Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Построения и перестроения



В массовых спортивно-художественных представлениях роль построе­ний и перестроений очень велика. Они организуют участников, составля­ют основу композиции представления и являются тем средством, которое позволяет наиболее широко и контрастно раскрыть возможности массы участников как единого целого.

Построение - это взаимное расположение участников на поле стадио­на. Различные построения отличаются по характеру строя и содержанию рисунка.

По характеру строя построения могут быть разомкнутые и сомк­нутые. Первые применяются, главным образом, в массовых упражнени­ях типа зарядки, пирамидковых упражнениях, упражнениях с группо­вым предметом, на выходах и уходах, а вторые - преимущественно в по­точных упражнениях, в финале, на выходах и уходах.

По содержанию рисунка построения делятся на тематические и нетематические (простые). К тематическим относятся такие, рисунок которых несет определенный смысл - " звезда", " солнце", " самолет", эмб­лема спортивного общества и др., а также различные цифры, лозунги. Нетематическими считаются построения в виде различных геометричес­ких фигур - квадрата, прямоугольника, ромба, круга или их сочетаний (квадрат, вписанный в круг, круг, вписанный в ромб и т.п.).

Различных вариантов построения участников бесчисленное множе­ство. Задача режиссера найти такое, которое отвечало бы его замыслу. Факторами, определяющими выбор построения, являются:

• вид массового упражнения (вольные, поточные или пирамидковые);

■ предмет, выбранный для выполнения упражнений, его форма и воз­можности;

■ конструкции и спортивные снаряды, включенные в представление;

• специальные вставные номера (сольные и групповые выступления сильнейших спортсменов, различного рода эстафеты и пр.);

• тема и идея представления.

Построения сами по себе не могут выразить ничего, кроме того, что они непосредственно изображают своим рисунком. Однако без них не­возможно выстроить массовое представление. Это своего рода опорные вехи композиции, в которых начинается действие и через которые оно развивается. Поэтому, как выразительное средство, построения рассмат­риваются в связи с перестроениями.

Перестроения - это передвижения участников из одного построения в другое. Они очень эмоциональны, так как связаны с перемещениями ог­

68

ромной массы людей. Красочное перестроение всегда вызывает восторг у зрителей, особенно в момент появления нового рисунка.

В массовом спортивно-художественном представлении выделяют:

■ перестроения как упражнение;

• перестроения переходные или монтажные.

В первом случае они являются неотъемлемой частью массовых уп­ражнений и вводятся режиссером для усиления действий массы или бо­лее полного использования возможностей предмета.

Рассмотрим конкретный пример. Возьмем построение участников в виде прямоугольника, где по фронту стоит 48 человек, а в глубину - 32. Участники начинают упражнение, стоя на точках. Но вот они перестраива­ются - из каждых четырех колонн образуют одну - и получается совер­шенно новый рисунок построения: 12 вертикальных линий. Упражнение продолжается, но выглядит совершенно иначе. Снова перестроение - из каждых двух вертикальных линий образуется 8 кругов, и на поле возни­кает новый рисунок - 48 кругов по 32 человека в каждом. Все эти пере­строения выполняются в том же темпе и ритме, что и упражнение, нис­колько не нарушая его. Более того, они усиливают действия массы учас­тников как единого целого, делают их более динамичными, красочными, контрастными.

Таким образом, для перестроений, выполняемых как упражнение, характерны следующие особенности:

• незначительная амплитуда передвижения участников;

• подчиненность их как действия основному упражнению (они всегда выполнятся на музыку массовых упражнений и являются их частью);

• четкость и красочность рисунка в момент исполнения.

Другой пример. Массовые упражнения на поле закончились, начина­ется совершенно новое действие, например, на стадион вносятся конст­рукции, спортивные снаряды. Ожидается выступление сильнейших гим­настов. Здесь уже требуется коренное изменение обстановки на поле. И режиссеру необходимо увязать действия массы со вставным номером -выступлением группы спортсменов. В этих условиях перестроение вы­полняет уже другую роль. Оно выступает как средство монтажа.

Характерными особенностями монтажных перестроений являются:

• самостоятельность их как действия (они выполняются на специаль­но подобранную музыку);

• большая амплитуда передвижения участников по всему полю. Подобные перестроения имеют место при построении тематических

рисунков, при переходах от одной части представления к другой, при пост­роении финала и ухода участников.

 

69


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь