Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫ МАССОВЫХ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА СТАДИОНЕ
Режиссура любого жанра зрелищного искусства имеет единую основу, которая вбирает в себя все то, что характерно для режиссуры вообще. Вместе с тем, каждый жанр имеет свои специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведения представления в целом. Это касается таких, например, жанров зрелищного искусства, как режиссура театра или театральная режиссура, режиссура балета или балетная режиссура, режиссура цирка или цирковая режиссура, и, конечно, режиссура спортивно-художественных представлений или спортивная режиссура и др. Массовые спортивно-художественные представления на стадионе по своим выразительным возможностям близки к плакату. Тема представления и мысль режиссера доводятся здесь до зрителя лаконично, масштабно, с помощью образов, полных символики и обобщения. По своей архитектонике спортивно-художественные представления на стадионе являются монтажными массовыми действами. Они строятся из отдельных массовых эпизодов с участием больших групп участников, а также групповых и сольных номеров спорта и искусства, логично увязанных между собой в единую композицию представления. В крупных по масштабу и значимости массовых спортивно-художественных представлениях нередко участвуют более 20 ООО человек. Такая огромная массовость, естественно, оказывает определяющее влияние на особенности режиссуры данного жанра, среди которых можно выделить следующие: а) Главный герой представления - масса. Чтобы уяснить эту особенность массовых спортивно-художественных представлений, давайте понаблюдаем за действиями сотен участников, выступающих на поле стадиона. Вот они встали на свои места. Появился очень четкий рисунок в виде прямоугольника с идеальным равнением участников но фронту, в глубину и по диагонали. Звучит мелодия, и участники начинают выполнять упражнение. В начале все наше внимание сосредоточено на участниках. Мы рассматриваем их по отдельности, замечая конкретные детали в осанке или костюме некоторых из них. Вот они все вместе подняли руки в стороны, затем вверх, все одновременно присели, сделали выпад и т.д. Упражнения выполняются настолько четко и согласованно, что вскоре мы уже не замечаем отдельных участников. Перед нами ожила вся их масса как единое целое. Сначала мы видим прямоугольник, который то поднимается вверх, то опускается вниз, то сужается к центру, то расширяется, и нам напоминает то поле цветов, то колосящуюся пшеницу, то бушующее море. Но вот прямоугольник рассыпался, и перед нами оживает новый рисунок. Мы уже с интересом ждем, какое еще превращение произойдет на поле, что будет дальше. Теперь постараемся вспомнить, какие конкретно упражнения выполняли участники. Оказывается, сделать это очень трудно. Но зато ясно можно представить все, что было связано с движениями всей массы участников. Попросим одного из участников массового представления проделать только что выполненное упражнение. Когда мы смотрим, как его выполняет один человек, кажется, что это совсем другое упражнение. Оно удивляет нас своей простотой и однообразием движений. Невольно возникает сомнение, это ли упражнение мы только что видели на стадионе. Этот пример очень точно иллюстрирует особенности выполнения упражнений большой массой людей. Следовательно, для постановщика при разработке массового спортивно-художественного представления особое значение приобретают такие действия участников, которые ведут к изменению положения и движения всей массы выступающих. И чем контрастнее и неожиданнее для зрителей эти изменения, тем больший эффект и интерес они вызывают. Таким образом, существование главного действующего лица, т.е. всей массы участников, создающих коллективную образность, является важнейшей отличительной особенностью массовых спортивно-художественных представлений. Эта особенность, с одной стороны, значительно расширяет постановочные возможности режиссера, а с другой, - требует от него творческого поиска в использовании выразительных средств с тем, чтобы через действия отдельных участников контрастно и динамично показать главное действующее лицо представления - массу. Чтобы масса участников воспринималась как единое целое, как новое действующее лицо, они должны добиться идеальной согласованности в движениях при сохранении равнения и рисунка построения. В связи с этим возникает вопрос о трудности упражнений, включаемых в массовый номер. Известно, что чем труднее упражнение, тем сложнее большой массе участников выполнить его синхронно, сохраняя при пом рисунок построения. Конечно, было бы очень эффектно, если бы все участники одновременно выполнили, например, сальто назад или другое сложное упражнение. Однако включение таких сложных элементов требует одинаково высокой подготовленности всех участников, а также 53 длительной и кропотливой работы над согласованностью движений, что часто не окупается тем зрелищным эффектом, который можно получить от такого номера. Значит, не трудность упражнений является залогом успеха массового выступления, а глубокое проникновение режиссера в особенности выполнения упражнений большой массой людей, его умение найти простые и оригинальные средства, отражающие эти особенности и позволяющие эффектно показать главное действующее лицо представления. б) Главная сценическая площадка-стадион Массовость жанра спортивно-художественных представлений определила и адекватную для них сценическую площадку. Наиболее удобной оказалась арена стадиона, где действие может развиваться не только на футбольном поле размером 110 х 70 м, но и на секторах, беговой дорожке, верхней галерее и в проходах трибун. Благодаря трибунам, зрители имеют возможность наблюдать за развертыванием действия сверху и видеть не только отдельные фрагменты композиции, но и всю композицию в целом. Однако спортивной режиссуре до сих пор не удалось полностью использовать это преимущество стадиона, а именно, создать такую композицию представления, которая с любого места на трибуне просматривалась бы равноценно. Отдельные попытки режиссеров выстроить представление равноценно для всех зрителей пока удались лишь частично. Типичной же является ориентация представления на западную трибуну стадиона. в) Режиссер - сценарист Жанр массовых спортивно-художественных представлений не имеет профессиональных сценаристов. Их специально никто не готовит. Поэтому эту сложную творческую задачу обычно приходится решать самому режиссеру-постановщику. Сценаристы, работающие в других видах и жанрах драматургии, очень далеки от массовых представлений и праздников на стадионе и реально помочь, а тем более работать самостоятельно в этом жанре, как правило, не могут. Как: мы уже убедились, здесь необходимо четко представлять себе возможности главного героя - массы участников -, знать и в совершенстве владеть выразительными средствами жанра. Нужно также обладать масштабным, " стадионным" мышлением. Ведь так многое из того, что с успехом идет на сцене, не годится для стадиона. Здесь совсем другие масштабы, возможности и требования. В практике встречаются пока лишь единичные примеры совместной творческой деятельности режиссера и профессионального сценариста. Причем опыт показывает, что такое содружество плодотворно и эффективно только тогда, когда это 54 не случайный эпизод в их работе, а подлинный творческий союз, способствующий взаимному профессиональному обогащению. г) Одноразовость представления Если в театре после премьеры режиссер еще не раз может вернуться к работе над спектаклем, то многотысячное массовое представление на стадионе живет лишь однажды, и при этом должно оставить глубокое и яркое впечатление. Это обстоятельство не только повышает ответственность режиссера за конечный результат своей деятельности, но и накладывает отпечаток на всю технологию производства массового спортивно-художественного представления в целом. Другими словами, режиссер здесь не имеет права на ошибку. Его можно сравнить со снайпером, который с первого выстрела должен поразить цель и при этом попасть только " в яблочко", " в десятку". Важно также отметить, что режиссеру-постановщику массовых спортивно-художественных представлений приходится иметь дело не с актерами-профессионалами, а с многотысячным коллективом, объединяющим обыкновенных людей разных профессий, возраста, пола, подготовленности и пр. Поэтому в данном жанре так важен предрепети-ционный период творческой и организационной деятельности режиссера-постановщика. Начинать репетиционную работу с многотысячной массой участников он имеет право только тогда, когда он четко знает, что, как и с кем он будет делать. д) Особые условия монтажа В современном массовом спортивно-художественном представлении огромное значение приобретает монтаж, т.е. драматургическое и композиционное соединение отдельных номеров и эпизодов в стройное, целостное и законченное действо. Массовость зрелища, его выразительные средства и особенности стадиона как сценической площадки определяют здесь специфику монтажа. Но, вместе с тем, действуют и некоторые его общие законы, присущие и другим жанрам искусства. Монтаж в кинофильме, пьесе, балете, опере, концерте, театрализованном представлении и т.п. проявляет себя всегда двусторонне. С одной стороны, он несет смысловую функцию и способствует решению тематической задачи художественного произведения, с другой - техническую, обеспечивая непрерывность развивающегося действия. Значение этих двух функций монтажа в разных видах искусства неодинаково. К примеру, при монтаже кинофильма смысловая функция играет первостепенную роль, а техническая ограничивается лишь склеиванием кинопленки. В спортивно-художественном представлении массовость действия определяет равноценность обеих функций монтажа в творческой работе 55 сценариста и режиссера. Следовательно, можно говорить о двух видах монтажа - смысловом и техническом. Если массовое спортивно-художественное представление рассматривать как механическое объединение различных спортивных выступлений и сольных номеров, т.е. как обычный концерт, но более крупный по масштабам, то роль в нем смыслового монтажа очень мала. Последний приобретает свое истинное значение лишь в том случае, когда представление строится в соответствии с определенным сценарно-режиссерским замыслом, когда в действие закладывается четкая авторская мысль. Только при таком условии соединение отдельных номеров и эпизодов, очередность их следования в представлении становятся небезразличными для сценариста и режиссера, составляя один из важнейших аспектов их творческого поиска при разработке сценария и постановке представления. Смысловой монтаж дает возможность путем соединения разных по смыслу компонентов действия получить новый, имеющий собственный смысл. Например, в кинофильме разные по содержанию, времени и месту действия кадры, склеенные в определенном порядке, могут придать происходящему на экране совершенно новый смысл, необходимый для реализации режиссерского замысла. То же и в массовом спортивно-художественном представлении, где разные по смыслу и характеру номера, поставленные рядом или объединенные в один эпизод, могут выражать совершенно новую мысль, способствуя драматургическому решению сценарно-режиссерского замысла. В этом случае монтаж проявляет себя в новом качестве - как особое выразительное средство. Технический монтаж менее изучен и описан в специальной литературе, чем смысловой. Это не удивительно, т.к. в большинстве жанров он имеет подчиненное значение. Пожалуй, лишь в театре он требует определенного творческого решения, где для этого используются специальные технические средства (антрактный и интермедийный занавесы, кулисы, вращающийся крут сцены, движущиеся дорожки, свет и т.п.), проводятся особые монтировочные репетиции. Стадион же, в отличие от театра, не имеет специальных технических средств для монтажа. Здесь все происходит на глазах у зрителей. И это при том, что действуют огромные массы участников. Именно поэтрму технический монтаж в' массовых сппрптпо-художественных представлениях имеет такое же важное значение, как и смысловой, требуя равноценного внимания режиссера и творческого поиска в его решении. В практике постановки массовых спортивно-художественных представлений сложились два вида технического монтажа: открытый и закрытый. 56 Открытый монтаж: характеризуется тем, что переход от одной части представления к другой, от эпизода к эпизоду выполняется открыто, на глазах у зрителей. Закрытый монтаж вкл ючаег элемент отвлечения внимания зрителей от выполнения участниками переходного перестроения. Открытый монтаж характерен для стадиона с круговым расположением зрителей. Монтажное перестроение должно быть красивым, оригинальным ■ смотреться как относительно самостоятельное действие. Для этого оно обычно подразделяется на несколько этапов, каждый из которых включает действия отдельных групп участников и выполняется под музыку в течение специально отведенного времени. Такой переход от одной части представления к другой проходит очень четко и зрелищно. Поэтому открытый монтаж находит все более широкое применение в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе. При закрытом монтаже переходное перестроение не требует такой тщательной разработки. Иногда прямо на репетиции указываются лишь направления, характер перемещений и места участников в новом построении. Такой монтаж применяется, к примеру, тогда, когда на поле нужно вынести и установить гимнастические снаряды или другие конструкции. Однако, он хорош лишь при одностороннем ракурсе обозрения. При круговом расположении зрителей он имеет ряд недостатков. Вс-первых, не всяким отвлекающим действием можно полностью решить поставленную задачу, а во-вторых, и это главное, отвлекающим оно часто бывает лишь для зрителей, наблюдающих за ходом представления с фронта. Все же остальные ьидят как раз то, что по замыслу режиссера должно быть от них скрыто. Таким образом, технический монтаж массового спортивно-художественного представления, выполняя свои прямые функции по организации массового действия, при разработке композиционного решения представления поднимается до уровня творческого метода с присущими ему средствами, приемами, методикой. Его огромный потенциал обусловлен, в первую очередь, выразительными средствами, среди которых особое место занимают построения и перестроения. Смысловой монтаж, нацеленный на раскрытие идеи представления, в значительной степени связан с поиском рисунков построения, в которых происходит действие, а технический, обеспечивающий непрерывность действия, - с перестроениями, т.е. поиском логических переходов из одного рисунка в другой. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы