Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Все реальности – лишь ментальные феномены.




Все вещи, охватывающие собой феномены существования и просветления [сансары и нирваны] – производные ума. В Дашабхумика-сутре сказано:
О сыны победоносного Будды, три плана существования – лишь продукты ума.
Ваджрапанджара-сутра говорит:
Ни обыкновенные существа, ни просветлённые не существуют вне драгоценного ума.
В Сампута-тантре сказано:
Все вещи – внешние и внутренние – определяются умом. Кроме ума ничего не существует.
Гуру Шаварешвари17 говорит:
Все вещи суть неотъемлемые от ума феномены. Кроме ума ничего нет, даже мельчайшей частицы.
Но раз так, то позволительно спросить, почему кажется, что внешний мир формы, звука и т.д. – реален. Ум, будучи не осознающим своей истинной природы, воспринимает дуальность "себя" и "других" с безначальных времён. Прилипнув к такому видению, ум создал сгусток впечатлений18, который является причиной того, что заблуждающемуся уму внешние феномены кажутся реальными. Ланкаватара сутра сообщает19:
Все вещи кажутся уму совершенно реальными. Вне ума не существует ни какой реальности как таковой. Воспринимать внешнюю реальность – значит неправильно видеть.
Сампута говорит:
Все реальности обусловлены заблуждением ума. Ничего не существует кроме ума. Все явления происходят из-за заблуждения ума.
Здесь снова иллюзия внешней реальности, кажущейся действительной, вызвана накоплением осадка заблуждений, аналогично тому как земля и камни создаются водой, коей не дает успокоиться ветер. Сараха говорит:
Даже мягкая вода, становится твёрдой, как скала, когда [постоянно] дует ветер. Невежественный ум, если расшевелить его мыслью, превращает бесформенность в твёрдую сущность.
Каким образом такой ум попадает в круг существования [сансары] и как достигает чистого состояния [нирваны]? Заблуждающийся ум не ведает, что природа дуальности – сансара, а противоположное – нирвана. Это находит подтверждение в следующих трактатах. Второй раздел Хеваджра-тантры учит:
Неведение является причиной экзистенциальной формы. Очищенная от неведения сансара становится нирваной.
Сампута комментирует:
"Окутанный мраком множества мыслей, одолеваемый сумасшествием, как если бы его ударила молния, запятнанный примесью таких вещей как вожделение и желание, от коих трудно уберечься – такой ум – это, действительно, сансара," – говорил Ваджрадхара.
Освобождения достигают, осознавая светящуюся ясность природы ума. Тот, кто незапятнан вожделением и желанием, Кто вне любой дуальности субъекта и объекта – Это высший просветлённый ум, называемый высочайшей нирваной.
Мастер Нагарджуна говорит:
Очищаясь от того, что является причиной сансары, достигают чистоты, то есть нирваны. Посему ум – это корень всех достоинств и недостатков. Они начинаются в уме, и нигде больше.
Ланкаватара-сутра сообщает:
Отражение формы в зеркале – это образ без субстанции. Дуальность – подобно образу – проекция ума. Восприятие реальными внешних феноменов вызывается всевозможными мыслями, коренящимися в психическом осадке прошлых жизней. Это преходящий ум. Он создаёт все формы. Того, что представляется внешней реальностью, в действительности не существует. Кажущееся "я" внутри тела, переживаемые ощущения – всё – лишь ум; я говорю вам это.
Аватамсака-сутра поясняет:
Ум похож на художника: он творит. Все области существования, все они созданы разнообразием ума.
Ратнамегха-сутра поясняет:
Мир управляется умом. Ум не видит себя; хорошее ли плохое действие, оно вызывается умом. Он вращается как огненное колесо, бушует как море, горит как лесной пожар, разливается как огромная река.
Ваджрапанджара говорит:
Всегда с безначальных времён существовали феномены. Они были названы внешним миром. Все они – лишь порождения ума, проникающего всюду.
Далее, Ваджрапанджара говорит:
Ни какой внешней реальности не существует помимо ума. Всё, возникающее как форма и так далее суть проявления этого самого ума.



































Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь