Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В частности, насколько важна роль внимательности в медитации.




Вообще, внимание считается необходимым не только для троичной религиозной подготовки посредством слушания проповедей дхармы, исследования и медитации, но, в частности, и для поддержания медитационного погружения. Медитатору следует, посему, удерживать сосредоточенное внимание. Если он теряет внимание, то непременно упускает центральный пункт реализации. Сухриллекха советует:
О повелитель, те, кто достигли высшего успокоения, показали, что внимательность ко всем элементам в теле является одним общим путём к освобождению. Посему, тебе следует стараться что есть сил пристально оберегать это внимание. Если ты теряешь внимательность, любые твои практики дхармы ухудшаются обязательно.
Дже Гампопа учит:
Медитируй на видении реальности опираясь на верховное внимание; старайся сохранять его невозмутимым ни при каких обстоятельствах; ничего другого не надо кроме потока внимательности.
Дже Пхагмо Трупа предупреждает:
Если внимания нет на страже, обязательно попадёшь в окружение четырёх злых разбойников240. Тогда есть опасность потерять жемчужину осознавания.
Дрикхунгпа заключает:
Непрерываемый поток внимательности – это, в самом деле, срединный путь будд в трёх периодах времени. Если не знаешь как добиться непрерываемой внимательности, делаешься добычей своенравных тенденций тела и ума.
Внимательность согласно традиции подразделяется на два функциональных аспекта: (1) предупреждающая внимательность и (2) сохраняющая внимательность. Первая просто решает быть ли внимательным к выбранному предмету, тогда как последняя фокусирует ум на предмете и удерживает его без рассеяния. Начинающие воспринимают эти два аспекта в последовательном порядке, но позже, когда будет достигнуто некоторое умение, они испытываются как одно единое движение. [Гуру нашей] Медитационной Линии описывали их, как действующее внимание и самопроизвольное внимание, соответственно. Затем они расширили область действующего внимания на энергичное внимание или напряжённое внимание и отражающее внимание к пустоте или распознающее внимание. Потом самопроизвольное внимание далее развилось во внимательность к соединению двойственности и трансцендентальное состояние ума. Касательно энергичного внимания, (1) здесь фокус внимания напряжённо фиксируется на переживании, зарождающемся с осознаванием уверенности. (2) Отражающее внимание сохраняет точное осознавание неотъемлимой пустоты всякой мысли и каждого явления, которое возникает. (3) Внимание к недвойственности вызывает преобразование ментального усилия и привычного схватывания уверенности в недвойственное осознавание, безотносительно к удерживающему вниманию. (4) Неразличающее внимание помогает добиться умиротворения всех дуалистических представлений в состоянии неизменяемого равновесия, возвещая тем самым безостановочное вращение колеса осознавания. Святой-схоласт Огъенпа полагал возможность совпадения этих четырёх видов внимательности с чистым состоянием медитации, причём не сопротивляясь разделению последнего на двенадцать частей. Он считал, что особенно эффективно медитировать, прилагая как можно больше усилий, на каждом предыдущем внимании, с тем чтобы возвестить появление каждого следующего внимания. Из всевозможных видов, начинающим надо, на данной стадии, концентрироваться в основном на энергичном внимании241. А раз они достигли осознавания нерождённой [пустоты всех явлений], им разрешается использовать удерживающее внимание242. Существуют два направления этой практики. Первое – это интенсивное применение каждой из двух форм внимания согласно только что изложенному. Во втором, внимание само автоматически устанавливается. Дже Готсангпа считает, что первое [энергичное внимание] напряженно сконцентрированно, подобно зимородку, когда тот ловит рыбу. Оно является сращением двух событий внимания, когда увядающая энергия предыдущего внимания оживляется новым усилием. Могут поинтересоваться, почему данная система так напирает на внимательность, тогда как писания и экзегетические тексты то и дело ссылаются на "не память243" и "отсутствие ментальной активности244". Последние применимы только к медитационному равновесию. Относительно смысла термина "не память", Лодре Гьятшо Чжюпа (Сагарматипарипричча) сообщает, что медитатор:
Сперва поддерживает всесторонее внимание не прибегая к памяти или к ментальной активности.
Пхакра Сангье Дрова (Арья-будхасамгити) говорит:
Вопрос: О Манджушри, что значит термин "успокоенный во всестороннем внимании?"
Манджушри: Все вещи суть память или деятельность ума.
Дренпа Ньерчжак (Смритьюпастхана) и Анусмрити содержат множество выдержек, говорящих о всестороннем внимании без памяти или ментальной деятельности. Один такой пример иллюстрируется следующим двустишьем:

Медитируй на всестороннем внимании просветления,
Кое лишено памяти или ментальной активности.


Опять, относительно отличительных форм внимания, даются следующие описательные термины:
Всестороннее внимание – это внимание, невозмутимое, прямое, недвусмысленное, вспоминающее, удерживающее и незабывающее о высшем пути.
Термин "не память" используется для обозначения успокоения беспорядочных мыслей. Следовательно, не считается, что он подразумевает запутанность, происходящую в результате забывчивости, потери внимательности, или таких бессознательных состояний как обморок или сон. Подобным же образом, в Нампар Митогпала Джукпай Зунг (Авикальпаправеша-дхарани) разъясняется термин "отсутствие ментальной активности":
[Будда:] О благородный сын, какова причина обозначения протяжения неразличающего состояния, как незанятого ментальным конструированием?
[Ученик:] Та, что некто превзошёл все познающие признаки двойственности. Этот термин "отсутствие ментальной деятельности" подразумевает, что в ходе такого процесса [освобождения] выходишь за рамки дуалистических мыслей.
Бхаванакрама цитирует Авикальпаправеша-дхарани:
Освобождаясь от всех ментальным построений, возможно оставить познавательные признаки формы и т.п.
Термин "незанятость ментальной деятельностью" предназначен показать прекращение исследования, коль скоро непостижимая природа ума была определена посредством различающей мудрости. Тот же самый текст сообщает: "Этот термин не включает ментальные действия как целое". Таким образом, он употребляется для обозначения специфической созерцательной стадии, на которой освобождаются от любых различающих мыслей и иных привычных внутренних волнений. Очевидно, он не подразумевает полного отсутствия ментальной активности, как показано Сарахой:
О йогин, вступи в этот единый первозданный ум.
Шавари вторит:
Тогда овладевают процессом осознания состояния простоты.
Ньенса (Шравакабхуми) также говорит:
Тот, кто созерцает должен сначала действовать не прибегая к памяти или ментальной активности, так чтобы не тащиться вслед за познавательными признаками и не становиться рассеянным.
Таким образом, заявляется, что термины "не память" и "отсутствие ментальной активности" имеют смысл "отсутствие познавательных признаков двойственности" и "неразличение". Третья Бхаванакрама объясняет:
Когда, однако, принимают, что простое отсутствие памяти и ментальной деятельности означает не внимательность и не ментальную активность, то в этот момент следует изучить, каким образом то и другое может быть сведено к нулю. Невероятно, что несуществование может быть причиной [соответствующего результата]. Как может возникнуть неразличающее состояние из них – не познавательного признака двойственности и не ментальной активности? Если они просто достигают неразличающего состояния, тогда это значило бы, что обморок, в котором нет ни памяти ни ментальной деятельности, вполне мог бы стать неразличающим состоянием.
Теперь я просуммирую разнообразные объяснения, на которые я ссылался. Было сказано, что термины "не память" и "не ментальная активность" означают поддержание потока неразличающего осознавания245, раскрытого ранее в исследовании посредством мудрости. Третья Бхаванакрама далее разъясняет:
Таким образом, надо понимать, что совершенный анализ предшествует созерцательному состоянию "не памяти" и "не ментальной активности", показанному в святом учении, ибо один только совершенный анализ может эффективно привести к неразличающему состоянию "не памяти" и "не ментального построения". Таким образом, когда йогин размышляет посредством различающего интеллекта, он сознательно не познаёт абсолютное возникновение действительности ни в этот момент, ни в прошлом ни в будущем. Тогда он входит в медитативное состояние описываемое, как "не память" или "не ментальная активность". Только достигнув этого состояния, он осознаёт пустоту [реальности] и затем сможет избавиться от сплетённых в узел ошибочных понятий.
Соответственно, медитаторам не плохо бы знать как избавляться от дуалистического ума, памяти, ментального построения, и как и когда удерживать поток неразличающего внимания, и соответствующую ментальную активность. Полагать, будто в медитации внимание и прочие ментальные действия должны быть совсем отброшены, значит впасть в крайность. Наставления относительно того, как уверенно поддерживать погружение и постпогружение246 делятся на пять пунктов:
1 Идентификация погружения и постпогружения. 2 Методы поддержания общего медитативного состояния. 3 Метод поддержания погружения. 4 Метод поддержания состояния после погружения. 5 Метод смешения погружения и постпогружения.



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь