Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Художественный фон - живой экран
/ Как уже отмечалось в главе 1, впервые в нашей стране фон был применен в 1946 году при проведении Всесоюзного парада физкультурников. На одной из трибун московского стадиона " Динамо" было размещено 7000 человек, которые держали в руках цветные планшеты в виде раскрывающихся книг. По команде режиссера открывалась страница нужного цвета и таким образом создавался цветовой фон представления. Новинка имела большой успех и получила дальнейшее развитие. За прошедшие годы раскрыты огромные возможности художественного фона как выразительного средства. В современном представлении его значение многогранно. Выполняя свою традиционную роль, он является активным участником действий, происходящих на поле. Своими рисунками, плакатами, юзу игамщон сопровождает их, подчеркивая определенную мысль ре-жиссера, раскрывает тему и идею представления. В отдельных случаях фон может выступать и в качестве солиста, выполняя главную роль в представлении. I [апример, в 1977 году во Дворце спорта в Лужниках пролог массового представления, посвященного 60-летию Великого Октября, был целиком построен на использовании возможностей художественного фона. На музыку композитора Г.Свиридова из кинофильма " Время, вперед", исполняемую сводным военным оркестром (300 человек), расположенным на арене Дворца спорта в построении " углом вперед", сольную партию пели 2200 участников художественного фона, занимавшие трибуны за оркестром. На живом экране очень красочно, масштабно и динамично (за 3 минуты 28 секунд, пока звучала мелодия) был показан путь развития страны за 60 лет. Картины живого экрана бывают мозаичные и рисованные. Типичным для отечественной школы режиссуры является мозаичный фон. Его отличительная особенность - динамичность в показе любой картины, которая обеспечивается выбранным предметом (элементом) мозаичной основы. Это фонирующий флажок, который сшивается из двух разных по цвету кусков материала (лучше ацетатного шелка) размером 50 х 50 см или 60 х 60 см. ( см. рис. 26). Указанный размер фонирующего флажка не случаен. Флажок большего размера трудно быстро переворачивать и выполнять другие приемы, т.к. он будет задевать сидящего впереди участника или самого исполнителя. При меньшем размере флажка придется посадить участников слишком близко друг к другу, что тоже затруднит их работу. Если же увеличить интервалы между участниками, то между флажками возникнут зазоры, от чего картинка фона при показе окажется разрезанной на вертикальные полосы. На выбор размера флажка влияет расстояние по высоте между рядами на трибуне стадиона. При стандартной высоте 40 см. флажок размером 50 х 50 см. будет на 10 см. перекрываться флажком сидящего ниже участника. Картинка фона при этом будет выглядеть цельной. Но если флажок будет меньшего размера, чем расстояние по высоте между рядами трибуны (или равен ему), то рисунок получится разрезанным на горизонтальные полосы, что смотрится еще хуже, чем вертикальные зазоры. Вместе с тем, если расстояние между рядами трибуны всего 15-20 см., то придется отказаться от стандартного размера флажков или просить художника внести коррективы в некоторые картинки, особенно рисованного фона, чтобы избежать искажения изображения при показе. Очень важна и квадратная форма фонирующего флажка. Она позволяет показывать картинки одну за другой без пауз. Такая техника показа нужна при демонстрации серии картинок, имеющих единое смысловое содержание, а также при многокадровых, быстро сменяющихся рисунках. Отсутствие пауз между ними является специальным приемом, позволяющим сделать фон более динамичным и интересным. Чтобы завершить описание фонирующего флажка, покажем, как его можно держать. Для этого по двум параллельным сторонам флажка на расстоянии 2, 5 см. от краев прострачиваются специальные карманы, в которые закладывают деревянные или пластмассовые круглые палочки диаметром 13-15 мм. Карманы с торцов зашиваются, чтобы палочки из 80 них не выпадали. Держа за эти палочки, участник имеет возможность равномерно натянуть флажок, что очень важно для создания целостной картинки фона. Естественно, что, чем больше флажков имеет участник фона и богаче их цветовая палитра, тем ярче, многоцветнее и разнообразнее будут демонстрируемые картинки. Вместе с тем, практика показывает, что флажков не должно быть слишком много, т.к. это затрудняет поиск нужного флажка, особенно в условиях тесноты на трибуне, и ведет к ошибкам в работе участников. Оптимальное количество флажков - от 3 до 6. Чаще всего используются следующие цвета: красный, белый, черный, голубой, желтый, зеленый (при 3-х флажках), добавляют оранжевый и си-J ний (при 4-х флажках), розовый и фиолетовый (при 5-ти), коричневый " и салатовый (при 6-ти). Иногда изготавливаются золотисто-серебряные флажки из синтетической пленки. Поскольку такая пленка не прочная, внутрь флажка вшивается прослойка из ткани. Компоновка цветов на флажках также имеет свои правила. Желательно иметь 1-2 флажка с контрастными цветами, например, белый и красный, голубой и фиолетовый. Это позволяет обходиться одним флажком при показе быстро сменяющих друг друга двухцветных картинок, например, при написании на фоне многословного текста. Многократная и быстрая смена цветов одного флажка не только легче для участников, но и повышает точность показа. В то же время хорошо иметь флажки с близкими по цвету сторонами, например, желто-оранжевый. Это, во-первых, облегчает участнику поиск такого флажка, а во-вторых, позволяет более естественно показать некоторые картинки фона, например, «блики солнечных лучей». Помимо флажков, в работе художественного фона используют и некоторые другие предметы, например, двухцветные веера, небольшие цветные или блестящие гирлянды, цветные платочки и пр., легко сочетающиеся с флажками. Например, показывая ромашку, можно в центре ее поднят ь веера или шары желтого цвета, а лепестки изобразить флажками. Если необходим какой-либо дополнительный цвет, то в дополнение к флажкам можно использовать манишку - кусок ткани нужного цвета размером 40 х 60 см. с прорезью для головы и тесемками на поясе. Наклонившись вперед, участник может быстро надеть (или снять) манишку через голову и, выпрямившись, предстать перед зрителями в новом облике и цвете. Манишки успешно применяются и при выполнении участниками фона поточных упражнений. Их может быть несколько разного цвета. В этом случае они одной стороной сшиваются все вместе и там же к ним пришивается тесьма (см. рис. 27). 8 1
В практике выступлений художественного фона успешно использовались маленькие зеркала. При показе таких картинок, как солнце, золотая звезда, река и др., участники, держа одной рукой флажок, другой пускали солнечных зайчиков на противоположную трибуну, что создавало эффект сверкания или бликов. На вечерних представлениях, проходящих при искусственном освещении, можно использовать флажки, окрашенные люминисцентными красками. Такие флажки светятся под воздействием лучей специальных ламп ПРК. Для показа некоторых картин очень эффектны электрические фонарики при условии отключения на это время других источников света на стадионе. Итак, мы показали некоторые особенности мозаичного фона. Обратимся теперь к рисованному. Рисованный фон чаще встречается за рубежом, особенно в арабских и азиатских странах. Основой показа рисунка-картины на этом фоне является альбом, который при раскрытии имеет размер 60 х 50 см. На каждом таком развернутом листе альбома изображается (рисуется) только какая-то маленькая часть рисунка, рассчитанного на весь экран фона. Каждый намеченный рисунок вначале изображается на бумаге, а затем по количеству участников фона делится на клетки. Часть рисунка изображения в клетке переносится на определенную страницу соответствующего альбома участника. В нашей стране рисованные картины художественного фона называют панно. Они выполняются художниками не на картоне в альбомах, а на фонирующих флажках. Панно на весь экран делаются очень редко. Чаще в технике рисунка делают только отдельные части картины, которые не поддаются мозаике и требуют более тонкой детализации рисунка. В картине может быть несколько таких участков, а все остальное выполняется мозаикой. Весь необходимый реквизит участник художественного фона складывает в специальный непромокаемый мешок. Во время работы мешок с реквизитом находится у ног участника. Завершая краткую характеристику художественного фона как выразительного средства, еще раз отметим все его функции. ( Художественный фон - уникальное выразительное средство массовых спортивно-художественных представлений на стадионе. Участники художественного фона - это очень большая, отлично организованная и управляемая группа людей, действующая на протяжении всего представления. Поэтому у режиссера имеются огромные возможности в ее эффективном использовании в самых разных целях.
Значение фона давно уже не ограничивается ролью цветной заставки, подобно занавесу-заднику на сцене театра. Своими яркими образными картинами художественный фон способствует более глубокому раскрытию темы выступления, поясняет идею и замысел режиссера, подчеркивает то, что не всегда удается доступно показать с помощью других выразительных средств. Художественный фон может выполнять отвлекающую роль, притягивая к себе внимание зрителей в наименее зрелищные моменты представления, например, во время различных перестроений участников массовых номеров на поле или при переходе от одного номера к другому и т.п. Художественный фон может играть и самостоятельную роль в представлении, взяв на себя исполнение сольной партии (см. пример в начале раздела). Участники фона могут также играть роль активных зрителей, сопереживающих тому, что происходит на поле - аплодировать, скандировать определенные лозунги, «болеть» за участников состязаний и т.п., там, где это необходимо по замыслу режиссера. Подобные хорошо организованные действия огромной массы участников на трибуне неизбежно заражают других зрителей и активно вовлекают их в представление. В последнее время, кроме показа картинок, художественный фон включает в свою программу и гимнастические поточные упражнения. Они впервые были предложены режиссером Г.Б.Рабилем и представляют собой одновременные, поочередные или последовательные (волнообразные) наклоны в различных направлениях, разнообразные сцепления рук и движения ими по широкой амплитуде. Зрелищность этих упражнений возрастает, если участники одеты в костюмы, где грудь, спина и рукава имеют разные цвета. Выполняемые синхронно огромной массой участников фона под соответствующую музыку, такие упражнения выглядят мощно и красиво. Они могут успешно использоваться в кульминационной части представления или в финале. * * Выразительные средства жанра, как показано выше, достаточно зрелищны. Однако, главный герой жанра - масса - делает его скупым в смыс-№ выражения авторской мысли. Ведь он (герой) не говорит ни слова, а m II.ко действует. Значит, действия героя и использование при этом необходимых выразительных средств должны быть такими, чтобы зрители понимали смысл действия в целом. Наиболее ярко это достигается через образное решение действия, которое является вершиной режиссерского творчества в этом жанре зрелищного искусства (см. Часть II, главу 4). Таким образом, массовые спортивно-художественные представления на стадионе, как жанр зрелищного искусства, имеют свои особенности, отличающие их от любого другого жанра. Эти особенности оказывают решающее влияние на режиссуру, где конечный результат зависит и от личности режиссера, и от постановочных возможностей жанра и его главного героя. Вопросы для повторения: 1. Назовите специфические выразительные средства жанра массовых спортивно-художественных представлений. 2. Каковы основные особенности каждого из видов массовых упражнений - вольных, поточных, пирамидковых? 3. Что такое построения и перестроения? Каковы их функции в представлении? 4. Назовите основные виды построений и перестроений. 5. Какие факторы определяют успех вставных номеров в представлении? 6. В чем заключаются основные особенности художественного фона как выразительного средства массовых спортивно-художественных представлений? 86 Часть II ТВОРЧЕСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ ГЛАВА 4 СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ПЛАН-СЦЕНАРИЙ (СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН) МАССОВОГО СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы