Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ. Октября 1928 г., Ветраз



Октября 1928 г., Ветраз

Le château de Vétraz, par Annemasse

(Haute Savoie), France.

2 октября 1928.

Дорогой Николай Яковлевич.

Не изумляйтесь, во-первых, толщине моего письма — это я Вам посылаю опечатки, найденные мною в пяти из моих опусов, изданных Музсектором. Я уже давно проглядел эти пять опусов, но все никак не мог собраться проверить остальные. Потому посылаю Вам пока хоть это, с покорнейшею просьбой, передать кому следует в Музсекторе для исправления на досках. Так как граверы часто по ошибке вкатывают какой-нибудь бемоль в такт по соседству, то было бы хорошо, чтобы кто-нибудь (но не Вы, конечно) проверил потом, так ли сделаны поправки.

Не сердитесь на меня за долгое молчание, но ко мне приехал Асафьев, которому я страшно обрадовался и с которым заболтался, впрочем, часто на тему о Вас и, особенно, о Ваших последних симфониях, которые меня крайне интересуют. А затем мы немного путешествовали по горам, сначала французским, а потом швейцарским, и даже перевалили через Сен-Готард, тоже вспоминая о Вас и жалея, что

<стр. 287>

Вас не было с нами. Необходимо, чтобы Вы будущим летом выбрались проветриться за границу, и чтобы этим проветриванием занялся я. Асафьев был исключительно милым попутчиком, жадно воспринимавшим красоты природы. Ламм был тоже мил, хотя и проявил массу легкомыслия, то сообщая неверный километраж, то призывая на непроезжие дороги. [...]

Ваши настоятельные директивы делать из «Огненного ангела» не сюиту, а третью симфонию, оказались очень вескими: я так и поступил — и чрезвычайно доволен этим. Главное преимущество симфонии заключается в том, что, сочиняя ее, я гораздо тщательнее работал над материалом, чем если бы я стал кромсать из оперы сюиту. Асафьев так и находит, что это не симфония, состряпанная из оперы, а опора и симфония, для которых я пользовался одним и тем же материалом. Словом, третья симфония уже почти готова, осталось дооркестровать только полскерцо.

Я в страшном негодовании на Вас, что Вы так мало насочиняли в первую половину лета. Не удалось ли Вам наверстать во второй1 Ваш Флофион я помню и думаю, что с некоторым отбором и присочинением он сделает пресимпатичный циклик, но, сударь, что Вы сочинили нового?

Через несколько дней мы перебираемся в Париж, где квартиры у нас еще нет, а потому пишите пока на Grandes Editions Musicales, 22, rue d'Anjou, Paris VIII.

Крепко обнимаю Вас. От Лины Ивановны искренний привет.

Ваш С. Пркфв

Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ

Декабря 1928 г., Москва

 

Дорогой Сергей Сергеевич, не сердитесь очень! Что со мной случилось, почему я Вам больше двух месяцев не писал — ума не приложу. То ждал приездов — Ламма, Асафьева, то — нового адреса Вашего, то просто кис, вероятно, что я делаю всегда, когда не сочиняю, но самое, кажется, главное — надеялся на Ваш скорый приезд сюда. Во всяком случае, поручение Ваше я выполнил и поправки к пяти опусам передал С. С. Попову, который их доставил по назначению. Не спросил его еще, как это выполнено, так как и сам был безумно занят, и он тоже. У меня, как всегда, в это время шли бесчисленные корректуры. 9-я симфония (большая), 8-я симфония (маленькая и клавир), 1-я симфония (ее я хоть и переработал, но без ухищрений, а главное, в смысле формы и большей убедительности финала — этот я вовсе переработал) и, наконец, куча голосов, так как Сараджев пожелал играть 2-ю симфонию, материал которой пропал (третьего дня он ее сыграл 1

<стр. 288>

очень недурно, и на сей раз она понравилась даже оркестровым музыкантам!), а я сам заново переделал 10-ю. Теперь я занят тем, что от времени до времени присаживаюсь то к роялю, то к столу и ковыряю маленькую сюитку (из трех намеченных) 2. Получается нечто очень жалкое, бесстильное и неинтересное — на маленький оркестр (2 трубы, 2 валторны и без тромбонов), но твердо решил дописать, чтобы приохотить себя немножко к сочинению.

Зато я непрестанно восхищаюсь Вами. Сделать заново увертюру, написать большие фортепианные пьесы, и, наконец, еще целую симфонию! Во время мимолетного проезда 2-й симфонии через Москву я успел над ней просидеть одну ночь и восхищался как Вашей техникой, так и неистощимой фантазией, — вот это та музыка, которая нужна всегда — вдохновенная и мастерская. И как великолепно вплетены в последнюю вариацию темы 1-й части! 3-ю симфонию только вчера получили, и Держановский взял ее в работу (партии), но я утянул от него на один вечер 2-ю часть и с восхищением ее играл вчера — как это все просто, как будто незатейливо, но действенно; я по письму Вашему никак себе ее не представлял и потому с особенным интересом ждал эту часть. Если меня за эти дни не задушат ученики, постараюсь сделать фортепианную транскрипцию3. Меня очень восхищает в ней также прозрачная и тонкая оркестровка, — как это у Вас здорово теперь выходит. С нетерпением жду остальные две части — в особенности финал, о котором тоже как-то невнятно мое представление. А когда выйдут Ваши сочинения из печати? Неужели Класс[ическая] симфония не удостоится никогда карманного издания!? Какое это чудесное сочинение. [...] И неужели никогда не будут продаваться партитуры концертов Ваших, ведь 3-й теперь знаменит! Вообще, я считаю, что издательство Ваше далеко не на высоте и, со слов Ламма, получил этому много подтверждений. Я ужасно рад, что Ламм с Вами виделся,— он мне рассказывал всласть. Теперь буду ждать приезда Вашего с диким нетерпением — для меня это праздник и музыкальный и личный.

Обнимаю Вас. Сердечный привет мой Лине Ивановне.

Ваш Н. Мясковский

6/XII 1928. Москва


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь