Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ. Дорогой Сергей Сергеевич, я давно Вам не писал



Января 1929 г., Москва

 

Дорогой Сергей Сергеевич, я давно Вам не писал. Не поблагодарил даже за «Бэзэ» 1. Почему-то было ощущение безумной занятости и, кроме того, откладывал до расправы Персимфанса со «Стальным скоком». Прослушал оба раза2. Играли так себе. Первый раз лучше, второй хуже. Это у них часто бывает. Во всяком случае, неизмери-

<стр. 289>

мо лучше, чем это сделал в прошлом году юркий Савич. У того за адским грохотом ударных и неистовым ревом меди с трудом можно было только кое о чем догадываться. У Персимфанса все было очень ясно, но, к сожалению, как всегда не хватало одушевления, — той последней изюминки, которая оживляет вкус и делает предмет цепким. Все же я должен сказать, что было хорошо, и не только мне, но и многим Вашим нелюбцам (но хорошим, конечно, музыкантам) музыка чрезвычайно понравилась и своей силой, и своеобразием, тематической выпуклостью и яркой образностью оркестровки. Конечно, со сценой воздействие этой музыки вырастет в сто раз; сейчас она еще до всей публики не доходит. [...] Мне все-таки опять было жаль, что Вы разрешили играть куски, тем более, что воспользовавшись Вашим разрешением выпускать, — персимфанщики выпустили кое-что и по своей инициативе. Что не нужно было ничего выпускать, мне ясно стало на втором концерте, когда я, уже вполне собой владея, слушал. Местами явно чувствовался недостаток музыки, невыговоренность ее. Они играли так: Поезд, Матрос, Перемена декораций, Завод, Молоты, Конец. Когда я от Вас получил нотную посылку, я был почему-то уверен, что это «Скок», и с жадностью набросился на нее чуть не разорвав ноты (это было как раз за день до первого концерта, и я весь горел предвкушением)—и какое разочарование — «Бэзэ»! Я откровенно сознаюсь, — не понимаю этого композитора. Он что же теперь будет делать, рыскать по «полным собраниям» и писать «инспирации?» Неужели он до того иссяк, что даже приличной темы сам выдумать не может, или просто решил, что не стоит, раз у других есть хорошие запасы. Сделано это месиво, правда, недурно, с темпераментом, ловко по конструкции и мастерски в смысле использования и комбинации материала, так что из последних его изделий это, пожалуй, лучшее (быть может, благодаря темам, которые у Чайковского хороши даже и в слабых сочинениях!), в особенности, по сравнению с глазуновщиной «Аполлона». Все-таки странная фигура!

Я имею очень сторонние сведения, что семейство Ваше недавно выросло3. Поздравляю Вас и в особенности Лину Ивановну. Надеюсь, что у нее все хорошо. Со мной же что-то не совсем ладно, — вероятно, стареюсь. Уже около полутора месяцев болят уши, наконец, поплелся к доктору — обнаружился застарелый катар на почве подагры — нужно длительное лечение. А мне приспичило сочинять. Стряпаю уже 3-ю сюиту (бывшие «концерты») 4; правда, только наброски делаю, но все же и это требует от меня теперь каких-то усилий. Главное старание направляю в сторону без-ходности, без-формальности и наибольшей мелодической текучести. Поэтому часто трудно дается форма, так как нельзя делать слишком трафаретно. 1-я вышла для струнного оркестра, но 2 деревянных, 2 валторны и 1 труба (Es-dur); 2-я (h-moll) для струнного оркестра и соло: скрипка, альт и виолончель (не постоянно, а изредка); 3-я (G-dur) — для 1 флейты, 1 кларнета, 1 валторны, 1 фагота, струнного оркестра и арфы (чуть-чуть — для звону). На-

<стр. 290>

звание будет дикое: «Развлечения» — три пучка игр и песен — для оркестра. Все — 3-х частное. Как только кончу последнюю (бьюсь над финалом), сейчас же сяду за транскрипцию Вашей 3-й симфонии. Хотя кое-что там трудно, но думаю, что выйдет! Andante вышло вполне прилично. Желаю Вам всего лучшего. Крепко обнимаю Вас. Приедете в Ленинград на «Игрока»? Если будете там, — постараюсь тоже выбраться туда. Сердечный привет Лине Ивановне.

Ваш Н. Мясковский

21/1 1929. Москва

С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ

Января 1929 г., Париж

I, Rue Obligado, Paris XVI, France.

21 января 1929

Дорогой Николай Яковлевич.

Если Вы так удовлетворены моей третьей симфонией, то разрешите посвятить ее Вам. Ведь если бы не Ваше столь решительное выступление, то ее, может быть, и не существовало бы, а копошилась вместо того скромная сюитка из оперы. Надеюсь, что финал не разочаровал Вас: он, пожалуй, слишком монолитен и недостаточно симфоничен. Видели ли Вы его у Держановского? Последний попрыгун не счел нужным подтвердить его получение, так что я до сих пор не знаю, дошел ли этот финал или провалился в щель почтового вагона.

Вообще Держановский в переписке со мной проявил массу легкомыслия, заведя сложнейшие переговоры, а когда я совсем стал складывать чемоданы, выяснилось, что основной базы для этих переговоров нет. Между тем, я страшно настроился на Москву. Теперь я несколько утешился тем, что почти закончил новый балет для Дягилева, очень удавшийся по материалу1. Но незадолго до окончания меня постигло приблизительно то же состояние, на которое Вы жаловались в Вашем последнем письме: оставшиеся номера никак не клеются — талантишку осталось будто у Саминского. Я уж бросил сочинение и соркестровал все написанное, но и это не помогло. Так что теперь отложил временно балет и сел за корректуру партитуры «Стального скока».

Клавир «Скока» выйдет около 1 февраля, и тогда я Вам немедленно его пришлю. Вышли, наконец, партитура и материал второй симфонии; я видел это в издательстве — привезли прямо несколько возов. Один комплект, кажется, уже послан Держановскому. Посмотрите у него на партитуру: она награвирована неплохо и очень тщательно прокорректирована, равно как и весь материал. Вообще, эта корректура съела у меня больше времени, чем сочинение. Зато с партитурой «Стального скока» издательство пожадничало — и теперь передо мною

<стр. 291>

такая грязная корректура, какой я сроду не видывал. На днях идет в гравюру клавир квинтета.

Напишите мне поподробнее о Вашей сюите для малого оркестра и, если не лень, пришлите темки, а то Вы очень уж небрежно на нее наплевали в последнем письме. Между тем, я уверен, что выйдет что-нибудь интересное. Исходит ли она от Вашей симфоньетты, а если нет, то с которым из Ваших опусов она в родстве?

Крепко обнимаю Вас. Получили ли Вы «Поцелуй феи» Стравинского и сонату Дукельского?2 Соната на своем протяжении не ровна, хотя местами довольно мила. «Поцелуй феи» разочаровал многих поклонников Стравинского, но, по-моему, он все-таки приятнее «Аполлона»: тут есть хоть материал, пускай и взятый на прокат. Лина Ивановна шлет Вам самый сердечный привет. Она месяц назад сочинила сына ор. 2, и теперь снова становится человеком. Пишите непременно.

Любящий Вас С. Пркфв


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь