Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Н. Я. МЯСКОВСКИЙ —С. С. ПРОКОФЬЕВУ. Дорогой Сергей Сергеевич,



Ноября 1930 г., Москва

Дорогой Сергей Сергеевич,

получил и открытку Вашу и письмо. Очень обрадовался — каждое письмо Ваше для меня вроде праздника, как бы куцо оно ни было. Фотографии завидные! Младшего Вашего потомка я еще не видел, а старший немного перефасонился-—в нем теперь очень много черт Лины Ивановны. Прелесть какие детишки!

Я живу по-прежнему в прозябании — и физически, и морально. Физически — так как квартиру нашу приходится сушить своими костями: у меня и в спальне, и в рабочей комнате все углы и наружные стены сыры почти до плесени (новый дом!). Хорошо, что хоть не холодно пока, так как уже около 2-х недель как топят сравнительно регулярно. Хуже, что до сих пор нет полного света, но зато дали газ и хоть эта сторона урегулировалась.

Но о сочинении до сих пор не помышляю. Настолько зачерствел, что даже музыки к случаю не могу никакой сделать. Кроме того, уже целый месяц мучаюсь фурункулезом — сперва на щеке, потом перебросилось на шею; сопровождается лихорадкой и ужасно-упадочным мироощущением. Глотаю какую-то гомеопатию, но последствий пока не вижу. С Вашей «моралью» я вполне согласен, но дело в том, что нет сочинений, где бы автор чувствовал бы себя постоянно на полной

<стр. 348>

творческой высоте; поэтому часто бывает, что приходится кое-что в сочинении выполнять просто технически, —а тут уж вопрос лежит лишь в плоскости большего или меньшего умения. Вспомните жалобы Чайковского на невладение им формой! Технически это чистый вздор, так как начиная со 2-й симфонии он формой владеет безукоризненно, но именно только технически, а творчески он часто ощущал пробелы из-за вечной спешки и невозможности все течение музыки заполнить одинаково полноценным материалом. Я также против «кое-как», но, к сожалению, часто натыкаешься на такие моменты и препятствия в развитии мысли, которые удается преодолеть только техническим приемом и хорошо еще, если этот последний не слишком уже дешев. То, что Вы в X симфонии ткнули именно в указанные места, доказывает Ваше острое критическое чутье, так как эти места (собственно, только первое) действительно формальны по мысли, но сделаны они: (и особенности второе) все же не кое-как, а с некоторым ухищрением. Меня удивило, что Вам понравился подход к репризе — я к нему никак не могу отнестись объективно, так как одно воспоминание об этом месте вызывает нечто вроде головной боли. Это была изрядная головоломка сделать 4-х голосное фугатное проведение 2-й темы на остинатной фигурации и чтобы это не было псевдо-фугато, как в «Протее» Мийо1. В конце мне нравится все кроме последнего аккорда, который мне совершенно не нужен, но без которого никто другой не слышит конца. Его раньше не было.

В Дивертисменте Вашем я тоже больше всего и ценю и, пожалуй, даже люблю 2-ю часть, но большая или меньшая скорость, по-моему, не отражается на впечатлении длиннотности. Для внятности я предпочитаю часть с шестнадцатыми играть, напротив, медленнее, — она так даже выигрывает, — но я склонен думать, что дефект (верно 23 —28 !) скорей именно в некоторой клочковатости мысли, отсутствии в этом отделе ведущего стержня. Но я уже давно с этим помирился и с величайшим удовольствием жую эту прекрасную музыку. Досадно, что здесь нельзя ее достать. Жиляеву Дивертисмент тоже очень нравится. С каким я нетерпением жду Ваш квартет! А для чего клавираусцуг? У нас квартеты так не издаются. Между прочим, наш Страдивариусский ансамбль распался, и я с своими квартетами сел на мель, так они до сих пор не сыграны. Кто будет играть Ваш квартет?! У меня к Вам просьба — только не бранитесь! — мне нужно два последних глазуновских квартетных опуса 105 и 106 («Элегия» и 6-й квартет)2 — нельзя, ли их достать в Париже? Отсюда выписать невозможно. Что Штраус — давал что-нибудь новое? Или пережевывал старье? Почему Вы ничего не написали, как прошел берлинский Ваш концерт?3

Сердечный привет Лине Ивановне всенепременно и от нас обоих. Обнимаю Вас крепко.

Ваш Н. Мясковский

15/XI 1930. Москва

<стр. 349>


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь