Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ. Дорогой Сергей Сергеевич, Вы меня особенно тронули посвящением этой симфонии
Февраля 1929 г., Москва Дорогой Сергей Сергеевич, Вы меня особенно тронули посвящением этой симфонии, — все, что связано с «Огненным ангелом» как-то совсем необычно на меня действует. Не отвечал Вам сразу, так как наши письма разошлись, и кое о чем Вы уже получили сведения из предыдущего моего письма. Кроме того, сидел как одержимый над переложением симфонии Вашей. Andante я сделал еще раньше, и оно отлично выходит, финал кончал тогда, когда получил Ваше письмо, ну а над 1-й частью сидел всю эту неделю — уж очень много нот пришлось писать. Финал пробовал играть — почти все получается, но несколько трудно репризное место Агриппиных метафизик — там, где трубы с сурдинками верещат вверху (Ossia — получается неинтересно, как в начале). Первую часть кончил переписывать только сегодня, так что пока не играл ни с кем*; кое-что очень трудно: каноны в разработке с фигурацией сек[унды]—терц[ии] у меди, реприза главной темы (хочу даже выбросить из Primo фигурацию скрипок и дать тему просто в октаву, оставив только альтовые фигуры * После слов «не играл ни с кем» приписано: «Сыграл уже. Выходит недурно, но кое-что безумно трудно». <стр. 292> < В финале меня смущает не его монолитность и несимфоничность (рапсодичность — Вы подразумеваете?), а несколько куце-оперный конец, словно под занавес. И поскольку там этот 6-аккорд C-dur не смущает, здесь он звучит недоговоренно; кроме того, мне в нем недостает си, так как весь конец я воспринимаю скорей в e-moll, несмотря на С-dur’ную постройку предпоследнего аккорда: хотя он вполне уместен и в e-moll. Вы, наверное, со мной не согласитесь, но пока меня конец финала не убеждает ни своей краткостью, ни — в этом виде — заключительным созвучием без си (там должно быть: )> *. Такой же излишней краткостью меня смутил конец «Стального скока», — мне в сюите это показалось тоже слишком театральным, но там это, конечно, неустранимо. Партитуры 2-й симфонии еще здесь нет (печатной), но я успел ее одной ночью проглядеть, и меня она тоже сильно поразила своей силой, фантазией и четкостью материала, так что я с нетерпением буду ждать такой печатной партитуры, которая будет доступна и обывателям. А печатаются Ваши новые фортепианные пьесы? Я недоволен Вашим издательством, — чего оно так тянет с печатанием Ваших сочинений? Стравинские поделки выходят чуть не моментально. И сколько еще чепухи печатается! — какого-то Феодорова (я не видел ничего более худосочного и бездарного) и др. Дукельскую сонату я получил — спасибо. Чтобы она мне нравилась, — не скажу. Кое-что недурно, но это такая стилистическая окрошка, а зачастую совсем плоско и безвкусно (1-я тема), что диву даешься, чего только не делает мода даже с даровитым музыкантом, каким мне казался Дук[ельский] по концерту и «Зефиру». Вы спрашиваете о темках моих «Развлечений», но я не знаю, стоит ли их показывать «о натюрель»**, очень уж они примитивны; это просто ряд темок плясовых и песенных, вполне диатоничных и даже банальных, но у меня такая стояла задача (для себя все же!) —написать веселую, доступную и незатейливую музыку. О родстве со старыми
* Заключенное в угловые скобки: <>—зачеркнуто Н. Я. Мясковским; поверх зачеркнутого написано: «Дорогой Серг[ей] Сергеевич], все ерунда, сейчас сыграл финал с хорошим музыкантом и в верных темпо, и все вышло очень хорошо и убедительно, я только дольше тяну заключительный секстаккорд. Не сердитесь за ерунду. Н. М.» ** au naturel (франц.) —без прикрас, здесь — без оркестровки. <стр. 293> опусами нет и речи, хотя там есть и соната, и ронды. Впрочем, судите сами по прилагаемому листку. У меня к Вам есть пара вопросов в связи с переложением. Я нашел в партитуре некоторые явные описки, которые исправил, и кое какие неясности, — последнее Вы должны осветить. 1) 2 такта перед цифрой 6 виолончель верно ли это до, не ля ли, судя по рисунку соседних тактов? 2) цифра 25, такт 5-й, V. II тоже у Ob С.-Alto не соль ли # ? 3) Цифра 40 , 5-й такт, нет ли ошибки у Вас в рукописи? C-Fag.
несомненно лишний b ре. 4) 1 такт перед 45 Tr. II и Viole имеют а у FI. I. II. у кого верно? 5) 1 такт перед 47 Cl. basso имеет а у всех re ; как у Вас в рукописи? Вероятно, просто очень близко и неясно стоит ff, что переписчики часто принимают за . 6) 47 Tuba имеет фальшивую ноту: должен быть соль? <стр. 294> 7) 49 Агра верно до? 8) 53 4-й такт Trb-ne III ми, а не ми # ? 9) 55 5-й такт Cl. I. до, не си?
Вот все, что я пока заметил и, как видите, только в первой части; в Andante, кажется, ничего не было, а в финале трудно было бы заметить из-за характера оркестровки (для переложения очень мало что брать пришлось). Держановский очень много партий уже сделал, так что буду ждать от Вас авторитетных разъяснений и внесу куда надо сам. А вот мои темки: «Развлечение № 1». 1 часть: II часть: <стр. 295> III часть: Это все для малого оркестра, без тромбонов. (1 tr[omba] и 2 cor[ni]). «Развлечение № 2» I часть: (Разрабатывается вовсе не так архаично, как выглядит, а скор« I несколько причудливо). II часть:
(Тема и 4 вариации для V[iolino]-solo, V[ioloncel]l-solo, V[iol]a-solo и Cadenzi). III часть: Это — для струнного оркестра с soli — V[ioli]no, V[iol]a, V[ioloncel]l. <стр. 296 > «Развлечение № 3» I часть: II часть: длинное вступление Fag[gotto]-solo (без сопровождения) (дальше канон двухголосный, потом трехголосный, на том же бассо-остинато). III часть: Все — для флейты, кларнета, валторны, фагота, арфы и струнного оркестра. Вот видите, что за материальчик? Крепко обнимаю Вас. Сердечный привет Лине Ивановне. Ваш всегда Н. Мясковский 12/П 1929. Москва. <стр. 297> 10) Еще вспомнил — в Andante есть не совсем ясное место: в 1-м случае (сопровождение V[ioli]no-solo фигурация в альтах и виолончелях не совпадает в 4-м такте с ходом басов (последняя нота), а во 2-м случае (у кларнетов) — совпадает. Я первый раз в партитуре не исправил. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы