Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Е) Выразительные средства



Одной из главных особенностей любого жанра зрелищного искусства являются его специфические выразительные средства, которые опреде­

57

ляюг жанр и без которых он просто не может существовать. Однако, это не мешает режиссерам использовать и другие выразительные средства. На­пример, невозможно представить себе массовое спортивно-художествен­ное представление без музыки. Но музыка не является специфическим выразительным средством данного жанра, а лишь помогает усилить впе­чатление, расставить смысловые акценты в представлении.,

Появление специфических выразительных средств в жанре массовых спортивно-художественных представлений обусловлено, в первую оче­редь, главным героем представления - массой, сценической площадкой, а также уровнем развития спорта и спортивной режиссуры

К специфическим выразительным средствам массовых спортивно-художественных представлений на стадионе относят:

■ Массовые упражнения;

■ Построения и перестроения;

■ Сольные и групповые, или, так называемые, вставные номера; • Художественный фон (живой экран).

Вопросы для повторения:

1. Расскажите об особенностях режиссуры массовых спортивно-худо­жественных представлений.

2. В чем заключаются основные особенности главного героя представ­ления - массы участников?

3. Каковы основные функции и виды монтажа в представлении?

4. Перечислите основные выразительные средства массового спортив-но-художествен-ного представления.

58

 

ГЛАВА 3

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВЫХ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕД­СТАВЛЕНИЙ НА СТАДИОНЕ

Массовые упражнения

Массовыми называются упражнения, выполняемые одновремен­но большим количеством участников. Они выполняются без пред­мета или с предметами. В практике массовых спортивно-художествен­ных представленит> апробировано уже очень большое количество пред­метов, отличающихся друг от друга по форме, цвету, целевой направлен­ности и другим признакам.

Предметы подразделяются на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят: палки, шарфы, флажки, гантели, гири, була­вы, обручи, мячи, кубы, карабины, ленты и пр., а к групповым: шесты, лестницы, бревна, гимнастические скамейки, щиты и др. Особенно эф­фектны так называемые трансформирующиеся предметы, например, булавы, превращающиеся в букеты цветов, вымпелы или зонтики; шес­ты, оказывающиеся большими стягами, знаменами и т.п. Такие предме­ты позволяют внести в выступления элемент неожиданности и всегда очень зрелищны.

По содержанию и характеру выполнения массовые упражнения делятся на вольные, поточные и пирамидковые упражнения.

Вольные упражнения

Различаются по целевой направленности и делятся на две группы:

• собственно вольные упражнения или упражнения типа зарядки;

• характерные или имитационные упражнения.

Упражнения первой группы заимствованы из гимнастики и состоят из простых движений руками, ногами, туловищем, головой в различных по сложности сочетаниях с прыжками, поворотами, равновесиями, кувырка­ми, стойками, переворотами и другими акробатическими элементами. Как правило, участники выполняют их в быстром темпе под бодрую, жиз­нерадостную музыку. Могут они выполняться и под метроном, скандиро­вание лозунгов самими участниками или же без какого-либо звукового сопровождения, но с сохранением заданного темпа и ритма движений.

Такой характер упражнений типа зарядки позволяет с одинаковым ус­пехом выполнять их в разомкнутых и сомкнутых построениях. Хорошо

59

смотрятся эти упражнения с индивидуальными и групповыми предмета­ми. Причем предмет здесь служит не только украшением, но и средством, позволяющим наиболее полно показать силу, ловкость, высокое мастер­ство участников выступления.

Упражнения второй группы носят тематический характер. Они спе­циально подбираются и создаются в зависимости от смысловой задачи. К ним ошосят. например, движения, имитирующие различные трудовые процессы, танцевальные движения или движения, типичные для опреде­ленных видов спорте, и др. Выполняются они, как правило, на характер­ную для каждою вида движений музыку. Иное значение приобретает и используемый участниками предмет. Здесь его выбор обусловлен тема­тикой массового номера и его образным решением.

 

Поточные упражнения

Появление этого вида массовых упражнений тесно связано с практи­кой подготовки массовых представлений. Свое название они получили вследствие специфического характера выполнений движений большой массой людей. Наиболее зрелищны поточные упражнения в сомкнутых построениях. Выполняются они в шеренгах, колоннах и кругах из раз­личных исходных положений: стоя, сидя, на коленях, лежа и др.

В поточных упражнениях применяются очень простые движения го ловой, руками, туловищем или всем телом, например, поднимание и опус­кание прямых или согнутых рук, наклоны, приседания и т.п. Однако эти движения выполняются не одновременно всеми участниками, как это делается в вольных упражнениях, а последовательно, с некото­рым отставанием каждого следующего участника по ходу движения потока. Импульс потока может быть задан участникам, стоящим на фланге или в центре построения.

Если участники стоят в колонне по одному и направляющий начинает ритмично (на счет) выполнять наклоны влево и вправо, а все остальные, стоящие в затылок, будут с некоторым отставанием повторять его движе­ния, то возникнет впечатление винтообразного движения. Это поточное упражнение называется " винт" (рис. 6.).

Если же участники стоят в одной шеренге и выполняют по тому же принципу наклоны вперед - назад или приседания, то создается волнооб­разное движение. Такое поточное упражнение называется " волна" (рис. 7.).

Значительно легче выполнять ноточные упражнения в различных сцеп­лениях. Участники могут, например, положить руки на плечи друг друга,

60

 

сцепиться за локти, кисти и т.д. Сцепления не только облегчают выполне­ние поточных упражнений, но и позволяют четче, красивее показать цело­стный рисунок движения. Особенно впечатляют поточные упражнения с такими предметами, как обруч, фонирующий флажок, шарф, лента, стяг и др. (рис.8.).

Поточные упражнения могут выполняться не только внутри конкрет­ной колонны, шеренги или круга. Впечатление потока может быть созда­но путем последовательного исполнения одних и тех же движений мно­гими шеренгами, колоннами или концентрическими кругами. В этом слу­чае появляется возможность создать такие яркие образы, как " бушую­щее море", " колосящаяся пшеница", " распускающийся цветок", " лучис­тое солнце" и др.

Очень эффектны поточные упражнения на специальных конструкци­ях. В истории массовых представлений широкую известность получили красочные композиции поточных упражнений на таких конструкциях, как " Белорусская ваза", " Спираль", " Кубок", «Земной шар - цветок», «Кремль», «Фонтан», « Хлопковая коробочка», «Веер», «Цилиндр» и др. Огромный вклад в создание конструкций внесли известные режиссеры А.А.Губанов и ГБ.Рабиль.

По мнению специалистов «Белорусская ваза» (рис. 9а-9г.) и сегодня является наиболее совершенной и эффектной конструкцией. Она исполь­зовалась во многих праздниках, включая Всесоюзные парады на Крас­ной площади, Спартакиады народов СССР, Олимпийские Игры в Моск­ве, Всемирные Фестивали молодежи и студентов, Игры Доброй Воли, региональные Игры за рубежом. Она побывала более чем в двадцати странах и везде имела огромный успех. Секрет этого успеха кроется как в гармоничных пропорциях самой конструкции, так и в достаточно боль­шом числе степеней свободы в движениях участников на каждом из ее ярусов даже при условии полного их заполнения. Иначе говоря, на «Бе­лорусской вазе» участники, выполняющие поточные упражнения, могут делать более разнообразные движения и с большей амплитудой, чем на других конструкциях, что существенно усиливает зрелищность выступ­ления.

На рисунках показаны конструкции «Цилиндр» (рис. 10а, 106), «Кремль» (рис. 11), «Земной шар- цветок» (рис. 12), «Кубок» (рис. 13а, 136), «Спираль» (рис. 14). Обычно поточные упражнения на конструк­циях композиционно завершают представление и помогают режиссеру найти наиболее эффектное образное решение общего финала.

Большое значение в поточных упражнениях ( в том числе и на конст­рукциях) имеет подбор цвета костюмов участников. Используя здесь кон-

 

61

Рис. 13 а. «Кубок»

Рис. 13 б. «Кубок»

Рис. 14. Спиральная башня - разборная сварная конструкция на пневматических коле­сах.

а - верхний цилиндр с площадкой для акроба­тов; б - нижний цилиндр; в - верхний корпус баш­ни; г - основание башни

66

трастные или дополняющие друг друга цвета, можно значительно укра­сить упражнение

 

Пирамидковые упражнения

Этот вид массовых упражнений заимствован из акробатики. Пира­мидковые упражнения в массовых выступлениях представляют собой серию простейших пирамид, выполняемых двумя, тремя или большим количеством участников. Одновременное появление на поле нескольких десятков, а то и сотен, пирамид очень эффектно. Создается впечатление огромной мощи и спортивности такого номера.

Пирамидковые упражнения могут выполняться в различных постро­ениях, например, в колоннах, шеренгах, кругах и пр. При выборе строя особое значение имеют интервал и дистанция между группами участни­ков. Пирамиды должны располагаться таким образом, чтобы каждая из них хорошо просматривалась зрителями. Наиболее предпочтительным расположением пирамид является шахматное. Как правило, чем больше количество участников в каждой пирамиде, тем больше должны быть дистанции и интервалы между ними.

Характерной особенностью пирамидковых упражнений является пос­ледовательное выполнение следующих трех элементов: построение пи­рамиды, ее обозначение (фиксация) и " разрушение". Особое значение при выполнении всех этих элементов имеет слаженность действий учас­тников, учитывая что каждый спортсмен должен согласовывать свои дей­ствия не только с партнерами, но и с участниками всех других пирамид. Это ставит пирамидковые упражнения в ряд наиболее сложных видов массовых упражнений, требующих специальной гимнастической и акро­батической подготовки участников.

Пирамидковые упражнения могут выполняться и с применением простейших конструкций, позволяющих оригинально и просто стро­ить мощные высокие пирамиды. Среди них в практике наиболее ши­рокое распространение получили легкие площадки различных раз­меров и формы (круглые, квадратные, прямоугольные). Установив такие площадки одну на другую, можно построить многоярусные пирамиды.

Каждый из рассмотренных видов массовых упражнений (вольные, поточные и пирамидковые) имеет свои характерные особенности как по форме, так и по характеру движений всей массы участников. Умелое их сочетание в одном номере дает возможность наиболее рельефно показать главное действующее лицо - массу участников.

67


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь