Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Групповые и сольные (вставные) номера



Характерной особенностью современных массовых спортивно-худо­жественных представлений является их высокая насыщенность по со­держанию. Наряду с массовыми номерами, в них включаются различ­ные спортивные номера в исполнении сильнейших спортсменов и номе­ра представителей разных видов искусства. Вставными номерами они называются потому, что их выступление происходит на фоне огром­ной массы участников. Они как бы вставляются режиссером в эту массу. Успех вставных номеров в массовых спортивно-художественных представлениях зависит не только от их содержания и качества исполне­ния, но от их подачи на фоне огромной массы участников.

Среди спортивных номеров наиболее характерными являются: выс­тупления представителей спортивной и художественной гимнастики, ак­робатов, батутистов, борцов (как классических видов, так и восточных), боксеров, фехтовальщиков, конников, выступления на различных конст­рукциях и специальных снарядах и т.п. Часто в массовые спортивно-ху­дожественные представления включаются различные по содержанию и характеру эстафеты, например, туристов, пожарников или детские, вое­низированные, комические и пр.

Главной режиссерской задачей при постановке вставных спортив­ных номеров является оригинальность их подачи в сочетании с де­монстрацией высокого спортивного мастерства солистов.

Самыми популярными из вставных спортивных номеров являются упражнения на разных по своей сложности и назначению снарядах и конструкциях. Речь идет не только о стандартных, всем знакомых гим­настических и акробатических снарядах ( перекладина, брусья, конь с ручками, брусья разной высоты, гимнастическое бревно, батуты, гимна­стические колеса, лопинги, подкидывающие доски и др.), но и о специ­ально разработанных для конкретного представления снарядах и конст­рукциях, которые задают определенный контекст выполнению упражне­ний спортсменами.

Если режиссером ставится задача показать высокое спортивное мас­терство исполнителей, то для этого, как правило, используются стандар­тные гимнастические или акробатические снаряды. Однако, в этом слу­чае всегда возникает проблема их установки на поле стадиона. Это ти­пично, например, для такого зрелищного снаряда, как перекладина. На рис. 15, 16 показаны специальные конструкции для прочного крепления перекладины (сварная металлическая рама и движущаяся площадка).

Снаряды и конструкции, которые специально разрабатываются для представления, имеют, как правило, несколько иную задачу, а именно: как можно оригинальнее и неожиданнее показать действия спортсменов в необычных для них и зрителей условиях. Здесь для режиссера главное -подача номера, а не сложность упражнений.

Отличительная особенность подобных конструкций - простота в про­изводстве, небольшой вес, удобство транспортировки к месту действия и достаточная прочность установки на поле стадиона. В качестве материа­ла для изготовления этих конструкций обычно применяются трубы из алюминиевых сплавов или тонкостенные стальные трубы.

Металлические конструкции применялись еще в довоенные годы на Всесоюзных парадах физкультурников. В 1937 году группа преподавате­лей ГЦОЛИФКа под руководством Я. Попова разработала конструкции, которые устанавливались на мотоциклах. Во время движения по Крас­ной площади студенты института - гимнасты и акробаты - выполняли на них сложные и рискованные упражнения ( рис. 17а-17е). Это были в ос­новном различные пирамиды, построенные довольно большими группа­ми спортсменов ( до 10 человек). Некоторые конструкции достигали в высоту 3-4 метров и имели несколько ярусов. Особенно эффектно выгля­дели гимнастические упражнения на вращающихся конструкциях, где вращение осуществлялось как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. На базе мотоциклов были разработаны конструкции в виде традиционных гимнастических снарядов, включая брусья, перекладину, конь и др. ( рис. 18а-18г).

Конструкции на мотоциклах и упражнения на них еще долго приме­нялись не только на физкультурных парадах, но и в массовых спортив­ных выступлениях на стадионах в качестве вставных номеров или спе­циальных шторок, помогающих режиссеру осуществлять монтаж смеж­ных номеров представления.

Ниже представлены традиционные направления в разработке конст­рукций для вставных спортивных номеров.

Первое - это увеличение высоты и изменение формы стандартных гимнастических и акробатических снарядов. В конструкциях подобного типа неизменной остается только главная рабочая часть снаряда, напри­мер, гриф у перекладины, жерди у брусьев, ручки у коня и т.п., а все остальные детали конструктивно переделываются и решаются с учетом оригинальной формы всей конструкции, веса, высоты и прочности уста­новки на поле во время выполнения упражнения (см. рис. 19а, 196).

Второе направление - создание комбинированных снарядов, когда в одном блоке соединяются несколько гимнастических снарядов (см. рис. 20а-20г).

71

Рис. 19 а

Рис. 18 г

Перекладина (упрощенная)

Конь с ручками (упрощенный)

Рис. 19 б

Перекладина рамная

Высокоподнягая перекладина

74

 

В историю массовых спортивных представлений вошла такая комби­нированная конструкция, как рама В.Абалакова (см. рис. 21), которая была использована в празднике открытия Игр XXII Олимпиады в Москве. Таких рам на поле стадиона было 24 штуки, причем каждая из них движением рычага в считанные секунды трансформировалась в новый гимнастичес­кий снаряд - перекладину, параллельные брусья, разновысокие брусья или конь с ручками. Спортсмены-гимнасты синхронно выполняли на этих снарядах довольно сложные упражнения.

Третье направление можно считать наиболее оригинальным конст­руктивным решением вставного спортивного номера, при котором пост­роение самой конструкции происходит на глазах у зрителей в ходе раз­вертывания действия. В этом случае придумывается такой предмет для выполнения массовых упражнений, который при переходе от массового номера к вставному используется как отдельный модуль или деталь в построении конструкции. Во время же перестроения на поле выносят и монтируют недостающие детали конструкции.

Рассмотрим этот вариант создания конструкции для вставного номе­ра на примере эпизода «Мы - покорители космоса». Предметом для мас­совых упражнений в этом эпизоде служила пятиметровая дюралевая ле­стница шириной 60 см. С каждой лестницей выполняли упражнение пять человек. Во время перестроения с массового номера на вставной на поле дополнительно выносились 5 круглых дюралевых площадок диаметром 3 м. Площадки имели специальные подвижные стаканы для крепления с лестницами ( см. рис. 22). Перед началом вставного номера с помощью лестниц ( шести для каждой площадки) участники массового номера поднимали площадки вместе с акробатами и специальными снарядами (гимнастическими колесами) на пятиметровую высоту (см. рис. 23), спо­собствуя очень эффектному образному решению эпизода в целом.

Огромный успех в этом плане имели такие предметы, как куб со сто­роной 45см. и дюралевая площадка (100 х 200 см.). Куб использовался как индивидуальный предмет, а площадка - как групповой для шести чело­век. Оба эти предмета имели свои конструктивные особенности и позво­ляли строить различные оригинальные конструкции прямо во время дей­ствия на глазах у зрителей.

Поскольку кубы можно было связывать между собой, на поле появля­лись, например, такие сложные конструкции, как мост, по которому мча­лись мотоциклы со стягами, или площадки для выступления акробатов (см. рис. 24а-24в). Эти находки использовались в выступлении армейских спортсменов на II Спартакиаде в 1959 г.

Дюралевые площадки с одной стороны имели гладкую блестящую по-

 

75

Рис. 22. Металлическая (сварная) площадка для подъема на лестницах. 1 - каркас из уголка; 2 -труба - ось; 3 - враща­ющаяся труба со стака­нами для стыковки; 4 -стакан; 5 - ограничи­тель поворота трубки со стаканами; 6 - упор; 7 -обод; 8 - стальной лист

Рис. 23. XII Спартакиада Вооруженных сил. Ленинград 1961 г.

78

верхность, а с другой - специальную конструкцию из труб, позволявшую крепко соединять их между собой в различных сочетаниях (см. рис. 25а, 256). Это было использовано в армейском выступлении на IV Спартакиа­де (1967 г.) при проведении военизированной эстафеты различных родов войск. Из дюралевых площадок, как из элементов конструктора, строились и последовательно трансформировались препятствия, специфичные для каждого рода войск.

Возвращаясь к общей характеристике вставных номеров, кратко от­метим, что из номеров искусства, в массовых спортивно-художествен­ных представлениях наиболее часто используются хореографические (танцевальные) номера, классический балет и цирк. Здесь выбор ре­жиссером того или иного номера, как правило, связан с тематичес­ким решением задуманного эпизода в целом, усиливая его образное решение через синтез спорта и искусства.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь