Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Р.Р. Хакимджанов, С.Ю. Позднякова



 

В статье представлены источники, дающими объективное представление о национальном характере.

 

Ключевые слова: «язык», «национальный характер», «источники пополнения национального языка»

 

Хакимджанов Рустам Ришатович, студент первого курса Института ИАМиТ, группы ЭЛб-13-1

 

Позднякова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2

Современное состояние системы российского образования характеризуется своеобразным позитивным кризисом, вызванным радикальными переменами в жизни нашего общества. В своем стремлении соответствовать современным требованиям система образования характеризуется поиском и утверждением новых подходов к обучению и изучению различных дисциплин, которые призваны наиболее полно отвечать насущным потребностям как реформируемого российского общества, так и каждого индивида. Становление такой системы во многом зависит от установления и формирования определенных качеств студентов вузов (толерантность, открытость, стремление к сотрудничеству, способность строить свое речевое и неречевое поведение с учетом норм социумов, говорящих на изучаемом языке, отсутствие замкнутости, коммуникабельность, знание национального менталитета, картины мира, способность осознавать собственную профессиональную область с позиций зарубежного партнера), которые позволят нам плодотворно работать в условиях XXI века.

Каждый национальный язык не только отражает, но и формирует национальный характер. Иначе говоря, если язык формирует представителя народа — носителя языка, причем формирует его как личность, то он должен играть такую же конструктивную роль в формировании национального характера. Н. Джандильдин определяет национальный характер как совокупность специфических, психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных экономических, культурных и природных условиях ее развития. Довольно распространенным является мнение о национальном характере, согласно которому это не совокупность своеобразных, присущих только данному народу черт, а своеобразный набор универсальных общечеловеческих черт и идей. Что можно считать источником, дающим объективное представление о национальном характере? В нижеизложенном постараемся определить, каковы же эти источники. Если речь заходит о национальном характере того или иного народа, то на ум приходит некий набор стереотипов, ассоциирующихся с данным народом.

Стереотип определяется как «схематический, стандартизированный образ» или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта. Наиболее популярным источником стереотипных представлений о национальных характерах являются международные анекдоты, построенные на шаблонном сюжете: представители разных национальностей, попав в одну и ту же ситуацию, реагируют на нее по-разному, в соответствии с теми чертами их национального характера, которые приписывают им на родине анекдота.

Так, в русских международных анекдотах англичане обычно подчеркнуто пунктуальны, немногословны, прагматичны, сдержанны, любят сигары, виски, конный спорт и т. п. Немцы практичны, дисциплинированны, организованны, помешаны на порядке и потому ограниченны. Французы - легкомысленные гуляки, эпикурейцы, думающие только о женщинах, вине и гастрономических удовольствиях. Американцы -богатые, щедрые, самоуверенные, прагматичные, знамениты хорошими дорогими машинами. Русские - бесшабашные рубахи-парни, неприхотливые, алкоголики, драчуны, открытые, неотесанные, любят водку и драки. В русских международных анекдотах все они ведут себя соответственно этим стереотипам.

Вот простейший анекдот такого рода: как ведут себя люди разных национальностей, если они обнаружат муху в кружке пива. Немец (практичный) выбрасывает муху и пьет пиво. Француз (сентиментальный) вытаскивает муху, дует на нее, расправляет ей крылышки - и не пьет пиво. Русский (неприхотливый и любящий выпить) выпивает пиво, не заметив мухи. Американец (уверенный в своих правах) зовет официанта, устраивает скандал и требует другую кружку. Китаец (китайская кухня включает самые неожиданные блюда) вынимает муху, пьет пиво и закусывает мухой. Еврей (меркантильный) пьет пиво, а муху продает китайцу.

Национальные характеры – это международные шутки и анекдоты разных видов: те, которые рассказывают о себе сами пред­ставители той или иной культуры, и те, которые созданы иными культу­рами.

Другим источником можно считать национальную классическую художественную литературу. Слово классическая в этом контексте неслучайно, потому что литература, имеющая этот ранг, прошла испытание временем: и ее произведения заслу­жили признание, повлияли на умы и чувства представителей данного народа, данной культуры.

Замуштрованные порядком (Ordnung!) и самодисциплиной немцы из международных шуток дали миру нежнейшую и глубочайшую поэзию Гёте и Гейне. Анекдотические хулиганы и алкоголики – русские – вне­сли в сокровищницу мировой литературы драгоценный вклад: произ­ведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева, Чехова, Достоевс­кого. Герои этих произведений, с их философскими исканиями и тонки­ми душевными переживаниями – это интеллигенты среди персонажей мировой классической литературы (недаром само слово интеллиген­ция вошло в европейские языки из русского языка).

Третий источник, где можно и нужно искать «душу народа», - это фольклор, устное народное творчество. У фольклора есть большое преимущество перед художественной литерату­рой, поскольку фольклорные произведения анонимны, за ними не сто­ит индивидуальный автор, их автор народ, это коллективное творче­ство.

Итак, в качестве источников, подтверждающих существование национального характера, были рассмотрены:

1. Международные анекдоты, полностью базирующиеся на стереотипных представлениях о том ли ином народе. Эти стереотипы не столько отражают некие наиболее существенные и типичные черты народа, сколько формируют их в глазах других народов, и в собственных глазах. (Сколько русских за границей пьют водку только для того, чтобы подтвердить ожидаемую от них стереотипную русскость, носят павлово – посадские шали и ведут себя так, как он не ведут себя дома).

2. Национальная классическая литература, несколько «подпорченная» как источник индивидуальным авторством и субъективным взглядом на мир.

3. Фольклор, или устное народное творчество, как наиболее надежный из всех перечисленных выше источник сведений о национальном характере. Действительно, хотя в произведениях устного народного творчества стереотипны не только герои, персонажи, но и сюжеты, сам факт, что они представляют собой коллективное творчество народа, что он «обкатаны» в устных передачах из поколения в поколение, как морская галька, не имеющая первоначальных индивидуальных изгибов, изломов и зазубрин, и что поэтому они лишены субъективизма индивидуально – авторских произведений – все это делает их наиболее надежным источником и хранилищем информации о характере народа.

Определив основные источники национального характера, мы предлагаем с данных позиций рассмотреть немецкий национальный характер. Немцы относятся к жизни с невероятной серьезнос­тью. За пределами Берлина даже юмор не воспринимается как что-то смешное, и если вам при­дет в голову пошутить, то сначала получите на это письменное разрешение.    

Какими немцы видят других? Большинство немцев преклоняется перед англичана­ми и с давних времен страдают от неразделенной люб­ви к ним. Немцы считают англичан прекрасными и совершенно безо­бидными людьми. Почти как немцы. Американцы вызывают у немцев восхищение своим (не немецким!) беспечным прагматизмом и раздража­ют своей совершенно не немецкой несерьезностью. С итальянцами немцев связывает полное взаимопо­нимание, поскольку в их истории есть много общего. Единственная нация, за которой немцы охотно при­знают неоспоримое превосходство тевтонских добро­детелей - это шведы. Ни один немец не станет оспари­вать их преимущества там, где речь идет о порядке, пунктуальности, прилежании, чистоплотности и пе­дантичности.

Какими они видят себя? Немец считает себя скромным и довольно заурядным человеком. Простой, честный народ. Немцы считают себя высокообразованной нацией. Вопреки распространенному мнению, они не знают всего, просто они знают все лучше других.

Какими их видят другие? Англичане всегда были высокого мнения о немец­кой деловитости и педантичности, искренне полагая, что из всех европейцев немцы больше всего похожи них. Источником этого приятного заблуждения служит то обстоятельство, что многие немцы владели британской короной или занимали высокое положе­ние при дворе.

Какими они хотят казаться? Немцы хотят, чтобы их стремление к правде и спра­ведливости вызывали уважение, и удивляются, когда это воспринимается в лучшем случае как бестактность.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что самым надежным и научно приемлемым свидетельством существовании национального характера является его величество национальный язык. Язык и отражает, и формирует характер своего носителя, это самый объективный показатель народного характера. Немецкий язык необычайно гибкий и податливый, он относится к разновидности языков, в которых легко приживаются новые слова – вы можете их просто взять два, три или сколько угодно слов и соединить их так, чтобы они вместе составили нечто удобоваримое. Это не просто введение в употребление прекрасных новых слов; это – создание совершенно новой концепции, которая возможно, даст ключ к объяснению национального характера немцев.

Язык, национальный характер, культура – три взаимосвязанных компонента, которые являются «живой» категорией, чье развитие непосредственно связано с развитием общества.

 

Библиографический список

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 927; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь