Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В общем, как сохранять медитацию опираясь на внимание, бдительность и самообладание.




В общем, все такие только что описанные медитации, должны опираться на вниментельность, бдительность и самообладание при любых обстоятельствах. Следующая цитата из сутры поддерживает этот подход:
Когда постоянно употребляешь внимание и бдительность, ни один воспринимаемый знак никакой мысли не сможет овладеть тобой.
Бодхичарьяватара соглашается:
Всех, кто хочет защитить свой ум, я заклинаю охранять внимание и бдительность даже ценой своей жизни.
Быть внимательным означает быть сознающим смысл медитации – не забывать его. Касательно этого Тсукна Ринченгьи Чжупа (Ратнакутапарипричча-сутра) сообщает:
Когда внимание настойчиво, не могут возникнуть ментальные загрязнения, не могут причинить вред мешающие силы, тогда не скатишься на уровень злости. То, что описывается как совершенное внимание, – это то, что не открывается – не дверь – для недобродетельного сознания или категорий эмоциональных раздражителей.
Таким образом, внимание как конструктивное состояние ума, защищает от недобродетели и поднимает на уровень добродетели. Что касается различных категорий этого созидательного источника ума, Дхармасамгити-сутра объясняет:
Ладно, каково значение совершенного внимания на пути к просветлению? Именно благодаря вниманию, можно понять все вещи [дхармы], исследовать их, глубоко вникнуть в них, созерцать их и вспомнят их все. Благодаря такому вниманию поймут присущие всем вещам особенности.
Эти функциональные категории внимания объявляются аспектами просветления! Лодро Мизепей Чжупай Дхо (Аксаяматипарипричча-сутра) утверждает:
Хорошо, каков смысл совершенного внимания? Совершенное внимание – это, что остаётся везде-сущим, невозмутимым, откровенным, не двусмысленным и щепетильным относительно присущего жизни недостатка. Внимание ведёт к нирване и заставляет всегда сознавать возвышенный путь.
Таковы атрибуты совершенного внимания. Чо Янгдакпар юпа (хармасамгита) продолжает:
О благородный сын, я отвечу на твой вопрос: "что такое устойчивое внимание бодхисаттвы? Что такое внимание? Что такое уровень внимания?" О благородный сын, внимание – это знание нерождённых свойств всех вещей, коим обладают бодхисаттвы. Они совершили погружение, чтобы осознать не рождённое. Внимание этих бодхисаттв полностью очищено осознаванием не рождённого. Такое внимание всегда находится в неподвижном и невозмутимом состоянии, глубина и протяжение которого не могут быть охвачены обыкновенными людьми, слушателями и молчаливыми буддами-отшельниками.
Несмотря на то, что всесторонняя внимательность бодхисаттвы обозначается различными терминами, Чатухшатака говорит:
Когда [однажды] воспринятый предмет не присутствует сейчас, и уму не удалось удержать это событие, по возвращении того, что называется "память", возникает та самая мысль.
Чандракирти изображает то, как рождается внимание из сращения предыдущего и последующего чувственных событий:
Внимание возникает благодаря сращению неискажённых чувств с объектами. Причём их восприятие, как двойственных реальностей, означает ложное различение.
Абхидхармасамуччая объясняет:
Что такое внимание? Оно – удерживающая сила, не забывающая ничего из того, что уже встречалось. Именно его функция – оберегать ум от возможности быть охваченным рассеяностью.
Следовательно, это особый вид внимательности, он является обязательным средством реализации успокоения. Два других типа внимательности, о которых упоминалось ранее, представляют собой различающее внимание, играющее роль при дифференциации или анализе вещей, но от которого необходимо отказаться в медитационном равновесии. Полагаясь на такое внимание и осторожно следя за действиями трёх входов [тела, речи и ума], можно вызвать бдительность способную различать между принятием и отказом. Бодхичарьяватара разъясняет это так:
Когда внимание стоит на страже у входа в ментальную облсть, возникает бдительность.
И опять говорит:
То, что снова и снова рассматривает тело и ум, вот точное определение бдительности, осторожной охраны.
Раз так, то существенно важным требованием на сей стадии является соединенное употребление внимания и бдительности, имеющее целью сохранить осознавание присущей уму природы и продвинуть его через упражнение по различению того, что должно быть принято либо отвергнуто. Относительно вредных последствий не применения внимания и бдительности, Бодхичарьяватара сообщает:
Как бы ты много ни слушал, не изучал и не медитировал [дхарму], если отсутствует бдительность, невозможно ничего сохранить, это вроде дырявого горшка, который не может удержать воду. Каждый, у кого нет бдительности, лехко может отступить от своих моральных правил, пусть бы даже он и обладал знанием, верой и самоотверженностью. Когда ему не удаётся быть бдительным, внимательность исчезает, страсти, как грабители, украдкой преследуют её и воруют духовные заслуги. И потом он падает в нижний миры, подобно тому, как жертвы грабителей впадают в нищету.
К тем, кто распоряжается вниманием и бдительностью естественно приходит самоконтроль. Сутью самоконтроля является то, что он защищает ум от всякого зла осквернений и вызывает расцвет добродетелей временного и трансцендентального уровней. Дечжин Шекпай Сангвай Дхо (Татхагатацинтьягухъянирдеша-сутра) учит:
Термин "самоконтроль" так определяется, чтобы указать не только на приручение ума и доставление удовольствия другим, но ещё и на устранение привязанности к внутренним осквернениям и на радостную устремлённость к дхарме238.
Она продолжает:
Самоконтроль определяется лишённым всяких тлетворных и вредоносных мыслей.
Сверх того, Дава Донмай Дхо (Чандрапрадипа-сутра) делает такое наблюдение:
Самоконтроль остаётся корнем всех добродетелей, таких как к примеру нравственность, учение, щедрость, терпение и тому подобные. Лелей его как неисчерпаемое сокровище, как заклинал тот, кто достиг внутреннего успокоения239.
Сухриллекха комментирует:
Что касается скупости, воровства, хитрости, вожделения, лености, самомнения, желания, ненависти, а также гордости из-за кастовой принадлежности, физического телосложения, учёности, молодости и обширной собственности – ты должен смотреть на них как на противников. Великий мудрец объявил самоконтроль всемогущей амброзией, потворство своим чувствам – миром рабства. Поэтому, для того чтобы исполнить практику добродетели, всегда благоговейно стремись сохранять самоконтроль.
Эти [слова мудрости] отражены в следующих изречениях нашей медитационной линии, кои побуждают посвятить себя медитационной реализации переставая отвлекаться и приходя в естественное безмолвие ума:
Отвращение к сансаре – это "ноги" медитации или хозяин медитации; вера и благоговение – это "макушка" медитации или предвестник духовного прогресса; внимательность – "страж" медитации или её основание; любовь, сострадание и дух просветления составляют вечно-развёртывающееся "действо" медитации; добросовестность и честность составляют доспехи медитации.
Медитатор должен сознавать эти максимы, и настойчиво заниматься медитацией и самореализацией, оттягивая ум от рассеяния и приводя его к внутреннему успокоению.







































Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь