Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Здесь показано, что нерассеянное состояние есть медитация махамудры.




Открыв присущую обыкновенному уму природу, медитатор продолжает осознавать его, не становясь рассеянным, и вместе с тем удерживает его без изменения, какой бы неожиданнный вид ум или мышление ни принимали. Этот процесс называется медитацией. Дже Гампопа описывает:
Нерассеянное состояние обыкновенного ума – это медитация. В своё время поймёшь это.
Если, намереваясь медитировать, медитатор отступает от поддержания естественного состояния ума, переставая быть внимательным к его тождеству, и вмешивается в него или добавляет какой-либо новый элемент, он противоречит смыслу неизменяемого ума. Он (ум) не может быть медитацией на этом уровне. Но во всяком случае, медитатор не должен допускать рассеянности – даже на мгновение – под влиянием заблуждающегося осознавания с его застарелым цеплянием к двойственности. Подтверждая практику, посредством которой надо настраиваться на естественное голое состояние ума, Сангва Дютси Гъялпой Гью (Амритигухьятантрараджа) сообщает:
Ни с помощью медитации, ни немедитации нельзя открыть присущую [уму] пустоту и сияющую ясность; медитация сама включает различение и в немедитации участвует беспорядочное мышление. В действительности нет ничего, на чём медитируют, ни малейшей крупинки, и ничего, что отвлекает, ни на мгновение.
Шавари говорит:
Ни на что не гляди, как на ошибку; воспринимай, что всё есть небытие; не стремись к внутреннему теплу ради знака продвижения; когда немидитационное состояние открылось, даже тогда не опускайся поддавшись лени и безразличию. Медитируй регулярно и внимательно.
Гомдон Друбпа поясняет как медитировать на естественности и простоте обыкновенного ума:
Ничего не созерцай пока медитируешь; этот процесс обозначается медитацией.
Даже когда отражающее сознание воспринимает неподвижную пустоту ума, восторг, текущие мысли, или разнообразные явления, медитатору не следует ни цепляться ни тревожиться на счёт этих переживаний. Напротив ему надо знать присущее каждому переживанию тождество и удерживать такое осознавание в расслаблении без изменения и рассеяния. Медитация, в которой требуется успокоить ум в неразличающем состоянии предварительно отведя назад исходящие мысли или остановив возникающие явления, описывается Дже Тсангпа Гьяре как "медитация по типу крюка", потому что рамки (vibration) этой медитации довольно ограничены. Сущность ума, различающие мысли и возникающие явления – все лишены какой бы то ни было обособленной, независимой субстанции. Они суть разные манифестации внутренней силы осознавания, подобны лучам, испускаемым солнцем, или волнам, возникающим на поверхности океана. Какие бы мысли или явления не рождались в само-пребывающей природе ума, они лишены каких-либо присущих им качеств дурного или хорошего. Кроме распознавания тождества вытекающей мысли, когда она рождается, или распознавания тождества успокоенного ума, когда он успокоен, а также узнавания тождества возникающего явления, стоит ему показаться и потом, когда удерживают его с помощью внимания, рождённого сокровенным осознаванием, – не надо ни вмешиваться, ни делить и не менять ни одно из переживаний. Дже Гампопа поясняет:
Погружен ли в неразличающее состояние, ничего не утверждая и не отрицая, познавая ли разные мысли, раз способен сохранять спокойный ум, неизменяемый двойственным различением, и раз осознаёшь внутреннее ощущение, что сие состояние – неразличающее осознавание, ты открыл сущность ума, его лежащую глубого наклонность, и свойство постоянной природы. Когда зарождается сие понимание, нет необходимости делать усилия в медитации. Она автоматически приходит к тебе, так что ты не можешь ни остановить ни отказаться от неё. Аналогично тому, как возникают разнообразные мысли так, что им невозможно воспрепятствовать, так возникает и недвойственное осознавание подобно этому.
Дже Гомчунгдает делает похожий комментарий:
Сия присущая ясному осознаванию природа Сохраняется неделимой, нерассеиваемой и непрерываемой. Каждое всплывающее воспоминание и мысль содержит то же самое внутреннее тождество, что и осознавание, коли обыкновенное осознавание остаётся нерассеянным; каждые воспоминание и мысль тождественны осознаванию. Не считай его слабоумием.
Спросят, надлежит ли и новичку внимательно фокусировать ум на каждой возникающей мысли, нежели идти по стадиям медитации в соответствии с экзегетическим методом. Это возможно делать в том случае, если медитатор предуготовлен быть пробуждённым на мгновенном пути. Данный метод, однако, не станет работать в большинстве случаев, потому что, когда их не ведут по этапам медитации, медитаторы не могут избавиться от сомнений и предположений относительно ума, мыслей и явлений. Кроме того, они не добьются постижения природы этих внутренних реальностей, и не обретут осознавания уверенности касательно их. Медитации с полным (general) вниманием не достаточно для успеха, если в ней отсутствует внутреннее чувство тождественности [бессамостности] ума и внимательности. Дже Гампопа разъясняет:
Могут поинтересоваться, есть ли какая-нибудь разница между мышлением простых людей и обычным сознанием йогинов. Если отличия нет, значит ли это, что простые люди также автоматически достигают внутреннего освобождения? Простые люди не познают тождества недвойственности из-за незнания живых наставлений – того, что знают йогины. То, что они, главным образом, испытывают – это привычное цепляние ума к двойственности, по типу утверждения или отрицания. Даже если они получили живые наставления, у них по-прежнему отсутствует вера в то, как разнообразно бесконечно проявляется недвойственное осознавание, и потому они остаются на уровне, где нет возможности освободиться от застарелого прилипания к дуализму. Приверженцы дхармы также испытывают страдания обусловленные их цеплянием к двойственности изучения посредством слушания, исследования и медитации. Опытные медитаторы [йогины], ставшие независимыми от причин дуалистического утверждения и отрицания, переживают недвойственное осознавание разными путями, например через неопределимое различение и великое блаженство. Это выразительное состояние и заключает в себе отличие [от первого].
На сём я завершаю обсуждение этапов идентификации.
Закрепление опыта через медитации будет объясняться в трёх частях:
1 Как удерживать погружение и состояние после погружения (Глава 6). 2 Как отделаться от медитативных отклонений (Глава 7). 3 Определение ума, как невозникающей пустоты, и как улучшить медитацию (Глава 8).


ГЛАВА ШЕСТАЯ:
Закрепление опыта в медитации: Как удерживать погружение и состояние после погружения.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь