традиционно роль отцов всегда заключалась в обучении детей установившимся обычаям того мира, в который они вступают. Но что делать, если отец отсутствует? Сегодня это стало проблемой номер один. На своих семинарах я постоянно слышу жалобы от детей и их матерей о том, что отца никогда не бывает рядом. За этими жалобами скрывается много накопленного гнева и обид на отца по поводу его отсутствия. Даже если он находится рядом, то большую часть времени он присутствует только телесно. Его чувства и дух находятся где-то в другом месте, или же он настолько устал на своей изматывающей работе, что у него не осталось сил, даже если он хочет помочь. На мужских семинарах отцы жалуются на жалобы детей и жен. Так возникает болезненный и порочный круг. Матери из-за отсутствия отцов берут на себя двойную роль, пытаясь заполнить образовавшуюся в результате отсутствия отца брешь. Но сколько бы они не старались, это невозможно. Матери не могут быть отцами. Тоько отцы могут выполнить эту роль. Ситуация не становится легче сегодня, когда оба родителя вынуждены работать, чтобы сводить концы с концами. Легких решений не существует, но мы должны попробовать найти новые ответы.

 

Сегодня многие мужчины как отцы и мужья все еще неохотно расстаются со старыми привычками и убеждениями относительно отцовства и супружества. Они продолжают держаться за архаическую практику, которая более не работает и не может служить сегодняшним целям. Времена изменились и продолжают меняться дальше с каждым днем. Если мы, мужчины, не сможем к этому приспособиться, мы придем к тому, что останемся потерянными, злыми, смущенными и испуганными. А это причинит еще больше страданий нам и тем, кого мы любим. Пришло наше время начать поиск новых и лучших способов быть мужчинами. Если мы, отцы, мужья, учителя и руководители, собираемся стать частью решения проблемы, то мы должны осознать, что являемся частью самой проблемы. Роль мужчин остается жизненно важной в деле сохранения и продолжения жизни. Прежние обычаи отмирают, и мы должны также позволить умереть нашим старым привычкам и образам мужественности. Сейчас не время давить на тормоза сопротивления. Рождается новая мужественность, и мы должны сдаться и поприветствовать ее. Если мы сможем это сделать, тогда страхи и растерянность, которые мы ощущаем в эти дни, обретут смысл. Если мы способны принять тот факт, что потеряны, тогда мы выходим на дорогу к обретению себя. Нам рассказывали и готовили к миру, о котором мы знаем очень мало. Пришло время достичь совершеннолетия и заняться уроками и подготовкой к наступающей для мужчин новой эре. В глубине наших мужских душ продолжается реструктуризация. То, что рождается в результате этого процесса, будет новым образцом нового мужчины. Нового мужчины, нового воина и нового лидера. Мужчины и лидера, который сможет вновь держаться с достоинством, силой, ценностью и которому будет не нужно прятаться за фасадом и тщеславием мачо. Мужчины и лидера, который сможет занять свое место в мире, в семье, рядом со своим партнером, и быть руководителем и учителем, каким он должен быть для своих детей и их становящегося лидерства.

 

Матери как лидеры.

 

Согласно Джону Нэсбиту и Патриссии Эбурдин и их книге " Мегатенденции 2000", 1990-е годы стали декадой женского лидерства. Все больше и больше женщин берут на себя роль лидеров и управляющих и занимаются самостоятельным бизнесом. Они быстро и по праву выходят в центр внимания, часто становясь надежной гаванью для мужчин. Одно из отличий заключается в том, что женщины несут с собой внимание к тем вещам, которые обычно находятся за пределами типичных образцов " работоголиков" среди большинства деловых мужчин. Женщины менее авторитарны в своем стиле руководства и обеспечивают более сбалансированный способ работы; для них семья и воспитание ребенка являются приоритетом наряду с сумасшедшим рабочим графиком. Для них материнство остается более важным делом, и эта черта является положительным импульсом. Подобно Аните Роддрик с ее 600 бодишопами по всему миру, женщины возвращают деловому сообществу душу.

 

Матери традиционно были теми, кто давал детям чувство безопасности, любви и принадлежности. Если так происходит, дети учатся чувству принадлежности самим себе. Им принадлежит их разум. Им принадлежит их тело. Если бы матерям тоже был передан этот дар, когда они росли, они могли бы с большей легкостью передавать его своим детям. Однако, если маленькими девочками их заставляют чувствовать себя принадлежностью или собственностью церкви, государства, общества или же их родителей, это вызывает у них большое замешательство. В этом замешательстве они расщепляются между тем, что является их настоящим женским я, и тем, что таковым не является. Я знаю многих женщин, которые даже будучи взрослыми все еще не уверены в том, что означает быть целостной и завершенной женщиной. Одна часть их до сих пор застряла в образе социализированной " маленькой девочки", в то время как другая часть взаимодействует с жизнью в качестве лишь половинчатой или частичной женщины. Я часто встречаюсь с этим в латинских странах, где церковь имеет сильное влияние на практику воспитания детей. Я неоднократно проводил инсценированную церемонию распятия для женщин, которые отдавали себя церкви, чтобы быть любимыми своими родителями как маленькие девочки. Они поступали так потому, что верили, что именно этого хотят их родители, даже до того, как у них появился шанс понять, о чем шла речь. Женщины также стыдились просто того факта, что они родились женщинами. Это чувство сопровождало их долгое время, создавая массу проблем в их отношеиях с мужчинами и позже с их собственными детьми.

 

Когда у матерей есть здоровое чувство самих себя как женщин и своего женского бытия, то именно это послание они передают дальше своим детям, особенно дочерям, но и сыновьям тоже.

 

Сегодня женщинам предстоит трудная работа. Попытки приспособиться к образу Новой Женщины одновременно с усилиями понять смысл старого образа, балансирование между чековыми книжками и семейными обязанностями — этого достаточно, чтобы занять кого угодно. И они Заняты! Матери и бабушки многих сегодняшних женщин качают головами, глядя на то, как их дочери и внучки порхают мимо. С учетом дополнительных обязанностей как домашних кормильцев, такова ситуация многих матерей-одиночек, пришедших в мир трудящихся. Теперь перед ними стоит задача моделирования роли нового и сильного женского лидера. Это требует с их стороны колоссального мужества, поскольку они должны освоить язык когда-то " мужского мира", а также навыки исполнять двойную роль, а именно: одновременно ученика и учителя. Они учатся тому, как выжить в обществе, где господствуют мужчины, и в то же время делятся с нами, мужчинами, чем-то из своей женской мудрости, которая учит нас, как жить дольше и не падать под тяжестью стрессов, которые загоняют нас в преждевременную могилу.

 

В ближайшие годы женщины будут играть главную роль в трансформации некоторых " старых воинских" практик, которые до сих пор удерживают нас, мужчин, в одиночных окопах с винтовками наперевес. Пока мы учимся быть менее конкурентными и работать вместе как одна команда, нам предстоит большое количество работы. Когда мы непосредственно примемся за эту работу, женщины смогут на своем примере показать нам, что можно охватить в себе более мягкую сторону наших душ и не бояться при этом, что мы не справимся и выдохнемся. На деле мы обнаружим, что наши задачи стали даже менее напряженными, и мы в результате добиваемся большего, затрачивая вполовину меньше усилий. Женщины могут быть нашими друзьями и учителями без того, чтобы замещать собой наших матерей. Таким образом мы можем достигнуть того, чтобы быть равными партнерами и со-лидерами, где иногда один лидирует, а другой следует за ним.

 

В будущем матери как лидеры не только выйдут из кухни, но также выступят в центр деятельности в рамках более широкого семейного контекста. Это будет глобальная семья, внутри которой они начинают занимать свое место.

 

Братья и сестры — как они влияют на развитие лидерства.

 

Существование в семьях детского соперничества между братьями и сестрами естественно. Старший играет роль заместителя родителя, подавая пример остальным. Самый младший удирает, совершив кровавое убийство, и все равно родители видят в нем " маленького ангела". Средний изо всех сил старается, чтобы его увидели и услышали, в надежде не остаться невидимым. Я слышал аргументы и рассказы каждого. На мой взгляд, все они заблуждаются, и в то же время никого нельзя обвинять. Каждый, независимо от случая, прилагал максимум усилий, чтобы выжить. У каждого места в семье есть свои преимущества и недостатки. Ни одно место не является лучше или хуже, несмотря на жалобы каждого, если только вы не находитесь посередине. Я знаю это, потому что я был средним ребенком. Вы видите, что я имею в виду? Если бы я был старшим или младшим, тогда мне казалось бы, что именно эти места являются самыми тяжелыми. Но именно так обстоят дела в отношениях и историях между детьми одних родителей. На семинарах я слушаю истории от разных сторон. И каждый уверен, что его место в семье было либо худшим, либо лучшим.

 

Что, как мне кажется, действительно является важным, когда речь идет о взаимоотношениях между братьями и сестрами, это следующее: мы все тратим так много времени на то, чтобы соответствовать своему положению в семье, что часто забываем и не замечаем те обиды, которые причиняем другим и которые могут остаться на всю жизнь. Нет ничего хорошего в том, чтобы пропустить что-то мимо ушей, пожав плечами и сказав: " Ах, мы тогда были детьми". Бывает время, когда нам необходимо выяснить со своими братьями и сестрами, что они чувствовали и чувствуют теперь по поводу некоторых случаев, которые, как нам казалось, не имели особого значения, по крайней мере, для нас. Мы можем очень удивиться, узнав, что они до сих пор внутренне кипят от негодования, которое мешает им сблизиться с нами, не считая поверхностное объятие на Рождество, когда каждый находится в добром расположении духа, как кажется.

 

Кровь, кость и плоть наших братьев и сестер те же, что и наши. Когда мы неосознанно причиняем им боль, это сказывается на том, как они относятся к окружающим. Мы многое узнаем о людях через наших братьев и сестер. В своих путешествиях по миру я встречал людей, которые были в точности как мои братья и сетры, и обнаружил, что повторяю с ними то же самое поведение. К счастью, я смог научиться использовать эти встречи, чтобы очистить старые раны и конфликты со своими братьями и сестрами. На самом глубоком уровне я верю, что мы все являемся братьями и сестрами, независимо от того, где мы живем. Я понял, что это так, во время своих путешествий.

 

Так что в следующий раз, когда мы предположим, что какие-то события, случившиеся между родными братьями и сестрами, давно прошли и закрыты, не стоит останавливаться на своем предположении. Выясните это с ними и убедитесь в этом. Когда мы сделаем это, наше следующее братское объятие будет искренним и от всего сердца. Что касается лидерства, то любовь здесь также необходима.

 

Дедушки и бабушки и другие родственики.

 

Наши дедушки и бабушки, дяди и тети, двоюродные братья и сестры, племянники и племянницы — все они представляют живое продолжение наших родителей и нашу связь с более глобальными и коллективными узами и родом. Они являются постоянным напоминанием о том, что мы являемся частью сети, которая гораздо шире нас и тем не менее включает нас в себя. Семейный род восходит назад к нашим предкам и обеспечивает нашу историческую связь во времени. Он дает нам связь как с прошлым, так и с будущим. Он показывает нам, что мы никогда не остаемся одни в этом мире. Неважно, сколь далеко мы удалились от предков, или что некоторые из членов нашей семьи покинули этот мир. Глубоко в наших сердцах и душах древний дух рода сохраняет связь с нами, оставаясь живым и дышащим.

 

Семья всегда будет оставаться центральным фокусом в нашем путешествии по жизни. Чем она сильнее и здоровее, тем успешнее мы выходим в мир и занимаем свое место в нем.

 

Место, в котором мы проводим столько же, если не больше, времени, как и в семье, это школа. Здесь мы учимся обогащать свой лидерский путь, или же начинаем утрачивать свой подлинный лидерский центр.

 

 

Формирование лидерства в школе.

 

Если в семье лидерство рождается, культивируется или умирает, то в школе оно поддерживается, питается и совершенствуется или же окончательно отправляется в могилу. Как дети, мы от природы являемся созидателями и любим учиться. Все вызывает наше любопытство. При правильном руководстве эти качества обогащаются и удобряются. При неверном руководстве эти качества разрушаются, утрачиваются и заталкиваются так глубоко внутрь, что после мы не знаем, как найти их вновь. Необходимость обеспечить детям правильное и здоровое руководство накладывает на учителей огромную ответственность. Вероятно, большую, чем многие из них могут вынести. В этом, к несчастью, и заключается проблема.

 

Cегодня учитель выполняет многофункциональную роль. Учителя являются няньками, заместителями родителей, воспитателями, друзьями и лишь после этого, если остается время и энергия, — учителями. Это не простая задача, какой бы широтой воображения мы ни обладали. К несчастью, многие учителя не могут справиться с исполнением столь многих различных ролей. Со временем это заканчивается похоронным звоном. Учителя являются одними из тех, кто наиболее часто подвержен последствиям стрессов; возможно, они идут сразу после полисменов-мужчин и полисменов-женщин, которые, кстати, тоже исполняют роль учителей, наряду с другими. В некоторых местах учителям до сих пор платят мало. " Малооплачиваемы и переработаны", как говорят. Следовательно, сегодняшняя система образования во всем мире сильно нуждается в тщательном пересмотре и исправлении. Некоторые настаивают на том, что необходимо снести всю систему и начать ее строительство заново с самого основания. Я — один из тех, кто с этим согласен.

 

Если мы хотим иметь основу обучения будущих лидеров, то этот процесс начинается в семье и в школе одновременно. Лидерство начинается с наших детей. Мы должны учить и готовить их с самого первого дня. И первое, чему мы учим их, — это как любить и верить в самих себя и свои способности. Мы должны учить ценить и уважать жизнь и самих себя. Для этого нужно любить их, верить в них, ценить их и делать так, чтобы они знали об этом. Может быть, эта информация не является чем-то новым, но очевидно, что мы все еще должны это делать. Я постоянно встречаю родителей и учителей, которые находятся в растерянности по поводу того, что же делать с поведением некоторых молодых людей. Они потеряны и напуганы. Многие люди сегодня испытывают давление необходимости осуществлять здоровое руководство нашей молодежью, будь то родители, учителя или родители-учителя, которые сражаются со своими собственными детьми, забыв об остальных.

 

И вновь не существует быстрого и простого решения долгосрочной проблемы. Но существует несколько соображений, которые стоит иметь в виду, прежде чем взрываться и начинать рвать на себе волосы с корнями. Вот кое-что, о чем нужно помнить.

 

Позвольте детям совершать ошибки.

 

Перфекционизм является одной из страшнейших болезней, существующих сегодня на земле. Он блокирует творческий поток, делает нас жесткими, авторитарными и боязливыми. Короче говоря, он калечит нас. Дети должны совершать ошибки, чтобы узнать разницу между правильным и неправильным. Если они должны быть всегда правы, они никогда не научатся давать себе волю и исследовать. Они нуждаются в этом, чтобы расти и ценить свои силы и ресурсы, которые все являются частью природы.

 

Подвижность дает основу и пространство для движения.

 

Жесткость убивает спонтанность. Каждый ребенок должен быть спонтанным. Спонтанность является частью исследовательского процесса, который помогает детям двигаться, удивляться и действовать. Лидерство, которое позже становится эффективным, требует, чтобы нам было позволено двигаться и удивляться. Какая-то часть лидерства исходит от свободного и беспрепятственного потока творческой энергии. Это то, из чего сделаны мечты и видения. Это та энергия, которую мы используем, чтобы принять решение и сопряженный с ним риск. Без спонтанности мы парализованы и вынуждены жить внутри сферы посредственности и рутины.

" Нет" означает " нет", а " да" означает " да", а не " может быть".

Часть процесса принятия решений требует от нас способности твердо придерживаться определенной идеи, чувства или необходимости. Если мы не ведем себя твердо со своими детьми, когда это необходимо, у них возникают трудности в том, чтобы самим быть твердыми. Как взрослые, мы являемся опорой для наших детей. Мы помогаем им обрести основу в жизни, в своих телах и умах. Сказать " нет" означает сообщить им, что существуют границы в жизни, границы, которые они должны узнать, чтобы жить с ними. Говоря детям " нет", если только это здоровое " нет", мы в действительности помогаем им сказать " да" развитию их внутренней основы и центра. После этого, когда мы говорим " да", их способность к достижению равновесия и силы возрастает.

 

Сила и Власть.

 

Большая часть той силы и власти, которые есть сегодня у взрослых, является ложными и скрывают слабость. Вот почему мы не чувствуем себя с ними комфортно, будь они наши или чьи-то еще. Основное, что мы усвоили о силе и власти, это что им нельзя верить и что они причиняют боль. Если наши дети думают так же, то не удивительно, что между взрослыми и молодежью существует так много проблем.

 

Необходимо дать новое определение силе и власти и начать использовать их по-новому. Сила представляет нашу способность быть полностью живыми и настоящими. Власть представляет ту роль, которую мы выполняем в работе, в обучении и в жизни со своей силой. Чтобы быть своими собственными лидерами, мы должны быть авторами своей собственной истории и кинофильма жизни. Мы должны быть связаны с нашим собственным " домом силы" своих ресурсов. Когда мы все это объединим, мы станем " уполномоченными" (empowered), что означает, что наша собственная способность к силе будет находиться в пределах нашей досягаемости и использования. Дети рождаются сильными. Мы, взрослые, должны показать им, как познать это и использовать мудро. Если мы владеем своей собственной силой, мы можем это сделать.

 

Все это лишь некоторые из тех ключевых моментов, которые являются важными для руководства нашими детьми. Как просветители, будь мы в официальных школьных учреждениях или нет, как родители или просто как взрослые, мы все являемся учителями наших молодых. Мы должны начать осознавать и практиковать это не только в школе и дома, но и в обществе в целом.

 

Общество как школа лидерства.

 

Однажды на улицах Москвы я увидел одну старую женщину, бранившую нескольких детей, которые швыряли камни в окна одного старого заброшенного здания. Ее голос был похож на голос матери или бабушки, призывавшей к порядку своих детей. Я заметил, что дети слушали ее.

 

Я узнал, что в России все взрослые являются учителями и родителями для молодежи, а не только дома или в школах. Лично я думаю, мы можем поучиться у них. Родители и учителя не могут находиться одновременно во всех местах. Иногда нашим детям нужно дополнительное руководство со стороны ког-то еще, а не только их родителей.

 

Общество может многому научить нашу молодежь в отношении лидерства. Сосед за дверью рядом, владелец углового магазина, полицейский, управляющий уличным движением и другие взрослые, занимающие лидерские позиции. Дети встречаются с ними каждый день по дороге в школу и обратно. Все, что происходит в обществе, является для наших детей зеркалом того, что происходит в их собственных домах, в школе и в мире. Если бы они проводили меньше времени перед экраном телевизора и больше времени на улицах, они бы лучше знали ту реальность, в которой мы живем. В некоторых случаях и в некоторых странах и городах находиться на улицах опасно для детей. Если это так, то это говорит о недостатке ценностей, порядка и безопасности в этих местах. Это должно измениться, потому что ситуация не меняется к лучшему. Становится даже хуже, если ничего не предпринимается. Кроме того, мы не можем спрятать от наших детей существующую реальность. Как бы мы ни старались и не окружали их гиперопекой. Дети не глупые. Они знают намного больше и понимают больше, чем нам кажется. Что мы должны делать, так это учить их и давать им необходимые знания, чтобы они знали, как выжить. Это все относится к подготовке к лидерству. Если мы не научим их тому, как жить в окружающем их мире, то как же они смогут научиться этому позже?

 

Община действительно является гигантской школой. В ней проходят занятия по деловой практике, человеческим отношениям, переговорам, театру, истории, культуре и политике. Когда дети идут на рынок, чтобы что-то купить, они получают небольшой опыт в области маркетинга. Когда они видят, как два человека горячо спорят, а затем пожимают друг другу руки и обнимаются, — это урок человеческих отношений. Когда им хочется рожок мороженого и вдруг, когда рожок уже готов, они обнаруживают, что им не хватает пяти центов, они узнают кое-что об искусстве переговоров — это в том случае, если они хотят мороженое достаточно сильно. Когда они наблюдают, что происходит между машинами и пешеходами в час-пик, они видят захватывающее театральное событие. Они становятся непосредственными свидетелями того, какими сумасшедшими могут быть взрослые в определенное время дня. Когда однажды они приходят в музей и узнают о том, что они — наследники индейцев, а на следующий день на углу улицы видят настоящие красивые индейские одеяла ручной вязки, то это курс по истории и культуре. Однажды я наблюдал за маленьким мальчиком, прислушивающимся к выступлению кандидата в мэры в одном торговом месте. Он выглядел очарованным, не столько тем, что говорил мужчина, так в свои шесть лет или около того он еще не понимал этого, сколько его удивление вызывала жестикуляция рук оратора. Он следил за ней так, будто мужчина дирижировал оркестром, а мальчик был его учеником. Даже в таком юном возрасте он изучал кое-что о политическом процессе.

 

Общество является важным местом обучения лидерству. Чем лучше мы подготовлены к жизни и чем больше мы понимаем то, что окружает нас, тем лучше мы будем подготовлены не только к последующей жизни в своем обществе, но и к тому, чтобы самим внести вклад в его рост и благосостояние. Тогда мы демонстрируем, что такое лидерство, в действии.

 

Еще одна важная составляющая общественного опыта — это происходящее на рабочем месте. Лидерство имеет решающее значение, если мы стремимся к ровный и упорядоченному процессу деятельности.

 

Лидерство на рабочем месте.

 

Рабочее окружение может быть тем местом, которое доставляет нам удовольствие и побуждает совершать лучшее, на что мы способны, или оно может быть просто местом работы. Тогда это всего лишь еще одна работа, которая дает нам хлеб и масло.

 

Однажды я работал с менеджерами и персоналом маленькой высоко-тенологичной компании, чьи сотрудникии хотели повысить свои лидерские способности. Тренинги, которые я провел с ними, были весьма успешны, как я думал. Позже я узнал, что большинство людей, участвовавших в тренингах, ушли из компании и получили должности в других компаниях. После некоторого расследования я обнаружил, что те, кто ушел, стали более уверенными, более напористыми и лучше как менеджеры. Вне сомнения, этому способствовал тренинг. Проблема, однако, заключалась в том, что это не очень устраивало основателя и президента компании. Желая иметь более эффективных лидеров в штате менеджеров, он хотел, чтобы они были эффективными в " его" понимании. Тот, кто более всех нуждался в смене своего стиля лидерства, оказался самым упрямым. Это была его компания, он ее основал, и собирался вести ее " по-своему". Чем больше я пытался уговорить его рассмотреть возможность изменения некоторых черт его стиля лидерства, тем больше он отказывался.

 

Лидерство на рабочем месте, будь это большая корпорация или малый бизнес, относится к отношениям между людьми. Будучи психологом, я знаю, как важны и необходимы позитивные и здоровые отношения между людьми. Между некоторыми менеджерами и исполнительными директорами компаний существуют очень хорошие отношения, и об этом свидетельствует атмосфера в компании или отделе. Как я уже говорил, есть три вещи, в которых люди нуждаются: 1) чтобы их увидели, 2) чтобы их услышали и 3) чтобы их признали. Это основные человеческие потребности, которые возникают с детства и остаются до нашей смерти. Тот, кто занимает лидерскую позицию и может обеспечить это подчиненным, будет более эффективным и сможет завоевать уважение своего персонала. Заметьте, я сказал " завоевать". Эти три вещи могут исходить только от человеческих качеств, каковые являются аутентичностью, искренностью и знанием подлинных ценностей человеческого бытия. Они не могут быть поддельными. Они либо есть, либо их нет. Люди видят, действительно ли человек имеет в виду то, что говорит и что делает. Обманщика видно за милю. Если у кого-то нет этих качеств, то это потому что он не научился им и не получил их от других людей. Я видел много менеджеров, которым не хватало этих способностей, и в результате они испытывали трудности с подчиненными. Обучение этим качествам не входило в курс, который они прослушали по бизнесу, так зачем же они нужны теперь? Слишком многие узнают на собственном тяжелом опыте, что люди больше не хотят, чтобы ими управляли и руководили как скотом. Они хотят, чтобы к ним относились как к людям.

 

Лидерство сегодня проходит через необходимый процесс встряски. Жесткий и авторитарный стиль работы не может более быть эффективным. Люди требуют, чтобы деловое сообщество вернулось к человеческим ценностям, заботе о семье, честности, целостности и т.д. Если наш деловой мир собирается выжить в условиях новых тенденций, наметившихся сегодня и в будущем, тогда все упомянутые качества должны занять свое место.

 

Лидерство в торговле в будущем должно будет стать моделью человеческой морали, чем-то, к чему мы будем стремимся как к части наших общих целей и видения в процессе создания лучшего сообщества, общества и мира, в котором мы живем.

 

Лидерство во всемирном поселке.

 

В 60-х годах Маршалл МакЛюен предсказывал, что мы движемся в сторону превращения во всемирный поселок. Тридцать пять лет спустя мы уверенно идем по пути превращения этой идеи в реальность. Двенадцать лет из этих тридцати пяти я знакомился с жителями этого поселка. Задоло до того, как рухнула Берлинская стена, положив конец более чем сорокалетней тоталитарной диктатуре в Восточной Европе, я проводил тренинги и семинары в Венгрии, Польше и бывшей Чехословакии, иногда под наблюдением секретной полиции, которая проявляла любопытство по поводу того, что я вообще там делаю. Я путешествовал в бывший Советсткий Союз с другими профессионалами, которые были заинтересованы в окончании гонки вооружений и холодной войны мирным путем. Меня пригласили в Южную Америку, и я начал проводить расширенные тренинги в Колумбии и другие программы в Аргентине и Венесуэле. В 1994 году я вернулся в Россию для продолжения проведения тренингов и был приглашен в последующие годы в Литву, Грузию и Латвию. Когда осенью 1984г. я начинал свои путешествия, я и не представлял себе, что из этого может выйти.

 

Когда я наблюдаю за теми изменениями, которые происходят в настоящее время, я поражаюсь тому, как быстро мы становимся тем всемирным поселком, о котором в свое время говорил Мак-Люэн. Конец Варшавского Пакта и Советсткого Союза... Начало объединения Европы и так далее. Когда Объединенные Нации станут Всемирной Федерацией Наций — это только вопрос времени.

 

Соединенные Штаты, Япония, Германия, Англия и другие страны с шумом выходят в лидерский центр внимания на мировой индустриальной сцене, в то время как третий мир и Латиноамериканские страны присоединяются к мировому рынку. Высокотехнологичная коммуникация стала мощной волной в преддверии грядущей глобализациии рынка. В какой бы стране я ни был, я встречаю бизнесменов, которые пытаются стать первыми в маркетинговых операциях. Школы бизнеса конкурируют между собой в продаже лучших программ по обучению Международному Деловому Менеджменту. Представители компаний слушают курсы русского, китайского, испанского и других языков, чтобы добиваться гарантий успеха предлагаемых ими сделок. Весь мир охвачен пламенем движения и перехода. И кто знает, куда все это может привести.

 

Пока продолжается вся упомянутая мной деятельность, я хотел бы рассмотреть ее под другим углом, чтобы просто создать другую перспективу происходящего.

 

Один из уроков, полученных мной за время моих путешествий, заключается в том, что если мы действительно хотим добиться успеха в своем превращении во всемирный поселек, тогда мы должны будем создать наряду с этим всемирную культуру. Культуру, в которой будут представлены наши отличия друг от друга, наряду с совместным освоением характеристик, образующих ту новую сущность, каковой мы становимся: " гражданин мира". Те, кто считают себя лидерами, мне кажется, должны принять это в расчет. В противном случае они могут занести ногу для входа в открытую дверь, но затем эта дверь захлопнется у них перед самым носом! В тех курсах, которые преподаются в школах бизнеса, должна идти речь о том, как быть лидером в общении с людьми в других культурах. Я сам до сих пор продолжаю работать над этим.

 

Я думаю, что мировое лидерство — феномен настолько новый, что мы должны тщательно оценить его реальный смысл и значение. Оно означает больше, чем открытие ресторана Макдональдс в Москве или в Пекине. Оно означает больше, чем наличие СNN в каждом отеле мира. Оно означает больше, чем авиакомпания с более дешевыми билетами в бизнескласс по сравнению с конкурентами. Гораздо больше.

 

В ближайшие годы мы должны осознать, что земля становится меньше по мере того, как нас становится больше. По численности населения, то есть. По мере того, как это происходит, мы выходим за пределы пространства. Пока мы не можем создавать колонии в космосе, что, возможно, когда-нибудь и произойдет, мы должны найти наилучшие из возможных способов справиться с проблемой. Скоро мы все станем соседями, и по этой причине мы все должны будем действовать как один. Для этого нужны чувствительность, предвидение, равно как и способность видения прошлого, а также новый способ существования со своими соседями. Мы больше не сможем обходиться масками вежливости и неведения. Нам придется преодолеть все это и научиться действительно встречаться друг с другом. Глобальная культура, о которой я говорил, является инструментом, который мы должны создать и оформить, чтобы эта встреча имела место.

 

Всемирная культура на самом деле является другим способом сказать " расширенная семья", потому что где-то глубоко внутри, за пределами наших языковыми различий и культурных обычаев, все мы являемся семьей. Семьей земли и семьей коллективного сердца. Эта новая семья происходит из того же источника, что и наша собственная, независимо от страны или культуры. У нее те же потребности, цели и мечты. В ней даже имеют место некоторые семейные проблемы и детская ревность. Эта семья обеспечивает безопасность и среду для нашего роста. В грядущие годы мы еще услышим об этой новой развивающейся семье, потому что сегодня она беременна возможностью новой жизни, точно так же, как и сама земля.

 

Приближаясь к завершению этой главы и всей книги, давайте помнить о том, что лидерство, каким мы его знаем, также проходит через болезненные моменты своего роста. Оно тоже, как сущность, переделывается и возрождается. В продолжение этой темы я хочу закончить эту главу коротким отрывком статьи, которая была написана моим дорогим другом и коллегой. Нэнси Отеро, психолог из Кали, Колумбия, написала отрывок о диком голубе, которого был найден и подобран одной семьей, оставившей его у себя до тех пор, пока он не был готов к полету. Вот этот отрывок.

 

" Я расту", — сказала она сама себе. " Я выросла еще больше", — повторила она. Однажды ей захотелось подольше задержаться у окна, наслаждаясь рисом вместе со своими соседскими друзьями. Как велико было ее удивление! Там, за окном, был целый мир, мир, откуда пришли ее друзья, мир зелени деревьев, дождя, солнца и бесконечного пространства. Мира, который сегодня предстал перед ее взором. Ей захотелось встретиться с ним. Захотелось попробовать его. Лететь, и лететь, и лететь. Узнать о том, что листья мангового дерева отличаются от листьев дерева чиминанго. Что дождь и солнце окутают ее покрывалом свежести и тепла. Она хотела узнать так много всего, так много о мире. Она оглянулась назад — там был ее " дом", весь мир, который принадлежал ей до этой поры и который позволил ей вырасти со всей любовью, которую папа и мама дали ей.

 

В этот момент она поняла, что стала взрослой и что ее обязательство перед самой жизнью было " там, снаружи". Она почувствовала себя сильной и готовой покорить мир. " Прощай, папа", " Прощай, мама", сказала она со слезами в глазах своим родителям, обняв их в последний раз. " Спасибо за всю вашу любовь и поддержку", продолжала она. " Вы навсегда останетесь в моем сердце", заверила она их в последний момент. Затем, сделав короткий шаг, она раскрыла свои крылья, взлетев со своей жердочки, и полетела навстречу большому миру."

Глава 12. Завершая круг

 

В конце этой жизни начинается жизнь иного плана. На исходе ночной темноты сияние солнца пробуждает новый день. По окончании брака, дружбы или других отношений мы начинаем заново. Таков же процесс настоящей книги.

 

Наше путешествие было не просто возвращением нашего лидерства. Как я неоднократно упоминал, оно было предпринято с целью научиться вновь доверять руководству самой жизни. Именно с этого начинается наша связь. Но из-за усвоенных учений, опыта и неверного руководства и дезинформации мы теряем ее. А потеряв однажды, продолжаем жить, находясь в полном неведении относительно того факта, что мы вообще что-то потеряли. Это состояние усиливается в результате нашего общения с большинством окружающих, которые заверяют нас в том, что так оно и есть. У нас появляется чувство защищенности, и мы убеждаем себя, что то, что говорят нам окружающие, должно быть действительно правдой. В конце концов, если все вокруг чувствуют и убеждены в том, что все идет правильно и okay, то кто мы такие, чтобы подвергать их слова сомнению? Таким образом, повторяется старая история о том, как слепой ведет слепого.

 

На страницах этой книги я попытался бросить вызов некоторым из наших понятий о целях жизни. Нашей привычке идти вперед с верой в то, что все на свете обстоит определенным образом, даже не проверяя этого. После этого мы можем взглянуть на свои представления под множеством различных углов помимо общепринятых и распространенных. Чтобы, так сказать, " погреметь клетьми" в надежде пробудить некую дремлющую внутри нас энергию, которая долгое время пребывала в состоянии сна. Чтобы научить нас тому, что мы сильнее, способнее и предназначены к большему, чем нам кажется или чем нас убедили.

 

Я надеюсь, что благодаря моим провокациям и попыткам пробудить в нас наши мысли, чувства, убеждения и восприятия, а также переворачиванию время от времени вверх дном, нам удалось вытряхнуть паутину из своих внутренних камер.

 

Хоть я и не упоминал этого раньше, по крайней мере, не в прямой форме, но в этой книге мы затронули и совершили путешествие через четыре уровня сознания. Первый уровень — это существование. Этот уровень является самым низшим из четырех и связан с нашей невинностью. Сюда относится древнее убеждение: " Блаженны неведующие" или " То, чего мы не знаем, не может причинить нам боль". Это безопасное пространство для существования, и в то же время от него труднее всего избавиться. Второй уровень — это выживание. Выживание является " одноглазым", однобоким способом жизни и следования по своему пути. В выживании мы боремся за жизнь. Большинство из нас знает многое об этом уровне, потому что большую часть времени мы обитаем именно здесь. Изо дня в день " волчий" менталитет напоминает нам о себе. Если мы изредка испытываем радость и видим красоту, то это прекрасно. Таков общий вид выживания. Следующий уровень сознания не пользуется особой популярностью во всем мире. Этот уровень вовлекает нас в сферу неизвестного и неисследованного. Он возбуждает и провоцирует, и одновременно является болезненным, пугающим, смущающим, а иногда сокрушительным. Такова природа пробуждения. Таков третий уровень. Четвертый, но в действительности не последний, уровень — это то, что мы называем жизнью. Да, добрая старомодная домашняя жизнь. Но с добавлением к ней дополнительного процесса, а именно: быть сознательными и полностью живыми. Это, к сожалению, для большинства из нас является новой областью. То, к чему привыкло и с чем более всего знакомо большинство, является борьбой за выживание. Бог, Богиня и все мы, люди, знаем, как часто мы с чувством говорим: " Снаружи царит закон джуглей! " Что ж, если мы собираемся перейти от выживания через пробуждение к жизни, тогда мы должны познать также и джунгли изнутри, но иным и обновленным способом.

 

" Быть или не быть" или " Лидировать или не лидировать". Вот в чем вопрос, в ответе заключенный.

 

Теперь, когда мы вновь узнали о том, что рождены для лидерства, и что для этого не обязательно стоять впереди других, которые следуют за нами, мы можем перейти к изучению также и другой стороны лидерства — " следованию".

 

Мы, люди, — забавные существа. Временами мы бываем такими святыми и ангельскими созданиями, а затем вдруг становимся сумасшедшими бешеными шляпниками. Мне кажется, что в обучении достижения равновесия между этими двумя характеристиками и заключается наша жизнь. Вы хотите сказать, что не согласны?

 

В тот день, когда я дописал последнее предложение, не считая того, что пишу сейчас, я решил отпраздновать завершение книги в хорошей компании с вином. Я пригласил пару близких друзей, и мы отпраздновали на славу! Как же у меня болела голова на следующий день! Мы чудесно провели вместе время, и в честь этого и завершения книги мы поднялись на следующее утро прямо перед рассветом, чтобы прожить завершающий цикл книги и начинающийся новый цикл нашей жизни. Как всегда, событие было трогательным и запоминающимся. Когда последние частицы темноты начали таять вместе с мерцанием луны, и начал пробиваться мощный свет солнца, мы знали, что проживаем момент возрождения.

 

Я прошу вас по окончании чтения этой последней части книги найти время и способ выйти к природе. И находясь там, сказать " Здравствуй", " До свидания" и " Спасибо". Селайте это только в том случае, если чувствуете, что для вас это правильно, и ни по какой другой причине. Целью этого является начало обновления нашего контакта со своей " природной" частью, которую мы научились отбрасывать из своей жизни. И когда мы сделаем это, это станет еще одним способом выступить из нашей общей тени в центр света и темноты. Так мы снова начнем жить природным, а не ложным способом, избранным человеческим видом. Чтобы узнать, что жизнь есть круг, а мы наполняем его внутреннее пространство. Чтобы вернуться к тому, к чему мы пришли и что всегда остается с нами.

 

Следующие строчки взяты из отрывка, который я создал для плаката. Пусть они будут небольшим напоминанием, связывающим меня с вами и со всеми нами. Эти строки обозначают конец нашего путешествия и цикла. НАСЛАЖДАЙТЕСЬ!

 

НАЦИЯ ЗЕМНОЙ СЕМЬИ:

 

ЕДИНЫЙ КРУГ.

 

Все мы относимся к великой божественной нации.

 

Каждая страна — ее член и участник.

 

Каждое общество — маленький двоюродный брат.

 

Каждая семья — внук и внучка.

 

Каждая пара — партнеры.

 

Каждая дружба приносит союз.

 

Каждая личность — отдельный представитель.

 

Животные, растения и минералы — близкие родственники. И наши предки, погребенные в Теле земли, являют собой общий семейный компост.

 

Луна и звезды отражают макрокосмическую мистерию. Солнце дает нам свое могущественное, поддерживающее жизнь тепло и сияние. Вместе они возвещают бесконечную судьбу творения.

 

Космос управляет этой великой Нацией с небес и с земли. Он выступает направляющими нас Богом и Богиней, Отцом и Матерью, указывающими путь. Поддерживающими каждый наш шаг, каждое достижение, по мере того как мы учимся отечески заботиться о себе и принимать свою со-творческую миссию.

 

Наша цель в жизни — вспомнить то, что мы забыли до ее начала. И нести эту весть в своей жизни каждые день и ночь, каждый момент. Пробудиться для этой пред-жизненной задачи и принципа.

 

Наши сердца, умы, тела и дух обитают в этой божественной Нации.

 

С каждым ударом сердца мы получаем напоминание о своем происхождении.

 

С каждым вдохом мы ощущаем эту связь.

 

Наши умы шире и мудрее, чем просто интеллект.

 

Их способности и ресурсы огромны и простираются далеко.

 

Наши тела яются основой и вместилищем жизни и крови той Нации, от которой они созданы.

 

Сила нашего духа включает в себя все акты творческого самовыражения Нации перед самой собою.

 

Наша шаманская инициация направлена на подчинение себе своих страхов, больших и малых, и превращение созданного нами оружия в инструменты, необходимые нам в нашем продолжающемся путешествии.

 

Наши отношения учат нас искусству встречи с самими собой через других. Устанавливать связь, общаться, разделять и любить, а во времена кризиса — прощать.

 

В жизни мы должны научиться умирать. Отпускать свои мысли, чувства и воспоминания прошлого. В смерти мы учимся вновь и по-новому встречать жизнь.

 

Боль учит нас величию и красоте радости.

 

Потеря учит нас приобретению. Неудача дарит нам скрытый успех.

 

Вся жизнь, весь наш опыт, все знания и уроки, необычные или повседневные, — все являются частью одного единого урока.

 

Жизнь сама является школой, а мы — одновременно ее учениками и учителями. Иногда мы встречаемся в одном классе, иногда находимся в разных классах. Иногда мы отдаем, а иногда — принимаем.

 

Природа занимает рефлективную позицию в качестве нашего руководителя-наставника, побуждая нас выйти за пределы собственной важности.

 

Как отдельные личности мы являемся частью. Как партнеры, друзья и семья, мы становимся мостом и воскрешаем наш древний род. Как сообщество и нация, мы представляем собой тело Великой Нации. Все вместе, один со всеми, человек с землей, земля с природой, природа с космосом, образуют НАЦИЮ ЗЕМНОЙ СЕМЬИ: ЕДИНЫЙ КРУГ.

 

 

Френк Девид Карделл.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

Это источники, которые волновали и стимулировали мои идеи и интересы и стали моими со-ведущими через процесс настоящей книги.

 

Bennette, J.G. Deeper Man, Bennette Books. Santa Fe. New Mexico, 1994.

 

Belasco, J.A., Stayer, R.C. Flight of the Buffalo, Warner Books, New York. 1993.

 

Bradshaw, J.A. Creating Love. Bantam Books, New York. 1992.

 

Branden, N. Six Pillars of Self Esteem. Bantam, New York. 1994.

 

Cahill, S., Halpern, J., The Ceremonial Circle, Harper, San Francisco, 1990.

 

Cameron. J. The Artist's Way. Tarcher, Los Angeles, 1992.

 

Cardelle, F. Journey to Brotherhood. Cardner Press, New York, 1991.

 

Cardelle, F. Youth and Adult, the Shared Journey. Cardner Press, New York, 1991.

 

Catford, L., Ray, M. The Path of the Everyday Hero. Tarcher, Los Angeles, 1991.

 

Covey, S.R. Principle Centered Lidership. Simon and Schuster, New York. 1990.

 

Caikszentmihalyi, M. Flow. Harper Collins, New York. 1990.

 

Depree, M. Leadership is an Art, Dell, New York. 1989.

 

Dossey, L. Recovering the Soul. Bantam Books. New York. 1989.

 

Gordon, T. Learder Effectiveness Training, Bantam Books, New York, 1977.

 

Haas, H. The Leader Within, Harper Collins, New York, 1992.

 

Lager R. Ben and Jenys: The Inside Scoop, Crown, New York, 1994.

 

Lerner, H.G. The Dance of Intimacy, Harper & Row, New York, 1989.

 

Moore, R., Gillette, D. King, Warrior Magician Lover, Harper, San Francisco, 1990.

 

Moore, R., Gillette, D. King, The Magician Within, Avon Books, New York, 1993.

 

Moore, R. Care of the Soul, Harper Collins, New York, 1992.

 

Neuman, E. The Child, Shambhala. Boston, 1990.

 

Pearson, C. Awakening the Heroes Within, Harper, San Francisco, 1991.

 

Roberts, W. Straight As Never Made Anybody Rich, Harper Collins, New York, 1991.

 

Robbins, A. Awaken the Giant Within, Simon & Schuster. New York, 1991.

 

Roddick, A. Body and Soul, Harper & Row, New York, 1992.

 

Roszak, T. Voice of the Earth. Simon & Schuster, New York, 1981.

 

Sark, A Creative Companion, Tarcher, Los Angeles, 1991.

 

Small, J. Transformers. Devorss, Marina Del Key, California, 1982.

 

Standing, E.M. Maria Montessori, Her Life and Work. Penguin Group, New York, 1984.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.29 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь