Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поскольку и я простолюдин.
Нам будет легко на земле... Для его бабушки, дворянки, слово «простолюдин» значило ровно то, что оно значило в XIX веке. Но для Леши звук был другим. Вглядитесь в круг героев поэзии Решетова. Хозяйка маков Кузьмичиха потеряла на фронте трех сыновей; дядька раздувает самовар сапогом, дошедшим до Берлина; безногий сапожник Глушков оставил свой «одиннадцатый номер» в том же Берлине, но понимает горе немки Шарлотты; старый художник в пасмурном подвале учит мальчишку, сына прачки и убитого солдата, как добиться, чтоб «не было подвала и войны, а было рисование с натуры»; ослепший на фронте скрипач водит смычком, как будто режет черный хлеб; старуха кланяется грибам и зовет синявку голубушкой; «женщина пилит двуручной пилой толстые бревна одна»; девочка на кладбище уснула не вечным сном... Алеша все запоминал: колокольный глагол русской речи, женский шепот молодой, как сено на лодках везли, как шахтеры спускались в гулкой клети под землю... И оживали в его стихах писарь, почтальон, газетчик Коля, подруга поэта... Для них он и писал, о них и думал. Мы все в этом ряду. Я берусь утверждать, что до Алеши в нашем крае не было поэта, который так твердо следовал бы избранным путем. Он не писал о ГЭС и ГРЭС, нет в его стихах никаких пусков заводов, фабричных труб и терриконов, хоть он и насмотрелся на них в жизни. Пейзаж, герои, мысли, заботы его лирики совсем и н ы е. В четыре, восемь, двенадцать строк он под высоким напряжением укладывает самые простые слова, но живые, живые! И они сами находят путь к нашему сердцу. Алеша сознательно выбрал свой путь, свой круг тем и понятий, свою лексику. Когда мы начали готовить к изданию сборник «Иная речь», предполагалось, что это будет тоненький сборник, и войдут в него лишь неопубликованные стихи. Леша готовил к ним предисловие. Потом замысел изменился, сбор-
ник стал более солидным по объему, а предисловие осталось у меня. Хочу привести эти слова: «Название книжки «Иная речь» не претензия на что-то необычное. Сборник мог называться и «Тревога», и «Ста ростъ», и просто «Стихотворения». Как раз я люблю традиционную форму письма, мне кажется, что она ближе к единопониманию человечества. Просто в конце високосного нашего века, на ущербе собственной жизни, хотелось бы говорить сдержанней и разумней, чем прежде». Сегодня видно, что с самого начала и до конца его речь была иной, оставаясь и сдержанной, и разумной. Его принуждали сменить темы и лексику — он отказался. Да разве он не знал, как это делается? Знал, конечно. Но знал и цену компромиссу. Цену этим грубым подделкам под стихи. Он считал это грехом. Об одном «классике» говорил мне: — Ему стих написать, все равно что поссать. Ну да, в бытовой речи он не чурался грубых слов, он знал эту лексику, ведь чуть не 40 лет работал на калийном комбинате, трудился и в шахте, и на солемельнице. Но, спускаясь под землю, он не опускался в языке. С первой книги до последней лексика ( и круг понятий) были выверены по высшему образцу: земля, небо, мама, отец, дом, хлеб, любовь, смерть... Фундамент любого языка. Фундамент жизни людей. Это далеко не всегда нравится людям, чудовищно изуродованным «идеологией». Я помню, как мы с Лешей «прятали» по сборникам «печальные» слова. Их особенно рьяно подчеркивали разного рода рецензенты из Москвы и бдительный главный редактор издательства Б. Д. Гринблат. Установка была одна: больше бодрости и оптимизма! И что вышло? Леша всем дал урок поведения поэта. Он вообще-то был терпелив и скромен. — Ну, уберем этот стишок, — говорил. Всегда «стишок», а не «стихи» или «стихотворение». Словно стеснялся. Звонил иногда. — Я новый стишок написал. Хочешь, прочту? Словно бы я могла сказать «не хочу»! Так вот, Леша терпел. Дошло дело до верстки, то есть второй корректуры. Еще 6-7 «печалей» велят выкинуть из книги. И тут он взорвался: — Я возвращаю аванс и забираю рукопись! Это было прекрасно и сильно. Но я думала: ведь книга т* выйдет! Больно. Разорительно. И читателя тоже жаль. Но Леша оказался прав. Твердость и достоинство поэта победили. Текст больше не тронули, и книга вышла. Чуть ниже я расскажу еще две истории — о завистниках, о доносах. Но прежде вернемся к темам Решетовской лирики, к лексике. «Обвалами друзей моих поубивало», — написал он на исходе XX века. Это не только образ, это из его биографии. Сам он чуть не погиб однажды в шахте. Знал такие дела не понаслышке. Леша хотел написать повесть «Трещина». Рассказывал мне замысел, эпизоды. Он думал о трагической картине своего детства, юности, жизни. Трещина — та самая, конечно, что всегда проходит через сердце поэта. Эпизоды были мрачные: гибель товарищей, детей, женщин. Изломанные судьбы, Унижения. Дикость. Дефицит духовности. Но и доброта, великодушие, благородство... Леша, конечно, осознал уже к тому времени, что произошло в стране. Жаль, что он не написал «Трещину». Это была бы пронзительная повесть. В «Зернышках спелых яблок» уже был обозначен, хоть и предельно смягчен, ее зачин. В общем, Шекспир, который сказал: «Тот не ограблен, кто не сознает, что он ограблен»... Леша сознавал... |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы